Судья Скуратович С.Г. № 2-74/2022
Докладчик Селезнева О.В. Дело № 33-687/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Пужаева В.А.,
судей Селезневой О.В., Смелковой Г.Ф.,
при секретаре Лебедевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 марта 2022 г. в г. Саранске гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел, возложении обязанности включить в стаж период службы, перерасчете выслуги лет для назначения пенсии по апелляционной жалобе руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия — главного судебного пристава Республики Мордовия ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Селезневой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее - УФССП России по Республике Мордовия) о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел, возложении обязанности включить в стаж период службы, перерасчете выслуги лет для назначения пенсии.
В обоснование требований указала, что решением комиссии УФССП России по Республике Мордовия от 23 июля 2021 г. № 8 ей отказано в удовлетворении заявления о зачете в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. Считает, что комиссией неверно истолкованы и применены нормы Положения о порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 43, тем самым нарушены ее права на получение социальных гарантий и пенсии за выслугу лет. В период с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. она прослужила непрерывно в органах внутренних дел Республики Казахстан, 7 августа 2001 г. уволена по собственному желанию с должности дознавателя (за счет старшего) отделения дознания Советского отдела полиции (на правах ОВД) УВД г. Караганды, ее выслуга лет по состоянию на 2 августа 2001 г. составляет 8 лет 1 месяц 10 дней. 4 августа 2009 г. она принята на должность федеральной государственной гражданской службы старшим специалистом 2 разряда отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП России по Республике Мордовия, согласно приказу УФССП России по Республике Мордовия от 17 декабря 2009 г. № 1207 л/с с учетом приказа № 93-к по состоянию на 4 августа 2009 г. стаж ее работы составил 8 лет 1 месяц 10 дней, включая период службы в органах внутренних дел Республики Казахстан.
С 1 июня 2020 г. она назначена на должность ведущего судебного пристава-исполнителя в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия. Сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации приравнены к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и относятся к государственной службе иного вида, поэтому и пенсионное обеспечение приравнено к уровню сотрудников ОВД Российской Федерации.
Ссылаясь на положения Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г. и Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г., Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16 июня 2020 г. № 465, полагает, что стаж ее службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, как государства-участника СНГ, подлежит включению в действующий стаж службы в органе принудительного исполнения Российской Федерации на основании части первой, пункта 2 части четвертой, части пятой статьи 36 Закона № 328-ФЗ и пункта «б» части второй Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 43.
Просила суд признать незаконным и отменить решение Комиссии УФССП России по Республике Мордовия по установлению стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, дающего право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам УФССП России по Республике Мордовия от 23 июля 2021 г. № 8 об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. (8 лет 1 месяц 10 дней), обязать ответчика включить в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. (8 лет 1 месяц 10 дней), произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом периодов службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. (8 лет 1 месяц 10 дней) и службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 4 августа 2009 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Комиссии УФССП России по Республике Мордовия по установлению стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, дающего право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 23 июля 2021 г. № 8 об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации, дающий право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания ФИО1, периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.
На УФССП России по Республике Мордовия возложена обязанность включить в стаж службы (выслуги лет), дающий право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания в органах принудительного исполнения Российской Федерации ФИО1 период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.
Исковые требования ФИО1 к УФССП России по Республике Мордовия о возложении обязанности перерасчета выслуги лет для назначения пенсии оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия — главный судебный пристав Республики Мордовия ФИО2 считает решение суда не соответствующим нормам материального и процессуального права, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан от 9 января. 1993 г. действует только в отношении сотрудников органов внутренних дел и регулирует вопросы сохранения таким работникам стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет и назначения государственных пенсий только при переводе. Специальное соглашение (договор) о сотрудничестве на уровне Министерства внутренних дел Республики Казахстан и ФССП России, которым были бы урегулированы вопросы взаимного зачета стажа службы в целях определения выслуги лет для выплаты процентной надбавки сотрудникам этих министерств и ведомств одной стороны при переходе на службу в органы, подразделения и учреждения другой стороны, между Республикой Казахстан и Российской Федерацией отсутствует. Полагает, что ссылки в решении суда на положения международных договоров (соглашений) являются необоснованными и ошибочными. Просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав объяснения представителя УФССП России по Республике Мордовия и Федеральной службы судебных приставов ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1, просившей об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 в период с 4 августа 2009 г. по 31 мая 2020 г. проходила государственную гражданскую службу в УФССП России по Республике Мордовия в различных должностях (специалиста, судебного пристава-исполнителя).
На основании приказа от 20 мая 2020 г. №456-лс истец с 1 июня 2020 г. принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность ведущего судебного пристава-исполнителя в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия, 1 июня 2020 г. с ней заключен контракт № 59.
Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 1 июня 2020 г. № 140 создана комиссия по вопросам исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, дающего право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам УФССП России по Республике Мордовия, в составе 6 человек: Б.И.В., Б.В.С., Ф.Г.Ю., Ш.С.П.., С.Н.А., Щ.В.А.
Согласно заключению комиссии по вопросам исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания УФССП России по Республике Мордовия по состоянию на 1 июня 2020 г. стаж ФИО1 (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) составляет 10 лет 9 месяцев 28 дней (период замещения должностей гражданской службы в УФССП России по Республике Мордовия в период с 4 августа 2009 г. по 31 мая 2020 г.).
Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 30 июня 2020 г. № 472-лс ФИО1 установлен стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) по состоянию на 1 июня 2020 г. - 10 лет 9 месяцев 28 дней.
30 ноября 2020 г. ФИО1 обратилась с рапортом к руководителю УФССП России по Республике Мордовия о зачете в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.
Согласно протоколу заседания от 23 июля 2021 г. № 8 комиссия УФССП России по Республике Мордовия по установлению исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, дающего право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам УФССП России по Республике Мордовия рассмотрела указанное заявление ФИО1 и единогласно приняла решение не включать ФИО1 в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г., указав, что согласно подпункту «з» пункта 2 Положения об исчислении стажа службы, в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее также надбавка) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации включается время службы в органах внутренних дел государств - участников СНГ только при условии их перевода в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).
Решением комиссии по вопросам исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) УФССП России по Республике Мордовия от 23 июля 2021 г. в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации ФИО1 не включен период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что период прохождения службы в органах внутренних дел Карагандинской области Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. подлежит включению в специальный стаж для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания ФИО1
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника установлены Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ) стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с частью 2 статьи 36 указанного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения.
Пунктами 1-3 части 3 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются:
1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении);
2) для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);
3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, в части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении);
4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении);
5) для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);
6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации - периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия - периоды, определенные федеральным органом принудительного исполнения (в календарном исчислении).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальный гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ), денежное довольствие сотрудников является основанным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В части 6 названной статьи приведен перечень дополнительных выплат, к числу которых относятся премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 43 утверждено Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - Положение об исчислении стажа службы).
Пунктами 2, 3, 3(1) Положения об исчислении стажа службы предусмотрены периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее также надбавка) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации.
В силу пункта 5 Положения об исчислении стажа службы порядок организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) для выплаты надбавки определяется руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
16 июня 2020 г. приказом ФССП № 465 утвержден Порядок организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - Порядок).
В силу пунктов 2, 4, 5,8 данного Порядка стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - стаж службы) сотрудников территориального органа принудительного исполнения устанавливается комиссиями по исчислению стажа службы (далее - комиссия), создаваемыми в территориальных органах принудительного исполнения, на основании заключения об установлении стажа службы (далее - заключение). Заседания комиссии проводятся по мере необходимости в следующих случаях: при поступлении гражданина Российской Федерации на службу в органы принудительного исполнения - не позднее одного месяца со дня назначения его на должность; по соответствующему заявлению сотрудника. На основании утвержденного заключения стаж службы сотруднику устанавливается приказом органа принудительного исполнения.
В соответствии с пунктом «б» части 2 Положения об исчислении стажа службы, в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) (далее - надбавка) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники) включается время службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми заключены соответствующие договоры (соглашения).
Подпункт «з» пункта 2 Положения применим по отношению к гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г. и Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г. подписаны и ратифицированы Российской Федерацией и Республикой Казахстан и подлежат обязательному применению на территории Российской Федерации.
В преамбуле Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. говорится, что правительства государств-участников данного Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении лиц, которые приобрели право на обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которой он проживает.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1993 г. государства-участники (далее - Стороны) Содружества Независимых Государств принято Соглашение от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел - участников Содружества Независимых Государств».
Частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В силу положений статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. в выслугу лет назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается стаж (в том числе на льготных условиях), в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга не подлежит изменению другой Стороной.
Как следует из материалов дела, период прохождения ФИО1 службы в органах внутренних дел Карагандинской области Республики Казахстан по специальному званию «старший лейтенант полиции» имел место в период с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г., выслуга по состоянию на 2 августа 2001 г. составила 8 лет 1 месяц 10 дней, что подтверждается представленными доказательствами, а именно записями в трудовой книжке, архивной справкой от 16 октября 2020 г. №1-9-41/3742, выпиской из приказа ГУВД Карагандинской области от 7 августа 2001 г.
Республика Казахстан является участником СНГ в соответствии с Соглашением о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанным Россией, Белоруссией и Украиной, и Протоколом к этому соглашению (21 декабря 1991 г., г. Алма-Ата), с которым в состав Содружества вошли еще восемь стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Таким образом, как следует из материалов дела, спорные периоды прохождения службы истцом имели место на территории Казахской ССР, а впоследствии - на территории Республики Казахстан.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы вышеназванным Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статьей 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания ФИО1 период прохождения службы в органах внутренних дел Карагандинской области Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан от 9 января 1993 г. действует только в отношении сотрудников органов внутренних дел и регулирует вопросы сохранения таким работникам стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет и назначения государственных пенсий только при переводе, основано на неверном толковании норм материального права и подлежит отклонению.
Иные доводы жалобы ответчика судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку при оценке доказательств судом не были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия — главного судебного пристава Республики Мордовия ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Пужаев
Судьи О.В. Селезнева
Г.Ф. Смелкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 апреля 2022 г.
Судья О.В. Селезнева