ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-730/2022 от 13.09.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Романова Ю.А. Дело № 33-3117/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Кребеля М.В.,

судей: Небера Ю.А., Кущ Н.Г.,

при секретаре Куреленок В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томск гражданское дело № 2-730/2022 по иску Демина Сергея Дмитриевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии

по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области Коломиной Татьяны Николаевны на решение Кировского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 года,

заслушав доклад председательствующего, представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области Коломиной Т.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Демина С.Д. и его представителя Заплатиной Е.А., возражавших против апелляционной жалобы,

установила:

Демин С.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее – ГУ ПФР), в котором просил включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 12.08.1985 по 10.02.1991 - в должности мастера, мастера участка № 1 Дорожно-строительного управления № 3; с 11.02.1991 по 27.01.1992 и с 01.02.1992 по 21.01.1996 - в должности мастера участка № 2 в коллективном предприятии «ДСУ-3»; с 23.04.1996 по 01.02.1999 - в должности мастера, мастера СМР в производственном кооперативе «ДСУ-3».

В обоснование заявленных требований указал, что 26.01.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в назначении которой решением пенсионного органа от 11.05.2018 № 1102 отказано ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности. Полагал, что отказ является не законным, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Истец Демин С.Д. и его представитель Заплатина Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Коломина Т.Н. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Обжалуемым решением исковые требования Демина С.Д. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Коломина Т.В. просит решение отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом не представлены в материалы гражданского дела доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований.

Полагает, что судом необоснованно установлен характер работы истца в спорный период на основании показаний двух свидетелей.

Считает, что у суда не имелось оснований для назначения истцу страховой пенсии с 26.01.2018, поскольку выпиской из индивидуального лицевого счета Демина С.Д. подтверждается осуществление им трудовой деятельности с 25.09.2012 по настоящее время в должности муниципального служащего администрации Шегарского района, в связи с чем на основании положений ч. 1.1 ст. 8 Закона № 400 – ФЗ досрочная страховая пенсия по старости истцу может быть назначена не ранее достижения им возраста 56 лет.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что 26.01.2018 Демин С.Д. обратился в УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Решением № 1102 от 11.05.2018 УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) Демину С.Д. засчитано в специальный стаж за работу с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 - 3 года 1 месяц 26 дней, исключено из подсчета специального стажа за работу с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 - 17 лет 11 месяцев 15 дней, отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения должности муниципальной службы.

Из решения пенсионного органа № 1102 от 11.05.2018 следует, что из подсчета специального стажа за работу с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 исключены спорные спорные периоды: с 12.08.1985 по 10.02.1991 - в должности мастера Дорожно-строительного управления № 3, так как по сведениям справки от 23.04.2018 № 06-14/9 не представляется возможным установить, что Демин С.Д. руководил работами по новому строительству промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых сооружений; с 11.02.1991 по 20.01.1996 - в должности мастера коллективного предприятия «ДСУ-3» (в дальнейшем – производственный кооператив «ДСУ-3»), с 23.04.1996 по 01.02.1999 - в должности мастера производственного кооператива «ДСУ-3», так как данное наименование профессии не предусмотрено Списком № 2, период с 08.09.1998 по 01.02.1999 отражен без признака льготной работы в индивидуальном лицевом счете.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»" применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, к льготной категории работников относятся инженерно-технические работники, занимающие должности мастеров (десятников) и прорабов (пункт «б» раздела XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций»).

Пунктом «б» Раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрены мастера строительных и монтажных работ (позиция 22900006-23419), а также производители работ, занятые на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов (позиция 22900006-24441).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В соответствии с пунктом 37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием.

При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина (пункт 38 указанных Правил).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила от 11 июля 2002 года № 516).

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В абзаце 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, юридически значимыми являются обстоятельства выполнения истцом работ в должности мастера в организациях, занятых строительством (за периоды работы до 1 января 1992 года), а по Списку № 2, утвержденном утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, при условии полной занятости.

Из трудовой книжки Демина С.Д. (AT-II № 7724066) следует, что 12.08.1985 истец принят на должность мастера (с 22.06.1988 – мастера участка № 1) Дорожно-строительного управления № 3, 10.02.1991 - уволен, 11.02.1991 принят в коллективное предприятие «ДСУ-3» мастером участка № 2, 23.04.1996 - переведен в производственный кооператив «ДСУ-3» мастером участка № 2, 22.01.1996 – переведен инженером по технике безопасности, 19.05.1998 - переведен мастером СМР на участке № 2 в производственный кооператив «ДСУ-3», 01.02.1999 – уволен переводом в производственный кооператив «Асфальтобетонный завод».

Данные обстоятельства также подтверждаются справкой производственного кооператива «ДСУ-3» от 18.07.2003, согласно которой Демин С.Д. работал в производственном кооперативе ДСУ-3 в качестве мастера СМР с 12.08.1985 по 10.02.1991 (приказ №-129к от 03.08.1985, приказ №-7А от 10.02.1991), штатными расписаниями управления ДСУ-3 на 1991 год, 1993 год, 1994 год, где в качестве мастера указан Демин С.Д.

С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, период работы истца до 01.01.1992 соответствует требованиям Списка № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, разделу XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций», подразделу «б» Инженерно-технические работники, в котором предусмотрены «мастера (десятники) и прорабы» без уточнения их функциональных обязанностей.

Данный вывод суда также соответствует разъяснениям, изложенным в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, в котором указано, что, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Поскольку факт работы истца до 01.01.1992 в должности мастера (с 22.06.1988 – мастера участка № 1) Дорожно-строительного управления № 3 в период с 12.08.1985 до 10.02.1991 подтверждается записями в трудовой книжке, то суд пришел к обоснованному выводу о включении спорного периода (до 01.01.1992) работы в специальный стаж истца в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Периоды работы с 11.02.1991 по 27.01.1992 и с 01.02.1992 по 21.01.1996 - в должности мастера участка № 2 в коллективном предприятии «ДСУ-3»; с 23.04.1996 по 08.09.1998 - в должности мастера, мастера СМР участка № 2 в производственном кооперативе «ДСУ-3» также обоснованно включены судом в стаж работы истца для досрочного назначения пенсии.

Согласно учредительному договору от 12.02.1991 о создании общества с ограниченной ответственностью коллективного предприятия «ДСУ-3», заключённого с Деминым С.Д. и исполнительным директором коллективного предприятия «ДСУ-3» стороны согласились создать ООО «Коллективное предприятие ДСУ-3», которое выполняет строительно-монтажные работы по строительству автомобильных дорог общего пользования, жилья и соцкультбыта, строительство объектов дорожного строительства на селе.

Дорожно-строительное управление № 3 «Томскавтодор» с. Кайдаловка Томского района Томской области преобразовано в 1975 году в Дорожно-строительное управление №3 «Томскавтодор», которое 11.01.1991 преобразовано в Коллективное предприятие ДСУ-3. На основании постановления Главы администрации от 23.04.1996 № 90 Коллективное предприятие ДСУ-3 преобразовано в Производственный кооператив «ДСУ-3». На основании решения Общего собрания членов Производственного кооператива «ДСУ-3» № 4 от 29.12.2009 Производственный кооператив «ДСУ-3» реорганизован в форме слияния с ООО «Сибирская строительная компания» в ЗАО «Дорожно-строительное управление «Росмагистраль», что следует из справки от 22.04.2019 № 19.

В соответствии с выданными Производственному кооперативу «ДСУ-3» лицензиями, последнему предоставлено право на осуществление строительно-монтажных и ремонтных работ на объектах автодорожного строительства и жилищно-гражданского назначения (1,2,3 групп сложности), в соответствии с которыми к виду разрешенных работ относились: строительство автомобильных дорог, в том числе земляное полотно, дорожные одежды и покрытия, обустройство дорог.

Должностной инструкцией мастера строительно-монтажных работ, утвержденной исполнительным директором ПК «ДСУ-3» предусмотрено, что в обязанности мастера СМР входит: ведение нового строительства, контролирование качества дорог, принимать от бригад или отдельных рабочих выполненные ими работы и т.д.

Из справки ПК «ДСУ-3» от 22.03.2006 следует, что ДСУ-3 с 1969 года занимается выполнением строительно-монтажных работ по строительству автомобильных дорог общего пользования, жилья, соцкультбыта, строительством объектов дорожного строительства на селе, поэтому мастера участков являются мастерами строительно-монтажных работ, имеющими право на льготное пенсионное обеспечение (Список № 2 код 2290000Б-23419). Участок № 1 – строительство дорого Томск – Мельниково – Бакчар; Томск – Мельниково – Колпашево; Мельниково – Баткат – Бабарыкино - Батурино. Участок № 2 – строительство дороги Томск – обход Зоркальцево – Нелюбино - Победа.

Согласно Уставу Производственного кооператива «ДСУ-3», кооператив является правопреемником коллективного предприятия «ДСУ-3». Основными направлениями деятельности Производственного кооператива «ДСУ-3» является выполнение строительно-монтажных работ по строительству автомобильных дорог общего пользования, жилья, соцкультбыта, строительство объектов дорожного строительства на селе.

Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных гл.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй ч. 1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (п. 5 и 6 ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1 - 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (п. 1).

Полномочие по оценке доказательств, вытекающее из принципа самостоятельности судебной власти, является одним из дискреционных полномочий суда, необходимых для эффективного осуществления правосудия, что не предполагает, однако, возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Согласно статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Руководствуясь положениями указанных правовых норм, судебная коллегия, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, полагает, что в материалы гражданского дела представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие выполнение Деминым С.Д. в спорные периоды работы в должности мастера, связанной с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, в связи с чем они обоснованно включены в стаж работы истца для досрочного назначения пенсии.

Вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, опровергающих указанные выводы судебной коллегии, в материалах гражданского дела не имеется, не представлены они и суду апелляционной инстанции.

В указанной связи доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно установлен характер работы истца в спорный период на основании показаний свидетелей, поскольку они опровергаются совокупностью представленных в дело письменных доказательств, в связи с чем само по себе указание в тексте обжалуемого решения на показания свидетелей не опровергает правильности выводов в данной части.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в стаж работы истца для досрочного назначения пенсии период с 09.09.1998 по 01.02.1999, так как с указанного момента истец был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, однако работодателем спорный период в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражен без кода льготы, дающего право на назначение досрочной пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховые взносы за льготный стаж не уплачены, в связи с чем решение в указанной части подлежит отмене.

Материалами дела подтверждается, что истец обратился к ответчику за назначением досрочной пенсии в возрасте 55 лет, на момент обращения у него имелся страховой стаж не менее 25 лет, величина его индивидуального пенсионного коэффициента составляла более 30.

Страховая пенсия по старости с учетом требований закона (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) истцу должна была быть назначена, если он проработал на работах с тяжелыми условиями труда 12 лет 6 месяцев.

Ответчиком зачтены в стаж истца на соответствующих видах работ периоды в размер 3 года 1 месяц и 26 дней.

При таких обстоятельствах, при включении в стаж работы истца на соответствующих видах работ периода работы с 12.08.1985 по 10.02.1991 - в должности мастера, мастера участка № 1 Дорожно-строительного управления № 3 (5 лет 5 месяцев 29 дней); с 11.02.1991 по 27.01.1992 (11 месяцев 17 дней) и с 01.02.1992 по 21.01.1996 (3 года 11 месяцев 21 день) - в должности мастера участка № 2 в коллективном предприятии «ДСУ-3»; с 23.04.1996 по 08.09.1998 - в должности мастера, мастера СМР в производственном кооперативе «ДСУ-3» (2 года 4 месяца 15 дней) стаж работы Демина С.Д. на соответствующих видах работ на момент обращения в пенсионный орган составлял более 12 лет 6 месяцев.

Однако, как следует из трудовой книжки истца, с 25.09.2012 по настоящее время он принят на должность муниципальной службы в МУП «Администрацию Шегарского района».

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ч. 1 статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.

Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону ч. 1.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ)

В приложении № 5 «Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы» закреплено, что если год, в мужчина приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона в 2018 году, то возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы увеличивается на 12 месяцев.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло у Демина С.Д. при достижении возраста /__/ лет, то есть /__/, в связи с чем решение в указанной части подлежит изменению.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Судом первой инстанции подробно исследованы основания, на которые стороны ссылались в обоснование заявленных требований, и доказательства, представленные сторонами в подтверждение своих доводов и в опровержение доводов другой стороны, при этом суд привел мотивы, по которым он принял одни доказательства и отверг другие. Оснований для несогласия с указанными мотивами у судебной коллегии не имеется.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанности включить Демину Сергею Дмитриевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 22.01.1996 по 22.04.1996, с 09.09.1998 по 01.02.1999 в должности мастера участка № 2, мастера СМР участка № 2 в Производственном кооперативе «ДСУ-3».

Изменить решение, изложив абзац шестой резолютивной части в следующей редакции:

«Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанность назначить Демину Сергею Дмитриевичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с /__/».

В остальной части решение Кировского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области Коломиной Татьяны Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи