ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-731/2022 от 12.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Гараев М.Т.

УИД 16RS0018-01-2022-001362-90

Дело 2-731/2022

№ 33-12450/2022

учет № 211г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гаянова А.Р.,

судей Муллагулова Р.С., Шайхиева И.Ш.,

при ведении протокола помощником судьи Газизьяновым А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муллагулова Р.С. гражданское дело по апелляционной жалобе Гаптрахманова А.М. на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 8 июня 2022 года, которым постановлено:

Гаптрахманову В.М. в удовлетворении исковых требований к Аджелилову Эльмару Эрнестовичу о возложении обязанности осуществить перенос газораспределительного шкафа и громоотвода, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

Гаптрахманов В.М. обратился в суд с иском к Аджелилову Э.Э. о возложении обязанности осуществить перенос газораспределительного шкафа и громоотвода. В обоснование иска указано, что истец является владельцем посадочной площадки «Лаишево-СП», a также приказом ООО «АВМ Сервис» .... от <дата> является старшим авиационным начальником ПП «Лаишево-СП». Указанная посадочная площадка имеет аэронавигационный паспорт, оформленный в соответствии c приказом Минтранса РФ от 13 января 2011 года №14, который зарегистрирован Приволжским Межрегиональным Территориальным Управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации за номером ППЗ -170 от <дата> и включена в перечень аэродромов, вертодромов и посадочных площадок на маршрутных картах для выполнения полетов в воздушном пространстве класса C и G РФ. Земельные участки c кадастровыми номерами ...., на которых расположена посадочная площадка, принадлежат истцу на праве краткосрочной аренды, a собственниками указанных земельных участков являются Гаптрахманов А.В. и Гаптрaxмaнов М.В. Ответчиком, собственником земельного участка c кадастровым номером ...., в полосе воздушных подходов посадочной площадки «Лаишево СП», в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку в 25 метрах от торца ВПП установлен газораспределительный шкаф (далее – ГРПШ), высота которого с газоотводными трубами составляет 5 метров, а также громоотвод, высотой 15 метров, что создает угрозу выполнения полетов и угрозу жизни людей.

Истец и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по тем же основаниям.

Ответчик Аджелилов Э.Э. в судебном заседании иск не признал.

Представители ЭПУ «Приволжскгаз», ООО «Строительная компания «Энергия», в судебное заседание не явились, извещены.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что в основу судебного акта положен отзыв ответчика, в котором ответчик ссылается на ряд документов законности установки ГРПШ, вместе с тем, единственный документ, который был представлен суду ответчиком, свидетельствующий об установке ГРПШ это акт выбора участка, утвержденный руководителем Исполнительного комитета города Лаишево. Представленный проект планировки территории жилого комплекса Лесные понятны, с указанием размещение ГРШП не может являться доказательством законного размещения ГРПШ вблизи взлётной – посадочной полосы. Проект планировки территории Лесные поляны подготовлен ООО «СпецРемСтрой» по заказу ответчика, соответственно сам проект был изготовлен исключительно для коммерческих нужд ответчика и предполагал соблюдение интересов третьей стороны. Также несостоятельна ссылка суда на то, что строительство объекта ГРПШ внесено в генеральный план муниципального образования города Лаишево. Согласно решению от 16 мая 2022 года о внесении изменений в генеральный план был утвержден проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования г. Лаишево. Принятый проект был размещен в информационно – телекоммуникационной сети интернет. Согласно размещенной информации с сайта на земельном участке территории жилого комплекса Лесные поляны отсутствует информация о размещенной ГРПШ. Утвержденный генеральный план содержит информацию относительно взлетно – посадочной полосы. Ссылка суда на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 3 февраля 2021 года, которым установлено отсутствие санитарно – защитной зоны взлетно – посадочной полосы несостоятельны, так как не имеет преюдициального значения в рассматриваемом споре. Наличие или отсутствии санитарно – защитной зоны не влияет на законность расположения ГЗПШ. 16 августа 2019 года прокурором Лаишевского района Республики Татарстан руководителю Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан было направлен предостережение о недопустимости нарушения закона о и соблюдения требований воздушного, земельного и градостроительного законодательства, к котором было указано, что посадочная площадка имеет аэронавигационный паспорт, который зарегистрирован в Приволжском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации за №ППЗ-170 от 30 июля 2014 года, данный паспорт согласован генеральным директором ОАО «Международный аэропорт Казань», старшим штурманом аэропорта, руководителем Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района, председателем палаты имущественных и земельных отношений района. В ходе проверке Управлением Россельхознадзора по РТ установлено, что посадочная площадка используется для взлета и посадки воздушных судов – сельскохозяйственных самолетов тепа «фермер». Судом не дана оценка том, что ГРПШ создает угрозу безопасности выполнения полетов и угрозу жизни экипажа воздушного судна производящих полеты на аэродроме ПП «Лаишево - СП»

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом.

Суд первой инстанции разрешая требования истца руководствовался вышеприведённой нормой закона и пришел к выводу об отказе в удовлетворении истца.

При этом суд первой инстанции исходил из следующего, что земельные участки с кадастровыми номерами ...., на которых расположена посадочная площадка, согласно договорам аренды №46/2021 от 27 декабря 2021 года и №47/2021 от 27 декабря 2021 года переданы Гаптрахманову М.В в аренду сроком на 11 месяцев.

Ответчиком Аджелиловым Э.Э. было приобретено право собственности на земельный участок c кадастровым номером 16:24:170301:797, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> на котором расположен ГРПШ в 2017 году.

B целях осуществления строения ГРПШ были в установленном порядке проведены публичные слушания, a также в 2019 году выдан акт выбора участка, утверждённый руководителем Исполнительного комитета <адрес>.

Как усматривается из отзыва на исковое заявление ООО «Газпром трансгаз Казань» технические условия и вся необходимая документация ответчиком была в установленном порядке получена. Каких-либо нарушений или несоответствий относительно расположения ГРПШ в установленном месте выявлено не было.

Строительство объекта ГРПШ внесено в генеральный план МО г.Лаишево. При этом на момент внесения ГРПШ в генеральный план, на нем отсутствовала взлетно-посадочная полоса.

Вопрос o размещении объектов гражданского строительства в данном районе уже был предметом рассмотрения в рамках судебного заседания в Лаишевском районном суде Республики Татарстан. Решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 03 февраля 2021 года по делу №2a-151/2021 установлен следующий, имеющий значение для разрешения дела, факт, a именно, что в суд не предоставлено и не установлено наличие санитарно-защитной зоны взлетно-посадочной полосы. Данное решение вступило в законную силу. При этом фактические обстоятельства c момента рассмотрения дела до настоящего момента не поменялись. Истец, по мнению суда первой инстанции, в данном случае при отсутствии санитарно-защитной зоны выбрал ненадлежащий способ защиты права, который не может быть удовлетворен судом.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласится не может.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых суд руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех обстоятельств.

Согласно части 7 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В силу статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно пункту 17 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса РФ от 04.03.2011 N 69 на посадочной площадке устанавливаются поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов, примыкающей к торцу ВПП и расположенной в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку (далее - полоса воздушных подходов), а также в стороны от границ БПБ.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 48.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся: объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года N1605 утверждены требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, которые применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, эксплуатируемых на территории Российской Федерации и отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры.

Согласно пункту «з» части 5 статьи 1 Федеральным законом «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.

Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:170301:1258 и 16:24:170301:1259, принадлежат истцу на праве аренды, a собственниками указанных земельных участков являются Гаптрахманов А.В. и Гаптрaxмaнов М.В.

На указанных земельных участках, размещается посадочной площадки «Лаишево-СП», которая имеет аэронавигационный паспорт, зарегистрированный Приволжским Межрегиональным Территориальным Управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации за номером ППЗ -170 от 30 июля 2014 года.

Аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Лаишево – СП» согласован в АО «Международный аэропорт «Казань, Казанским центром ОВД, Самарским зональным центром ЕС ОрВД, Казанским центром ЕС ОВД, руководителем Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района, председателем палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района, аэродромом «Куркачи» ЦАК РТ РОСТО (ДОСААФ), Аэродромом Казань «Борисоглебское», Аэродромом Казань «Юдино» и посадочная полоса включена в перечень аэродромов, вертодромов и посадочных площадок на маршрутных картах для выполнения полетов в воздушном пространстве класса C и G РФ.

Из предостережения прокурора Лаишевского района Республики Татарстан о недопустимости нарушения закона в адрес руководителя Исполнительного комитета муниципального района Республики Татарстан Фадееву М.В. следует, что 22 июля 2019 года между ООО «АВМ Сервис» в лице Гаптрахманова В.М. и ООО «МВЕН» заключён договор №2/2019, согласно которому ООО «АВМ Сервис» обязуется выполнять работы по техническому обслуживанию воздушных судов «Фермер-500» (сельскохозяйственный самолет). Указанный самолет имеет патент на промышленный образец №66789, зарегистрированный в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации от 16 июня 2008 года.

Приказом ООО «АВМ Сервис» Гаптрахманов В.М. назначен на посадочной площадке «Лаишево-СП» старшим авиационным начальником.

Посадочная площадка «Лаишево – СП» внесена в Генеральный план муниципального образования город Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно письму Главы Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от <дата>....-исх., адресованного на имя Президента Республики Татарстан следует, что глава Лаишевского муниципального района Республики Татарстан просит согласовать перевод категории участка с кадастровым номером 16:24:170301:1259 в земли промышленности, транспорта, энергетики с видом размешенного использования «Воздушный транспорт».

Из письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 28 октября 2020 года №144 следует, что посадочная площадка «Лаишево – СП» паспорт №ППЗ-170 от 30 июля 2014 года входит в единый производственный комплекс по ремонту самолётов малой авиации на территории города Лаишево и расположен вблизи ремонтных ангаров, где производится техническое обслуживание и ремонт самолётов малой авиации, в том числе сельскохозяйственного назначения. Данная посадочная площадка используется для проведения производственной практики студентов ГАПОУ «Лаишевский технико – экономический техникум». Посадочная площадка «Лаишево – СП» это специализированная взелетно – посадочная полоса, которая является единым комплексом по техническому обслуживанию воздушных судов типа МВ-500, удобным по местоположению и использованию в образовательном процессе с целью реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы и Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Согласно письму Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 2 февраля 2022 года земельный участок, с кадастровыми номером 16:24:170301:1259, согласно информации Лаишевского района, с 2014 года используется как взлётно – посадочная полоса для сельскохозяйственной авиации и авиации общего назначения ООО «ООО «АВМ Сервис». В настоящее время производственная база используется как учебно – производственная база ГАПОУ «Лаишевский технико – экономический техникум», где студенты проходят производственную практику по техническому обслуживанию воздушных судов. С учетом заключений Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Татарстан, которые не возражают изменению категории земельного участка, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан считает возможным осуществить перевод земельного участка в земель промышленности и иного назначения с установлением вида разрешенного использования «Воздушный транспорт» в целях развития авиатуризма и малой авиации в Республике Татарстан.

Таким образом, из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что посадочная площадка «Лаишево-СП», имеющая аэронавигационный паспорт, зарегистрированный Приволжским Межрегиональным Территориальным Управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации за номером ППЗ -170 от <дата>, функционирует на законных основаниях с 2014 года.

Ответчиком Аджелиловым Э.Э. было приобретено право собственности на земельный участок c кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

По заказу Аджелилова Э.Э. ООО «СпецРемСтрой» изготовлен проект планировки территории Жилого комплекса «Лесные поляны г. Лаишево», Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан. Согласно экспликации к проекту газораспределительный шкаф (ГРПШ) размещен с торца земельного участка в юго-восточной стороне.

ООО «Строительная компания Энергия», директором которого является Аджелилов Э.Э., получено техническое условие в ООО «Газпром трансгаз Казань» №11-ю/113-19 от 20 июня 2019 года со сроком действия до 20 июня 2021 года для газоснабжения 220-ти жилых домов в ЖК «Лесные Поляны». В соответствии с выданными техническими условиями ООО «Компания ГАЗ-ПРОЕКТ» была разработана и согласовано в ЭПУ «Приволжскгаз» проектная документация.

Актом выбора участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намеченных проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения инженерными сетями и коммуникациями объекта: «Газоснабжение жилых домов в ЖК «Лесные Поляны» <адрес> Республики Татарстан, комиссией был выбран земельный участок для строительства газопровода высокого давления в подземном исполнении в ГРПШ, установки ГРПШ в сет.оргаждении на территории коттеджного поселка, земельного участка для строительства газопровода низкого давления в подземном исполнении к жилым домам коттеджного посёлка от проект ГРПШ.

Ответчиком, собственником земельного участка c кадастровым номером 16:24:170301:797, в 25 метрах от торца посадочной площадки «Лаишево СП» установлен газораспределительный шкаф, высота которого с газоотводными трубами составляет 5 метров, а также громоотвод, высотой 15 метров, что не оспаривается ответчиком.

Согласно отзыву ООО «Газпром трансгаз Казань» на данный момент объекты газораспределительной сети, в том числе ГРПШ в эксплуатацию не приняты, исполнительно – техническая документация в ООО «Газпром трансгаз Казань» не поступала.

Согласно 2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

Пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 2 Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 года N222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Согласно пункту 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

Земельный участком с кадастровым номером 16:24:170301:1259, на котором размещается посадочная площадка имеет вид разрешённого использования: для обеспечения сельскохозяйственного производства – код 1.18, для введения сельскохозяйственного производства. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, установления санитарно – защитной зоны для посадочной площадки не является обязательным. Установление санитарно – защитной зоны для посадочной площадки будет возможно только после перевода земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в категорию промышленности, транспорта и только в полосе воздушного подхода летательных аппаратов, в течение 2 лет, после смены разрешенного использования.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии преюдициального значения решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 03 февраля 2021 года по делу №2a-151/2021 по административному иску Сучкова С.В. к исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, начальнику отдела архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Карсалову А.П. о признании незаконным решения об отказе в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметром объекта индивидуального строительства установленным параметрам допустимого размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обязании устранить выявленные нарушения.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В силу абзаца третьего статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные названной статьей, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

Согласно пункту 17 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса РФ от 04.03.2011 N 69 на посадочной площадке устанавливаются поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов, примыкающей к торцу ВПП и расположенной в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку (далее - полоса воздушных подходов), а также в стороны от границ БПБ.

Для посадочных площадок, используемых ночью, не предназначенных для захода на посадку по приборам, поверхности ограничения препятствий в плане посадочной площадки имеют форму трапеции, боковые стороны которой образуются линиями, расходящимися от края БПБ под углом 6° к оси ВПП, проходящими от внешней границы ТЗБ, а при ее отсутствии - от торца ВПП. Длина поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов составляет 1500 м, начинается от торца ВПП и имеет угол наклона 3° к оси ВПП. Боковая поверхность ограничения препятствий начинается от края БПБ и имеет угол наклона к нему 20° до высоты 50 м, далее горизонтальный участок до расстояния от оси ВПП 120 м.

В случае если препятствия выходят за указанные поверхности ограничения, разрешается использование посадочных площадок днем для захода на посадку без использования приборов при условии, что владелец посадочной площадки включит описание препятствия в аэронавигационный паспорт посадочной площадки.

Для посадочных площадок, предназначенных для захода на посадку по приборам, поверхности ограничения препятствий в плане посадочной площадки имеют форму трапеции, боковые стороны которой образуются линиями, начинающимися на расстоянии 120 м в обе стороны от оси ВПП у ее торца и расходящимися под углом 9° к оси ВПП, проходящими от внешней границы ТЗБ. Длина поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов составляет 3000 м, начинается от торца ТЗБ и имеет угол наклона 3° к оси ВПП. Боковая поверхность ограничения препятствий начинается от края БПБ и имеет угол наклона к нему 20° до высоты 50 м, далее горизонтальный участок до расстояния от оси ВПП 120 м.

В соответствии с пунктом 6 статьи 48.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся: объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Размещение и последующая эксплуатация газораспределительного шкафа в 25 метрах от торца посадочной площадки «Лаишево СП» нарушает права законного владения Гаптрахмановым В.М. земельным участком с кадастровым номером 16:24:170301:1259 и создает угрозу нарушения его прав.

С учетом изложенных обстоятельств обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с принятием по данному гражданскому делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лаишесвкого районного суда Республики Татарстан от 8 июня 2022 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования Гаптрахманова Возиха Миннуловича к Аджелилову Эльмару Эрнестовичу о возложении обязанности осуществить перенос газораспределительного шкафа и громоотвода – удовлетворить.

Обязать Аджелилова Эльмара Эрнестовича перенести газораспределительный шкаф (ГРПШ) и громоотвод, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 16:24:170301:797 в 25-ти метров от торцевой полосы безопасности взлетно – посадочной площадки (ВПП), расположенной в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 16:24:170301:1259 в полосе взлета и посадки воздушных судов посадочной площадки «Лаишево – СП» на расстояние не менее 300 метров от торцевой полосы безопасности взлётно – посадочной полосы.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение принято в окончательной форме 19 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Определение13.10.2022