Судья Солодкова У.С. | |
Судья-докладчик Кислицына С.В. | по делу № 33-5447/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2021 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Кислицыной С.В., Яматиной Е.Н.,
при секретаре Попугаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-741/2021 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Железнодорожного муниципального образования о возложении обязанности,
по апелляционному представлению Усть-Илимского межрайонного прокурора
на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года по данному делу
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований указано, что в ходе надзорной деятельности выявлены нарушения в действиях администрации Железнодорожного муниципального образования по исполнению требований жилищного законодательства. В настоящее время на территории Железнодорожного муниципального образования имеется 82 строения, в которых находится 277 помещений, в них зарегистрировано 682 гражданина, однако только 52 помещения из указанных включены в муниципальную программу «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Железнодорожного муниципального образования на 2020 – 2022 годы», утвержденную постановлением администрации Железнодорожного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят. Администрацией не приняты необходимые меры к переселению граждан из помещений, не подпадающих под действие региональных программ. О необходимости разработать соответствующую муниципальную программу главе администрации Железнодорожного муниципального образования было указано в представлении от Дата изъята , которое было рассмотрено, однако мер, направленных на устранение нарушений, муниципалитетом не принято.
Истец просил суд обязать администрацию Железнодорожного муниципального образования разработать и утвердить в установленном порядке муниципальную программу по переселению граждан, проживающих в помещениях, которые не соответствуют предъявляемым законодательством требованиям и не включены ни в одну из действующих на территории муниципального образования федеральных и региональных программ переселения.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении Усть-Илимский межрайонный прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, приводя в обоснование доводы аналогичные исковому заявлению о том, что ответчик должен принять меры к переселению граждан из помещений, не подпадающих под действие региональных программ, и к разработке соответствующих муниципальных программ. Полагает, что судом неверно дана оценка взаимосвязи между установленными законом полномочиями органа местного самоуправления и действующей на территории Железнодорожного муниципального образования программой, поскольку наличие программы по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Железнодорожного муниципального образования на 2020-2022 годы, имеющей свои определенные критерии для переселения, не ограничивает орган местного самоуправления в возможности разработки собственной программы.
Возражений на апелляционное представление не поступило.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад по делу, выслушав объяснения помощника прокурора Альбрехт А.А, поддержавшей доводы апелляционного представления изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 10, 12 Конституции Российской Федерации о разделении государственной власти в РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления представлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Администрации Железнодорожного муниципального образования от 15.01.2020 № 19 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданный в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Железнодорожного муниципального образования на 2020 – 2022 годы» (размещена на официальном сайте Администрации Железнодорожного муниципального образования).
В разделе муниципальной программы 6 указано, что в результате реализации Программы за 2020 – 2022 годы улучшат жилищные условия не менее 64 семей, проживающих в непредназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Железнодорожного муниципального образования, отвечающие совокупности следующих критериев:
1. Гражданин постоянно проживает на территории муниципального образования Иркутской области в помещении, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений статьями 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, расположенном на территории Железнодорожного муниципального образования.
2. Указанное помещение было предоставлено гражданину для проживания до 25 декабря 1991 года либо гражданин является членом семьи лица, которому такое помещение предоставлено до 25 декабря 1991 года и совместно проживает с ним в таком помещении.
3. Гражданин признан или может быть признан нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в случае, если такие жилые помещения находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
4. Ранее гражданин не являлся получателем мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также судом установлено, что на территории Иркутской области действует государственная программа «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп.
В указанную программу Постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2019 № 997-пп внесены изменения. Указано на существование подпрограммы «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области» на 2020 - 2022 годы.
Подпрограмма «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области» на 2020 - 2022 годы (приложение 10(2) к государственной программе) направлена на предоставление мер социальной поддержки гражданам, проживающим в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области.
Целью и задачами данной подпрограммы является решение вопроса обеспечения качественными и доступными жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области. В качестве ответственного исполнителя подпрограммы указано Министерство строительства дорожного хозяйства Иркутской области.
В Приложении 1 к подпрограмме «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока» на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы содержится перечень помещений, расположенных на территории Железнодорожного муниципального образования.
Из содержания Приложения 2 к подпрограмме «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области» на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы следует, что настоящее Положение устанавливает порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области.
Субсидии предоставляются на реализацию мероприятий по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений муниципальных программ, направленных на достижение целей подпрограммы «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области» на 2019 - 2024 годы.
Мероприятия по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
1) гражданин постоянно проживает на территории муниципального образования Иркутской области в помещении, не соответствующем положениям статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - помещение);
2) помещение предоставлено гражданину для проживания до 25 декабря 1991 года либо гражданин является членом семьи лица, которому такое помещение предоставлено до 25 декабря 1991 года, и совместно проживает с таким лицом в этом помещении;
3) гражданин признан или может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением таких граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в случае, если такие жилые помещения находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
4) ранее гражданин не являлся получателем мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для целей настоящего Положения под мероприятиями по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений (далее - мероприятия) понимаются мероприятия по предоставлению гражданам, указанным в пункте 3 настоящего Положения, социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений.
5. Порядок реализации мероприятий устанавливается нормативным правовым актом Правительства Иркутской области.
Таким образом, в целях реализации подпрограммы «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области» на 2019 - 2024 годы на региональном уровне предусмотрены критерии, которые и определяют граждан, имеющих право на участие в программе.
Установленные по делу обстоятельства не являются основанием для возложения на ответчика обязанности разработать и утвердить в установленном порядке муниципальную программу по переселению граждан, поскольку органы местного самоуправления самостоятельно определяют комплекс мер по решению вопросов местного значения и способы реализации полномочий по переселению граждан, проживающих в помещениях, которые не соответствуют предъявляемым законодательством требованиям и не включены ни в одну из действующих на территории муниципального образования федеральных и региональных программ переселения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку как обоснованно указано судом принятие правового акта является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Более того, принимая во внимание то обстоятельство, что прокурор просит разработать программу по переселению граждан проживающих в помещениях, которые не соответствуют предъявляемым законодательством требованиям, и как установлено указанные помещения не признанны жилыми, не введены в эксплуатацию в соответствии с нормами закона, не отнесены к муниципальному жилищному фонду, полномочия Администрации Железнодорожного муниципального образования Иркутской области в отношении указанных помещений, в том числе по разработке программ, правоприменительно ограничены.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционного представления отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Судья-председательствующий: | Л.С. Гуревская |
Судьи: | С.В. Кислицына Е.Н. Яматина |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.07.2021г