ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-73/19 от 02.09.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Успун И.И. Дело № 2-73/2019 (33-710/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 02 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Дулуша В.В.,

судей Болат-оол А.В., Соскал О.М.,

при секретаре Ооржак Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоджинского района в интересах Дувендей Ш.О. к государственному казенному учреждению Республики Тыва «Госстройзаказ», государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства», обществу с ограниченной ответственностью «Строитель», Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Тоджинского района Республики Тыва Грек Н.С. в интересах Дувендей Ш.О. обратился с иском в суд к государственному казенному учреждению Республики Тыва «Госстройзаказ» (далее – ГКУ РТ «Госстройзаказ»), о возложении обязанности обеспечить путем судебного принуждения государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Управление капитального строительства» (далее - ГБУ РТ «УКС») приведение жилого дома в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, указывая на то, что 28 апреля 2015 г. между ГКУ РТ «Госстройзаказ» (заказчик) и ГБУ РТ «УКС» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству жилых домов в Республике Тыва для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанному договору, на территории Тоджинского района в ** запланировано строительство двухквартирного жилого помещения по адресу: **. В настоящее время строительство дома окончено, однако проверкой установлено, что вышеуказанный дом не имеет надлежащего технического и санитарного состояния. В нарушение пунктов 4.7.2, 4.2.2.3, 4.5.7, 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г., под подоконниками всех окон наблюдается наличие щелей шириной до 1 см., откуда происходит поступление холодного воздуха, в местах сопряжения перекрытий и стен дома наблюдаются трещины между плитами гипсокартона, требуется проведение ремонта вспомогательных помещений дома, на фундаменте жилого помещения наблюдаются мелкие трещины, сколы, местами имеются оголенные провода, не заправленные в кабель-каналы. В нарушение п.1.4 СанПИН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» имеющиеся недостатки не позволяют системе отопления обеспечивать оптимальные и допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещения.

По указанному факту прокуратурой Тоджинского района 08 февраля 2017 г. внесено представление, однако по результатам рассмотрения меры по устранению указанных нарушений не приняты. Согласно п.п. 4.5-4.7 государственного контракта , гарантийный срок выполненных работ составляет не менее 2 лет с момента подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. При обнаружении в период гарантийного срока недостатков, которые не позволяют использовать нормальную эксплуатацию результатов работ до их устранения, подрядчик (ГБУ РТ «УКС») обязуется устранить недостатки за свой счет. Расходы, связанные с исполнением гарантийных обязательств по государственному контракту , несет подрядчик. При проведении контрольной проверки с выездом на место установлено, что по состоянию на 21 августа 2017 г. нарушения, допущенные при строительстве дома, не устранены. Указанное свидетельствует о нарушении жилищных прав Дувендей Ш.О. Просил обязать ГКУ РТ «Госстройзаказ» обеспечить путем судебного принуждения ГБУ РТ «Управление капитального строительства» приведение жилого помещения по адресу: **, в соответствие с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г., путем устранения щелей под подоконниками всех окон, трещин между плитами гипсокартона, замены оголенных проводов, заправления проводов в кабель-каналы, ремонта вспомогательных помещений (веранды и кладовой), ремонта фундамента в течение месяца со дня вступления в силу решения суда.

В ходе производства по делу судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГБУ РТ «УКС», Министерство труда и социальной политики Республики Тыва» и общество с ограниченной ответственностью «Строитель» (далее – ООО «Строитель»).

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 сентября 2019 г. исковые требования прокурора Тоджинского района удовлетворены частично. На ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «УКС», ООО «Строитель» возложена обязанность совместно устранить нарушения требований федерального законодательства путем приведения жилого помещения, расположенного по адресу: **, в соответствие с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации №170 от 27 сентября 2003 г., путем устранения щелей на подоконниках всех окон, трещин между плитами гипсокартона, замены оголенных проводов, заправления проводов в кабель-каналы, ремонта вспомогательных помещений (веранды и кладовой), а также ремонта фундамента.

Дополнительным решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 марта 2021 г. исковые требования прокурора Тоджинского района к ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «УКС», ООО «Строитель», Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства удовлетворены частично. На ГКУ РТ «Госстройзаказ» возложена обязанность обеспечить путем судебного понуждения ГБУ РТ «УКС» устранить нарушения требований федерального законодательства путем приведения жилого помещения, расположенного по адресу: **, в соответствие с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации №170 от 27 сентября 2003 г., путем устранения щелей на подоконниках всех окон, трещин между плитами гипсокартона, замены оголенных проводов, заправления проводов в кабель-каналы, ремонта вспомогательных помещений (веранды и кладовой), а также ремонта фундамента в течение месяца со дня вступления в силу решения суда. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Представитель ответчика ГКУ РТ «Госстройзаказ» Бавун-оол О.В. с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду нарушения судом норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Тоджинского района Республики Тыва Монгуш В.Ч. просит в связи с необоснованностью доводов жалобы в удовлетворении жалобы отказать.

Определением от 22 июня 2021 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ч.

09 августа 2021 г. и.о. прокурора Тоджинского района Республики Тыва Монгуш В.Ч. подано уточненное исковое заявление, в котором прокурор просит обязать ответчиков совместно устранить нарушения требований федерального законодательства путем приведения жилого помещения, расположенного по адресу: **, в соответствие с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г., путем устранения щелей под подоконниками всех окон, трещин между плитами гипсокартона, замены оголенных проводов, заправления проводов в кабель-каналы, ремонта вспомогательных помещений (веранды и кладовой), а также ремонта фундамента.

В судебном заседании представитель и.о. прокурора Тоджинского района Республики Тыва Эрин А.В. - Хертек С.Ч. и истец Дувендей Ш.О. исковое заявление по изложенным в нем доводам поддержали.

Представитель ответчика ГКУ РТ «Госстройзаказ» Хомушку А-С.Ч. с исковым заявлением не согласилась и просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Донгак Ч.О. явилась в судебное заседание, однако не допущена к участию в судебном разбирательстве в связи с отсутствием документа о наличии высшего юридического образования.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке, установленном ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайства об отложении заседания от них не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Пунктом 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Прокурор Тоджинского района Республики Тыва Грек Н.С. подал в интересах Дувендей Ш.О. иск, в котором просит обязать ГКУ РТ «Госстройзаказ» обеспечить путем судебного принуждения ГБУ РТ «УКС» приведение жилого помещения по адресу: **, в соответствие с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г., путем устранения щелей под подоконниками всех окон, трещин между плитами гипсокартона, замены оголенных проводов, заправления проводов в кабель-каналы, ремонта вспомогательных помещений (веранды и кладовой), ремонта фундамента в течение месяца со дня вступления в силу решения суда.

В материалах дела имеется распоряжение Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 31 июля 2017 г. № 25 «О предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту их жительства», которым постановлено предоставить жилые помещения указанной категории граждан по договорам найма специализированного жилого помещения, согласно приложению №1. Из приложения №1 к распоряжению следует, что жилое помещение по адресу: **, предоставлено Дувендей Ш.Ч., а жилое помещение по адресу: **Ч. (т. 1, л.д. 200-202).

Кроме того, на запрос суда апелляционной инстанции Министерством труда и социальной политики Республики Тыва 22 июня 2021 г. дан ответ о том, что жилое помещение по адресу: **, предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения от 21 августа 2017 г. Ч.

Согласно представленной по запросу суда отделением адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике Тыва адресной справке от 25 июня 2021 г., Ч. зарегистрирована по месту жительства по адресу: **.

Ч. судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не привлекалась.

Решением суда первой инстанции от 27 сентября 2019 г. на ответчиков возложена обязанность совместно устранить нарушения требований федерального законодательства путем приведения жилого помещения, расположенного по адресу: **, в соответствие с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации №170 от 27 сентября 2003 г., путем устранения щелей на подоконниках всех окон, трещин между плитами гипсокартона, замены оголенных проводов, заправления проводов в кабель-каналы, ремонта вспомогательных помещений (веранды и кладовой), а также ремонта фундамента.

Таким образом, суд принял решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Ч., проживающей в ** указанного жилого дома.

На основании п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ ввиду допущенного судом первой инстанции нарушения норм процессуального права решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Как следует из материалов дела, 28 апреля 2015 г. между ГКУ РТ «Госстройзаказ» (заказчик) и ГБУ РТ «УКС» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству жилых домов в Республике Тыва для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по строительству жилых домов в ** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с условиями данного контракта, техническим заданием на выполнение работ, локальным сметным расчетом, утвержденным заказчиком (п. 1.1). Заказчик обязуется принять и обеспечить оплату надлежащим образом выполненных работ в порядке и на условиях, предусмотренных данным контрактом (п. 1.2).

В приложении к государственному контракту приведен перечень земельных участков для строительства домов, среди которых значится земельный участок в **.

01 сентября 2015 г. между ГБУ РТ «УКС» (генподрядчик) и ООО «Строитель» (подрядчик) заключен договор подряда на строительство объекта капитального строительства, согласно которому подрядчик по заданию генподрядчика обязался выполнить строительство жилых домов в Республике Тыва (Тоджинский кожуун) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 г.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 19 июня 2017 г. № 259 законченные строительством объекты недвижимого имущества – жилые помещения: жилая квартира общей площадью ** кв.м., расположенная по адресу: **, с кадастровым (условным) номером **, и жилая квартира общей площадью ** кв.м., расположенная по адресу: **, с кадастровым (условным) номером **, приняты в государственную собственность Республики Тыва.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 25 июля 2017 г. вышеуказанные жилые помещения отнесены к специализированному жилищному фонду Республики Тыва и закреплены на праве оперативного управления за Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва.

25 июля 2017 г. Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в лице **О. и Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва в лице **С. подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир в **.

31 июля 2017 г. Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва издано распоряжение № 25 о предоставлении жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения. В приложении № 1 к указанному распоряжению приведен список лиц, которым предоставляются жилые помещения: Дувендей Ш.О. и Ч.

По договору найма специализированного жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 78 от 21 августа 2017 г. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (наймодатель) передало Дувендей Ш.О. (наниматель) за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: **-оола **, для временного проживания, с правом оформления регистрации по месту жительства.

В заседании суда апелляционной инстанции Дувендей Ш.О. пояснила, что ей передано по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение по адресу: **.

Данное обстоятельство подтверждается ответом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 22 июня 2021 г. на запрос суда, согласно которому жилое помещение по адресу: **, предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения от 21 августа 2017 г. № 79в17 Ч., и адресной справкой отделения адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Ч. по месту жительства по указанному адресу.

Из справки Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва по проверке ** следует, что 29 января 2017 г. была проведена проверка указанной квартиры, в ходе которой установлено, что оконные проемы дома наполнены блоками из ПВХ, установлены стеклопакеты, под подоконниками всех окон наблюдается наличие щелей шириной до 1 см, откуда происходит поступление холодного воздуха. Стены и несущие перегородки дома – деревянные, обшиты снаружи металлопрофилем, внутри – гипсокартоном. В местах сопряжения перекрытия и стен дома наблюдаются трещины между плитами гипсокартона. Электропроводка дома скрытая, выполнена кабель-каналами. Местами имеются оголенные провода, не заправленные в кабель-каналы. Вспомогательные помещения – кладовая и веранда обшиты листами ДВП и гипсокартона. Требуется проведение ремонта вспомогательных помещений дома. Фундамент дома по периметру бетонный, монолитный. С западной стороны дома на фундаменте наблюдаются мелкие трещины, сколы, крошение бетона. Холодное и горячее водоснабжение в доме отсутствует. Водозабор происходит из уличного колодца. В результате проверки установлено нарушение п.п. 4.7.2, 4.2.2.3, 4.5.7, 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170. В справке указано, что выявленные нарушения требований п.п. 4.7.2, 4.2.2.3, 4.5.7, 4.1.3 Правил не позволяют обеспечить надлежащее техническое и санитарное состояние жилого дома, возможно причинение вреда здоровью граждан, нарушается их право на благоприятную окружающую среду и санитарное благополучие, а также возможно ухудшение условий проживания граждан.

08 февраля 2017 г. прокурором Тоджинского района внесено представление директору ГКУ РТ «Госстройзаказ» М., в котором прокурор требовал принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства, а также принять меры по недопущению впредь подобных нарушений и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

По результатам рассмотрения представления прокурора ГКУ РТ «Госстройзаказ» направило письмо 21 марта 2017 г., в котором сообщило, что 21 марта 2017 г. проведено совещание с привлечением ГБУ РТ «УКС», ООО «Строитель», которые по результатам конкурса приняли на себя обязательства по продаже и передаче жилых помещений в государственную собственность, представителей Прокуратуры Республики Тыва и г. Кызыла, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, администрации Тоджинского кожууна и заместителя председателя по жизнеобеспечению – руководителя сельского поселения «Тоора-Хемский», по результатам совещания вынесен протокол.

Из представленного прокурору протокола совещания следует, что участниками совещания принято решение: принять к сведению информацию прокурора Тоджинского района о допущенных нарушениях федерального законодательства; рекомендовать выполнить взятые на себя обязательства по государственным контрактам представителям ГБУ РТ «УКС» и субподрядной организации ООО «Строитель», устранить выявленные нарушения в кратчайшие сроки; рекомендовать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, администрации Тоджинского кожууна и заместителю председателя по жизнеобеспечению – руководителю сельского поселения «Тоора-Хемский» в будущем согласовать выдачу земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации под строительство жилых домов; ГКУ РТ «Госстройзаказ» обратиться о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в собственность Республики Тыва, и усилить контроль за выполнением государственных контрактов, принять все необходимые меры по недопущению нарушений законодательства.

Определением суда первой инстанции от 12 декабря 2017 г. по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Независимая экспертиза».

Из заключения эксперта от 06 апреля 2018 г. следует, что при установлении окон, внутренней отделке гипсокартоном стен, возведении фундамента и вспомогательных помещений (веранды и кладовой), прокладке проводов в жилом доме по адресу: **, допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Монтажные швы примыкания оконных блоков к стеновым проемам состоят только из монтажной пены. Согласно п. 5.1 ГОСТ 3-971-2002 «Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам» монтажный шов должен состоять из 3 слоев: 1 - наружный, водоизоляционный, паронепроницаемый, 2 - центральный (теплоизоляционный), 3 - внутренний – пароизоляционный. Возможным способом устройства монтажного шва в соответствии с нормативными требованиями является выполнение следующих работ: - демонтаж наружных откосов и наличников, расчистка существующего монтажного шва (состоит только из монтажной пены), устройство монтажного шва в соответствии с нормативными требованиями, обратный монтаж наружных откосов и наличников.

В заключении указано, что при выявленных нарушениях монтажа оконных блоков к стеновым проемам в процессе эксплуатации возможны промерзания швов, появление трещин и конденсата на внутренней стороне стеклопакета, наружных и внутренних откосах окна, образование плесени и грибка в месте примыкания оконного блока к стене, снижение звукоизоляции.

Фактически стыки листов ГКЛ в верхней части стен во всех помещениях выполнены внахлест, перепад поверхности в местах стыков внахлест составляет ** мм. При устройстве стен из гипсокартонных листов в верандах квартир ** стыки гипсокартона выполнены без армирующей ленты и шпаклевки. Согласно пункту 6.4.2.1 СП 163.1325800.2014 «Конструкции с применением гипсокартонных и гипсоволокнистых листов. Правил проектирования и монтажа», для заделки стыков между гипсокартонными или гипсоволокнистыми листами следует применять сухую шпаклевочную смесь на основе гипсового вяжущего. Согласно пункту 6.4.2.4 СП 163.1325800.2014 «Конструкции с применением гипсокартонных и гипсоволокнистых листов. Правил проектирования и монтажа», для заделки стыков, образованных всеми типами кромок гипсокартонных листов (кроме ПЛУК и ПЛК) и фальцевых кромок гипсоволокнистых листов, применяются сетчатая или перфорирования стеклотканевая армирующая лента. При устройстве стен и перегородок перепады между смежными листами свыше 1 мм не допускаются. В веранде ** необходимо выполнить устройство гипсокартонных листов в одной плоскости путем демонтажа/обратного монтажа верхних обрезков ГКЛ, выполненных внахлест, выполнить заделку швов с устройством армирующей ленты и шпаклевки, выполнить окраску стен. В веранде ** - выполнить устройство гипсокартонных листов в одной плоскости путем демонтажа /обратного монтажа верхних обрезков ГКЛ, выполненных внахлест. Выполнить заделку швов с устройством армирующей ленты и шпатлевки. В ** - выполнить устройство гипсокартонных листов в одной плоскости путем демонтажа/обратного монтажа верхних обрезков ГКЛ, выполненных внахлест, выполнить заделку швов с устройством армирующей ленты и шпаклевки, выполнить окраску стен.

При наружном обследовании жилого дома выявлены трещины, сколы, отслоения, выкрашивание фундамента по периметру жилого дома. При устройстве фундаментов нарушены требования: ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия; ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия. По результатам обследования и расчетов установлено, что при устройстве фундаментов использована марка бетона, не предназначенная для данного вида работ. Устройство фундамента выполнено из бетона марки – М 100. Марка бетона М 100 предназначена для бетонирования не несущих конструкций, отмосток, желобов, отливов, для установки бордюров, то есть для подготовительных работ перед заливкой ленточных монолитных фундаментов. Необходимо усиление фундамента маркой бетона не менее М 250.

В заключении сказано, что при наличии выявленных дефектов фундамента не обеспечена механическая безопасность здания, тем самым нарушены требования ст. 7 «Требования механической безопасности» Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: нарушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, разрушения всего здания, сооружения или их части, деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружении и геологических массивов прилегающей территории, повреждения части здания или сооружения сетей инженерно - технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В помещении веранды ** жилого дома выявлены участки не заправленной электропроводки в кабельканалы и участок, на котором электропроводка смонтирована без устройства кабельканала. Согласно требований главы 7.1 ПУЭ, электропроводку в помещения следует выполнять сменяемой: скрыто - в каналах строительных конструкций, замоноличенных трубах, открыто – в электротехнических плинтусах, коробах и т.п. Необходимо выполнить мероприятия по устройству электропроводки в кабельканалы.

В заключении экспертами сделан вывод о том, что наличие существующих недостатков при установлении окон, внутренней отделке стен гипсокартоном, возведении фундамента и вспомогательных помещений (веранды и кладовой), прокладке проводов жилого дома по адресу: **, является существенным нарушением строительных норм и правил, так как наличие выявленных дефектов снижает эксплуатационные качества конструктивных элементов исследуемого жилого дома.

Судебная коллегия принимает доказательство в виде экспертного заключения, поскольку оно отвечает требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, по форме и содержанию соответствует заключениям такого рода, содержит подробное описание проведенного исследования; выводы экспертов мотивированы и обоснованны, а эксперты имеют необходимые образование и квалификацию, достаточный стаж работы в качестве экспертов, предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Таким образом, заключением судебной строительно-технической экспертизы установлено, что при строительстве жилого дома **, а именно - при установке окон, внутренней отделке гипсокартоном стен, возведении фундамента и вспомогательных помещений (веранды и кладовой), прокладке проводов допущены существенные нарушения строительных норм и правил.

В результате допущенных нарушений в окнах возможны промерзания швов, появление трещин и конденсата на внутренней стороне стеклопакета, наружных и внутренних откосах окна, образование плесени и грибка в месте примыкания оконного блока к стене, снижение звукоизоляции. Кроме того, не обеспечена механическая безопасность здания, тем самым возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, их имуществу в результате, в частности, нарушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, разрушения всего здания, деформации строительных конструкций.

Следовательно, довод искового заявления прокурора о том, что жилой дом ** не имеет надлежащего технического и санитарного состояния, является обоснованным.

Выводы, содержащиеся в заключении судебной строительно-технической экспертизы, о наличии допущенных при строительстве жилого дома существенных нарушений строительных норм и правил ответчиками в ходе судебного разбирательства не опровергнуты. Ходатайства о назначении повторной экспертизы они не заявляли, доказательств соответствия жилого дома градостроительным и строительным нормам и правилам ими суду не представлено.

С доводами прокурора о необходимости возложения на ответчиков обязанности привести жилое помещение в соответствие с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г., судебная коллегия не согласна по следующим основаниям.

Исходя из содержания п. 1.1. Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г., указанные Правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, и регулируют порядок содержания и ремонта жилых домов собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими, организациями различных организационно-правовых форм, занятыми обслуживанием жилищного фонда. Пункты 4.7.2, 4.2.2.3, 4.5.7, 4.1.3 указанных Правил и норм, на которые ссылается прокурор, касаются технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем зданий.

В данном случае, как установлено заключением судебной строительно-технической экспертизы, существенные нарушения строительных норм и правил допущены при строительстве жилого дома.

Заключением экспертизы не установлено нарушение при строительстве жилого дома требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г.

Из заключения экспертизы следует, что при строительстве жилого дома нарушены требования п. 5.1 ГОСТ 3-971-2002 «Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам», п.п 6.4.2.1, 6.4.2.4 СП 163.1325800.2014 «Конструкции с применением гипсокартонных и гипсоволокнистых листов. Правил проектирования и монтажа», ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия, ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия, главы 7.1 ПУЭ, а также ст. 7 «Требования механической безопасности» Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

С доводами прокурора о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований федерального законодательства на ответчиков ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «Управление капитального строительства», ООО «Строитель» совместно судебная коллегия не согласна по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 г. № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей», предусматривающей предоставление вышеуказанной категории лиц жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области государственной социальной защиты семьи и детства.

Во исполнение приведенных выше норм Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва истцу предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: по адресу: **.

Жилищным кодексом установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).

В силу п. 1 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.

Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

Согласно подп. 1 п. 17 раздела III договора найма специализированного жилого помещения от 21 августа 2017 г. № 78, заключенного между Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва и истцом, наймодатель обязался передать нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигеническим, экологическим и иным требованиям.

Между тем, как установлено в результате судебного разбирательства, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва принятые на себя обязательства по договору найма специализированного жилого помещения перед истцом не выполнены.

Так, справкой Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва по проверке квартиры ** подтверждается факт выявления нарушений, не позволяющих обеспечить надлежащее техническое и санитарное состояние жилого дома.

Факт допущенных при строительстве дома нарушений подтверждается также протоколом совещания в ГКУ РТ «Госстройзаказ» от 21 марта 2017 г. с участием представителей ГБУ РТ «УКС», ООО «Строитель», Прокуратуры Республики Тыва и г. Кызыла, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, администрации Тоджинского кожууна и заместителя председателя по жизнеобеспечению – руководителя сельского поселения «Тоора-Хемский».

14 марта 2018 г. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обращалось к заместителю министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва с письмом, в котором просило рассмотреть обращение Дувендей Ш.О. о качестве предоставленного ей жилого помещения и принять меры по устранению выявленных нарушений.

Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, нарушения до настоящего времени не устранены.

Изучив представленные доказательства, судебная коллегия приходит выводу о том, что жилое помещение, предоставленное истцу Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва по договору найма специализированного жилого помещения, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Это нарушение создает угрозу жизни и здоровью нанимателя, препятствует реализации им прав, предусмотренных положениями 67, 100, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем, обязанность органа исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющего функции по реализации государственной политики в области государственной социальной защиты семьи и детства, по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений может считаться исполненной лишь в случае, если жилое помещение на момент его предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствует требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к жилым помещениям.

Указом Главы Республики Тыва «О структуре органов исполнительной власти» от 22 ноября 2016 г. № 204 (в редакции от Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 г. №250) Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва преобразовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва с передачей ему функций преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденном постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N 229, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственной социальной защиты семьи и детства (п. 1). Министерство осуществляет предоставление в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда (п. 9.7).

При таких обстоятельствах обязанность по устранению выявленных нарушений подлежит возложению на правопреемника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Доводы прокурора о необходимости возложения обязанности по устранению выявленных нарушений на ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «Управление капитального строительства» и ООО «Строитель» основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, не создают обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве стороны.

Отсутствие между заказчиками ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «Управление капитального строительства», подрядчиком ООО «Строитель» и нанимателем Дувендей Ш.О. каких-либо договорных правоотношений не допускает возложение на указанных ответчиков какой-либо обязанности перед нанимателем жилого помещения, находящегося в государственной собственности Республики Тыва.

При таких обстоятельствах иск прокурора в интересах Дувендей Ш.О. подлежит удовлетворению частично. Обязанность по устранению нарушений требований федерального законодательства, допущенных при строительстве жилого дома, подлежит возложению на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва. Исковые требования прокурора в интересах Дувендей Ш.О. к ответчикам ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «Управление капитального строительства» и ООО «Строитель» не подлежат удовлетворению.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство труда и социальной политики Республики Тыва освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 сентября 2019 года и дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания: «Иск прокурора Тоджинского района в интересах Дувендей Ш.О. удовлетворить частично.

Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва устранить нарушения требований федерального законодательства путем устранения щелей на подоконниках всех окон, трещин между плитами гипсокартона, замены оголенных проводов, заправления проводов в кабель-каналы, ремонта вспомогательных помещений (веранды и кладовой), ремонта фундамента жилого помещения, расположенного по адресу: **.

В удовлетворении исковых требований прокурора Тоджинского района в интересах Дувендей Ш.О. к государственному казенному учреждению Республики Тыва «Госстройзаказ», государственнму бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства», обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение 3-х месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи