Судья Кидимов М.А. Дело № 33-1667/2020
№ 2-740/2019
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 18 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кутыревой Е.Б.
судей Корниловой О.В., Кочетковой М.В.
при секретаре Годовой А.В.
с участием прокурора Поляковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе администрации Большерыбушинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области
на решение Краснооктябрьского районного суда Нижегородской области от 16 октября 2019 года
по иску Сергачского межрайонного прокурора Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большерыбушинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Корниловой О.В., объяснения представителя Большерыбушинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области ФИО1 судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сергачский межрайонный прокурор Нижегородской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большерыбушинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области с иском о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
Заявленные требование мотивировал тем, что
Решением Краснооктябрьского районного суда Нижегородской области от 16 октября 2019 года постановлено: Удовлетворить исковое заявление Сергачского межрайонного прокурора Нижегородской области, в защиту интересов Российской Федерации, прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи
Возложить на администрацию Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области обязанность обратится в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества КТП-2030 по адресу <...> и ВЛ-0.4 кВ от КТП-1938 по адресу <...>.
В апелляционной жалобе администрации Большерыбушинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что возложение обязанности по принятию на учет бесхозяйного имущества нарушает законодательство об энергетике, противоречит нормам гражданского и антимонопольного законодательства и повлечет бремя по содержанию и оплате электроэнергии, которую сельсовет не получает, тем самым сельсовет ставится в дискриминационное положение.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Большерыбушкинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района находятся: КТП-2030 по адресу <...> и ВЛ-0.4 кВ от КТП-1938 по адресу <...>.
Факт наличия недвижимого имущества, не имеющего собственника, подтверждается сведениями из Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Нижегородской области (л.д.18).
Из Акта технологического присоединения № 7/09 от 15 сентября 2009г, акта о разграничении балансовой принадлежности от 15 сентября 2009г и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 15 сентября 2009г. следует, что владельцем энергопринимающего устройства по адресу Краснооктябрьский район с. Б.Рыбушкино, уровень напряжения 0.4 кВ является администрация Большерыбушкинского сельсовета (л.д.24-27).
Из Соглашения о передаче администрации Краснооктябрьского муниципального района отдельных полномочий администрации Большерыбушинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района от 01 ноября 2017 года (л.д.22-23) не следует, что полномочия по принятию на учет бесхозяйных недвижимых вещей переданы ответчиком администрации Краснооктябрьского муниципального района. Кроме того, срок действия Соглашения 1 год с момента подписания, сведений о продлении срока его действия до момента обращения в суд с иском прокурора не представлено.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Исходя из положений "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст) объектом, выступающим как сооружение, являются такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
Таким образом, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом, судебная коллегия учитывает, что апеллятором не представлено доказательств что КТП-2030 и ВЛ-0.4 кВ от КТП-1938 объектами недвижимости не являются. Ссылка на акт экспертизы № 159-н/16 от 18.02.2002 г., представленный в материалы гражданского дела № А43-22884/2018 Арбитражного суда Нижегородской области, не является основанием для освобождения от доказывания, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено ст. 61 ГПК РФ. Ссылка на классификацию электрических подстанций и распределительных устройств выводы суда не опровергает, поскольку, как указано выше, трансформаторная подстанция, с опорами линий электропередачи составляют единый функциональный комплекс, отнесенный законодателем к объекту нежвижимости.
Ссылка апеллятора на пункт 4 ст. 28 ФЗ № 35 «Закона об электроэнергетике», в силу которого бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию, и абз.2 п.1 ст. 38 Закона об ответственности за надежность обеспечения электроэнергией и её качество перед потребителем не свидетельствуют о том, что бесхозяйные сети как часть электросетевого хозяйства являются безусловной собственностью ПАО МРСК Центра и Приволжья. Кроме того, в силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, законные основания для понуждения сетевых организаций принимать бесхозяйные сети в эксплуатацию отсутствуют.
Разрешая спор, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего правового конфликта, характер спорных правоотношений, применив нормы права их регулирующие, исследовав доказательства, представленные сторонами в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод суда мотивирован, подтвержден доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения данного дела. Оснований для признания данных выводов неправильными судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Краснооктябрьского районного суда Нижегородской области от 16 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Большерыбушинского сельсовета Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи