ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-753/2022 от 25.08.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Волкова Е.В. дело № 33-14227/2022

№2-753/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Юрченко Т.В.

судей Корниенко Г.Ф., Гросс И.Н.

при секретаре Ласкове Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному Учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об обязании назначить и произвести выплату страховой пенсии по старости с момента обращения, по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 марта 2022 года. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Ростовской области), уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила обязать ответчика назначить ФИО3, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения страховую пенсию по старости со дня обращения, с 23.07.2020г.

В обоснование требований указала, что 23.07.2020г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, но решением УПФР г.Сальска от 22.10.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности. Указанное решение УПФР г.Сальска от 22.10.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признано незаконным решением Сальского городского суда Ростовской области от 31.03.2021 г. Суд обязал УПФ РФ г. Сальска Ростовской области включить в страховой стаж периоды работы с 1974 года по 1990 год. В части установления факта принадлежности трудовой книжки и включения периодов работы с 15.04.1991 г. по 29.01.1992 г. отказано.

Решение суда вступило в законную силу 08.04.2021г., включенные периоды работы в стаж достаточны для назначения и получения истцом страховой пенсии. Право на назначение и выплату страховой пенсии возникло у истца с момента обращения с заявлением в УПФ РФ г. Сальска Ростовской области. Истец указывает, что в пенсионном деле имеется единственное заявление от 23.07.2020г. (в тексте первоначального иска ошибочно указано 05.11.2019 г.) о назначении страховой пенсии по старости, и с этой даты в течение года в УПФ РФ г. Сальска Ростовской области ждали ответы на запросы о трудовом стаже из Грузии, затем отказали в назначении и выплате страховой пенсии.

В настоящее время ФИО3 не получает страховую пенсию по старости.

В связи с неисполнением решения суда она обращалась в Сальскую городскую прокуратуру Ростовской области, в ОПФР по Ростовской области по вопросу назначения и выплаты страховой пенсии по старости с момента обращения (заявление от 02.09.2021г.), но ОПФР по РО ей снова предлагает обратиться с заявлением, которое у ответчика имеется в выплатном деле.

Ссылаясь на разъяснения п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», истец просила суд обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области назначить ей страховую пенсию по старости со дня обращения, т.е. с 23.07.2020 г.

Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 марта 2022 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 13 мая 2022 года, на ГУ ОПФ РФ по Ростовской области возложена обязанность назначить ФИО3 страховую пенсию по старости с 23 июля 2020 года.

В апелляционной жалобе ГУ ОПФ РФ по Ростовской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование требований указано, что при рассмотрении заявления ФИО3 от 23.07.2020г. не была принята к зачету копия трудовой книжки от 19.02.1974г. на имя ФИО2, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА.р., поскольку на титульном листе ФИО владельца трудовой книжки внесено с исправлениями, что является нарушением п.2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (приложение №1 к Постановлению Минтруда России от 10.10.2003г. №69). Сведения о страховом стаже, приобретенном на территории Республики Грузия, не были представлены (не подтверждены) компетентным органом в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, ответы на запросы уточняющих справок №4870 от 23.07.2020г. №6059 от 08.09.2020г. не получены.

Решением Сальского городского суда Ростовской области от 31.03.2021г. на отделение возложена обязанность включить в страховой стаж истца периоды трудовой деятельности, но в указанном решении отсутствуют сроки назначения страховой пенсии по старости, оно вступило в законную силу 12.05.2021г. Заявитель жалобы, ссылаясь на ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», считает, что требования ФИО3 назначить ей страховую пенсию с даты первоначального обращения за её назначением (с 23.07.2020г.), не подлежат удовлетворению, поскольку на момент принятия решения орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имел в своем распоряжении необходимых сведений и документов, подтверждающих право истца на страховую пенсию на дату достижения ею пенсионного возраста.

Из содержания разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по применению судом норм пенсионного законодательства следует, что страховая пенсия назначается с даты возникновения права на пенсию, а не с даты повторного обращения за назначением пенсии только в том случае, если истец, имевший на момент первоначального обращения за пенсией соответствующее право, но не располагавший всеми необходимыми документами, не смог представить их в пенсионный орган в установленный законом трехмесячный срок по независящим от него причинам. Таких обстоятельств по делу не установлено.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца ФИО3 и представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела отчеты об отслеживании почтовых отправлений Почта России (л.д.116, 116 об.).

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами гражданского дела, пенсионного (отказного) дела №122971, ФИО1, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в УПФР в г.Сальске Ростовской области 23.07.2020г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив с заявлением следующие документы: вид на жительство без гражданства, свидетельство о браке, трудовую книжку образца 1974г. и позднее (л.д.49-53).

Из п.2 уведомления о приеме документов следует, что заявителю необходимо представить дополнительно для назначения пенсии по старости (ст.8 №400-ФЗ) следующие документы: свидетельство о рождении. Если указанные документы будут представлены не позднее 23.10.2020г., днем обращения за пенсией считается 23.07.2020г. В п.3 уведомления указаны документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе: справка о заработной плате, справка архивного учреждения (л.д.52).

23.07.2020г. ответчиком направлен запрос в Агентство социальных субсидий Грузии о предоставлении уточняющей информации о том, состоит и получает ли ФИО3 какие либо виды пенсий и иные выплаты в республике (л.д.71, 72).

08.09.2020г. ответчиком направлен запрос в Агентство социальных субсидий Грузии в соответствии со ст.10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Госудаврств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. с просьбой направить справку о периодах работы в соответствии с запросом (прилагается), подтвердить обоснованность и достоверность указанных в справке сведений (л.д.73-74).

Согласно уведомлению от 22.10.2020г. дополнительно документы не поступили.

Решением УПФР в г.Сальске Ростовской области (межрайонное) от 22.10.2020г. ФИО3 отказано в назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности (л.д. 44-48).

Из указанного решения следует, что заявителем были представлены три копии свидетельств о рождении детей ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения и от ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.

Как установил пенсионный орган, на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии, страховой стаж ФИО1 составил 0 лет 0 мес. 0 дней. Ответчиком не включены в страховой стаж периоды ухода за ребенком до полутора лет и не принята к зачету трудовая книжка от 19.02.1974г. на имя ФИО2, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА.р., так как на титульном листе ФИО владельца трудовой книжки внесено с исправлениями, что является нарушением п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (Приложение №1 к Постановлению Минтруда России от 10.10.2003г. №69). Подлинность трудовой книжки вызывает сомнения. Сведения о страховом стаже, приобретенном на территории Республики Грузия, не представлены (не подтверждены) компетентным органом в сроки, установленные законодательством Российской Федерации (ответы на запросы уточняющих справок №4870 от 23.07.2020г., №6059 от 08.09.2020г. не получены).

В связи с указанными выше нарушениями при заполнении трудовой книжки, установленными пенсионным органом, в страховой стаж не были включены периоды работы с 04.01.1973г. - 04.12.1974г. - Тбилисская обувная фабрика «Исани», с 18.11.1975г. - 16.11.1979г. - Тбилзавод «Микродвигатель», с 09.12.1979г. - 12.05.1982г. - Закавказское монтажно-наладочное управление, секретарь-машинистка, с 10.07.1982г. - 31.07.1982г.- Пищеторг Заводского района, кассир, с 24.04.1989г. - 20.09.1990г. - Тбилкутхозторг, уборщица, с 15.04.1991г. по 29.01.1992г.- уборщица магазина № 59 «Хозяйственные товары».

Ответ компетентного органа Республики Грузия на запрос №4870 от 23.07.2020г. о том, что ФИО1 не зарегистрирована в базе данных государственных выплат и не является получателем иных социальных выплат (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.04.2021г.) поступил в ПФР 24.06.2021г. (л.д.75).

Решением Сальского городского суда Ростовской области от 31.03.2021г. исковые требования ФИО3 к УПФР г. Сальска Ростовской области (межрайонное) об установлении факта принадлежности трудовой книжки, признании незаконным решения о назначении страховой пенсии, включении периодов работы в страховой стаж удовлетворены частично. Признано незаконным решение УПФР г.Сальска Ростовской области (межрайонное) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.10.2020г. Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сальске Ростовской области (межрайонное) включить в страховой страж ФИО3 периоды: 04.01.1973 - 04.12.1974 - Тбилисская обувная фабрика «Исани», 18.11.1975 -16.11.1979 - Тбилзавод «Микродвигатель», 09.12.1979 - 12.05.1982 - Закавказское монтажно-наладочное управление, секретарь-машинистка, 10.07.1982 - 31.07.1982 - Пищеторг Заводского района, кассир, 24.04.1989 - 20.09.1990 - Тбилкутхозторг, уборщица, 24.04.1989 - 20.09.1990 - уборщица магазина № 59 «Хозяйственные товары». В остальной части иска отказано.

Суд не усмотрел оснований для установления факта принадлежности трудовой книжки, при этом в судебном заседании было достоверно установлено, что 19.12.1974г. ФИО5 была выдана трудовая книжка без номера, заполненная как на русском языке, так и на языке союзной республики, указав, что оснований сомневаться в достоверности сведений, отраженных в трудовой книжке, судом не установлено (л.д.82).

Решение Сальского городского суда Ростовской области от 31.03.2021 г. вступило в законную силу 12.05.2021 г., копия решения имеется в материалах пенсионного дела №122971 (л.д.15-19, 77-85).

02.09.2021г. ФИО3 обратилась в Отделение ПФР по Ростовской области с заявлением об исполнении решения суда и назначении и выплате страховой пенсии с момента возникновения права, т.е. с момента обращения, на основании ранее поданного заявления о назначении страховой пенсии, указав на признание судом незаконным решения от 22.10.2020г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности (л.д.6).

В ответе на указанное заявление начальником заместителем управляющего ГУ Отделения ПФР по Ростовской области 05.10.2020г. истцу дано разъяснение о том, что вышеуказанное решение суда не обязывает органы ПФР осуществлять назначение пенсии и не определяет дату назначения. Для назначения страховой пенсии по старости заявителю необходимо обратиться в территориальный орган ПФР с соответствующим заявлением (л.д.12).

Не согласившись с данным ответом, полагая, что право на назначение пенсии у неё возникло с даты первоначального обращения, 23.07.2020г., и страховая пенсия по старости должна быть назначена на основании её первоначального заявления от 23.07.2020г. истец обратилась в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО3, возлагая на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 23 июля 2020 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя такого права. При этом, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах, соответствуют этим обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2020 году составляла 11 лет (приложение 3 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона (часть 2 статьи 22).

Действующий с 01.01.2015 г. порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22).

Аналогичные положения содержались в статье 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014г. №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО3, возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению ФИО3 как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, содержащие сведения об осуществлении ею трудовой деятельности необходимо ей предоставить с целью включения спорных периодов в страховой стаж истца; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы.

Исполнение указанной обязанности ГУ УПФР в г.Сальске Ростовской области (межрайонное) материалами дела не подтверждается.

Так, из материалов дела следует, что отказ ответчика во включении в страховой стаж периодов работы с 04.01.1973г. - 04.12.1974г. - Тбилисская обувная фабрика «Исани», с 18.11.1975г. - 16.11.1979г. - Тбилзавод «Микродвигатель», с 09.12.1979г. - 12.05.1982г. - Закавказское монтажно-наладочное управление, секретарь-машинистка, с 10.07.1982г. - 31.07.1982г.- Пищеторг Заводского района, кассир, с 24.04.1989г. - 20.09.1990г. - Тбилкутхозторг, уборщица, с 15.04.1991г. по 29.01.1992г.- уборщица магазина № 59 «Хозяйственные товары» и периодов ухода за ребенком до полутора лет мотивирован тем, что не принята к зачету трудовая книжка от 19.02.1974г. на имя ФИО2, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА.р., так как на титульном листе ФИО владельца трудовой книжки внесено с исправлениями, что является нарушением п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (Приложение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к Постановлению Минтруда России от 10.10.2003г. №69). Подлинность трудовой книжки вызывает сомнения. Сведения о страховом стаже, приобретенном на территории Республики Грузия, не представлены (не подтверждены) компетентным органом в сроки, установленные законодательством Российской Федерации (ответы на запросы уточняющих справок №4870 от 23.07.2020г., №6059 от 08.09.2020г. не получены).

Вместе с тем, при принятии 23.07.2020г. заявления ФИО3 пенсионным органом было выдано уведомление, в п.2 которого указано, что заявителю необходимо представить дополнительно для назначения пенсии по старости (ст.8 №400-ФЗ) следующие документы: свидетельство о рождении. Если указанные документы будут представлены не позднее 23.10.2020г., днем обращения за пенсией считается 23.07.2020г. В п.3 уведомления указаны документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе: справка о заработной плате, справка архивного учреждения (л.д.52).

В указанном уведомлении отсутствуют сведения о том, что заявителю разъяснено право предоставления документов, подтверждающих периоды работы в связи с невозможностью принять к зачету трудовую книжку от 19.02.1974г. на имя ФИО2, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА.р., в связи с внесенными на титульном листе книжки исправлениями либо необходимости установить факт принадлежности данной книжки заявителю.

Кроме того, возможность принятия указанных в данной трудовой книжке периодов работы к зачету без установления факта принадлежности трудовой книжки, подтверждена судом. Обстоятельства, необходимые для назначения истцу страховой пенсии по старости, были установлены решением суда по делу №2-568/2021 после обращения ФИО3 с иском о защите нарушенных пенсионных прав.

Более того, из материалов пенсионного (отказного) дела следует, что ответчиком не была своевременно исполнена обязанность по направлению запросов необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы. Так, 23.07.2020г. ответчиком был направлен в Агентство социальных субсидий Грузии только запрос о предоставлении уточняющей информации о том, состоит и получает ли ФИО3 какие либо виды пенсий и иные выплаты в республике (л.д.71, 72). Запрос о подтверждении периодов работы и обоснованности и достоверности сведений о работе ФИО3 на территории Республики Грузия в соответствии со ст.10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. был направлен ответчиком в Агентство социальных субсидий Грузии только 08.09.2020г. (л.д.73-74). Таким образом, истребуемые документы, необходимые для назначения истцу страховой пенсии по старости, не поступили в пенсионный орган в трехмесячный срок, в том числе, по вине самого пенсионного органа, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей ответчиком.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Документы, указанные в п.2 уведомления, выданного заявителю при приеме заявления от 23.07.2020г., которые заявитель был обязан представить дополнительно для назначения пенсии по старости (ст.8 №400-ФЗ): свидетельства о рождении, были своевременно представлены (копии свидетельств о рождении детей ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения и от ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения), о чем имеется указание в решении УПФР в г.Сальске Ростовской области (межрайонное) от 22.10.2020г.

Обязанности по представлению заявителем иных документов в орган пенсионного обеспечения при приеме её заявления, ответчиком не указывалось.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из вступившего в законную силу решения Сальского городского суда Ростовской области от 31.03.2021г. следует, что решение УПФР г.Сальска Ростовской области (межрайонное) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.10.2020г. об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости на основании её заявления от 23.07.2020г. признано незаконным, нарушающим права истца. Суд обязал пенсионный орган включить в страховой стаж истца периоды её работы на территории Республики Грузия с 18.11.1975г. по 20.09.1990г., указанные в её трудовой книжке.

При поступлении копии вступившего в законную силу решения суда в ГУ УПФР в г. Сальске Ростовской области (межрайонное) решение суда неправомерно не было исполнено ответчиком, несмотря на то, что принятое по заявлению истца от 23.07.2020г. решение пенсионного органа признано судом незаконным, иного решения по данному заявлению органом пенсионного обеспечения не принималось.

При разрешении спора о дате назначения страховой пенсии по старости значимыми обстоятельствами, подлежащими проверке судом, являются не только отсутствие возможности представить дополнительные документы в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, но и наличие у истца права на получение пенсии на момент обращения в пенсионный орган.

Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО4 ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, 23.07.2020г. обратилась в ГУ УПФР в г. Сальске Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400‑ФЗ «О страховых пенсиях».

На момент обращения с заявлением (23.07.2020г.) она достигла возраста 62 года (возраста 57 лет, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2020 году женщинам по ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ, она достигла 06.11.2014г., 60 лет ей исполнилось 06.11.2017г.), имела необходимый страховой стаж более требуемых в 2020 году 11 лет (с учетом включенных судом периодов и периодов отпуска по уходу за ребенком), и величину индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6, что не оспаривалось ответчиком, в связи с чем на дату обращения 23.07.2020г. у неё имелось право на назначение страховой пенсии по старости. Поэтому судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400‑ФЗ «О страховых пенсиях» с 23.07.2020г.

Как разъяснено в абз. 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173-Ф3 (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Исходя из системного толкования приведенных выше положений закона, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №30, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. При этом, из анализа указанных положений следует, что когда гражданину было отказано во включении в страховой стаж периодов работы, либо в принятии для исчисления размера страховой пенсии по старости документов, но впоследствии решением суда такое право гражданина установлено, пенсия подлежит назначению и расчету с момента первоначального обращения за назначением пенсии в пенсионные органы.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что на время первоначального обращения за страховой пенсией по старости в пенсионный орган ФИО3 имела право на ее назначение, располагала необходимыми документами, подтверждающими право на пенсию, однако имеющиеся в трудовой книжке неточности повлекли необходимость обращения в суд. ФИО3, реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, незамедлительно обратилась в суд, поставив вопрос об установлении факта принадлежности ей документов, необходимых для назначения пенсии, и включении спорных периодов в страховой стаж, после чего копия решения суда представлена в пенсионный орган.

На основании установленных обстоятельств, решением Сальского городского суда Ростовской области от 31.03.2021г. установлено, что ответчиком при обращении истца с заявлением о назначении пенсии, неправомерно не была принята во внимание трудовая книжка, поскольку работник не может нести ответственность за правильность заполнения трудовой книжки работодателем и с учетом установленных обстоятельств само по себе ненадлежащее исполнение работодателем требований действующего законодательства по оформлению трудовой книжки не может являться достаточным основанием для лишения работника прав на пенсионное обеспечение, в связи с чем судом признано незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии.

Поскольку в данном случае истцу было необоснованно отказано в принятии для назначения страховой пенсии по старости документа (трудовой книжки) в подтверждение стажа работы и впоследствии вступившим в законную силу решением суда такое право ФИО3 установлено с признанием незаконным отказа пенсионного органа в назначении страховой пенсии по старости по заявлению ФИО3 от 23.07.2020г., судебная коллегия приходит к выводу, что страховая пенсия должна быть назначена с момента первоначального обращения за её назначением, т.е. с 23.07.2020г.

При таких обстоятельствах, требование органа пенсионного обеспечения о необходимости ФИО3 вновь обращаться в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400‑ФЗ «О страховых пенсиях», не основаны на законе.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении Сальского городского суда Ростовской области от 31.03.2021г., вступившем в законную силу 12.05.2021г., отсутствуют сроки назначения страховой пенсии по старости, не опровергают выводов суда о наличии у истца права на назначение страховой пенсии с 23.07.2020г.

Поскольку отказ органа пенсионного обеспечения во включении пенсионным органом в страховой стаж периодов работы истца, влияющих на момент возникновения её права на пенсию, и отказ в назначении пенсии был оспорен истцом в судебном порядке, суд, признавая решение органа пенсионного обеспечения незаконным и рассматривая требования о признании права на пенсию с определенной даты, должен был разрешить спор по существу и установить наличие (отсутствие) у истца страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по старости и права истца на назначение пенсии с момента возникновения такового, в соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену постановленного судом решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 02.09.2022г.