Судья Пичугин В.И. дело № 33-5634/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бабайцевой Е.А.,
судей Нагиной О.Ю., Улицкой Н.В.,
при секретаре Купиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73/2022 по исковому заявлению прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области об обязании проведения мероприятий антитеррористической защищённости на объекте культуры
по апелляционной жалобе администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 24 февраля 2022 года, которым исковые требования прокурора Иловлинского района Волгоградской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Нагиной О.Ю., пояснения представителя администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области - ФИО1, главы администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области - ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Еланскова В.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Озерского сельского поселения об обязании проведения мероприятий антитеррористической защищённости на объекте культуры, в котором просил суд обязать администрацию Озерского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, провести мероприятия антитеррористической защищенности на объекте культуры «Озерский сельский дом культуры», расположенный по адресу: <адрес>, а именно: назначить должностных лиц ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии и территориальными органами МВД РФ, организовать проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта, организовать пропускной режим и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте, организовать размещение на информационном стенде номера телефонов территориального органа безопасности, территориального органа Росгвардии, территориального органа МВД по месту нахождения объекта, улучшить систему освещения прилегающей территории, организовать периодическую проверку здания, с целью выявления признаков подготовки или совершении террористического акта, обеспечить защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащаяся в паспорте безопасности объекта, иных документах и на других материальных носителях, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищенности объекта, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций с применением инженерно-технических средств охраны, оборудовать объект системой экстренного вызова полиции, оборудовать объект системой наружного видеонаблюдения, заменить «ветхие» входные двери на металлические.
В обоснование исковых требований указано, что данному объекту культуры присвоена 2 категория опасности, 14 июня 2019 года утвержден паспорт безопасности объекта, однако мероприятия для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта не проведены. Выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих на территории объекта культуры, поскольку не позволяют обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Иловлинского района Волгоградской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений на апелляционную жалобу, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176 (далее - Требования к антитеррористической защищенности).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях); д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 20 Требований к антитеррористической защищенности).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами (подп. «б» п. 21 Требований к антитеррористической защищенности).
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта (подп. «а» п. 22 Требований к антитеррористической защищенности).
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму; обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий); осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий) (подп. «а», «г», «д», «е» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности).
Согласно пункту 26 Требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Как следует из материалов дела, на территории администрации Озерского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области по адресу: <адрес>, расположен объект культуры - Озерский сельский дом культуры.
Данному объекту присвоена 2 категория опасности.
14 июня 2019 года разработан паспорт безопасности Озерского сельского дома культуры, х. Озерки Иловлинского муниципального района Волгоградской области, который утвержден главой Озерского сельского поселения.
В разделе 9 паспорта безопасности указано на необходимость проведения мероприятий для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта: назначить должностных лиц ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии и территориальными органами МВД РФ, организовать проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта, организовать на объекте пропускной режим и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленного на объекте, организовать размещение на информационном стенде номера телефонов территориального органа безопасности, территориального органа Росгвардии, территориального органа МВД по месту нахождения объекта, обеспечить защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащаяся в паспорте безопасности объекта, иных документах и на других материальных носителях, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищенности объекта, улучшить систему освещения прилегающей территории, обеспечить охрану объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны с применением инженерно-технических средств охраны, обеспечить охрану объекта в нерабочее время, оборудовать объект системами экстренного вызова наряда полиции и видеонаблюдения, заменить «ветхие» входные двери на металлические.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения культуры истек 14 июня 2021 года.
В связи с неисполнением требований паспорта безопасности в указанный выше срок 14 июня 2021 года прокурором Иловлинского района было вынесено предписание в адрес главы Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области с предложением принять обеспечительные меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства и привлечь должностных лиц, виновных в отмеченных нарушениях закона к дисциплинарной ответственности.
13 июля 2021 года главой Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в адрес прокурора Иловлинского района направлен ответ, из которого следует, что факты допущенных нарушений, выявленных прокурором, установлены, проведена работа по недопущению нарушений закона, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В нарушение положений Требований к антитеррористической защищенности мероприятия для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности учреждения культуры не проведены.
Выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих на территории объекта культуры, поскольку не позволяют обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о возложении на администрацию Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия антитеррористической защищенности на объекте культуры - Озерский сельский дом культуры, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: назначить должностных лиц ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии и территориальными органами МВД РФ, организовать проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта, организовать пропускной режим и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте, организовать размещение на информационном стенде номера телефонов территориального органа безопасности, территориального органа Росгвардии, территориального органа МВД по месту нахождения объекта, улучшить систему освещения прилегающей территории, организовать периодическую проверку здания, с целью выявления признаков подготовки или совершении террористического акта, обеспечить защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащаяся в паспорте безопасности объекта, иных документах и на других материальных носителях, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищенности объекта, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций с применением инженерно-технических средств охраны, оборудовать объект системой экстренного вызова полиции; оборудовать объект системой наружного видеонаблюдения, заменить «ветхие» входные двери на металлические.
Доводы апелляционной жалобы администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о том, что администрация Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области не относится к организациям, указанным в п. 2 Требований к антитеррористической защищенности (комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры) и, соответственно, сами требования на администрацию не распространяются, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные к отмене решения суда.
Как было указано выше, паспорт безопасности Озерского сельского Дома культуры, х. Озерки Иловлинского муниципального района Волгоградской области утвержден главой Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Требования паспорта безопасности являются обязательными для исполнения и возлагаются на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов, территорий, срок выполнения которых не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категории объекта (территории) (пп. 3, 11, 8 19 Постановления № 176).
Однако до настоящего времени требования паспорта безопасности не выполнены.
Озерский сельский дом культуры является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области подтвердил, что в доме культуры располагаются кружки и секции.
Осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, существенно нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Заявленные прокурором требования направлены на реализацию конституционного принципа приоритета интересов граждан, их жизни и здоровья, путём обеспечения определённых мер безопасности, поскольку это будет отвечать требованиям антитеррористической укреплённости, способствовать созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья граждан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что такие мероприятия как: улучшить систему освещения прилегающей территории, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных организаций с применением инженерно-технических средств, оборудовать объект системой наружного наблюдения, заменить «ветхие» входные двери на металлические Требования к антитеррористической защищенности не содержат, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по их исполнению, судебная коллегия считает несостоятельными к отмене решения суда.
Как было указано ранее, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами (подп. «б» п. 21 Требований к антитеррористической защищенности).
Поскольку в отношении объекта культуры - «Озерский сельский дом культуры» разработан и согласован паспорт безопасности объекта, и в нем содержатся выводы о несоответствии учреждения культуры требованиям антитеррористической защищенности, а также указания на необходимость в связи с этим обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций с применением инженерно-технических средств охраны, рекомендации оборудовать объект системой экстренного вызова полиции, оборудовать объект системой наружного видеонаблюдения, заменить «ветхие» входные двери на металлические, срок выполнения данных мероприятий истек 14 июня 2021 года, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для возложения в судебном порядке обязанности по устранению данных нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму в здании учреждения культуры соответствует закону.
Ссылки апеллянта на запланированное прекращение деятельности Озерского сельского дома культуры правового значения для разрешения спора не имеют, основанием для отмены решения суда не являются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: