ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-7420/15-33А-174 от 20.01.2016 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Арзуманова Т.А. 20.01.2016 года Дело №2-7420/15-33а-174

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего – Жуковой Н.А.

судей – Макаровой Л.В. и Комаровской Е.И.

при секретаре Цаповой Т.Е.

с участием С., ее представителя М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2016 года по докладу судьи Комаровской Е.И. апелляционную жалобу С. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 октября 2015 года, которым административное исковое заявление С. к Комитету по социальной защите населения Администрации Шимского муниципального района Новгородской области и Правительству Новгородской области об обязаниии обеспечить бесплатным зубопротезированием оставлено без удовлетворения,

у с т а н о в и л а :

С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Комитета по социальной защите населения Администрации Шимского муниципального района (далее - Комитет) и Правительства Новгородской области (далее - Правительство) с возложением на них обязанности по обеспечению ее бесплатным зубопротезированием.

В обоснование заявленных требований С. указала, что в феврале 2015 года на основании пункта 1 части 1 статьи 2 Областного закона от 10.05.2015 года №97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения» ей, как инвалиду 2 группы, Комитет выдал направление на бесплатное зубопротезирование в ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1». Поскольку до 08 апреля 2015 года она находилась на лечении по общему заболеванию, стоматологическая поликлиника отложила работы по установке ей зубного протеза. После окончания стационарного лечения ее для выполнения работ по зубопротезированию не вызывали, а в июне 2015 года Комитет сообщил о снятии ее с учета на бесплатное зубопротезирование. С. считает, что Комитетом нарушены ее права на бесплатное зубопротезирование, в связи с чем просила обязать Комитет вынести решение о постановке ее на учет по бесплатному зубопротезированию и выдать направление в ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1» на лечение на бесплатной основе; обязать Правительство Новгородской области обеспечить исполнение Комитетом обязанности в постановке ее на учет и выдаче направления.

Судом по делу принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе С., ссылаясь на доводы административного искового заявления, ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права. Кроме того указывает, что суд должен был привлечь в качестве заинтересованного лица ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1», однако этого в нарушение норм процессуального права судом сделано не было.

Комитет по социальной защите населения Администрации Шимского муниципального района представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указывает на правильность выводов суда, просит решение оставить без изменения, а жалобу С. – без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Новгородской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы С. в полном объеме.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не находит.

Отказывая С. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия факта совершения Комитетом и Правительством Новгородской области каких-либо неправомерных действий, повлекших нарушение прав истца.

Оснований не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия не находит.

В соответствии с пунктом 1 части 1 и части 3 статьи 2 Областного закона Новгородской области от 10 мая 2007 года №97-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения», в редакции, действовавшей до 26 февраля 2015 года (далее – Областной закон №97-ОЗ), предусмотрено право инвалидов на получение мер социальной поддержки в области здравоохранения, в том числе бесплатное зубное протезирование.

Постановлением Администрации Новгородской области от 17 марта 2011 года №91 утвержден «Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению протезами, протезно-ортопедическими изделиями, бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов» (далее - Порядок).

Согласно пункту 5.5 Порядка граждане, получившие направления, в течение 15 календарных дней со дня получения направления обращаются в одну из медицинских организаций, отобранных уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, или с которыми у органа местного самоуправления заключен гражданско-правовой договор об оказании услуг по бесплатному зубопротезированию и (или) ремонту зубных протезов (далее - медицинские организации).

Пунктом 5.6 Порядка определено, что граждане, не обратившиеся в установленный в подпункте 5.5 Порядка срок в медицинские организации для выполнения работ по бесплатному зубопротезированию, должны сообщить об этом в уполномоченный орган местного самоуправления для согласования даты повторного направления и представить документы, подтверждающие уважительную причину: болезнь гражданина или его близких родственников (супруги, супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушки, бабушки, внуков), командировку, совершение в отношении гражданина третьими лицами противоправных действий, непреодолимую силу, то есть чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Если гражданин в течение 6 месяцев со дня получения направления без уважительной причины не обратился в медицинские организации для выполнения работ по бесплатному зубопротезированию, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о снятии его с учета и не позднее 5 календарных дней со дня принятия такого решения сообщает заявителю о снятии с учета с указанием причины, а также порядка обжалования этого решения и возвращает представленные им документы.

В случае неполучения в течение двух месяцев по уважительной причине гражданином готовых зубных протезов ему уполномоченным органом местного самоуправления выдается повторное направление на бесплатное зубопротезирование (пункт 5.7 Порядка).

В случае неполучения гражданином в течение двух месяцев без уважительной причины готовых зубных протезов повторная постановка его на учет производится при представлении документов, указанных в подпункте 5.1 Порядка (пункт 5.8 Порядка).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в январе 2015 года С., инвалид 2 группы, обратилась в Комитет за получением мер социальной поддержки в соответствии с Областным законом №97-ОЗ в виде бесплатного зубного протезирования и была поставлена Комитетом на учет.

20 февраля 2015 года в целях исполнения положений Областного закона №97-ОЗ между Комитетом и ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1» заключен муниципальный контракт №4 от 20.02.2015 года на выполнение работ по зубопротезированию отдельных категорий граждан, проживающих на территории Шимского муниципального района (семь человек, включая С.).

24 февраля 2015 года Комитет выдал С. направление на бесплатное зубопротезирование в ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1».

11 марта 2015 года С. обратилась в ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1», где был определен план протезирования, но в связи с необходимостью получения С. стационарного лечения по поводу имеющегося у нее общего заболевания работы по зубопротезированию по ее просьбе были отложены поликлиникой до 01 апреля 2015 года.

После окончания стационарного лечения в ГОБУЗ «Шимская ЦРБ» - 08 апреля 2015 года, С. в ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1» об этом не сообщила, по поводу зубопротезирования не обратилась, на звонки сотрудником поликлиники №1 и Комитета не отвечала.

06 мая 2015 года Комитет в письменной форме уведомил С. о необходимости представить в срок до 11 мая 2015 года документ, подтверждающий наличие у нее уважительной причины, воспрепятствовавшей ей после 08 апреля 2015 года обратиться в ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1» за получением зубных протезов, двухмесячный срок получения которых истекал 11 мая 2015 года, при отсутствии уважительных причин, Комитет указал на необходимость С. обратиться в Комитет за получением нового направления и предупредил о возможном снятии ее с учета на бесплатное зубопротезирование в случае невыполнения указанных требований.

Между тем, данное требование Комитета С. исполнено не было.

В суде апелляционной инстанции С. подтвердила факт получения указанного письма Комитета, а также его невыполнения.

Как следует из материалов дела, причиной не обращения С. за протезированием явилось не согласие С. на зубное протезирование в ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1», а также с предложенным врачом-ортопедом данной поликлиники планом ее протезирования. С. настаивала на выдаче Комитетом ей направления на зубопротезирование в детскую стоматологическую поликлинику, где она протезировалась в 2008 году, несмотря на то, что муниципальный контракт с данной поликлиникой отсутствовал, о чем она была поставлена представителем Комитета в известность.

В суде апелляционной инстанции С. в качестве уважительной причины неявки в ЗАО «Стоматологическую поликлинику №1» за получением зубных протезов сослалась на плохое самочувствие, вызванное рядом имеющихся у нее общих заболеваний, представив в подтверждение своих доводов результаты проведенного 08 июня 2015 года ГОБУЗ «Новгородская областная клиническая больница» в отношении нее исследования - магнитно-резонансной томографии.

Между тем, сам факт проведения в отношении С. данного исследования не свидетельствует о невозможности посещения ею ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1», в том числе в период с 09 апреля 2015 года по 07 июня 2015 года, а также после 08 июня 2015 года.

Других доказательств в подтверждение своих доводов С. суду не представила.

С 01 апреля 2015 года действие пункта 1 части 1 статьи 2 Областного закона №97-ОЗ, предусматривающего предоставление инвалидам права на бесплатное зубное протезирование, приостановлено на срок до 01 января 2018 года на основании Областного закона от 26 февраля 2015 года №722-03 «О приостановлении действия отдельных положений областного закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органа местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения».

17 июня 2015 в связи с изменением законодательства и неполучением С. зубных протезов без уважительных причин в течение более чем двух месяцев муниципальный контракт №4 от 20 февраля 2015 года, заключенный между Комитетом и ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1», расторгнут. На момент расторжения контракт не был исполнен лишь в той части, в которой предусматривалось выполнение работ по зубному протезированию С., в остальной части (в отношении других шести лиц, имеющих право на бесплатное протезирование) контракт исполнен.

В связи с расторжением контракта Комитет возвратил не использованные денежные средства в бюджет муниципального района.

В июне С. была снята Комитетом с учета на основании пункта 5.8 Порядка, а также в связи с изменением законодательства и приостановлением действия социальной льготы по бесплатному зубному протезированию.

В дальнейшем С. неоднократно обращалась с заявлениями в Администрацию Шимского муниципального района и в Правительство Новгородской области о направлении ее на бесплатное зубопротезирование, в чем ей было отказано по указанным выше причинам.

Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, надлежаще оценив представленные доказательства, дав верное толкование нормам действующего областного законодательства, суд правомерно посчитал установленным, что право С. на бесплатное зубопротезирование было обеспечено Комитетом, однако не было реализовано в результате действий самого истца. Обеспечение С. бесплатным зубным протезированием в соответствии с Областным законом №97-ОЗ в настоящее время не представляется возможным с учетом вступивших с 01 апреля 2015 года изменений в данный Областной закон.

Между тем, как верно указал суд первой инстанции, С. вправе воспользоваться иной льготой, предусмотренной статьей 14 Областного закона от 27 марта 2015 года №740-03 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, социальной поддержке отдельным категориям граждан, в том числе лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями», которой предусмотрено возмещение расходов до 13 000 руб., связанных зубопротезированием в любой медицинской организации, расположенной на территории Новгородской области.

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и является основанным на законе. Не допущено судом при рассмотрении дела и существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.

Доводы жалобы С. относительно не привлечения судом к участию в деле ЗАО «Стоматологическая поликлиника №1» основанием для отмены решения суда служить не могут, поскольку права и интересы данного юридического лица вынесенным по делу решением не затрагиваются.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. – без удовлетворения.

Председательствующий Н.А. Жукова

Судьи Л.В. Макарова

Е.И. Комаровская