САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-5185/2019 Судья: Прокофьева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 12 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Александровой Ю.К. |
судей | Князевой О.Е. |
Птоховой З.Ю. | |
при секретаре | Васильевой Н.Э. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-734/2018 по апелляционной жалобе Горбунова О. А. на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2018 года по иску Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга к Горбунову О. А. об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения.
Заслушав доклад судьи Князевой О.Е., объяснения представителя ответчика Горбунова О.А. Мусиной Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца КИО Санкт – Петербурга Ерохова Л.И., 3-х лиц Жилищного комитета СПб, ГБУ «Горжилообмен» Литвиновой И.П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО) обратился в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга с иском к Горбунову О.А., уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил истребовать из незаконного владения Горбунова О.А. многоквартирный жилой дом площадью 177,6 кв.м., кадастровый №... по адресу: <адрес> и земельный участок площадью 2 139 кв.м., кадастровый №... по адресу: <адрес>.
В обосновании заявленных требований указано, что КИО в ходе анализа сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) было выявлено выбытие из казны Санкт-Петербурга ранее предложенных ООО «АВЕНАРИУМ+» для включения в Концепцию комплексного развития общественных пространств территории Курортного района Санкт-Петербурга (город Сестрорецк) следующих объектов недвижимости с регистрацией на них права частной собственности Горбунова О.А.: многоквартирный жилой дом площадью 177,6 кв.м., кадастровый №... по адресу: <адрес> и земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом, площадью 2 139 кв.м., кадастровый №... по адресу: <адрес>. Согласно полученным документам, по сведениям ЕГРН правообладателем указанных объектов является Горбунов О.А., на основании договора купли-продажи от 26 февраля 2018 года, заключенного между Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Горжилобмен» и Горбуновым О.А. Отчуждение из государственной собственности Санкт-Петербурга объектов недвижимости могло быть осуществлено исключительно в случае принятия в установленном порядке КИО решения о продаже с торгов указанных объектов недвижимости. Однако подобное решение КИО не принималось, соответствующий распорядительный акт отсутствует, торги на право заключения договора купли-продажи не проводились.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2018 года исковые требования КИО удовлетворены.
Судом постановлено: «Истребовать из незаконного владения Горбунова О. А. в пользу Санкт-Петербурга многоквартирный жилой дом площадью 177,6 кв.м., кадастровый №... и земельный участок площадью 2 139 кв.м., кадастровый №..., расположенные по адресу: <адрес>.
Взыскать с Горбунова О. А. в бюджет Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме 60 000 рублей».
Не согласившись с постановленным судом решением, Горбунов О.А. подал апелляционную жалобу, указывая, что судом при разрешении дела неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, не правильно применены нормы материального и процессуального права, просил принять по делу новое решение.
Ответчик Горбунов О.А., представитель 3-го лица Управление Росреестра по СПб о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав мнение явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно положениям пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
По смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В предмет доказывания по виндикационному иску входят: установление наличия права собственности у истца на истребуемое имущество, обладающее индивидуально определенными признаками; факт нахождения истребуемого имущества у ответчика; условия, при которых имущество выбыло из владения собственника.
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворен быть не может.
Целью удовлетворения виндикационного иска является прекращение незаконного владения ответчиком индивидуально определенным имуществом и восстановление нарушенного ответчиком права собственности (в части правомочия владения) истца - собственника; спорное имущество при удовлетворении такого иска изымается из владения ответчика и передается истцу.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений до добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 октября 2014 года, если жилое помещение выбыло из владения Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в результате действий лица, которое не имело право его отчуждать, и уполномоченный собственником жилищного фонда орган непосредственно не совершал каких-либо действий, направленных на отчуждение данного недвижимого имущества, собственник вправе истребовать его из чужого незаконного владения, в том числе от добросовестного приобретателя.
При таком положении избранный способ защиты права путем истребования имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество посредством признания права собственности истца (виндикационный иск), соответствует правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 6-П от 21 апреля 2003 года по делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный жилой дом площадью 177,6 кв.м., кадастровый №..., и земельный участок площадью 2139 кв.м., кадастровый №..., расположенные по адресу: <адрес> являлись государственной собственностью Санкт – Петербурга; указанный жилой дом в соответствии с Постановлением Правительства Санкт – Петербурга от 21 сентября 2004 года № 1586 был включен в перечень домов, признанных аварийными или подлежащими реконструкции в 2004 – 2010 годах; Распоряжением Администрации Курортного района Санкт – Петербурга от 08 декабря 2009 года № 1783-р многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
10 марта 2018 года произведена государственная регистрация перехода права собственности на многоквартирный жилой дом площадью 177,6 кв.м., кадастровый №..., и земельный участок площадью 2139 кв.м., кадастровый №..., расположенные по адресу: <адрес> на Горбунова О.А., основанием для регистрации перехода права собственности явились договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 26 февраля 2018 года, заключенный между Горбуновым О.А. и СПб ГБУ «Горжилобмен», действующий от имени Санкт – Петербурга на основании Постановления Правительства Санкт – Петербурга от 25 июля 2006 года № 903 «О продаже жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт – Петербурга целевым назначением» в лице представителя М.Ю.А., действующей на основании доверенности, удостоверенной нотариусом нотариального округа Санкт – Петербург П.С.А. 01 февраля 2017 года, реестровый номер В-6, бланк 78 АБ 1592871.
В соответствии с содержанием названного договора от 26 февраля 2018 года подпунктом 3 пункта 2 статьи 3 Закона Санкт – Петербурга «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт – Петербурга» от 05 апреля 2006 года № 169-27, во исполнение распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт – Петербурга от 31 мая 2017 года № 270-рпр продавец СПб ГБУ «Горжилобмен» обязуется передать покупателю Горбунова О.А. здание с кадастровым номером №..., площадью 177,6 кв.м., назначение – жилой дом и земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 2139 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, а покупатель обязуется принять в собственность и оплатить установленную настоящим договором цену в размере 6 056 084 рубля, которые, как указано в п.4 названного договора, Горбуновым О.А. произведена полностью путем единовременного внесения денежных средств на счет УФК по Санкт – Петербургу (Жилищный комитет) № 40101810200000010001 в Северо-Западном ГУ Банка России, БИК 044030001, ИНН 7840013199, КПП 784001001, КБК № 80911401020020000410, ОКТМО 40909000 до подписания договора.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями статьей 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Распоряжения Жилищного комитета Санкт – Петербурга от 31 мая 2017 года № 270-рпр, Положения о Комитете имущественных отношений Санкт – Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт – Петербурга от 16 февраля 2015 года № 98, Постановления Правительства от 20 сентября 2009 года № 12 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт – Петербурга при подготовке и принятии решений о продаже жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт – Петербурга на торгах и проведении торгов по продаже жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт – Петербурга», Постановления Правительства Санкт – Петербурга от 25 июля 2006 года № 903 «О продаже жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт – Петербурга целевым назначением» пришел к выводу о том, что спорное имущество выбыло из владения Санкт – Петербурга помимо воли уполномоченных на распоряжение им лиц; действия Горбунова О.А. по приобретению спорного имущества не могут быть признаны добросовестными, в связи с чем пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда, исходя из следующего.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Санкт – Петербурга от 25 июля 2006 года № 903 «О продаже жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт – Петербурга целевым назначением», ссылка на которое имеется в договоре купли-продажи от 26 февраля 2018 года, заключенным между СПб ГБУ «Горжилобмен» и Горбуновым О.А., указанный нормативный акт принял в целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 05.04.2006 года № 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга» и определяет порядок заключения договоров о продаже жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга гражданам и юридическим лицам целевым назначением.
Как определено положениями преамбулы Закона Санкт-Петербурга от 05 апреля 2006 года № 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга», он устанавливает порядок и условия продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, за исключением жилых помещений жилищного фонда социального использования и жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее - жилые помещения), а также особенности продажи отдельных видов жилых помещений.
По правилам статьи 1 Закона Санкт – Петербурга от 05 апреля 2006 года № 169-27 продажа жилых помещений осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона или конкурса, а также в установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга случаях целевым назначением.
Договоры купли-продажи жилых помещений от имени Санкт-Петербурга заключает по специальному поручению Правительства Санкт-Петербурга специализированная организация по результатам торгов или на основании правовых актов Правительства Санкт-Петербурга или уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган) о продаже жилых помещений целевым назначением в соответствии с требованиями настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Продажа жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона или конкурса (Статья 2 Закона Санкт – Петербурга № 169-27).
Положениями статьи 3 Закона Санкт – Петербурга от 05 апреля 2006 года определено, что продажа жилых помещений целевым назначением осуществляется на основании решения Правительства Санкт-Петербурга при условии принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлению Губернатора Санкт-Петербурга рекомендательного решения о продаже жилых помещений следующим категориям граждан, проживающих в Санкт-Петербурге:
чемпионам, серебряным и бронзовым призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, если они входят или входили в составы спортивных сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта от Санкт-Петербурга, и их тренерам;
гражданам, имеющим официально признанные заслуги перед Российской Федерацией и Санкт-Петербургом в развитии спорта, имеющим государственные награды, почетные звания, если они входят или входили в составы спортивных сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта от Санкт-Петербурга и проживают в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее трех лет;
лауреатам государственных премий Российской Федерации, лауреатам премий Президента Российской Федерации, лауреатам премий Правительства Российской Федерации и премии Правительства Санкт-Петербурга;
гражданам, имеющим официально признанные заслуги перед Российской Федерацией и Санкт-Петербургом в развитии экономики, науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, законодательства и просвещения (в том числе гражданам, имеющим государственные награды, почетные звания) и проживающим в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее трех лет.
Продажа жилых помещений целевым назначением осуществляется на основании решения уполномоченного органа, принятого в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга:
1) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, избравшим в качестве формы содействия приобретение жилых помещений целевым назначением;
2) гражданам, являющимся нанимателями и(или) собственниками жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, освободившиеся жилые помещения (комнаты) в данных коммунальных квартирах продаются на основании их заявления;
3) гражданам, занимающим жилые помещения по договорам найма, заключенным на основании решений органов государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением жилых помещений, предоставленных в аренду организациям в целях использования для проживания работников в связи с характером их трудовых отношений;
4) гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания по причине аварийного или ветхого состояния, на основании их заявления данные жилые помещения продаются при условии проведения гражданами необходимого ремонта и устранения аварийного или ветхого состояния;
5) гражданам из числа реабилитированных репрессированных народов, проживающим в жилых помещениях, построенных в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти и(или) органов государственной власти Санкт-Петербурга, принятыми до 1 января 2009 года, в целях организации на территории Санкт-Петербурга компактных поселений таких граждан, на основании их заявлений о приобретении указанных жилых помещений;
6) гражданам - участникам целевой программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 30 ноября 2005 года N 648-91 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы" (далее - целевая программа);
7) гражданам, являющимся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, свободные жилые помещения (комнаты) в данных коммунальных квартирах продаются на основании их заявления в случаях, если в результате продажи данные коммунальные квартиры становятся отдельными;
9) гражданам, занимающим жилые помещения по договорам, заключенным на основании решений органов государственной власти Санкт-Петербурга, принятых в связи со вступившими в силу решениями суда о выселении таких граждан из предоставленных им для проживания в связи с характером их трудовых отношений жилых помещений, находящихся в частной собственности, занимаемые жилые помещения продаются на основании их заявлений.
Из буквального толкования содержания договора от 26 февраля 2018 года следует, что он заключен в соответствии с пп.3 п.2 ст.3 Закона Санкт – Петербурга № 169-27 (продажа жилых помещений целевым назначением на основании решения уполномоченного органа, принятого в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга гражданам, занимающим жилые помещения по договорам найма, заключенным на основании решений органов государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением жилых помещений, предоставленных в аренду организациям в целях использования для проживания работников в связи с характером их трудовых отношений) и на основании Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт – Петербурга от 31 мая 2017 года № 270-рпр.
Ответчиком Горбуновым О.А. в ходе рассмотрения гражданского дела не заявлялось, не доказывалось, что он относится к указанной категории граждан, которым жилые помещения могут быть проданы целевым назначением, судом первой инстанции установлено, что Горбунов О.А. ни к одной из указанных категорий не относится, в отношении него решения уполномоченного органа о продаже целевым назначением не принималось.
Указаний в Распоряжении Жилищного комитета Правительства Санкт – Петербурга от 31 мая 2017 года № 270-рпр на продажу жилых помещений целевым назначением Горбунову О.А. спорного имущества не имеется.
Кроме того, указанный порядок предусмотрен лишь для реализации жилых помещений, и не предусматривает возможности отчуждению иного принадлежащего Санкт – Петербургу имущества, в том числе земельных участков.
Поскольку в отношении ответчика не принималось решений о продаже ему жилого помещения целевым назначением, в рассматриваемом случае подлежит применению общий порядок, а именно продажа имущества должна осуществляться на торгах.
Не оспаривалось сторонами, что торги относительно реализации спорного имущества не организовывались, уполномоченное лицо для проведения торгов не определялось, торги не проводились, ответчик победителем торгов не признавался, выплата денежных средств на основании торгов им не производилась, договор купли-продажи спорного имущества с победителем торгов не заключался.
Ответчику, при соблюдении должной доли заботливости и осмотрительности, указанные обстоятельства не могли не быть известны при заключении договора от 26 февраля 2018 года.
На основании названных норм, а также на основании пунктов 3.1, 3.25, 3.35.6 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт – Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт – Петербурга от 16 февраля 2015 года № 98, в соответствии с которыми именно Комитет имущественных отношений Санкт – Петербурга наделен полномочиями по продаже недвижимого имущества одновременно с земельными участками, на которых расположены такие объекты недвижимого имущества, на аукционе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, вывод суда о выбытии спорного имущества из владения Санкт – Петербурга помимо воли уполномоченных на его распоряжение лиц, обоснован, постановлен в соответствии с требованиями действующего законодательства и при правильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
При таком положении, нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
На основании изложенного, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбунова О. А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: