Гражданское дело № 2-740/2019
УИД: 68RS0015-01-2019-000723-42
Номер дела в апелляционной инстанции 33-3871/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 октября 2019 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коропенко Л.Е.
судей: Пачиной Л.Н., Рязанцевой Л.В.
при ведении протокола помощником судьи Пустоваловой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова Ивана Николаевича к Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» в лице Моршанского филиала о расторжении типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
по апелляционной жалобе Миронова Ивана Николаевича на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 24 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Миронов И.Н. обратился в суд с иском к АО «Тамбовская сетевая компания» в лице Моршанского филиала об отмене типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
В обоснование заявления указал, что АО «ТСК» Моршанский филиал является оператором по утилизации твердых коммунальных отходов по Пичаевскому району Тамбовской области.
В феврале 2019 года, получив квитанцию на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, он (истец) обратился в АО «ТСК» Моршанский филиал с заявлением об отказе от их услуг. В заявлении он указал причину отказа - отсутствие у него твердых коммунальных отходов в том количестве, которое указано в квитанции об оплате, а именно 0,26 куб. м с одного человека за месяц. Проживая вдвоем с женой, за месяц они не накапливают 0,5 куб. м. За обращение с твердыми коммунальными отходами они обязаны оплачивать 150 рублей в месяц, а за год оплата составит 1800 рублей, что равнозначно 1% их пенсий. То небольшое количество твердых коммунальных отходов, которые у них образуется, он утилизирует в домашних условиях: картофельные очистки и сорняки с огорода он закладывает в бочку на компост, а отходы в виде бумажной упаковки он сжигает на своем участке в металлическом баке с крышкой, соблюдая противопожарные меры.
Кроме того, указывает, что он не заключал договор с АО «ТСК» Моршанский филиал на обращение с ТКО. В ответе на его обращение от 04.02.2019 года АО «ТСК» в лице Моршанского филиала по вопросу организации вывоза ТКО ему сообщили, что с ним заключен типовой договор, который является публичной офертой. Ссылаясь на п.2 ст.437 ГК РФ, полагает, что поскольку он на их предложение не отзывался, этот типовой договор считается ничтожным.
Считает, что твердые коммунальные отходы являются его частной собственностью, поэтому он волен распоряжаться ими по своему усмотрению, что он и делает, превращая их в органическое удобрение для своего участка.
Просил суд (с учетом уточнения исковых требований) расторгнуть в отношении него типовой договор с Акционерным обществом «Тамбовская сетевая компания».
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 24.06.2019 г. в удовлетворении исковых требований Миронова Ивана Николаевича к Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» в лице Моршанского филиала о расторжении в отношении него типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отказано.
В апелляционной жалобе Миронов И.Н. просит принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Полагает, что ответчиком, согласно позиции которого он обязан заключить договор на оказание услуг по утилизации ТКО, нарушены требования ст.421 ГК РФ о запрете понуждения к заключению договора.
Указывает, что типовой договор ухудшает его материальное положение и противоречит конституционным принципам. Считает, что АО «ТСК» не представлено надлежащих доказательств того, что он пользуется их услугой.
Отмечает, что из пояснений представителя ответчика следует, что иногда услуга по сбору и утилизации ТКО не оказывается ввиду различных обстоятельств, в частности при возникновении препятствий для проезда специализированного транспорта, в связи с чем можно сделать вывод, что в таком случае гражданам разрешено утилизировать ТКО самостоятельно.
Он (истец) не отказывается утилизировать ТКО, однако полагает, что услуга по утилизации упаковки или тары им уже оплачена при покупке товара. Он согласен заключить с АО «ТСК» договор на оказание услуг по сбору и утилизации ТКО, но на условиях, предложенных им самим. Данное предложение им было направлено ответчику в ходе судебного разбирательства, однако, до настоящего времени ответа не последовало.
Считая решение суда законным и обоснованным, директор АО «ТСК» Мещеряков А.И. в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец Миронов И.Н., просивший рассмотреть дело в его отсутствие, третье лицо ТО Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области в г. Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах, извещенные о месте и времени судебного заседания по правилам статьи 113 ГПК РФ, в том числе публично, посредством размещения сведений на официальном сайте Тамбовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем и на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика АО «Тамбовская сетевая компания» Плаксина А.В., возражавшего против апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя и плату за обращение с твердыми бытовыми отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
С учетом положений пункта 5 той же статьи договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", которым одновременно были утверждены также Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст.8 и ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Граждане обязаны выполнять санитарное законодательство, а также постановления, предписания.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.1 ст.13 данного Закона территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641" (Далее Правила).
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 вышеуказанных Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8.17. Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней, со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что региональным оператором в области обращения с отходами на территории Тамбовской области по результатам конкурсного отбора признано АО «Тамбовская сетевая компания», с которым Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области *** года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.
Начало действия регионального оператора на территории Тамбовской области 01.01.2019 года.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области № *** от 19.12.2018 г. утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения (руб./куб. м.) – 580,29 рублей (на период с 01.01.2019 по 30.06.2019г.; с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г.) (л.д.24-25).
Миронов И.Н. является собственником жилого дома ***.
Постановлением администрации Пичаевского района Тамбовской области № *** от 10.12.2018 года утверждены места сбора твердых коммунальных отходов тарным способом и перечень улиц сбора и вывоза твердых коммунальных отходов бестарным способом на территории Пичаевского сельсовета. Согласно приложению №2 к постановлению, ул.*** включена в перечень улиц сбора и вывоза твердых коммунальных отходов бестарным способом (л.д.31, 34).
28.12.2018 года АО «ТСК» в печатном издании общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь» от 28.12.2018 года, а также на официальном сайте АО «ТСК» разместило свое предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, сославшись на вышеприведенные нормы материального права, установленные обстоятельства по делу, дав оценку доводам обеих сторон, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Миронова И.Н. к АО «ТСК» о расторжении типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом суд указал, что на истце, как собственнике жилого дома лежит обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В процессе жизнедеятельности истца образуются твердые коммунальные отходы, которые он не имеет право утилизировать самостоятельно. Ответчик принятые на себя договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязательства исполняет надлежащим образом. Правоотношения между сторонами по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и мусора возникают вне зависимости от направления потребителем заявки региональному оператору. Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители населенного пункта. Он носит характер публичной оферты.
Выводы суда основаны на нормах материального права, полно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые сводятся к основаниям иска, рассмотренным судом и получившим правильную правовую оценку в решении.
Доводы Миронова И.Н. о том, что он вместе с супругой не набирает достаточного количество мусора для предоставляемого ответчиком, еженедельного вывоза, отходы своей жизнедеятельности утилизирует самостоятельно и, в услугах АО «ТСК» не нуждается, были предметом исследования суда первой инстанции и признаны судом несостоятельными, поскольку не являются основаниями для расторжения договора, как не основанные на законе. Кроме того, самостоятельные способы утилизации ТКО не предусмотрены санитарными правилами.
Помимо этого согласно позиции истца Миронова И.Н. он согласен заключить с АО «ТСК» договор на оказание услуг по сбору и утилизации ТКО, но на его условиях.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, Миронов И.Н. не лишен права согласовать с ответчиком и дополнить условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО положениями, не противоречащими действующему законодательству РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом при рассмотрении дела допущено не было.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оставляет его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 24 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Миронова Ивана Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: