УИД 89RS0002-01-2020-001548-75
Гражданское дело № 2-754/2020
Судья Г.Ю. Когаев
Апелляционное дело № 33-2396/2020
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 14 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Старовойтова Р.В.
судей коллегии Рощупкиной И.А. и Кравцовой Е.А.
при секретарем Прокопчук А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО г. Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 августа 2020 года, которым постановлено:
Иск прокурора г. Лабытнанги в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Роснефтегаз-Харп» и Администрацию муниципального образования город Лабытнанги обязанность обеспечить территорию автозаправочной станции в г. Лабытнанги, расположенную по улице Бованенко, двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свода правил «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры ЯНАО ФИО1, представителя ответчика Администрации г. Лабытнанги ФИО2, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Роснефтегаз-Харп» и Администрации МО г. Лабытнанги о возложении обязанности по обеспечению территории автозаправочной станции в г. Лабытнанги, расположенной по улице Бованенко, двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свода правил «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178. В обоснование иска указал, что проведенной прокурором г. Лабытнанги проверкой установлено несоблюдение ответчиками требований Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 ООО «Роснефтегаз-Харп», а именно, не обеспечено наличие двух наружных источников противопожарного водоснабжения на авто-заправочной станции. При этом, ввод в эксплуатацию после ремонта единственного источника наружного противопожарного водоснабжения - пожарного водоема № 50, не обеспечит исполнение требований законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора г. Лабытнанги Шибакова И.С. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, приведенным в иске.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Администрации МО г. Лабытнанги ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против иска по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, указав, что надлежащим ответчиком Администрация МО г. Лабытнанги не является. Указанная обязанность лежит на ООО «Роснефтегаз-Харп», на территории АЗС которого находится пожарный водоем № 50 по улице Бованенко и которому на основании договора аренды передан земельный участок.
Ответчик ООО «Роснефтегаз-Харп» представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом о времени, месте и дате рассмотрения дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОНД и ПР по МО г. Лабытнанги УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал иск прокурора.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен ответчик Администрация МО г. Лабытнанги.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО г. Лабытнанги ФИО2, действующая на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности на Администрацию г. Лабытнанги по устранению выявленных в ходе проверки нарушений по мотиву незаконности и необоснованности. Указывает на то, что база ГСМ принадлежит ООО Корпорация «Роснефтегаз», следовательно, собственник несет ответственность за нарушение норм пожарной безопасности. Оснований для возложения на ответчика Администрацию МО г. Лабытнанги солидарной или субсидиарной ответственности не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. Лабытнанги Шибакова И.С. просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации МО г. Лабытнанги ФИО2, действующая на основании доверенности, на доводах апелляционной жалобы настаивала по приведенным в ней основаниям.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры ЯНАО ФИО1 на доводах возражений на апелляционную жалобу настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что между муниципальным учреждением «Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Лабытнанги» и ООО Корпорация «Роснефтегаз» заключен договор аренды от 19 мая 2016 года № ЯНО-Л-02_8690, согласно которому ООО Корпорации «Роснефтегаз» предоставлен земельный участок с кадастровым №89:09:030101:29, общей площадью 9 458 кв.м., находящейся по адресу: <...> с видом разрешенного использования - склады: размещение базы ГСМ. Указанная база принадлежит арендатору на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 15 апреля 2011 года 89 АА № 049727.
В 2019 году в целях исполнения законодательства о соблюдении требований пожарной безопасности ООО «Корпорация «Роснефтегаз-Харп» прокуратурой г. Лабытнанги проведена проверка, в ходе которой было выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно, автозаправочная станция по улице Бованенко в городе Лабытнанги не обеспечена двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно сведениям о соблюдении ООО «Корпорация «Роснефтегаз-Харп» требований пожарной безопасности, впервые указанное нарушение выявлено 2019 году, в связи с чем, вынесено предписание об устранении нарушений. Всего в отношении ООО «Корпорация «Роснефтегаз-Харп» вынесено два предписания об устранении указанного нарушения, ни одно из которых не было исполнено, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела установленные в ходе проверки факты сторонами не оспаривались.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения ответчиками требований пожарной безопасности, которые могут повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах), являются обязательными к исполнению.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
В силу п. п. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п. п. 2, 4, 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390) принимаются следующие первичные меры пожарной безопасности: решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре, в частности, на территории автозаправочной станции (в зданиях, сооружениях и на технологической системе) руководитель организации обеспечивает соответствующие меры пожарной безопасности.
Согласно п.п. 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности., количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
В силу абз. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что ООО «Роснефтегаз-Харп» является юридическим лицом, осуществляющим право пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним движимого и недвижимого имущества, в том числе, земельного участка, в пределах установленных действующим законодательством, и должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности соответствующего объекта защиты в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Так, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. При этом, как следует из статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, под лицами, не являющимися собственниками земельных участков, понимаются землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Статьей 616 ГК РФ установлена обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
При этом, факт расположения АЗС в пределах населенного пункта г. Лабытнанги, вопреки выводам суда первой инстанции, не является основанием для возложения обязанности по приведению системы обеспечения пожарной безопасности соответствующего объекта защиты на Администрацию г. Лабытнанги, поскольку авто-заправочная станция является самостоятельным объектом, собственником которого является ООО «Роснефтегаз-Харп».
В указанных обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции при принятии решения приведенные положения закона учтены не были, решение суда подлежит отмене в части с принятием нового решения о возложении на ООО «Роснефтегаз-Харп» обязанности устранить имеющиеся нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения территории АЗС двух источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", свода правил «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России № 178 от 25 марта 2009 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 августа 2020 года отменить в части, принять в этой части новое решение.
Возложить на ООО «Роснефтегаз-Харп» обязанность по обеспечению территории автозаправочной станции в г. Лабытнанги, расположенной по улице Бованенко, двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свода правил «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи: