ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-748/2023 от 22.12.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 декабря 2023 г. по делу № 33-8916/2023

(в суде первой инстанции дело № 2-748/2023, УИД 27RS0013-01-2022-001082-47)

г. Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Дорожко С.И.

судей Пестовой Н.В., Клименко Е.Г.

с участием прокурора Доськовой Т.Ю.

при секретаре Шишкине Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Кручининой Е.С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю о признании приказа о расторжении служебного контракта незаконным, восстановлении на службе, возложении обязанности, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам Кручининой Е.С., Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 28 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения истца Кручининой Е.С., ее представителя Петрова Н.В., действующего на основании ордера от 22 декабря 2023 г., представителя ответчика УФНС России по Хабаровскому краю Мелентьевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 17 января 2023 г., заключение прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кручинина Е.С. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю о признании незаконным приказа, восстановлении на службе, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда и оплаты времени вынужденного прогула.

В обоснование исковых требований указала, что с 1994 года работала в налоговых органах. С 29 октября 2010 года состояла на службе в Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю. С 18 апреля 2011 года по 11 августа 2021 года замещала должность начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками, которая относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители». 30 апреля 2021 года предупреждена о сокращении занимаемой должности государственной гражданской службы с 01 июля 2021 года и последующем увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Приказом от 11 августа 2021 года служебный контракт с ней расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы РФ в связи с сокращением штата. Решением Амурского городского суда от 28 декабря 2021 года приказ от 11 августа 2021 года признан незаконным, она восстановлена в занимаемой должности. Удовлетворяя исковые требования в этой части, суд указал, что не все вакантные должности, имеющиеся у ответчика, были ей предложены. Несмотря на это приказом от 04 мая 2022 года служебный контракт с ней вновь расторгнут, она освобождена от замещаемой должности по тем же основаниям, ей вновь не были предложены вакантные должности на момент проведения организационно-штатных мероприятий в апреле 2021 года, а именно: должности начальника отдела учета налогоплательщиков, начальника отдела работы с налогоплательщиками. При этом никаких организационно-штатных мероприятий в 2022 году инспекцией не проводилось. Согласно приказу УФНС России по Хабаровскому краю от 22 апреля 2021 года штатная численность Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю с 01 июля 2021 года сокращена на 9 единиц, в том числе из структуры инспекции исключена должность, которую она занимала. Вместе с тем организовываются два новых отдела: отдел учета налогоплательщиков и отдел работы с налогоплательщиками, и в каждом из этих отделов предусмотрена должность начальника отдела. Следовательно, на момент ее увольнения в апреле 2022 года имелись, как минимум, две вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включается должность, замещаемая ею ранее. Полагает, что нанимателем нарушен порядок расторжения служебного контракта, а ее увольнение с государственной гражданской службы РФ является незаконным.

Просила суд, с учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ требований, признать незаконным приказ Межрайонной ИФНС №8 по Хабаровскому краю № 01.4-08/094 от 04 мая 2022 года о расторжении служебного контракта, освобождении ее от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы Российской Федерации, восстановить на государственной гражданской службе в прежней должности возложив на ответчика обязанность внести занимаемую истцом должность в штатное расписание, взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю в пользу истца оплату времени вынужденного прогула за период с 17 мая 2022 года по 20 июня 2023 года в размере 3 172 807 руб. 84 коп. и по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб..

Протокольным определением суда от 21 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФНС России по Хабаровскому краю.

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 17 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением не согласилась истец, которая подала апелляционную жалобу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02 декабря 2022 года, произведена замена стороны по делу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Хабаровскому краю на Управление Федеральной налоговой службы Хабаровского края; решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2023 г. решение Амурского городского суда от 07 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02 декабря 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 28 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.

Признан незаконным приказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю № 01.4-08/094 от 04 мая 2022 года о прекращении (расторжении) трудового договора (служебного контракта) с Кручининой Еленой Станиславовной.

Кручинина Е.С. восстановлена на службе в Управлении Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в должности начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю с 17 мая 2022 года.

С Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН/КПП 2721121446/272101001) в пользу Кручининой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взысканы оплата за время вынужденного прогула за период с 17 мая 2022 года по 28 сентября 2023 года включительно в размере 446 560 руб. 30 коп., компенсация морального вреда в размере 30 000 руб..

В удовлетворении остальной части иска отказано.

С Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН/КПП 2721121446/272101001) в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края взыскана государственная пошлина в размере 3 687 руб..

Не согласившись с решение суда в части размера взысканной судом оплаты за время вынужденного прогула, Кручинина Е.С. подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила решение суда в данной части изменить, исковые требования о взыскании оплаты времени вынужденного прогула удовлетворить в полном объеме. Полагает, что расчет денежного содержания за время вынужденного прогула судом первой инстанции произведен не верно.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Считает, что при разрешении спора суд неправильно определил, что территориальные налоговые органы Хабаровского края являются одним государственным налоговым органом, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, и не предложение одним территориальным налоговым органом вакантных должностей, имеющихся в других территориальных налоговых органах края, есть нарушение порядка сокращения и гарантий, связанных с сокращением должности государственной гражданской службы. Также суд не применил пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 822 «Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах». В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Типовым положением о территориальных органах федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Минфина России от 17 июля 2014 года №61н (далее – Типовое положение), территориальные налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. При этом территориальные налоговые органы являются самостоятельными юридическими лицами, правоотношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в них возникают в каждом территориальном налоговом органе в отдельности. В частности, Межрайонная ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю, ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровск являлись самостоятельными юридическими лицами, возглавляемыми начальниками Инспекций, которые самостоятельно назначали на должность и освобождали от должности в установленном порядке государственных гражданских служащих и работников Инспекции; решали в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Инспекции; решали в соответствии с трудовым законодательством вопросы заключения, изменения и расторжения трудовых договоров с работниками Инспекции. Таким образом, полагает, что суд неправомерно рассмотрел Межрайонную ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю в совокупности с Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю, ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска и расценил их как единый государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, поскольку в правоотношениях между работником и работодателем каждая Инспекция ФНС России выступает самостоятельным субъектом. Суд неверно истолковал понятие единой централизованной системы территориальных налоговых органов в целях разрешения вопроса о соблюдении налоговым органом гарантий, связанных с сокращением государственной гражданской службы в части представления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе. На основании вышеизложенного, считает неправомерным вывод суда о том, что не представление Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю Кручининой Е.С. вакантных должностей, имеющихся в Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю, ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска является нарушением порядка сокращения Кручининой Е.С.. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю располагалась в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, то есть в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 822 местностью в пределах административно-территориальных границ населенного пункта, где расположен государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, является г. Комсомольск-на-Амуре. Согласно справкам о вакантных должностях Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю по состоянию на 28.12.2021, 29.12.2021, 17.01.2022, 15.03.2022, 27.04.2022, 04.05.2022, 16.05.2022 в налоговом органе в период с 28.12.2021 по 16.05.2022 отсутствовали вакантные должности, соответствующие занимаемой Кручининой Е.С., включая категорию и группу должности, область и вид профессиональной служебной деятельности, профессиональные знания и умения (справки содержатся в материалах дела). Анализ сведений, размещенных на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», показал отсутствие на территории г. Комсомольска-на-Амуре в период с 28.12.2021 по 16.05.2022 вакантных должностей, соответствующих занимаемой Кручининой Е.С., включая категорию, группу, область и вид ее профессиональной и служебной деятельности, уровня квалификации, профессионального образования. Исходя из изложенного, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю исполнена обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа, установленная ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 822. Полагают, что порядок сокращения Кручининой Е.С. не нарушен, гарантии, связанные с сокращением Кручининой Е.С. в части представления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе соблюдены. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность представителя нанимателя государственного органа предлагать имеющиеся вакантные должности в иных государственных органах, располагающихся за пределами административно-территориальных границ населенного пункта, где расположен государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Кручининой Е.С. представитель УФНС России по Хабаровскому краю полагает, что все причитающиеся при увольнении суммы были выплачены истцу. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Кручининой Е.С. отказать в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Кручинина Е.С. и ее представитель Петров Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержали. Просили решение суда изменить в части размера взысканной суммы оплаты времени вынужденного прогула. В удовлетворении апелляционной жалобы ответчика просили отказать.

Представитель УФНС России по Хабаровскому краю Мелентьева Ю.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала. Просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Прокурор Доськова Т.Ю. в заключении полагала решение суда подлежащим изменению в части размера оплаты времени вынужденного прогула, в остальной части считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании служебного контракта от 10 ноября 2010 года № 36, дополнительных соглашений к служебному контракту от 18 апреля 2011 года № 1, от 31 января 2012 года № 2, от 01 октября 2012 года № 3, от 24 октября 2013 года № 4, от 28 января 2016 года № 5, от 09 января 2018 года № 6, приказа от 10 ноября 2010 года № 37 о приеме на работу, Кручинина Е.С. состояла на службе в налоговой инспекции.

С 18 апреля 2011 года Кручинина Е.С. занимала должность государственной гражданской службы начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю, что подтверждается приказом о переводе работника на другую должность № 107 от 18 апреля 2011 года.

Приказом от 29 января 2021 года № 01.1-08/001дсп в Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю утверждено штатное расписание государственных гражданских служащих, из 124 должностей, согласно которому структура инспекции состоит из: руководство – 3 единицы (начальник отдела 1 единица, заместители начальника отдела 2 единицы); отдел общего обеспечения – 12 штатных единиц; отдел урегулирования задолженности – 18 штатных единиц; отдел обеспечения процедуры банкротства – 5 штатных единиц; отдел оперативного контроля - 5 штатных единиц; правовой отдел – 7 штатных единиц; отдел информационных технологий – 5 штатных единиц; аналитический отдел – 5 штатных единиц; отдел учета и работы с налогоплательщиками работы с налогоплательщиками – 17 штатных единиц; отдел камеральных проверок № 1 – 13 штатных единиц; отдел камеральных проверок № 2 – 7 штатных единиц; отдел камеральных проверок № 3 – 8 штатных единиц; отдел камеральных проверок № 4 – 7 штатных единиц; отдел выездных проверок - 12 штатных единиц. Каждый отдел возглавляет начальник отдела (т.3, л.д.117-124).

В силу приказа УФНС России по Хабаровскому краю от 22 апреля 2021 года № 01-08/075@ «О структуре Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю» (т. 3, л.д. 140-141), приказа Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю от 23 апреля 2021 года № 01.1-07/037 «О проведении организационно штатных мероприятий в связи с изменением структуры Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю» (т. 3, л.д. 142-143), приказа от 27 апреля 2021 года № 01.1-08/006 дсп «Об утверждении штатного расписания государственных гражданских служащих МИФНС № 8 по Хабаровскому краю» штатная численность инспекции с 01 июля 2021 года сокращена на 9 единиц, отдел учета и работы с налогоплательщиками из структуры инспекции исключен, утверждена следующая структура в количестве 115 должностей, а именно: руководство – 3 единицы; отдел общего обеспечения – 10 единиц; правовой отдел – 6 единиц; отдел информационных технологий – 5 единиц; аналитический отдел – 5 единиц; отдел работы с налогоплательщиками – 8 единиц; отдел учета налогоплательщиков – 7 единиц; отдел камеральных проверок № 1 – 13 единиц; отдел камеральных проверок № 2 – 7 единиц; отдел камеральных проверок № 3 – 8 единиц; отдел камеральных проверок № 4 – 7 единиц; отдел выездных проверок – 11 единиц; отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства – 19 единиц; отдел оперативного контроля – 6 единиц.

Из содержания указанных приказов следует, что в связи с изменением предельной численности работников, структуры инспекции ввиду реорганизации структурных подразделений: отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства создается путем слияния отделов урегулирования задолженности и отдела обеспечения процедуры банкротства, а также разделяется отдел учета и работы с налогоплательщиками, руководство которым осуществляла Кручинина Е.С., на отдел учета налогоплательщиков и отдел работы с налогоплательщиками, поручено провести организационно-штатные мероприятия. В каждом отделе штатным расписанием утвержден начальник отдела.

В связи с проведением указанных мероприятий, начальником отдела ФИО1 единолично проведена оценка сотрудников по определению уровня квалификации и производительности труда по результатам которой, количественный показатель соответствия по бальной системе установлен в следующем порядке: ФИО2 (9,76), ФИО3 (8,26), ФИО4 (6,73), Кручинина Е.С. (5,88), ФИО5 (5,10).

Приказом Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю от 23 апреля 2021 года № 01.1-07/038, в целях определения лиц имеющих преимущественное право на замещение иной должности гражданской службы, рассмотрения оценки руководителей гражданских служащих, подлежащих увольнению, изучения на предмет их соответствия специальности, направлению, подготовки, профессионального образования, которые требуются для замещения должностей гражданской службы, создана Комиссия.

По итогам заседания комиссии по определению преимущественного права на оставление на работе № 1 от 27 апреля 2021 года (т. 3, л.д.73-76), Межрайонной ИФНС России по Хабаровскому краю, исходя из годовых отзывов об исполнении государственными гражданскими служащими их должностных обязанностей за 2020 год в рамках всесторонней оценки, у сотрудников отделов, в которых сокращаются штатные единицы достаточный уровень для исполнения ими своих должностных обязанностей. Тем же протоколом определены государственные служащие, не подлежащие увольнению, утвержден список сотрудников, которым будет вручено предупреждение о сокращении их должностей согласно штатному расписанию.

Согласно Приложениям к Протоколу № 1 от 27 апреля 2021 года решено, что предупреждения будут вручены главному специалисту-эксперту ФИО6 (отдел общего обеспечения), ведущему специалисту-эксперту ФИО7 (отдел общего обеспечения), государственному налоговому инспектору ФИО8 (правовой отдел), начальнику отдела ФИО9, заместителю начальника отдела ФИО10 (отдел обеспечения процедуры банкротства), начальнику отдела ФИО2, государственному налоговому инспектору ФИО11 (отдел урегулирования задолженности) начальнику отдела Кручининой Е.С., заместителю начальника отдела ФИО5, главному государственному налоговому инспектору ФИО4, главному государственному налоговому инспектору ФИО3 (отдел учета и работы с налогоплательщиками) (т. 3, л.д. 77-78).

В тот же день, 27 апреля 2021 года заседанием комиссии, оформленного протоколом от 27 апреля 2021 года № 2, проведены оценочные мероприятия для определения уровня квалификации и производительности труда сотрудников инспекции «ведущей» группы должностей, которые занимают штатные единицы, подлежащие сокращению, при назначении на должности руководители структурных подразделений и их заместители. Комиссией на основании проведенных оценочных мероприятий решено предложить должность начальника отдела учета налогоплательщиков ФИО3, должность начальника отдела работы с налогоплательщиками ФИО4, должность начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечении процедуры банкротства ФИО2, его заместителя ФИО12 Другим сотрудникам, подлежащим сокращению предлагать должности в соответствии с утвержденным штатным расписанием (т. 3, л.д. 79-80).

30 апреля 2021 года Кручининой Е.С. вручено предупреждение о сокращении занимаемой должности государственной гражданской службы от 29 апреля 2021 года, из содержания которого следует, что должность начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками подлежит сокращению с 01 июля 2021 года.

Приказами от 01 июля 2021 года № 01.4-08/163, от 01 июля 2021 года № 01.4-08/156 на должность начальника отдела учета налогоплательщиков Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю назначена ФИО3, на должность начальника отдела работы с налогоплательщиками назначена ФИО4 о чем свидетельствует роспись, об ознакомлении последних с должностными регламентами, обстоятельства назначения и даты вынесения приказа не оспаривались сторонами (т. 3, л.д.66-69).

На основании приказа от 11 августа 2021 года № 4-08/228 служебный контракт от 10 ноября 2010 года № 36 с Кручининой Е.С. расторгнут, она освобождена от замещаемой должности государственной службы начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», уволена с 11 августа 2021 года.

Вступившим в законную силу решением Амурского городского суда от 28 декабря 2021 года исковые требования Кручининой Е.С. к Межрайонной ИФНС №8 по Хабаровскому краю удовлетворены частично. Приказ Межрайонной ИФНС №8 по Хабаровскому краю о прекращении (расторжении) трудового договора (служебного контракта) с работником (увольнении, освобождении от должности) № 01.4-08/228 от 11 августа 2021 года с Кручининой Е.С. признан незаконным. Кручинина Е.С. восстановлена на службе в Межрайонной ИФНС №8 по Хабаровскому краю в должности начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками с 12 августа 2021 года. Данным решением установлено, что сведений о том, что Кручининой Е.С. не соблюдался Кодекс этики, а также о том, что она не умела организовать работу, в связи с чем не надлежаще исполняла должностные обязанности, не установлено. Кроме того, с момента вынесения предупреждения о сокращении занимаемой должности 29 апреля 2021 г. до момента принятия на должности иных служащих 01 июля 2021 г., должности начальника отдела учета налогоплательщиков, начальника отдела работы с налогоплательщиками, начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечении процедуры банкротства во вновь созданные отделы одновременно с сокращением штатной единиц начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками являлись вакантными и Кручининой Е.С. не предлагались.

Согласно приказу от 29 декабря 2021 года № 01.4-08/360, изданному во исполнение решения суда, приказ от 11 августа 2021 года № 01.4-08/228 отменен, Кручинина Е.С. восстановлена на службе в Межрайонной ИФНС №8 по Хабаровскому краю в должности начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками с 12 августа 2021 года.

Судом первой инстанции также установлено, что на момент восстановления Кручининой Е.С. в должности начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками с 12 августа 2021 года указанная должность была упразднена и отсутствовала в штатном расписании Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю.

30 декабря 2021 года Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю во исполнение решения суда от 28 октября 2021 года в адрес УФНС России по Хабаровскому краю направлено письмо по вопросу внесения в структуру Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю отдела учета и работы с налогоплательщиками в связи с восстановлением Кручининой Е.С. на службе с 12 августа 2021 года.

На указанное обращение УФНС России по Хабаровскому краю даны ответы от 11 января 2022 года № 02-69/00168@ и от 27 января 2022 года № 02-69/01424@, из которых следует, что требования о введении в структуру Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю отдела учета и работы с налогоплательщиками не рассматривались судом. В связи с предстоящим в октябре 2022 года переходом на двухуровневую систему управления согласно приказу ФНС России от 12 октября 2021 года № ЕД-7-12/978@ «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры» введение в структуру Инспекции отдела учета и работы с налогоплательщиками нецелесообразно. В связи с отсутствием в структуре Инспекции, утвержденной приказом Управления от 22 апреля 2021 года № 01-08/075@, отдела учета и работы с налогоплательщиками, Инспекции подлежит провести мероприятия по сокращению данной должности (т. 3, л.д.113-115).

На основании заявления от 10 января 2022 года Кручинина Е.С. в период с 24 января 2022 года по 14 марта 2022 года находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске.

04 февраля 2022 года в адрес Кручиной Е.С. посредством почтового отправления направлено предупреждение о сокращении замещаемой должности, с предоставлением списка вакантных должностей, которое Кручининой Е.С. получено не было.

Вместе с тем, 15 марта 2022 года Кручининой Е.С. вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой должности государственной гражданской службы, а так же предложены на рассмотрение вакантные нижестоящие должности: специалист 1 разряда, отдел учета налогоплательщиков; государственный налоговый инспектор, отдел камеральных проверок № 1; государственный налоговый инспектор, отдел камеральных проверок № 1; специалист 1 разряда, отдел камеральных проверок № 1; старший государственный налоговый инспектор, отдел камеральных проверок № 3; старший государственный налоговый инспектор, отдел выездных проверок; специалист 1 разряда, отдел выездных проверок; государственный налоговый инспектор, отдел урегулирования задолженности и отдел обеспечения процедуры банкротства.

Согласно акту от 15 марта 2022 года истец, ознакомившись с предложенными ей вакантными должностями, от его подписания отказалась.

27 апреля 2022 года работодателем Кручининой Е.С. вновь были предложены вакантные должности государственной гражданской службы, Кручинина Е.С. отказалась знакомиться под подпись с предложенными ей вакантными должностями, что подтверждается актом от 27 апреля 2022 года.

16 мая 2022 года работодателем Кручининой Е.С. вновь предложены вакантные должности в МИФНС № 8 по Хабаровскому краю, а именно: главного специалиста-эксперта, отдел информационных технологий; специалиста 1 разряда, отдел камеральных проверок № 1; специалиста 1 разряда, отдел камеральных проверок № 1; старшего государственного налогового инспектора, отдел выездных проверок; специалиста 1 разряда, отдел выездных проверок; специалиста 1 разряда, отдел урегулирования задолженности и отдел обеспечения процедуры банкротства.

Согласно акту от 16 мая 2022 года Кручинина Е.С. отказалась знакомиться под подпись с предложенными ей вакантными должностями.

Таким образом, судом установлено, что исходя из предложенных вакантных должностей, существующих на тот момент в инспекции, должности ведущего специалиста, соответствующие ранее занимаемой должности истцом отсутствовали.

Представленными в материалы дела доказательствами, установлено, что МИФНС № 8 по Хабаровскому краю предпринимались меры для установления вакантных должностей, соответствующих ведущей группе должностей категории «руководитель» государственной гражданской, которые могут быть предложены сотруднику МИФНС №8 по Хабаровскому краю, чья должность подлежала сокращению.

18 марта 2022 года Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю направлены запросы в ОСП по Комсомольскому району, отделение Пенсионного фонда по Хабаровскому краю и ЕАО, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, ОСП по г. Комсомольску-на-Амуре № 1, ОСП по г. Комсомольску-на-Амуре № 2, ОМФЦ в г. Комсомольске-на-Амуре, МФЦ в Амурском районе, ОСП по Амурскому району о наличии вакантных должностей, соответствующих ведущей группе должностей категории «руководитель» государственной гражданской службы, которые могут быть предложены сотруднику Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю, чья должность подлежит сокращению.

Из материалов дела следует, что на указанные запросы поступили ответы об отсутствии вакантных должностей данной категории.

Каких-либо новых организационно-штатных мероприятий относительно сокращения данной должности не проводилось, сокращение должности начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками осуществлялось на основании организационно-штатных мероприятий проводимых в 2021 году, с учетом оценочных мероприятий проведенных в апреле 2021 году, иных оценочных мероприятий не проводилось.

Таким образом, судом установлено, что на момент восстановления Кручининой Е.С. в должности и уведомления о ее предстоящем сокращении, в период с 01 июля 2021 года по 30 июня 2022 года, должность начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства занимала ФИО2, должность начальника отдела работы с налогоплательщиками занимала ФИО4, должность начальника отдела учета налогоплательщиков занимала ФИО3 (Приказы от 01 июля 2021 года №01.4-08/167, №01.4-08/156, № 01.4-08/163) (т. 3 л.д.66-71), действовало штатное расписание, утвержденное приказом от 27 апреля 2021 года № 01.1-08/006дсп. (т. 3, л.д.144-151, л.д. 125-131).

Должности начальников отделов: отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства; отдела работы с налогоплательщиками; отдела учета налогоплательщиков не являлись вакантными.

Какие-либо вакантные должности ведущей группы должностей государственной гражданской службы РФ категории «руководители», на период проведения сокращения должности начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками в МИФНС России № 8 по Хабаровскому краю в период с 15 марта 2022 года по 16 мая 2022 года, отсутствовали (т. 4, л.д.116-121).

Приказом от 04 мая 2022 года № 01.4-08/094 служебный контракт от 11 октября 2010 года № 36 с Кручининой Е.С. расторгнут, последняя освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы начальника учета и работы с налогоплательщиками в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела справкам о наличии вакантных должностей в инспекциях Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (т. 6, л.д. 110-229) судом установлено, что по состоянию на 28 декабря 2021 года, 17 января 2022 года, 01 февраля 2022 года, в МИФНС № 5 по Хабаровскому краю имелась должность начальника отдела камеральных проверок № 2, по состоянию на 15 марта 2022 года, 27 апреля 2022 года, 16 мая 2022 года вакантной была должность начальника аналитического отдела.

В ИФНС по Центральному району г. Хабаровска по состоянию на 27 апреля 2022 года имелась должность начальника отдела учета налоговых поступлений.

В МИФНС № 6 по Хабаровскому краю по состоянию на 28 декабря 2021 года, 17 января 2022 года, 01 февраля 2022 года, 15 марта 2022 года, 27 апреля 2022 года, 16 мая 2022 года имелась должность начальника отдела камеральных проверок №1 и № 2.

В ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска на 28 декабря 2021 года, 17 января 2022 года, 01 февраля 2022 года, 15 марта 2022 года, 27 апреля 2022 года, 16 мая 2022 года имелась должность начальника отдела камеральных проверок №1.

В ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска на 28 декабря 2021 года, 17 января 2022 года, 01 февраля 2022 года, 15 марта 2022 года, 27 апреля 2022 года имелась должность начальника отдела камеральных проверок №1 и № 2, кроме того по состоянию на 01 февраля 2022 года, 27 апреля 2022 имелась должность начальника отдела процедуры банкротства; а также начальника отдела выездных проверок по состоянию на 27 апреля 2022 года.

Указанные вакантные должности относятся к ведущей группе должностей категории «руководители», что не оспаривалось стороной ответчика. Однако Кручининой Е.С. данные вакантные должности не предлагались, исходя из условий работы истца с учетом надбавок, необходимостью переезда и возможным не согласием последней на переезд.

Удовлетворяя требования о признании приказа от 04 мая 2022 года о расторжении служебного контракта, восстановлении Кручининой Е.С. в ранее занимаемой должности, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 31,33, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», исходил из того, что на момент сокращения Кручининой Е.С. в иных налоговых инспекциях по Хабаровскому краю имелись вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы РФ категории «руководители», которые вопреки установленному действующему законодательству ей не предлагались, в связи с чем пришел к выводу о нарушении порядка сокращения Кручиной Е.С., несоблюдении гарантий, связанных с сокращением Кручининой Е.С. в части не предоставления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе. При этом суд указал, что ответчиком не представлены доказательства несоответствия Кручининой Е.С. имеющимся вакантным должностям в инспекциях налоговой службы.

Отказывая в удовлетворении требования Кручининой Е.С. о внесении изменений в штатное расписание, суд исходил из того, что приказ об утверждении штатного расписания сторонами не оспаривался, штатное расписание утвержденное УФНС России по Хабаровскому краю, является действующим, проведение организационно-штатных мероприятий (в том числе по сокращению штатов и изменении условий служебных контрактов) относится к исключительной компетенции работодателя, поэтому суд не вправе входить в оценку необходимости данных мероприятий либо отсутствии таковой, так как иное означало бы возможность вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность предприятия, что действующим трудовым законодательством не допускается.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, установив факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, продолжительности периода, в течение которого ответчиком нарушались трудовые права истца, пришел к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 30 000 руб..

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется оснований для иной оценки доказательств, представленных сторонами, поскольку судом первой инстанции доказательства оценены по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы истца в части неправильного расчета оплаты времени вынужденного прогула.

Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

В силу части 2 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Исчисляя сумму оплаты времени вынужденного прогула, суд первой инстанции не принял в расчет размер выплаченного Кручининой Е.С. материального стимулирования за время работы, предшествовавшего увольнению.

Согласно ст.139 Трудового кодекса РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

В соответствии с п.4 Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Согласно п.2 названного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся суммы материального стимулирования, выплачиваемые истцу как государственной гражданской служащей. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п.3).

Не включая в расчет оплаты времени вынужденного прогула суммы материального стимулирования, суд первой инстанции указал, что эти суммы Кручининой Е.С. в расчетном периоде фактически либо не начислялись, либо выплачены за период, не учитываемый при расчете оплаты за время вынужденного прогула.

Вместе в тем, судом не учтено, что суммы материального стимулирования за 2021 г. выплачены Кручининой Е.С. в период, предшествующий увольнению, а следовательно, эти суммы входят в объем денежного содержания, из расчета которого подлежал исчислению средний заработок для определения оплаты времени вынужденного прогула.

Кроме того, в размер денежного содержания должны быть учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу после увольнения, поскольку они составляют общий объем денежного содержания истца и должны были быть ей выплачены в сумме окончательного расчета но ввиду организационных особенностей работодателя, приказ об определении размера и выплате стимулирующего вознаграждения издается позднее, что не исключает данные суммы из расчета среднего денежного содержания.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 13.11.2019 г. № 34-П указал, что размер вынужденного прогула по буквальному смыслу части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации должен составлять средний месячный заработок работника (определяемый из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев), исчислен с учетом количества рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения, как если бы осуществлялась оплата трудовой деятельности за этот период. Однако при исчислении заработной платы, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад) (часть четвертая статьи 112 данного Кодекса); работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада (должностного оклада), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (часть третья статьи 112 данного Кодекса). Таким образом, работники, подлежащие увольнению по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, вопреки воле законодателя, предусмотревшего гарантию в связи с увольнением в размере среднего месячного заработка, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней. Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (в том числе его абзаца четвертого) напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо при осуществлении в социальном правовом государстве правового регулирования в сфере труда.

Таким образом, с учетом изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ, нерабочие праздничные дни подлежат включению в период вынужденного прогула и учету при исчислении судом среднего заработка за время вынужденного прогула. Размер выплат истцу в связи с увольнением не должен быть меньше заработной платы, которую работник получал в период трудовой деятельности.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца оплату за время вынужденного прогула за период с 17 мая 2022 г. по 28 сентября 2023 г. в количестве 344 рабочих дней (с учетом нерабочих праздничных дней в 2022 и 2023 годах.

По справкам 2 НДФЛ с мая 2021 г. по апрель 2022 г. (за исключением больничных листов и единовременных выплат) Кручининой Е.С. получено 619 967 руб. 37 коп. За указанный период истцом отработано 47 рабочих дней. Среднедневной размер денежного содержания составляет 13 190 руб. 80 коп. (619 967 руб. 37 коп. : 47). За время вынужденного прогула оплате подлежит 4 537 635 руб. 20 коп. (13 190 руб. 80 коп. х 344). Из указанной суммы подлежат вычету суммы выплаченного выходного пособия в размерах 177 354 руб. 84 коп. и 88 677 руб. 42 коп. Итого оплате за время вынужденного прогула подлежит 4 271 602 руб. 94 коп.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции взыскал с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере 3 687 руб..

В соответствии с п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе», Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Управление Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю является территориальным органом Федеральной налоговой службы России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы России и ей подконтрольно.

При изложенных обстоятельствах оснований для взыскания государственной пошлины с государственного органа, выступающего по делу в качестве ответчика, у суда не имелось и решение суда в этой части подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 28 сентября 2023 года отменить в части взыскания государственной пошлины и изменить в части размера оплаты времени вынужденного прогула. Принять в указанной части новое решение.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН/КПП 2721121446/272101001) в пользу Кручининой Е.С. (<данные изъяты>) оплату времени вынужденного прогула за период с 17 мая 2022 г. по 28 сентября 2023 г. включительно в размере 4 271 602 руб. 94 коп..

В остальной части решение Амурского городского суда Хабаровского края от 28 сентября 2023 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи