ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-733/2021 от 03.08.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Шлейкин М.И.                                                                           Дело № 33-2934/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Ульяновск                                                                                       3 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-733/2021 по апелляционной жалобе Дементьевой Людмилы Михайловны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2021 года, по которому постановлено:

исковые требования Дементьевой Людмилы Михайловны к филиалу Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в Железнодорожном районе г. Ульяновска, Областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» о признании безработной, о перерасчете и выплате пособия по безработице, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Дементьевой Л.М., ее представителя – адвоката Мухиной А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Дементьева Л.М. обратилась в суд с иском к филиалу Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в Железнодорожном районе г. Ульяновска о признании безработной, перерасчете и выплате пособия по безработице, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что 19 сентября 2020 года она в электронном виде через портал Госуслуг подала заявление о содействие в поиске подходящей работы. Через несколько дней ей позвонил специалист из службы занятости и попросил представить справку с последнего места работы о доходах за три месяца. Она представила в службу занятости данную справку, но её не приняли в связи с тем, что она была ненадлежащим образом оформлена. Сотрудник службы занятости посоветовал отозвать заявление, и когда надлежащим образом будет оформлена справка о доходах, подать новое заявление, что она и сделала. 8 октября 2020 года она подала в службу занятости новое заявление о поиске подходящей работы. С ней связался сотрудник службы занятости, которому она пояснила, что она может представить надлежащим образом оформленную справку о доходах, однако ей было разъяснено, что данные справки они не принимают в связи с запретом вышестоящих органов. 15 октября 2020 года ей сообщили, что она признана безработной и ей назначено пособие по безработице в размере 1500 руб. на три месяца. С данным размером она была категорически не согласна, поскольку она находилась в трудовых отношениях до 17 августа 2020 года и её трудовой стаж составляет 13 лет. Она предпринимала попытки представить справку о доходах, однако сотрудники службы занятости её не принимали. Поскольку она была не согласна с размером назначенного пособия, она сообщила сотруднику службы занятости о том, что будет отзывать свое заявление через портал Госуслуг, однако данный сотрудник не проинформировал её о том, что вновь признать её безработной и назначить ей пособие по безработице в таком случае будет возможно только через год. Портал Госуслуг также не содержит подобной информации. Отозвав своё заявление, она вновь 27 октября 2020 года обратилась в службу занятости с заявлением о поиске подходящей работы. 2 ноября 2020 года при личном визите у неё приняли справку о доходах, но только после того, как она обозначила, что она обращалась к сотруднику Департамента занятости населения, труда и развития социального партнерства, который разъяснил, что никакого запрета вышестоящих органов в приеме справок о доходах не имеется. 6 ноября 2020 года её признали безработной и установили максимальный размер пособия на шесть месяцев, но только с 8 октября 2021 года. Однако она не согласна с данным решением, поскольку из-за неправомерных действий сотрудников службы занятости ей изначально неверно назначили пособие по безработице в минимальном размере. Полагает, что она должна быть признана безработной с 15 октября 2020 года и с указанной даты ей должно быть назначено пособие по безработице в максимальном размере 12 130 руб. Просила  обязать ответчика признать её безработной с 15 октября 2020 года, произвести перерасчет и выплатить ей с 15 октября 2020 года пособие по безработице в размере 12 130 руб., а также взыскать компенсацию морального вреда – 50 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Областное государственное казенное учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» (далее – Кадровый центр), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, -Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное  выше решение.

В апелляционной жалобе Дементьева Л.М. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан для признания гражданина безработным необходимо предъявление справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. В соответствии с п. 4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными центры занятости населения запрашивают у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, на который начислялись страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме. Обращает внимание, что средний заработок за последние 3 месяца и заработок за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления – это разные периоды. Не соглашается с выводом суда о возможности перерасчета размера пособия в случае предоставления справки о доходах, так как в соответствии с Временными правилами, действующими в период пандемии, такой перерасчет невозможен. Настаивает на том, что по вине сотрудников центра занятости у нее не была принята первоначальная справка о размере заработка, а новую справку сотрудники ответчика необоснованно отказывались принять. Просит учесть, что заявления с портала Госуслуг она отзывала по рекомендации сотрудников ответчика, о последствиях отзыва заявления она не знала, данная информация ответчиком не предоставлялась и на сайте Госуслуг отсутствует.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом  апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дементьева Л.М. в период с 11 августа 2015 года по 17 августа 2020 года состояла в трудовых отношениях с ***.

При этом с марта 2017 года по май 2020 года Дементьева Л.М.  находилась в отпуске по беременности и родам, а затем по уходу за ребенком, 27 мая 2017 года рождения.

На основании приказа № 32-ПР от 17 августа 2020 года Дементьева Л.М. уволена из *** на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника.

19 сентября 2020 года Дементьева Л.М. через информационно-аналитическую систему «Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратилась в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

21 сентября 2020 года Дементьева Л.М. была поставлена на учет в целях поиска подходящей работы.

30 сентября 2020 года Дементьева Л.М. была снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в связи с тем, что она через информационно- аналитическую систему «Общероссийская база вакансий «Работа в России»  отозвала своё заявление.

8 октября 2020 года Дементьева Л.М. повторно через информационно- аналитическую систему «Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Приказом Кадрового центра от 15 октября 2020 года № 289Д990/2004 Дементьева Л.М. с 8 октября 2020 года была признана безработной; ей назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения) с 8 октября 2020 года; установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 8 октября 2020 года по 7 января 2021 года в размере 1500 руб.

Приказом Кадрового центра от 21 октября 2020 года № 295П801/2004 на основании п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения Дементьевой Л.М. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием ее с учета в качестве безработного гражданина с 18 октября 2020 года в связи с отказом от посредничества органов службы занятости (личное письменное заявление от 19 октября 2020 года).

27 октября 2020 года Дементьева Л.М. в третий раз обратилась к ответчику в том же порядке (с использованием электронного портала) с заявлением о содействии в поиске подходящей работы.

2 ноября 2020 года в Кадровом центре зарегистрирована справка о среднем заработке Дементьевой Л.М. за последние три месяца, выданная *** 14 октября 2020 года.

Приказом Кадрового центра от 6 ноября 2020 года № 311Д1020/2004 Дементьева Л.М. признана безработной с 27 октября 2020 года; ей назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона о занятости населения с 8 октября 2021 года; установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 8 октября 2021 года по 7 апреля 2022 года; размеры и сроки выплаты: в размере 75% средней зарплаты гражданина (38 938,45 руб.) 29 203,84 руб., но не выше 12 130 руб. с 8 октября 2021 года по 7 января 2022 года;  в размере 60% средней зарплаты гражданина (38 938,45 руб.) 23 363,07 руб., но не выше 12 130 руб. с 8 января 2022 года по 7 апреля 2022 года.

Дементьева Л.М., полагая что должна была быть признана безработной с 15 октября 2020 года с назначением пособия по безработице исходя из сведений о ее среднем заработке за последние 3 месяца работы, содержащихся в справке *** от 14 октября 2020 года, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что Дементьева Л.М. самостоятельно обращалась к ответчику через портал Госуслуг с целью признания ее безработной и дважды отзывала свои заявления, в связи с чем основания для признания ее безработной и назначения ей пособия по безработице, исходя из сведений о среднем заработке за три последних месяца, с 15 октября 2020 года у ответчика отсутствовали.

Однако данные выводы суда основаны на неправильном применении к возникшим правоотношениям норм материального права, регулирующих в период по 31 июля 2021 года порядок регистрации граждан в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. 

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон о занятости населения.

Статья 30 Закона о занятости населения определяет порядок определения размеров пособия по безработице.

Так, в соответствии с п. 1 указанной нормы пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 данной статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 данного Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным Законом (пункт 2 ст. 30).

Условия и сроки выплаты пособия по безработице определяет ст. 31 Закона о занятости населения, согласно которой пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (пункт 1).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п. 2 ст. 31).

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п. 3 ст. 31).

Гражданину, который снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости и который после снятия с учета в органах службы занятости не состоял в трудовых (служебных) отношениях либо не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, главы или члена крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщика налога на профессиональный доход, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (п. 5.1 ст. 31).

Пунктом 1 ст. 33 Закона о занятости населения установлено, что пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 данной статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 данного Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 утвержден Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы.

Согласно п. 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий (подп. «а»); для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (подп. «б»).

В соответствии с п. 4 названных Правил при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий;  трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 были утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Временные правила).

Данным постановлением, действующим по 31 июля 2021 года, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принимать решения о возможности дистанционного режима работы государственных учреждений службы занятости населения или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения и об организации дистанционного режима работы или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 1 Временных правил они устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с п. 4 центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для целей данных Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Для целей Временных правил условие о наличии 26 недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, необходимое при определении размера пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), считается исполненным в случае, если на основании сведений, представленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, гражданин состоял в трудовых отношениях 6 или более месяцев в течение 12 месяцев, предшествовавших дате представления заявления в электронной форме, либо в случае представления гражданином центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом трудовой книжки (сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке) или документа, ее заменяющего, а также трудовых договоров и служебных контрактов, подтверждающих наличие 26 недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы.

Как указано в п. 4(3) Временных правил, при неполучении центром занятости населения необходимых сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия гражданин вправе представить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме, центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил).

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, самостоятельно отозвавшие заявление в электронной форме, имеют право на повторное обращение в центр занятости населения за предоставлением им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через 7 дней со дня отказа или самостоятельного отзыва заявления в электронной форме.

Для целей Временных правил отзыв гражданином заявления в электронной форме приравнивается к отказу от посредничества органов службы занятости. Дата отзыва заявления гражданином фиксируется в информационно-аналитической системе (п. 9(1) Временных правил).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил).

В соответствии с п. 13 Временных правил пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14 - 16 данных Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 данных Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

Пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) этих граждан, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 данных Временных правил, в следующие 3 месяца - в размере 60 процентов указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, прекратившим иную не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую, как правило, трудовой доход (вознаграждение), гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, сведения о среднем заработке (денежном содержании, довольствии) которых отсутствуют, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Период выплаты пособия по безработице указанным категориям граждан не может превышать 3 месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п. 16 Временных правил).

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки (п. 17(1) Временных правил).

Приведенные нормативные положения о социальных гарантиях зашиты граждан от безработицы, основой которых являются положения статьи 7 Конституции Российской Федерации о Российской Федерации как о социальном государстве, предназначение которого - поддержка граждан, нуждающихся в материальной или иной помощи со стороны государства, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела применены к спорным отношениям неправильно.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные условия для реализации ими своих прав.

Именно эти цели призваны обеспечить и реализовать указанные выше Правила регистрации безработных граждан от 7 сентября 2012 года и Временные правила, введенные в действие в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.

Из приведенных выше Правил от 7 сентября 2012 года и Временных правил следует, что они содержат положения, предписывающие центрам занятости получать от гражданина сведения, необходимые для решения вопроса о признании гражданина безработным и назначения ему пособия в соответствующем размере, в случае, если такие сведения не получены в рамках межведомственного электронного взаимодействия от иных государственных органов.

Из материалов дела следует, что приказом Кадрового центра от 6 ноября 2020 года Дементьева Л.М. признана безработной с 27 октября 2020 года, пособие по безработице определено истцу исходя из сведений о ее среднем заработке за последние три месяца, содержащихся в справке АО «Киномакс» от 14 октября 2020 года, о чем указано выше.

Данная справка принята Кадровым центром, несмотря на то, что ответчиком не были получены в рамках межведомственного взаимодействия в отношении истца сведения о заработке, на который начислялись страховые взносы, за три месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе.

Определяя период выплаты истцу пособия по безработице, ответчик, как следует из его позиции, изложенной в суде первой инстанции, руководствовался п. 5.1 ст. 31 Закона о занятости населения, устанавливающим, что гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению), в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве, пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.

Вместе с тем, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, повторных обращений Дементьевой Л.М. к ответчику через информационно-аналитическую систему, а затем лично в различные государственные органы, следует, что Дементьева Л.М. не отказывалась от услуг службы занятости в трудоустройстве.

Отзывы ее заявления через информационно-аналитическую систему были обусловлены несогласием с размером назначенного пособия по безработице, исчисленного исходя из отсутствия в отношении истца сведений о заработной плате, тогда как истец располагала справкой с последнего места работы (АО «Киномакс») о среднем заработке.

Доказательств того, что ответчик запрашивал у истца дополнительные сведения, как того требуют указанные выше положения законодательства, материалы дела не содержат.

Нет в материалах дела сведений и о том, что Дементьева Л.М. была поставлена в известность, что отзыв заявления в электронной форме приравнивается к отказу от посредничества органов службы занятости, который влечет при последующем обращении применение приведенного выше п. 5.1 ст. 31 Закона о занятости населения.

Принимая во внимание, что Дементьева Л.М. приказом Кадрового центра от 6 ноября 2020 года признана безработной с 27 октября 2020 года, представленная истцом справка о среднем заработке по последнему месту работы за три последних месяца принята ответчиком для расчета пособия, судебная коллегия приходит к выводу о том, что именно с этой даты ответчик должен произвести ей перерасчет пособия по безработице, исходя из сведений о средней заработной плате, содержащихся в справке *** от 14 октября 2020 года.

Оснований для перерасчета пособия по безработице с 15 октября 2020 года, о чем просит истец, судебная коллегия не усматривает, поскольку выплата пособия по безработице, назначенного истцу в минимальном размере с 8 октября 2020 года, прекращена приказом Кадрового центра от 21 октября 2020 года с 18 октября 2020 года на основании личного заявления Дементьевой Л.М.

При этом на дату признания истца безработной (8 октября 2020 года) у истца отсутствовала справка работодателя от 14 октября 2020 года.

Учитывая имущественный характер спора, факт обращения истца к ответчику в целях поиска подходящей работы через информационно-аналитическую систему, судебная коллегия не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Таким образом, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым исковые требования Дементьевой Л.М. к областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» удовлетворить частично; обязать областное государственное казенное учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» произвести Дементьевой Л.М. перерасчет пособия по безработице, начиная с 27 октября 2020 года, исходя из сведений о средней заработной плате по последнему месту работы – ***; в удовлетворении остальной части исковых требований Дементьевой Л.М. к филиалу областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в Железнодорожном районе г. Ульяновска, областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» следует отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Дементьевой Людмилы Михайловны к областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» удовлетворить частично.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» произвести Дементьевой Людмиле Михайловне перерасчет пособия по безработице, начиная с 27 октября 2020 года, исходя из сведений о средней заработной плате по последнему месту работы – ***.

В удовлетворении остальной части исковых требований Дементьевой Людмилы Михайловны к филиалу областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в Железнодорожном районе г. Ульяновска, областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

Председательствующий

Судьи