Судья Рябинина Г.П. дело № 33-2894/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2021г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Татуриной С.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Калинченко А.Б.
при секретаре Закаряне С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-741/2020 по иску ФИО1 к ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» об обязании произвести перерасчет пособия по безработице, взыскании невыплаченных сумм, по апелляционной жалобе ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» на решение Багаевского районного суда Ростовской области от 27 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском в суд к ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» об обязании произвести перерасчет пособия по безработице, исходя из среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, взыскании с ответчика невыплаченных сумм пособия по безработице в размере 48870,80 руб.
В обоснование требований указала, что после увольнения 28.11.2019 г. из ООО «Премиум Тула» по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ и получения всех необходимых документов, исправления ошибок в записях трудовой книжки, она 06.04.2020 г. обратилась в ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» для регистрации в качестве безработной.
С 08.04.2020 г. применяются Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 г. № 460, согласно которым подача заявлений, получение ответов, прохождение собеседований происходит в электронной форме.
16.04.2020 г. она была признана безработной и ей назначено пособие в размере 1500 рублей, размер которого, как пояснила начальник ГКУ РО «Центр занятости Веселовского района» объясняется тем, что они не видят трудового стажа на электронной площадке в ПФР, отчет о котором должен был сдать работодатель. При этом ПФР Веселовского района готов был предоставить ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» справку, подтверждающую стаж работы, но был получен отказ руководства ответчика со ссылкой на новые Правила постановки на учет и назначения выплат.
С данным размером пособия, начисленным ей в минимальном размере, ФИО1 не согласна, так как должна получать пособие по безработице при сокращении, а начисление произведено как не работающей с марта 2020 года, не в соответствии с законом.
Как следует из справки о заработной плате по форме 2-НДФЛ, выписке из лицевого счета, ФИО1 непрерывно работала в ООО «Премиум Тула» с 01.01.2018г. по 28.11.2019г. - 1 год 10 месяцев 28 и имела средний заработок в размере 25000 рублей. Согласно представленному расчету задолженность по пособию по безработице по состоянию на 31.08.2020 г. с учетом выплаченного, составила 48870,8 руб. (81895-33024,2).
Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 27 октября 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязал ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» произвести перерасчет пособия по безработице, исходя из среднего заработка ФИО1 на основании предоставленных справок о заработке, выданных работодателем ООО «Премиум Тула». Суд взыскал с ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» в пользу ФИО1 сумму недоплаченного пособия по безработице за период с 16.04.2020г. по 31.08.2020г. в сумме 48870 рублей 80 копеек.
В апелляционной жалобе ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы не согласен с судом, указавшим в решении дату подачи заявления ФИО1 в центр занятости населения 06.04.2020г., настаивая на том, что ФИО1 обратилась в центр занятости населения с заявлением о содействии в поиске подходящей работы 16.04.2020г., доказательств подачи заявления 06.04.2020г. истцом не представлено. На момент подачи заявления, с 09.04.2020г., регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных осуществлялась в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 г. № 460.
Пособие по безработице ФИО1 было назначено на основании данных Пенсионного фонда РФ, в порядке, предусмотренном п.4 Временных правил, а именно: сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы. Согласно данным сведениям ПФР заработная плата за период январь-март 2019 года составляла 25000 руб. в месяц. Сведения о доходах ФИО1 за период апрель – ноябрь 2019 года, на которые начислены страховые взносы, отсутствовали. Размер пособия по безработице определен ФИО1 в размере минимального пособия по безработице, период выплаты назначен исходя из сведений о факте осуществления трудовой деятельности на 6 месяцев со дня подачи заявления: с 16.04.2020г. по 30.04.2020г. – 1500 руб., с 01.05.2020г. по 31.05.2020г. – 4500 руб., с 01.06.2020г. по 31.08.2020г. – 10500 руб., с 01.09.2020г. по 30.09.2020г. – 7500 руб., с 01.10.2020г. по 15.10.2020г. – 1500 руб.
По мнению ответчика, судом применено законодательство, не действующее на момент подачи заявления (16.04.2020г.), поскольку при вынесении решения суд исходил из того, что на момент обращения (06.04.2020г.) действовал порядок регистрации граждан, установленный Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012г. №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Размер пособия исчислен судом на основании Приказа Минтруда России от 22.09.2019г. №116н, действующим до Временных правил, что является основанием для отмены решения суда.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции директор ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Истец ФИО1 просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав стороны, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 состояла в трудовых отношениях с ООО «Премиум Тула» с 03.07.2017г., работала в должности заведующей складом на основании трудового договора №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.07.2017г. Как следует из приказа Генерального директора ООО «Премиум Тула» от 03.07.2017г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о приеме на работу, пункта 5.1 трудового договора №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.07.2017г., истцу установлен должностной оклад в размере 25 000 руб. в месяц (л.д.10, 14-18, 26).
Приказом конкурсного управляющего от 28.11.2019г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН действие трудового договора от 03.07.2017г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН прекращено, ФИО1 уволена 28.11.2019г. с должности заведующей складом на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 9, 27).
Согласно записям в трудовой книжке истца АТ-X №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, дата заполнения 27.02.2004г., ФИО1 непрерывно работала в ООО «Премиум Тула» с 03.07.2017г. по 28.11.2019 (л.д.26-27), имела средний заработок 25000 рублей, что подтверждено справкой формы 2-НДФЛ (л.д.13) и справкой работодателя ООО «Премиум Тула» от 28.11.2019г. о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (л.д.12, 61).
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 от 01.07.2020г., ООО «Премиум Тула» вносило страховые взносы за работника ФИО1 в период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г., продолжительность периода работы 1 г. 0 мес. 0 дн., сумма взносов – 47967,32 руб. и в период с 01.01.2019г. по 28.11.2019г., продолжительность периода работы 0 лет 10 мес. 28 дн., сумма взносов – 12000 руб. (л.д.28-34).
06.04.2020г. ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в ГКУ РО «Центр занятости Веселовского района» с заявлением о регистрации в качестве безработной, предоставив все необходимые документы для регистрации в качестве безработной и начисления пособия, предусмотренные ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Как следует из справки ГКУ РО «Центр занятости Веселовского района» от 14.08.2020г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, зарегистрирована в качестве безработного с 16.04.2020г., пособие с 16.04.2020г. по 30.09.2020г. начислено и выплачено в следующем размере: май 2020г. – 1959,68 руб.; июнь 2020г. – 7040,32 руб.; июль 2020г. – 11830,65 руб.; всего – 20830,65 руб. (л.д.71).
Однако, согласно указанным ответчиком в возражениях на иск, апелляционной жалобе, суммам, истцу было назначено пособие в общей сумме 25 500 руб.
Возражая против заявленных истцом требований о перерасчете размера пособия по безработице исходя из среднего заработка, ответчик указал, что пособие по безработице ФИО1 было назначено на основании данных Пенсионного фонда РФ, а именно сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы и сведений о факте осуществления трудовой деятельности, в следующих сроках и размерах: с 16.04.2020г. по 30.04.2020г. – 1500 руб., с 01.05.2020г. по 31.05.2020г. – 4500 руб., с 01.06.2020г. по 31.08.2020г. – 10500 руб., с 01.09.2020г. по 30.09.2020г. – 7500 руб., с 01.10.2020г. по 15.10.2020г. – 1500 руб. (л.д.51-52).
Ответчик указал, что размер пособия по безработице определен ФИО1 исходя из сведений о заработке (доходе) в размере величины минимального пособия по безработице, период выплаты назначен исходя из сведений о факте осуществления трудовой деятельности на 6 месяцев со дня подачи заявления. При этом размер пособия по безработице определяется и начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно п.4 Временных правил пособие ФИО1 должно быть рассчитано на основании сведений о заработке (доходе) гражданина, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за IV квартал 2019г., на 08.10.2020г. данные сведения отсутствуют, хотя срок подачи работодателем данных сведений определен законодательством до 30.01.2020г.
Согласно представленному ответчиком скриншоту – распечатке сведений о заработной плате или дохода, на которые начислены страховые взносы от 01.07.2020г. (источник сведений ПФР сервис «Сведения о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы»), период запроса сведений с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. (без указания фамилии лица, на которого предоставлены сведения), указана сумма дохода, на которую начислены страховые взносы по ОПС за январь, февраль, март 2019г. работодателем ООО «Премиум Тула» в размере по 25 000 руб. (л.д.53).
Представлен скриншот - распечатка сведений о факте осуществления трудовой деятельности от 15.09.2020г. (источник сведений ПФР сервис «Сведения о факте осуществления трудовой деятельности», период запроса сведений: с 01.08.2019г. по 30.09.2019г., в котором имеются сведения о трудовой деятельности лица (без указания фамилии лица, на которого предоставлены сведения) в апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре 2019г. – работал и декабрь 2019г., январь- апрель 2020г. – не работал (л.д. 54).
Сведения ПФР, сервис «Сведения о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы», о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, по состоянию на 08.10.2020г. в материалы дела не представлены. Ответчиком также не представлены и другие документы: решение (приказ) о признании истца безработной с 16.04.2020г. и назначении пособия по безработице на 6 месяцев, выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного, документы, подтверждающие размер фактических выплат, решение (приказ) о снятии ФИО1 с учета в качестве безработной и прекращении выплат.
Вместе с тем, как установлено судом, при обращении к ответчику для расчета размера пособия истцом были представлены справка от 28.11.2019г. о среднем заработке для определения размера пособия по безработице, выданная ФИО1 работодателем ООО «Премиум Тула» (л.д.61) и справка ООО «Премиум Тула» от 13.12.2019г. о среднем заработке ФИО1 за последние три месяца по последнему месту работы, согласно которой она работала с 03.07.2017г. по 28.11.2019г. на условиях полного рабочего дня 8 часовой рабочий день, 5 дневная неделя, средний заработок за последние три месяца составил 25000 руб. (л.д.67), которые предусмотрены пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции руководствовался требованиями Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012г. № 891, и исходил из того, что ФИО1 при подаче документов для постановки на учет в качестве безработной были представлены все необходимые документы, перечень которых является исчерпывающим, соблюдены все необходимые условия для признания ее безработной и для начисления пособия по безработице в соответствии с п.1 ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Суд первой инстанции согласился с представленным истцом расчетом суммы недоплаты пособия, который не был оспорен ответчиком, и отклонил доводы ответчика об отсутствии данных в системе Пенсионного фонда Российской Федерации о начислениях страховых взносов работодателем истца, указав, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в начислении пособия в соответствии с предоставленной справкой о заработной плате.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, исследованным судом доказательствам, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не опровергнуты в суде апелляционной инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о неверном толковании и применении судом первой инстанции норм материального прав, судебная коллегия исходит из следующего.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.
Часть 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1 предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1).
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1.
Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 указанного Закона пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством РФ (часть 3).
Согласно части 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1 пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
В п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).
В соответствии с п. 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый п. 7 Правил регистрации безработных граждан).
До 31.03.2021г. также действуют временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020г. №460 (далее - Временные правила регистрации).
Согласно п. 13 - 16 Временных правил регистрации, пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14 - 16 названных Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 названных Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.
Пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) этих граждан, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, в следующие 3 месяца - в размере 60 процентов указанного заработка.
При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 октября 2015 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО3», само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ст. 37 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац второй п. 3 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых - справка о его среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: исполнена ли ФИО1 обязанность по представлению в центр занятости населения полного пакета документов, необходимых для признания безработным; представлялась ли ФИО1 в центр занятости населения справка о её средней заработной плате за последние 3 месяца работы в организации (работодателе); содержалась ли в этой справке информация (сведения) о размере заработной платы ФИО1 в период её работы в этой организации; имел ли возможность центр занятости населения на основании справки, выданной работодателем бывшему работнику ФИО1 произвести расчет размера пособия ФИО1 по безработице в соответствии с п.1 ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; была ли у центра занятости населения возможность предоставить ФИО1 предусмотренные Законом о занятости населения меры государственной поддержки, включая выплату пособия по безработице, исходя из представленных ФИО1 документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на момент обращения в центр занятости (06.04.2020г.), ФИО1, будучи уволенной с предыдущего места работы 28.11.2019г., и не трудоустроенной к новому работодателю (обратившись в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшая в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель), имея регистрацию по месту жительства, расположенному по адресу: 347781, <...>, предоставила по месту проживания в ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» необходимый пакет документов, предусмотренных в ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012г. № 891, включая справку о её средней заработной плате за последние 3 месяца работы в ООО «Премиум Тула» от 28.11.2019г., соответствующую форме, утвержденной Письмом Минтруда России от 10.01.2019г. № 16-5/В-5.
Письмом Минтруда России от 10.01.2019г. №16-5/В-5 в целях обеспечения единых подходов при постановке на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы направлена форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. В названном Письме указано, что направленная форма справки является рекомендованной; вместе с тем одновременно обращено внимание, что если указанная справка составлена работодателем в произвольной форме и содержит сведения, необходимые для подбора подходящей работы, а в случае признания гражданина безработным - для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, основания для отказа в ее принятии отсутствуют.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что при подаче заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработной, истцом были представлены необходимые документы для начисления пособия по безработице в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1 в максимальном размере.
Учитывая изложенное, у ответчика отсутствовали как основания для отказа в принятии представленной истцом справки о средней заработной плате за последние 3 месяца работы, так и основания для начисления ФИО1 пособия по безработице в минимальном размере, что повлекло нарушение прав ФИО1 на получение мер государственной поддержки в области содействия занятости, а принятое ответчиком решение создало необоснованные затруднения в реализации в полном объеме права на защиту от безработицы.
Установив все необходимые обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований истца об обязании ответчика произвести перерасчет пособия по безработице, исходя из среднего заработка ФИО1 на основании представленных справок о заработке, выданных работодателем ООО «Премиум Тула», и взыскал сумму недоплаченного пособия по безработице.
Размер взысканной судом суммы в апелляционной жалобе не оспаривается, ответчиком не представлено документов, опровергающих расчет взыскиваемой суммы, представленный истцом.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Приложенные к апелляционной жалобе заявление ФИО1 о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы от 16.04.2020г., поданное ею в электронном виде, номер заявления 334066 (л.д. 118-119) и сведения об обработке поданного ею 16.04.2020г. через портал Работа в России заявления (л.д.112-117), вопреки доводам апелляционной жалобы, не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции и наличии оснований для отмены решения суда.
Установленная пунктом 4 Временных правил регистрации возможность центров занятости населения запрашивать с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, не свидетельствует о том, что центрами занятости населения не применяются положения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891 и для целей определения размера пособия по безработице не принимаются справки работодателей о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Кроме того, в пункте 4 Временных правил регистрации прямо предусмотрено, что для целей названных Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Поскольку ФИО1 были представлены справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы, указанные в справке сведения подтверждены сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 от 01.07.2020г., оснований для назначения и выплаты ФИО1 пособия по безработице в меньшем размере, чем установлено Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1, в связи с несвоевременным представлением работодателем отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации, у ответчика не имелось.
Временные правила регистрации, предусматривающие в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности регистрацию в качестве безработного на основании заявления гражданина в электронной форме, в том числе при личном обращении в центр занятости (п. п. 1, 2 Временных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020г. № 460; Письмо Роструда от 07.05.2020г. №1349-ТЗ) приняты в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Положения Временных правил регистрации направлены на минимизацию документов, представляемых гражданами при обращении в центр занятости населения для постановки на учет в службе занятости (заявителю не нужно прилагать копию справки о среднемесячном заработке за последние три месяца), но не отменяют и не приостанавливают действие Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891, положениями которого правильно руководствовался суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда об обращении истца с заявлением 06.04.2020г., поскольку истец обратилась с заявлением в электронном виде 16.04.2020г., не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку истцом не оспаривается решение о признании ее безработной от 16.04.2020г. в части даты принятия такого решения, а доводы жалобы о том, что в данном случае дата обращения с заявлением имеет правовое значение для установления права истца на получение пособия по безработице в определенном размере, основаны на неверном толковании и применении ответчиком норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, а также доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, которые по делу были проверены судом с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, подтверждены материалами дела, соответствуют требованиям закона и собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Багаевского районного суда Ростовской области от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ РО «Центр занятости населения Веселовского района» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.03.2021г.