Судья Токшарова Н.И. | Дело № 2-73/2015 № 33-600/2015 |
03 июня 2015 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Кречетова А.А., Гришан Л.В.,
при секретаре Курышевой П.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 июня 2015 года в городе Магадане гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 13 марта 2015 года по гражданскому делу по иску Суховилина В.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области о признании решения от 01 мая 2014 года о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и подлежащим отмене, возложении обязанности включить в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы с <дата> по <дата> в должности респираторщика военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго».
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Гришан Л.В., объяснения представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ягоднинского района Магаданской областиБубенец А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
У С Т А Н О В И Л А:
Суховилин В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области (далее - ГУ УПФ РФ в Ягоднинском районе, Управление) о признании решения от <дата> о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и подлежащим отмене, возложении обязанности включить в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы с <дата> по <дата> в должности респираторщика военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго».
В обоснование заявленных требований указал, что в период с <дата> по <дата> работал в должностях респираторщика горноспасательного взвода на Колымской ГЭС в пос. Синегорье Магаданской области на подземной гидроэлектростанции полный рабочий день в подземном комплексе, что подтверждается записями в трудовой книжке. Указанные профессии включены в Список №... производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
С <дата> ему была назначена досрочная трудовая пенсия за работу в особых условиях по Списку № 1.
С <дата> ответчик принял решение прекратить ему выплату пенсии, назначенную за работу в особых условиях по Списку № 1, с <дата>.
Просил суд признать данное решение незаконным, подлежащим отмене и обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с <дата> по <дата> в должности респираторщика военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго».
Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 13 марта 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области от <дата> о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости Суховилину В.В.
Период работы Суховилина В.В. с <дата> по <дата> включительно в должности респираторщика отделения военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго» включен в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В удовлетворении требований Суховилина В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области об отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области от 01 мая 2014 года о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости - отказано.
С ГУ УПФ РФ в Ягоднинском районе в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» взыскана государственная пошлина в размере <.......> руб.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Ягоднинском районе Магаданской области ставит вопрос об отмене решения суда в той части, в какой заявленные требования удовлетворены, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с существенным нарушением норм материального права.
Ссылаясь на пункты 1 и 2 Положения «О военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 16 января 1995 года, указывает, что акционерная фирма «Гидроспецстрой», АО «Колымская ГЭС» не являются государственными специализированными организациями, призванными осуществлять меры по спасению людей.
Доказательств того, что акционерная фирма «Гидроспецстрой» и АО «Колымская ГЭС» имели разрешение, лицензии или иной документ, предоставляющий право на проведение мероприятий по спасению людей в соответствии с законодательством Российской Федерации, не представлено, в связи с чем горноспасательный взвод и военизированный горноспасательный отряд АО «Колымаэнерго» не являются военизированной горноспасательной частью, обладающей правом на проведение работ по спасению людей.
Со ссылкой на положения Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «О создании аварийно-спасательных формирований и статусе спасателей», считает, что АФ «Гидроспецстрой», АО «Колымаэнерго» не являются органами, в полномочия которых входит создание профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Утверждает, что Колымская ГЭС подведомственна Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, не входит в состав какого-либо оперативного подразделения военизированной горноспасательной части или какой-либо государственной аварийно-спасательной службы, следовательно, и, являющийся ее структурным подразделением, не входит в состав какой-либо государственной аварийно-спасательной организованной службы.
Отмечает, что согласно Списку № 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, правом на досрочное пенсионное обеспечение обладают работники горноспасательных формирований горно-спасательных частей (станций) определенных видов работ, в том числе по строительству подземных сооружений. Среди объектов Колымской ГЭС подземным является только подземное здание ГЭС с пятью агрегатами и отводящим каналом (машинный зал), строительство которых завершено в 1994 году. Все остальные объекты расположены на поверхности.
Дата ввода Колымской ГЭС 03 декабря 2007 года в эксплуатацию не может рассматриваться, как дата завершения работ по строительству подземного здания и связанных с этим горным выработкам.
Указывает, что Список № 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, не предусматривает права на досрочное пенсионное обеспечение работников действующих подземных сооружений, не связанных с подземной добычей полезных ископаемых, в том числе подземных гидроэлектростанций.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Истец Суховилин В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании статей 167 (часть 3), 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Выслушав пояснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ягоднинского района Магаданской областиБубенец А.В., проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 ГПК РФ) и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу пункта 2 статьи 28.1. Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 утверждены Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537).
Подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее - Список № 1).
В позициях 1010600а-18029, 1010600б-23003 подраздела 5 «Горноспасательные части (станции)» раздела I «Горные работы» Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрены должности «респираторщики», «командиры отделений, их заместители (помощники)».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Суховилин В.В. в период с <дата> по <дата> включительно работал на условиях полного рабочего дня в подземном комплексе в должности респираторщика военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС.
С <дата> Суховилину В.В., на основании поданного им заявления, назначена трудовая пенсия по старости досрочно в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
После проведенной проверки ГУ УПФ РФ в Ягоднинском районе письмом от <дата> Суховилин В.В. поставлен в известность, что права на включение в льготный стаж всего периода его работы в должности респираторщика военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по Списку № 1 после 25 ноября 1994 года, не имеется, поскольку такое право предоставлено респираторщикам, занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте шахт, рудников, приисков и других подземных сооружений, кроме того, строительство Колымской ГЭС было завершено в 1994 году, в связи с чем ответчик прекратил выплату Суховилину В.В, пенсии, назначенной за работу в особых условиях по Списку № 1 с 01 мая 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237 утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался (далее - Положение).
Согласно положениям пункта 2 Положения эксплуатация гидротехнического сооружения может осуществляться собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией только при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного органом, на который возложено осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Из системного толкования вышеприведенных положений законодательства следует, что завершающим этапом строительства гидротехнического сооружения является получение разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию с целью постановки построенного объекта на государственный учет.
Как усматривается из материалов дела, все гидротехнические сооружения напорного фронта Колымской ГЭС, подземное здание ГЭС и вспомогательные сооружения Колымской ГЭС были завершены строительством и приняты в промышленную эксплуатацию в 2007 году, что подтверждается актом Центральной приемочной комиссии от 03 декабря 2007 года.
Доказательств, свидетельствующих о том, что подземные сооружения Колымской ГЭС были введены в эксплуатацию в 1994 году, стороной ответчика не представлено, а материалы дела таких сведений не содержат.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательное формирование представляет собой самостоятельную или входящую в состав аварийно-спасательной службы структуру, предназначенную для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Статьей 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ установлено, что профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к обязанностям собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации отнесены предупреждение аварий гидротехнического сооружения и взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, незамедлительное информирование об угрозе аварии гидротехнического сооружения, финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Из материалов дела следует, что Колымская ГЭС является объектом комплексного водопользования, обеспечивающим потребности электроснабжения Магаданской области и судоходства в нижнем течении реки Колымы.
Приказом по Колымской ГЭС от 15 февраля 1993 года № 26/а для обслуживания объектов Колымской ГЭС организована аварийно-спасательная служба - военизированный горноспасательный взвод Колымской ГЭС, который вошел в дислокацию аварийно-спасательных подразделений постоянной готовности Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На личный состав взвода распространялись льготы, установленные для работников военизированных горноспасательных частей.
Одной из главных задач военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС являлось спасение людей, застигнутых авариями и пожарами на объектах подземного и поверхностного комплексов Колымской ГЭС, а также ликвидация аварий и пожаров.
Из письма Госгортехнадзора России от 21 июля 1992 года № 11-22/264 следует, что руководство и контроль за введением в постоянную эксплуатацию и последующем обслуживанием Колымской ГЭС осуществляется Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзором России). Также в письме указывается на недопустимость введения в постоянную эксплуатацию Колымской ГЭС без обслуживания ее подземных сооружений подразделениями военизированного горноспасательного взвода.
В соответствии с Приказом АО «Колымская ГЭС» от 30 января 1995 года № 17/п система охраны на объекте «Колымская ГЭС» была реорганизована, горноспасательный взвод переведен на положение военизированного, на него возложены функции по охране в чрезвычайных ситуациях и обороне ГЭС, в том числе проведению операций по спасению людей при ликвидации аварии.
Приказом Колымской ГЭС от 10 июля 2002 года № 97п военизированный горноспасательный взвод переименован на аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 47, утратившим силу с 28 января 2012 года, утверждено Положение о военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения военизированные горноспасательные части по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности (ВГСЧ) являлись государственными специализированными организациями, призванными осуществлять в установленном порядке горноспасательное обслуживание предприятий металлургической промышленности по добыче и переработке полезных ископаемых, предприятий по добыче и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и других предприятий любой формы собственности, ведущих горные работы или имеющих горные выработки.
Их основная задача заключалась в осуществлении на обслуживаемых объектах экстренных мер по спасению людей, застигнутых авариями, ликвидации этих аварий и их последствий, работ, при выполнении которых требуется применять средства защиты органов дыхания, специальную горноспасательную технику и оборудование.
Данным Положением была также установлена структура горноспасательных частей (станций): отряды, взводы, пункты и отделения.
Таким образом, горноспасательный взвод, в котором работал истец, был создан в целях обеспечения безопасности на Колымской ГЭС и, вопреки доводам апелляционной жалобы, наделен полномочиями по проведению мероприятий по спасению и эвакуации людей при ликвидации аварий на подземных объектах, что согласуется с положениями Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ.
Поскольку горноспасательный взвод фактически находился первоначально в подчинении Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в последующем Госгортехнадзора России, имеющих в своем составе аварийно-спасательные подразделения и военизированные горноспасательные части, вывод суда первой инстанции о распространении на личный состав военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС льгот и преимуществ, установленных для работников подразделений и горноспасательных частей вышеуказанных органов государственной власти, является верным.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что АО «Гидроспецстрой», а также ОАО «Колымаэнерго» не являются государственными специализированными организациями, призванными осуществлять горноспасательное обслуживание подземных объектов, а также не наделены правом на создание аварийно-спасательных формирований является несостоятельным и не может повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Доводы ответчика о том, что горноспасательный взвод Колымской ГЭС не относится к числу горноспасательных формирований (горноспасательные части (станции)), поименованных в Списке № 1, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, не являлись основанием для исключения спорных периодов из льготного трудового стажа истца и, как следствие, принятия пенсионным органом решения о прекращении выплаты досрочно назначенной истцу трудовой пенсии по старости, в связи с чем не могут оцениваться судом при проверке законности указанного решения.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения ГУ - УПФ РФ в Ягоднинском районе от <дата> о прекращении выплаты Суховилину В.В. досрочной трудовой пенсии по старости и возложении на ГУ - УПФ РФ в Ягоднинском районе обязанности включить период работы истца с <дата> по <дата> в должности респираторщика отделения военизированного горноспасательного взвода Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго" в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене решения суда.
Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит апелляционную жалобу убедительной, влекущей отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями процессуального права
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Лобыкин
Судьи А.А. Кречетов
Л.В. Гришан