ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-7421/14 от 21.01.2015 Новгородского областного суда (Новгородская область)

  Судья: Рыцарева А.И. 21.01.2015 г. Дело: № 2-7421/14-33-136/15

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

 председательствующего – Бобряшовой Л.П.,

 судей – Котовой М.А. и Ребровой И.В.,

 при секретаре – Фрунзе Л.П.,

 с участием истца И., представителя ответчика Павлюковой Н.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании «21» января 2015 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе И. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 ноября 2014 года, которым исковые требования И. к Государственному учреждению – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения,

 У С Т А Н О В И Л А:

 И. в защиту интересов своего несовершеннолетнего ребенка Э., <...> года рождения, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что <...> ее сыну, являющемуся ребенком-инвалидом, была выдана индивидуальная программа реабилитации <...> к акту освидетельствования <...> от <...> сроком действия до <...>, в соответствии с которой специалистами бюро МСЭ был определен ряд технических средств реабилитации (ТСР), направленных на восстановление, компенсацию утраченных функций организма, для улучшения качества жизни ее сына и облегчения ухода за ним. Исполнителем программы был указан Фонд социального страхования. Названная программа была зарегистрирована в Фонде и подано заявление об обеспечении техническими средствами. Однако в <...> оду ее сын не был обеспечен рядом ТСР по причине халатного отношения к своим обязанностям ответственных за это должностных лиц, не были вовремя организованы госзакупки, в результате чего ребенок остался без гарантированных ему государством ТСР. В <...> году она повторно написала заявление в Фонд социального страхования, но ей сообщили, что ребенок поставлен в очередь. Для защиты нарушенного права она была вынуждена обратиться в прокуратуру, а затем в суд. Решением суда по делу <...> иск прокурора, предъявленный в защиту интересов ее сына, был удовлетворен и Новгородское отделение фонда обязано было в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ее сына рядом ТСР. В установленные сроки ответчик свои обязательства не выполнил, решение суда не исполнил. Кроме того, работники Фонда также превысили свои должностные полномочия, обратившись в Федеральное бюро МСЭ об обоснованности назначения ТСР по выданной индивидуальной программе, что повлекло в дальнейшем неправомерное оформление сыну новой программы реабилитации. Считает, что такими действиями и бездействием в сфере организации госзакупок ответчик причинил ей и ее сыну морально-нравственные страдания и переживания, в связи с чем она просит взыскать в ее пользу и в пользу несовершеннолетнего ребенка-инвалида компенсацию морального вреда в размере <...> руб.

 Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе И. с данным решением суда не согласна, считает его несправедливым и ошибочным. Полагает неверным вывод суда о том, что иск вытекает из имущественных отношений, поскольку она не просила взыскать моральный вред за непредоставленные ответчиком в установленные сроки ТСР. В своем иске она просила взыскать моральный вред за причиненные морально-нравственные страдания и переживания, в связи с неоднократным нарушением Фондом прав ее ребенка и законов РФ в отношении ее сына. Право на своевременную качественную и жизненеобходимую реабилитацию является неимущественным правом ее ребенка. Учитывая изложенное, в жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленного иска.

 В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, указывая на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения.

 Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

 Согласно ст. 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

 Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

 В силу положений ст. 11 того же Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

 Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

 Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

 Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

 Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

 Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

 Согласно ст. 11.1 названного Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

 Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

 Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

 Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

 В соответствии с п.п. 2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.

 Согласно п. 15.1 названных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

 Таким образом, инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, и в случае невозможности выполнения данной обязанности Фондом социального страхования законодательно предусмотрена возможность приобретения технических средств реабилитации инвалидом самостоятельно с последующей денежной компенсацией в соответствии с установленным Порядком.

 Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Э., <...> года рождения, являясь ребенком-инвалидом, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социально защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации.

 <...> И., являющаяся матерью несовершеннолетнего Э., обращалась в отделение Фонда социального страхования об обеспечении ее ребенка ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации <...> от <...> года.

 На основании указанного заявления часть ТСР была выдана ребенку-инвалиду непосредственно, часть ТСР были приобретены законным представителем ребенка-инвалида самостоятельно с последующим возмещением отделением ФСС произведенных расходов. Как видно из материалов дела, компенсация за приобретенные в <...> году ТСР (<...> видов) составила <...> руб. <...> коп.

 Относительно остальных ТСР, не полученных ребенком-инвалидом в <...> году, состоялось решение Новгородского районного суда от 18.06.2014 года, вступившее в законную силу 24.07.2014 года, которым отделению ФСС было вменено в обязанность обеспечить ребенка-инвалида Э. соответствующими ТСР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в силу, т.е. до <...>.

 В ходе судебного заседания по настоящему делу установлено, что во исполнение данного решения отделением ФСС <...> в адрес истицы были направлены и получены ею <...> направления для получения либо изготовления ТСР, указанных в решении суда.

 Согласно п.13 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. № 1041н результатом предоставления государственной услуги является, в том числе выдача заявителю направления на получение либо изготовление технического средства, изделия (в том числе случае необходимости замены технического средства, изделия) в организацию, отобранную территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (далее - организация).

 В данном случае с момента выдачи отделением ФСС указанных выше направлений на получение ТСР обязанность отделения ФСС по обеспечению ребенка-инвалида Э. ТСР в соответствии с решением суда от 18.06.2014 года фактически исполнена.

 Следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела обязанность отделения ФСС по обеспечению Э. в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации исполнена.

 Таким образом, в данном случае отношения между истцом и ответчиком основаны на предоставлении технических средств реабилитации, то есть вытекают из имущественных отношений. Как установлено судом, требование истицы о компенсации морального вреда основано на обстоятельствах непредоставления ответчиком в установленный законом срок технических средств реабилитации, то есть иск вытекает из имущественных отношений.

 Положения ст. 151 ГК РФ предусматривают возможность возложения на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) лишь в случаях причинения гражданину указанного вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

 Согласно ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

 Специальным законодательством, регулирующим социальное обеспечение инвалидов, не предусмотрена компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав инвалидов.

 Учитывая, что действиями (бездействием) ответчика по непредоставлению в установленный срок технических средств реабилитации нарушены имущественные права ребенка-инвалида, а взыскание компенсации морального вреда в связи с неисполнением либо несвоевременным исполнением ответчиком обязанности по обеспечению инвалида средствами технической реабилитации законом не предусмотрено, в связи с чем суд пришел к правильному выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется.

 Судом проверены и признаны несостоятельными и доводы истца о том, что моральный вред также причинен действиями ответчика по обращению в Федеральное бюро МСЭ по поводу обоснованности назначения технических средств реабилитации, указанных в Индивидуальной программе реабилитации, поскольку доказательств наличия физических и нравственных страданий, причиненных действиями ответчика, умаляющими принадлежащие гражданину нематериальные блага или создающие угрозу такого умаления, противоправность и виновность действий ответчика, наличие причинной связи между действиями ответчика и наступившими нравственными и физическими страданиями, истицей суду не представлено.

 Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.

 Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу И. – без удовлетворения.

 Председательствующий: Л.П. Бобряшова

 Судьи: М.А. Котова

 И.В. Реброва