Дело № 2-7333/2020
Судья Ефремов И.В Дело № 33-2984/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2020 года г. Якутск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Александровой Р.С., судей Бережновой О.Н., Топорковой С.А., при секретаре Кузьмине Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2020 года, которым
по гражданскому делу по иску ФИО1 к Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) о признании приказа об увольнении незаконным, компенсации морального вреда
ПОСТАНОВЛЕНО:
в иске ФИО1 к Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) о признании приказа об увольнении незаконным, компенсации морального вреда, отказать.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н., объяснения ФИО1, представителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд к Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) с иском о признании приказа об увольнении незаконным, компенсации морального вреда, указывая, что с 03.06.2019 работала у ответчика, замещала должность ******** с месячным окладом в размере .......... руб.
23.03.2020 и.о. руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) П. издан приказ № ... «Об утверждении структуры Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия), которым с 20.03.2020 утверждается структура территориальных подразделений Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия). Указанный нормативны акт содержит положения, нарушающие права и законные интересы истца, поскольку в связи с утверждением структуры Департамента пунктом 4 приказа № ... производится переименование должности 1 единицы ********. О внесенных изменениях истцу стало известно 30.03.2020 при вручении уведомления.
Приказом работодателя № ... от 01.06.2020 истец уволена в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Работодатель не предложил все вакантные должности, имеющиеся в Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия).
Просит признать приказ об увольнении незаконным и отменить его, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
С данным решением не согласилась истец ФИО1 и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, указывая, что суд при принятии решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал оценки ее доводам.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2 этого закона).
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
В силу ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что существенными условиями служебного контракта являются: наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; дата начала исполнения должностных обязанностей; права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент; виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования; права и обязанности представителя нанимателя; условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа); условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью; нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
Пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 названного Федерального закона).
Из приведенных нормативных положений следует, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, обусловленным объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий служебного контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. Об изменении существенных условий служебного контракта государственный гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе. Представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1 с 01 октября 2013 года проходила государственную гражданскую службу в Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия) в должности ********.
03 октября 2019 года между ФИО1 и Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия) заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) и замещении должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), по условиям которого ФИО1 принята на службу в отдел ******** Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) на должность ********.
На основании приказа № ... от 03 июня 2019 года ФИО1 переведена на должность государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) ******** группы должностей категории «********» - ******** с 03 июня 2019 года.
Согласно Указу Главы Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2018 № 5 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и предельной численности работников исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» принято решение утвердить предельную численность работников исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Во исполнение данного Указа в целях оптимизации Департаментом ветеринарии РС (Я) был издан приказ № ... от 23 марта 2020 года «Об утверждении структуры Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия)», которым с 20 марта 2020 года утверждены структура и штатное расписание аппарата и территориальных подразделений Департамента ветеринарии РС (Я) (приложение № 1 и № 2 к приказу Департамента ветеринарии РС (Я) от 23.03.2020 № ...).
Из приложения № 1 к приказу Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) от 23.03.2020 № ... следует, что из отдела ******** в отдел ******** переданы 1 единица ******** и 1 единица ********; в отделе ******** 1 единица ******** переименовано на ********; в отделе ******** 1 единица ******** отдела переименовано на ******** (л.д. 20-21).
В соответствии с приложением № 1 к приказу от 23.03.2020 № ... структура отдела ******** составляет 6 единиц: ******** – 1 единица; ******** – 3 единицы; ******** – 2 единицы (л.д. 22).
30 марта 2020 года истец ФИО1 уведомлена об изменении существенных условий служебного контракта (изменение структуры Департамента ветеринарии РС (Я), одновременно ей была предложена должность ******** отдела ******** с должностным окладом .......... руб. При этом указано, что при отказе от замещения предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта ФИО1 будет уволена по истечении двух месяцев со дня ознакомления с данным уведомлением в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Служебный контракт до истечения двухмесячного срока также может быть расторгнут по желанию ФИО1 на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», либо на основании п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (перевод гражданского служащего по его просьбе в другой государственный орган или на государственную службу иного вида) (л.д. 26).
01 июня 2020 года работодатель ознакомил ФИО1 с письмом о предоставлении письменного решения на уведомления от 30.03.2020, на что ФИО1 выразила свое несогласие (л.д. 27).
01 января 2020 года работодатель предложил ФИО1 для замещения следующие должности: ******** вместо основного работника А.; ******** вместо основного работника Н.; ******** вместо основного работника С.; ******** вместо основного работника Г. (л.д. 28).
Приказом руководителя организации № ... от 01.06.2020 служебный контракт с ФИО1 расторгнут, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в связи с отказом от замещения предложенной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. В тот же день ФИО1 была ознакомлена с приказом об увольнении под роспись (л.д. 29).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания увольнения ФИО1 незаконным и компенсации морального вреда, исходя из того, что у ответчика имелись основания для увольнения истца с государственной гражданской службы по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, поскольку ФИО1 отказалась от замещения предложенной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Поскольку оснований для признания увольнения незаконным судом не установлено, то требования о взыскании компенсации морального вреда обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
Данные выводы суда основаны на правильном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, с учетом обстоятельств дела.
Учитывая, что наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа относится к существенным условиям служебного контракта, то при сохранении прежних должностных обязанностей ФИО1 в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности было предоставлено право выразить свое согласие на замещение иной должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе, однако данным правом она не воспользовалась.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца ФИО1 о том, что ей не были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности, судебная коллегия исходит из того, что положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ не обязывают представителя нанимателя при изменении существенных условий служебного контракта связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности предлагать гражданскому служащему все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, в том числе с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы.
Доводы жалобы о том, что ответчик не представил доказательства, подтверждающие, что изменение условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, являются необоснованными по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2020 года отказано в удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) о признании приказа № ... «Об утверждении структуры Департамента ветеринарии РС (Я) незаконным. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ издан и.о. руководителя Департамента ветеринарии РС (Я) в пределах своих полномочий и в соответствии со структурой, утвержденной Главой Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2017 года № .... Штатное расписание аппарата и территориальных подразделений Департамента ветеринарии РС (Я) приведено в соответствие с Указом Главы РС (Я) от 28.09.2018 № 5, в частности, в отделе ******** единица ******** переименована на ********, что нельзя расценивать как изменение организационной структуры учреждения. Таким образом, вопрос о законности изменения структуры Департамента ветеринарии РС (Я) был предметом рассмотрения Якутским городским судом РС (Я) 14 июля 2020 года.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась сторона истца в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Р.С. Александрова
Судьи О.Н. Бережнова
С.А. Топоркова