ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-7470/19 от 27.02.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело

судья Гусманова И.С. (№ дела в суде первой инстанции 2-7470/2019, УИД 75RS0-25)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,

судей Чайкиной Е.В., Погореловой Е.А.,

при помощнике судьи Лопатиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 27 февраля 2020 г. гражданское дело по иску Толстокулаковой А. И. к администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании акта об утрате имущества в результате чрезвычайной ситуации недействительным, возложении обязанности внести изменения в акт обследования,

по апелляционной жалобе истца Толстокулаковой А.И.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 12 декабря 2019 г., которым постановлено в удовлетворении исковых требований Толстокулаковой А. И. отказать.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Толстокулакова А.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в июле 2019 г. в результате возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, которые привели к повышению уровня воды в реках и паводковым явлениям, произошло подтопление ее квартиры и приусадебной территории, расположенной по адресу: <адрес>. В результате подтопления квартиры было утрачено следующее имущество: холодильник, газовая плита, диван, кровать, шифоньер, стенка. В ходе обследования утраченного имущества комиссией администрации муниципального района «Читинский район» был установлен факт частичной утраты имущества первой необходимости, однако финансовую помощь в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества она не получила. Просила суд признать акт об утрате имущества в результате чрезвычайной ситуации, затопления жилого помещения не соответствующим действительности, так как принадлежащее ей имущество утрачено полностью; обязать администрацию муниципального района «Читинский район» внести изменения в акт обследования утраченного имущества с целью получения финансовой помощи в размере 50000 руб. (л.д. 5-6).

Определением судьи Центрального района г. Читы Забайкальского края от 25 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю (л.д.2-3).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 41-43).

В апелляционной жалобе истец Толстокулакова А.И. выражает свое несогласие с вынесенным решением, просит его отменить. Считает, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права. Оспариваемый акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации был составлен с грубыми нарушениями, и не содержит все сведения о причиненном истице ущербе в результате наводнения в июле 2018 г. Указывает, что специалисты администрации СП «Беклемишевское» предлагали гражданам подписывать чистые акты, а в дальнейшем заполнить их, поэтому никаких замечаний со стороны Толстокулаковой А.И. в акте не содержится. Помимо перечисленного в акте утраченного имущества, в непригодность пришли два кресла, одна табуретка и телевизор, но сведения об их утрате в оспариваемый акт внесены не были. Полагает, что фактически в результате чрезвычайной ситуации истицей было утрачено не менее 3-х предметов первой необходимости, как это указано в п. 2.2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Обращает внимание на то, что она была лишена возможности представить свои доказательства в обоснование исковых требований, поскольку, несмотря на поданное в суд ходатайство об отложении рассмотрения дела, гражданское дело было рассмотрено в ее отсутствие (л.д. 65-66).

Ответчики Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили. На основании ч. 3, ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Толстокулаковой А.И., поддержавшей жалобу, представителя ответчика администрации муниципального района «Читинский район» Соловьева Б.Б., полагавшего, что решение является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, действовавших до 1 января 2020 г., бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на человека (пп. "г" п. 2); и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 руб. на человека) (пп. "д" п. 2).

Согласно п. 2.1 Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 1.1 Правил понятие "имущество первой необходимости" определяется, как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Критериями утраты имущества первой необходимости являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2.2 Правил).

Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что предоставляемая гражданам финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка носит адресный, целевой, компенсационный характер и направлена на социальную поддержку лиц, непосредственно пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, лишенных возможности пользоваться минимальным набором товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В силу п. 12 Правил порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Как следует из п. 7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (действовавшего по состоянию на июль 2018 г.) на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).

Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 24 июля 2018 г., по адресу: <адрес>, установлена утрата двух предметов первой необходимости: предметов для хранения и приготовления пищи и предметов мебели для сна; акт подписан членами комиссии, а также истцом, у которой отсутствовали замечания к акту. Суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку утрата двух предметов первой необходимости не является основанием для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

Судебная коллегия не находит оснований согласиться с решением суда ввиду следующего.

Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Такие нарушения судом допущены.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 N 45 на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с 9 июля 2018 г.

Согласно договору социального найма от <Дата>, заключенного между администрацией производственного кооператива «Коллективное предприятие «Беклемишевское» Читинского района и Толстокулаковой А.И., наймодатель предоставил нанимателю для проживания на условиях договора найма жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В составе семьи Толстокулаковой А.И. (бабушки) указаны внучки Т, <Дата> года рождения, и Т.А<Дата> года рождения (л.д.10-11).

В соответствии с отметками в паспорте Толстокулакова А.И. зарегистрирована по указанному выше адресу с 28 ноября 2011 г. (л.д.7).

Ответчиками не оспаривается, что дом по вышеуказанному адресу вошел в зону чрезвычайной ситуации. В связи с этим Толстокулаковой А.И. и двум опекаемым детям (внучкам) произведена выплата единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека. Указанное обстоятельство следует из объяснений истца, представителя ответчика Соловьева Б.Б., данных ими в суде апелляционной инстанции, а также из письменной информации от 21 февраля 2020 г. № 08/2952, предоставленной Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края, истребованной судебной коллегией в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, которые судом первой инстанции не устанавливались (л.д.81).

В своем заявлении от 26.07.2018 на имя руководителя администрации муниципального района «Читинский район» (входящий номер от 27.07.2018) Толстокулакова А.И. просила включить её и членов её семьи – опекаемых ТТ.А, М, в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (л.д.8-9).

Письменный ответ на данное заявление не представлен.

Как следует из объяснений представителя ответчика Соловьева Б.Б., письменный ответ не был подготовлен; Толстокулакова А.И. с двумя опекаемыми детьми Т была включена лишь в список на оказание единовременной материальной помощи, а в список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости она не включена ввиду того, что в акте обследования утраченного имущества указаны лишь две категории имущества первой необходимости. М не был включен в список на оказание единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей ввиду того, что зарегистрирован по другому адресу.

Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 24 июля 2018 г., по адресу: <адрес>, указан следующий список утраченного имущества: предметы для хранения и приготовления пищи – холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды; предметы мебели для сна – кровать (диван), в этом же разделе от руки дописано: «шифоньер, стенка» (л.д.15). При этом в разделах «предметы для хранения и приготовления пищи», «предметы мебели для сна» конкретный перечень имущества не выделен, лишь указано, что такое имущество утрачено.

Из объяснений истца в судебном заседании в суде апелляционной инстанции следует, что в результате наводнения были утрачены, в числе прочего, шкаф для посуды, кровать и диван (такие наименования предметов первой необходимости присутствуют в соответствующих разделах акта), то есть не менее трех предметов из перечня имущества первой необходимости.

Наименования указанных предметов мебели в акте не подчеркнуты, не выделены каким-либо образом, однако имеется отметка об их утрате (посредством указания слова «да» напротив соответствующих разделов акта).

Следует принять во внимание, что в акте обследования приведено заключение комиссии о том, что имущество первой необходимости утрачено частично, при том, что в подстрочном тексте имеется вариант «имущество первой необходимости не утрачено», который следовало указать в случае, если такое имущество не утрачено (л.д.16).

Таким образом, из самого акта от 24 июля 2018 г. однозначно следует, что в результате чрезвычайной ситуации в квартире у истца частично утрачено имущество первой необходимости, поскольку к такому выводу пришла комиссия при обследовании квартиры по месту жительства истца. То обстоятельство, что членами комиссии в акте обследования не указаны конкретные наименования утраченных предметов для хранения и приготовления пищи, предметов мебели для сна, не должно умалять прав истца на получение компенсационной выплаты при том, что в этом же акте имеется заключение комиссии о частичной утрате имущества первой необходимости.

Наличие такого заключения комиссии в акте оставлено судом без внимания, не дана надлежащая оценка содержанию акта обследования.

Также судом не дана оценка справке от <Дата>, подписанной главой муниципального района «Читинский район», выданной Толстокулаковой А.И. для предъявления в суд, из которой следует, что на основании акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территории и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 г., от 24 июля 2018 г., имущество первой необходимости утрачено частично (л.д.13).

Таким образом, путем выдачи указанной справки глава администрации подтверждает факт частичной утраты у истца имущества первой необходимости, о чем имеется соответствующее заключение в акте обследования от 24 июля 2018 г.

При таких обстоятельствах отказ органа местного самоуправления во включении Толстокулаковой А.И. в список на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости является необоснованным.

Объяснения представителя ответчика администрации муниципального района «Читинский район» Соловьева Б.Б., данные суду апелляционной инстанции, о том, что причиной отказа во включении в список на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости послужило то обстоятельство, что в акте обследования от 24.07.2018 указаны лишь две категории имущества первой необходимости (предметы для приготовления и хранения пищи и предметы мебели для сна), не могут быть признаны обстоятельством, свидетельствующем об обоснованном отказе во включении истца в соответствующий список. Так, вышеуказанными Правилами установлено, что частичная утрата имущества первой необходимости – это утрата не менее 3-х предметов имущества первой необходимости, а не категорий предметов имущества первой необходимости в зависимости от их назначения.

Иные обстоятельства отказа во включении истца в список на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости ответчиками не указаны.

При таком положении то обстоятельство, что акт обследования от 24 июля 2018 г. подписан двумя членами комиссии, не утвержден руководителем органа местного самоуправления, не заверен печатью, судебной коллегией во внимание не принимается (как обстоятельство для признания акта недействительным).

Следует отметить, что копия акта, имеющаяся в материалах дела, соответствует подлиннику акта, представленному в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ответчика Соловьевым Б.Б., который пояснил, что все акты обследования утраченного имущества были составлены в таком виде, как и акт по Толстокулаковой А.И., акты не были утверждены главой администрации и не заверены печатью.

С учетом того, что легитимность акта обследования от 24 июля 2018 г. не оспаривается представителем администрации муниципального района «Читинский район» и подтверждается справкой, выданной главой муниципального района «Читинский район», оснований для признания акта недействительным по основаниям несоблюдения процедуры его составления не имеется.

При таком положении и с учетом того, что в акте обследования от 24.07.2018 имеется заключение комиссии о частичной утрате у истца имущества первой необходимости, на что и претендует истец, судебная коллегия полагает, что оснований для признания акта недействительным и возложения обязанности внести изменения в данный акт не имеется, внесение изменений не является целесообразным. Поэтому указанные требования Толстокулаковой А.И. не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, обращение Толстокулаковой А.И. в суд с вышеуказанным иском обусловлено целью получения финансовой помощи в размере 50000 рублей, на что прямо указано в исковом заявлении. По существу иск направлен на признание за Толстокулаковой А.И. права на получение финансовой помощи в размере 50000 рублей вследствие частичной утраты имущества первой необходимости.

Представленными доказательствами, приведенными выше, с учетом выводов судебной коллегии относительно акта обследования от 24.07.2018, подтверждается право истца на получение компенсационной выплаты в размере 50000 рублей, поскольку Толстокулакова А.И. постоянно проживает по месту регистрации в жилом помещении, где в результате чрезвычайной ситуации было частично утрачено имущество первой необходимости. Отсюда следует, что за истцом следует признать право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 г. на территории Забайкальского края.

При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

При принятии нового решения судебная коллегия исходит из того, что признание за истцом права на получение финансовой помощи в размере 50000 руб., без указания порядка реализации такого права, приведет к затруднениям и длительности исполнения судебного решения по иску, заявленному с целью получения финансовой помощи.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

В силу требований ст.ст. 13, 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

В целях исполнимости судебного акта, судебная коллегия в силу п. 7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (действовавшего по состоянию на июль 2018 г.), полагает необходимым указать в апелляционном определении, что истец Толстокулакова А.И. подлежит включению в список на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 г. на территории Забайкальского края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 144 был утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.

В п. 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.

Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).

Министерство финансов Забайкальского края осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Забайкальского края в установленном порядке (п. 6 Порядка).

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам (п. 10).

Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением Губернатора Забайкальского края определены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Отсюда следует, что несмотря на отсутствие в Положениях о Министерстве финансов Забайкальского края, о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края полномочий по выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обязанность по организации работы по выплате истцу финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 руб. следует возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края. При этом следует учесть, что выплата истцу финансовой помощи в размере 50000 рублей будет возможна только после выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Правительству Забайкальского края.

Вопреки доводам истца, приведенным в суде апелляционной инстанции, по настоящему делу не имеется оснований для возложения на ответчиков обязанности включить Т<Дата> года рождения, Т.А, <Дата> года рождения, которые были указаны в заявлении на включение в списки как члены семьи, в соответствующие списки, поскольку Толстокулакова А.И. обратилась в суд с с иском лишь в своих интересах. На момент предъявления иска Т и Т.А достигли совершеннолетия, являются дееспособными, поэтому вправе обратиться в суд с самостоятельным иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Читы от 12 декабря 2019 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Толстокулаковой А. И. к администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании акта об утрате имущества в результате чрезвычайной ситуации недействительным, возложении обязанности внести изменения в акт обследования в целях получения денежных средств удовлетворить частично.

Признать за Толстокулаковой А. И. право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» включить Толстокулакову А. И. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края выплатить Толстокулаковой А. И. финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 руб. при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Председательствующий: Доржиева Б.В.

Судьи: Погорелова Е.А.

Чайкина Е.В.