ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-729/20 от 05.08.2020 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Черкесск 05 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего – Лайпанова А.И.,

судей – Асланукова А.Х., Сыч О.А.,

при секретаре судебного заседания – Булгаровой С.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-729/2020 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 31 марта 2020 года по иску Щукиной Е.П. к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий, уведомления о расторжении государственного контракта и возложении обязанности исполнить государственный контракт.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Лайпанова А.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Щукина Е.П. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий, уведомления о расторжении государственного контракта и возложении обязанности исполнить государственный контракт.

В обоснование иска указала, что <дата> между Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, с одной стороны и Щукиной Е.П., от имени и в интересах которой действует Общество с ограниченной ответственностью «Легион», с другой стороны, на основании результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя путем проведения электронного аукциона (извещение опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок протокол №... от <дата>) заключен Государственный контракт № Ф-0№... на оказание услуг по приобретению жилого помещения (квартира, дом) в границах муниципального образования <адрес> для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <дата> состоялось обследование объекта, согласно которому был составлен Акт. Комиссия произвела осмотр квартиры, расположенной по адресу: <адрес>., на предмет соответствия установленным санитарным и техническим требованиям при котором выявлены нарушения: двери с кухни и санузла при одновременном открывании перекрывают эвакуационные пути их квартиры, рекомендуют для соблюдения пожарной безопасности, установить раздвижные двери; при осмотре подъезда, лестничной клетки, что является местами общего имущества и пользования выявлено, что ступени в подъезде (ступени железобетонные), которые обеспечивают доступ к лестничной клетке и лифтовому холлу в ветхом состоянии, марши имеют прогибы и места разрушения, крепление первого марша разрушено, трещины в сопряжениях маршевых плит с несущими конструкциями, ограждающие решетки расшатаны, пользование лестницей опасно и затрудняет обеспечение безопасного доступа в жилое помещение. Также состояние подъезда неудовлетворительное и не соответствует санитарным нормам, сколы трещины отслоение краски, местами отпадание штукатурки, образование гнезд птиц, следы разведения костров, что также затрудняет комфортный и безопасный доступ к жилому помещению. Примерный состав работ (Усиление подступенков, заделка разрушенных мест и замена местами проступей, усиление маршевых плит; косметический ремонт подъезда), исходя из этого состояние мест общего пользования и имущества не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 24.12.2018) часть II пункт 11. При осмотре помещения, а именно вспомогательного помещения, кухни было установлено вмешательство в систему отопления, была изменена магистраль и отсутствие отопительных приборов, которые ранее располагались под оконной рамой, что могло нарушить работу всей системы отопления, также в связи с отсутствием отопительного прибора на кухне система отопления не может обеспечить равномерное нагревание воздуха в данном помещении, что не соответствует нормам СанПиН 23.2.264S-10 части V пунктам 4.1 и 4.2. и Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 24.12.2018) часть II пункт 13 также по первичному проекту здания в данном помещение должен быть оконный проем, на момент осмотра на месте проема был оборудован дверной проем, разрешительная документация отсутствует, все эти работы считаются переустройством и требуют согласования с органами местного самоуправления согласно статье 25 ЖК РФ, статье 26 ЖК РФ. Примерный состав работ (предоставить разрешительную документацию, обратиться в органы местного самоуправления за согласованием данных изменений). Комиссия постановила, что жилое помещение и места общего пользования не соответствуют требованиям, установленным Государственным контрактом от 16.04.2019 г.

Щукина Е.П. считает, что на дату <дата> квартира полностью соответствовала условиям, предъявляемым к техническим характеристикам. <дата> Заказчиком направлен отказ от подписания акта приема-передачи квартиры. <дата> Заказчик вновь не принял квартиру. <дата> повторно было направлено письмо Заказчику с датой принятии квартиры <дата> с 11.30 по 12.30, однако никакого ответа не поступило. Заказчик квартиру не принял, чем нарушил условия Государственного контракта. Истцом был дан ответ на акт обследования объекта от <дата> по государственному контракту от <дата> № Ф-0№....

В исковом заявлении истец просит суд: признать действия (бездействия) Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики незаконными; признать уведомление Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, о расторжении Государственного контракта № Ф- 0№... от 06 06.2019г. незаконным; возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений по Карачаево-Черкесской Республике исполнить Государственный контракт № Ф- 0№....

В ходе рассмотрения дела представителем истца подано заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором указано, что акт обследования объекта от <дата> получен истцом по электронной почте 30 апреля 2019 года, а 6 мая 2019 года им было направлено письмо Заказчику об устранении недостатков по акту обследования от 19.04.2019 и готовности передать жилое помещение (квартиру), в котором указана позиция, в том числе, что во исполнение государственного контракта от <дата> № Ф-0№... и в надежде на дальнейшее плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество истец в лице её представителей, готова усилить подступенки, заделать разрушенные места и заменить местами проступи, усилить маршевые плиты и произвести косметический ремонт подъезда; по п. 3. - готовы разместить отопительный прибор на кухне под оконной рамой. По поводу оборудования дверного проема на месте оконного проема в кухне - не обладают документацией первоначального проекта здания. Продавцом продаваемой квартиры переустройство или перепланировка не производились. На данный момент готовы предоставить технический паспорт на квартиру, в котором нет указаний о проведении незаконной перепланировки или переустройства. Обязуются выполнить вышеуказанные работы в течение 10 рабочих дней с даты получения акта обследования объекта (акт получен по электронной почте 30.04.2019), а именно с 30.04.2019 по 21.05.2019.

ООО «Легион», действующий от имени и в интересах Щукиной Е.П., выполнило работы по усилению подступенков, заделало разрушенные места и заменило местами проступи, усилило маршевые плиты и произвело косметический ремонт подъезда, а также разместило отопительный прибор на кухне под оконной рамой, устранило недостатки и известило Заказчика о готовности передать жилое помещение (квартиру), о чем <дата> сообщено письмом по электронной почте в адрес Заказчика. <дата> комиссия Заказчика повторно произвела осмотр жилого помещения (квартиры) и вновь не приняла квартиру, согласно акта обследования объекта №... от <дата>, ссылаясь на обстоятельства, что при первичном осмотре помещения, кухни, было установлено вмешательство в систему отопления путем изменения магистрали отопительных приборов, которые должны располагаться под оконной рамой, без разрешительной и согласованной документации, и что по первичному проекту здания в данном помещении должен быть оконный проем, на момент осмотра на месте проема оборудован дверной проем без разрешительной документации. По вопросу акта обследования объекта №... от <дата> по государственному контракту от <дата> № Ф-0№..., истцом дан ответ Заказчику <дата> о том, что в кухне оборудован дверной проем для выхода на балкон. В техническом паспорте нет отметок о наличии незаконной перепланировки или переустройства. Отопительный прибор, установленный на кухне, не нарушает работу системы отопления, о чем свидетельствуют акт осмотра помещения, выданный Управляющей компанией «Московский» от <дата>, согласно которому нарушений норм СНиП не обнаружено. Из предоставленных документов усматривается, что перепланировка квартиры производилась до выдачи технического паспорта и переустройство или перепланировка не производились. <дата> ООО «Легион» отправило письмо в адрес Заказчика по электронной почте, о готовности передать жилое помещение (квартиру) по акту приема- передачи, согласно условиям государственного контракта № Ф-0№... от <дата>.

7 июня 2019 года ООО «Легион» повторно отправило письмо в адрес Заказчика по электронной почте, с датой принятия квартиры <дата> с 11.30 по 12.30, однако никакого ответа от Заказчика не поступило. Но, не смотря на предпринятые действия ООО «Легион», Заказчик квартиру не принял, чем нарушил условия Государственного контракта. <дата> Заказчик разместил в Единой информационной системе Уведомление о расторжении в одностороннем порядке Государственного контракта № Ф-0№... от <дата>. Предлагаемое ООО «Легион» к приобретению жилое помещение (квартира), полностью соответствует требованиям, установленным Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в закупочной документации и требованиям законодательства РФ и КЧР.

Стороны, их представители, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, представители истца и представитель ответчика направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Решением Черкесского городского суда КЧР от 31 марта 2020 года иск Щукиной Е.П. удовлетворен. Суд решил: признать действия (бездействия) Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики незаконными; признать уведомление Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о расторжении Государственного контракта № Ф-0№... от <дата> незаконным; возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений по Карачаево-Черкесской Республики исполнить Государственный контракт № Ф- 0№....

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование указывает, что истцом не были устранены нарушения, указанные в мотивированном отказе от 30.04.2019 в течение 10 дней с момента получения, в связи с чем контракт подлежал расторжению. Со стороны ответчика действия были законные и обоснованные, а действия, произведенные истцом по сути являются переустройством жилого помещения и подлежат согласованию с органами местного самоуправления. Истец в нарушение положений ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса РФ согласование не проводил.

В возражениях на апелляционную жалобу Щукина Е.П. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, об отложении рассмотрения дела на другой срок не ходатайствовали.

Министерство имущественных и земельных отношений КЧР просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав и обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 08 апреля 2019 года между Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и Щукиной Е.П., от имени и в интересах которой действовало ООО «Легион» был заключен государственный контракт № Ф-0№... по итогам аукциона в электронной форме №... на право заключения контракта с Министерством имущественных и земельных отношений КЧР на приобретение недвижимого имущества - жилого помещения в границах муниципального образования <адрес> для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

<дата> Министерством имущественных и земельных отношений КЧР направлено уведомление о расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

Расторжение контракта было мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 1.2. Государственного контракта в соответствии с которым Поставщик обязуется передать в государственную собственность квартиру, общей площадью 34,5 квадратных метра, расположенную по адресу: Карачаево - Черкесская Республика, <адрес>, кадастровый №..., соответствуют техническим характеристикам, указанным в приложении №... к Государственному контракту, а Заказчик обязуется принять по акту приема-передачи и оплатить жилое помещение в соответствии с условиями Государственного контракта.

В соответствии с пунктом 4.3 Государственного контракта до подписания акта приема-передачи Заказчик производит осмотр жилого помещения и оборудования, а также производит проверку представленных Поставщиком документов.

19 апреля 2019 года комиссией, утвержденной распоряжением Минимущества КЧР от 16 апреля 2019 года №166 «О создании комиссии» обследовано указанное жилое помещение и составлен Акт обследования объекта, которым установлено, что жилое помещение и места общего пользования не соответствуют требованиям, установленным Государственным контрактом.

В соответствии с пунктом 4.4. в случае несоответствия техническим и иным характеристикам жилого помещения требованиям, указанным в техническом задании, Заказчик направляет поставщику мотивированный отказ в подписании акта приема-передачи жилого помещения с указанием на несоответствия технических и иных характеристик жилого помещения и предложением привести жилое помещение в соответствие с требованиями, указанными в техническом задании.

30 апреля 2019 года Заказчиком направлен мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи с предложением устранить выявленные несоответствия.

23 мая 2019 года при повторном обследовании указанного объекта установлено, что замечания указанные в акте обследования от 19 апреля 2019 не устранены.

В силу ч.9 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с п. 4.5 Государственного контракта, если замечания, указанные в мотивированном отказе в подписании акта приема-передачи жилого помещения в части несоответствия техническим и иным характеристикам не устранены в течение 10 рабочих дней с момента получения, Контракт подлежит расторжению.

Согласно п. 4.7 Государственного контракта проверка жилого помещения, в части соответствия техническим условиям Контракта, осуществляется Заказчиком путем проведения экспертизы. Для проведения экспертизы на соответствие техническим и иных характеристикам жилого помещения, а также документам на жилое помещение условиям Контракта, Заказчик имеет право создать комиссию, привлечь эксперта, экспертную организацию.

Пунктом 1 части 1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что заказчик осуществляет приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (далее – отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактов, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В целях реализации Закона №44-ФЗ одним из направлений и принципов которого является регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, заказчик, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов поставки товара, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта обязан провести экспертизу.

Как правильно установлено судом первой инстанции ответчик какой-либо экспертизы в отношении предмета контракта не проводил.

При осмотре квартиры 19.04.2019 ответчик установил следующие нарушения и составил Акт следующего содержания:

1. Двери с кухни и санузла при одновременном открывании перекрывают эвакуационные пути из квартиры. Рекомендуют для соблюдения пожарной безопасности установить раздвижные двери.

2. При осмотре подъезда, лестничной клетки, что является местами общего имущества и пользования выявлено, что ступени в подъезде (ступени железобетонные), которые обеспечивают доступ к лестничной клетке и лифтовому холлу в ветхом состоянии, марши имеют прогибы и местами разрушены, крепление первого марша разрушено, трещины в сопряжениях маршевых плит с несущими конструкциями, ограждающие решетки расшатаны, пользование лестницей опасно и затрудняет обеспечение безопасного доступа в жилое помещение. Также состояние подъезда неудовлетворительное и не соответствует санитарным нормам, сколы, трещины, отслоение краски, местами отпадание штукатурки, образование гнезд птиц, следы разведения костров, что также затрудняет комфортный и безопасный доступ к жилому помещению. Примерный состав работ: усиление подступенков, заделка разрушенных мест и замена местами проступей, усиление маршевых плит, косметический ремонт подъезда. Исходя из этого, состояние мест общего пользования и имущества не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. От 24.12.2018) часть II пункт 11.

3. При осмотре помещения, а именно вспомогательного помещения, кухни было установлено вмешательство в систему отопления, была изменена магистраль и отсутствие отопительных приборов, которые ранее располагались под оконной рамой, что могло нарушить работу всей системы отопления, также в связи с отсутствием отопительного прибора на кухне система отопления не может обеспечить равномерное нагревание воздуха в данном помещении, что не соответствует нормам СанПиН 23.2.2645-10 части IV пунктам 4.1 и 4.2 и Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. От 24.12.2018) часть II п.13. также по первичному проекту здания в данном помещении должен быть оконный проем, на момент осмотра на месте проема был оборудован дверной проем, разрешительная документация отсутствует, все эти работы считаются переустройством и требуют согласования с органами местного самоуправления согласно ст.25 ЖК РФ, ст.26 ЖК РФ. Примерный состав работ – предоставить разрешительную документацию, обратиться в органы местного самоуправления за согласованием данных изменений.

Комиссия постановила, что жилое помещение и места общего пользования не соответствуют требованиям, установленным Государственным контрактом от 16.04.2019 №Ф-0№....

Как было указано выше, в соответствии с условиями контракта замечания должны быть устранены в течение 10 рабочих дней.

Получив замечания Минимущества КЧР 30.04.2019, истец, 06.05.2019, т.е. в течение десяти рабочих дней направил письмо о готовности устранения недостатков по акту обследования от 19.04.2019, за исключением ремонта мест общего пользования.

Письмом от 07.05.2019 представитель истца поставил ответчика в известность об устранении недостатков согласно акту обследования от 19.04.2019.

При повторном обследовании жилого помещения от 23.05.2019 комиссия не приняла квартиру, сославшись на то, что в кухне установлено вмешательство в систему отопления путем изменения магистрали отопительных приборов, которые должны располагаться под оконной рамой, без разрешительной и согласованной документации и по первичному проекту здания в помещении должен быть оконный проем, а на момент осмотра на месте проема оборудован дверной проем без разрешительной документации.

Исходя из технического паспорта квартиры (т.д.1, л.д.73-80), составленного 01.04.2009 выход на балкон, о котором говорится в акте обследования ответчика, оборудован из кухни, а не из жилой площади. Таким образом, технические параметры квартиры, соответствуют ее документации, каких либо переустройств не отраженных в техническом паспорте приобретенная по контракту квартира не содержит. Разрешение на перенос балконной двери из жилой комнаты в кухню было получено еще 20.03.2009 (т.д.1, л.д.83) и, исходя из того, что это отражено в техническом паспорте от 01.04.2009, переоборудование балконной двери было произведено в указанное время и надлежащим образом оформлено.

Следовательно, каких либо нарушений условий контракта истцом в данном вопросе не допущено.

По вопросу об установке батареи отопления под окно в помещении кухни, в материалах дела имеется акт осмотра помещения от 24.05.2019 составленный, в том числе и главным инженером ООО Управляющая компания «Московский» из которого следует, что осмотром отопительной системы в кухне установлено, что нарушений норм СНиП не обнаружено. Замечаний при осмотре не имеется.

С учетом того, что письмом от 07.05.2019 истец известил ответчика об устранении выявленных недостатков и при осмотре квартиры 23.05.2019 отопительный прибор был установлен на кухне, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении истцом десятидневного срока для исправления недостатков.

В соответствии с п.8 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

На основании положений ст. 557 ГК РФ, в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила статьи 475 настоящего Кодекса, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

В силу ч. 1 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Принимая во внимание доказанность устранения недостатков квартиры, у суда имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований.

При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о наличии оснований для расторжения контракта судебной коллегией не принимается.

Других оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции руководствовался подлежащим применению материальным законом, принял правильное по существу решение, которое по имеющимся доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 326, 328 - 330 Гражданско-процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 31 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

1версия для печатиДело № 33-707/2020 (Определение)