ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-75/20 от 06.08.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Кузнецов А.Н. Дело № 33-7969/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 06 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самойловой Н.Г.,

судей Поповой Е.В., Клиничевой Г.В.,

при секретаре Фоминой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-75/2020 по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства

по апелляционной жалобе ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области

на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 года, которым иск прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства удовлетворен.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области обязана в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу провести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов за 12 месяцев 2019 год, в соответствии с приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»; направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта.

Заслушав доклад судьи Поповой Е.В., выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области – Стрельникову В.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

прокурор Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Ольховского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Проверкой установлено, что в результате деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области образуются такие отходы как лампы ртутные, ртутно – кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – I класс опасности (код по ФККО 471 101 01 52 1), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%) код по ФККО 9 19 204 02 60 4), отходы от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений – V класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 5), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные – V класс опасности (код по ФККО 7 30 100 01 30 5) и т.п.

Вместе с тем, установлено, что муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не утвержден, в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не направлялся, в связи с чем, территориальным органом не утвержден.

Вывоз образующихся отходов за истекший период 2019 года осуществлялся на основании заключенного договора с ООО «Управление отходами - Волгоград» от 15 апреля 2019 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образованными в результате деятельности учреждения.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством образования, временного хранения отходов производства и потребления.

Также в результате проверки установлено, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области за истекший период 2019 года учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не велся, какие – либо меры к его ведению не предпринимались.

На основании изложенного, с учетом изменений исковых требований просил обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда провести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 12 месяцев 2019 года, в соответствии с приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», а также направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области просит решение суда изменить, установить срок выполнения возложенных на него решением обязанностей в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В письменных возражениях прокуратура Ольховского района Волгоградской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На отходы I - V класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - V класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно пунктам 4, 7, 10 Порядка проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности, которых образуются отходы I-V классов опасности.

На отходы I-V классов опасности, включенные в федеральный классификационных каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 7, 8 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 ноября 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатываю проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 5 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Кроме того, Порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

На основании пунктов 5, 6, 7 указанного Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данные учеты в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложение 2.3.4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, прокуратурой Ольховского района Волгоградской области проведена проверка на соблюдение учреждением требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами I-V классов опасности.

Согласно акту проверки от 27 ноября 2019 г. установлено, что в результате деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области образуются такие отходы как лампы ртутные, ртутно – кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – I класс опасности (код по ФККО 471 101 01 52 1), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%) код по ФККО 9 19 204 02 60 4), отходы от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений – V класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 5), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные – V класс опасности (код по ФККО 7 30 100 01 30 5) и т.п.

Согласно требованиям ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Проверкой также установлено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не утвержден, в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не направлялся, в связи с чем, территориальным органом не утвержден.

Вывоз образующихся отходов в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области за истекший период 2019 года осуществлялся ООО «Управление отходами - Волгоград», что подтверждается договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 2226 от 15 апреля 2019 г.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности учреждением оказывается негативное воздействие на окружающую среду посредством образования, временного хранения отходов производства и потребления.

При этом, за истекший период 2019 года учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не велся, какие-либо меры к его ведению не предпринимались.

Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и сторонами не оспаривались.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что нарушения требований действующего законодательства при обращении с отходами I-IV классов опасности со стороны муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области не отвечают интересам государства в части полномочий по охране окружающей среды и нарушает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, пришел в выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы о необходимости увеличения срока исполнения решения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.

По смыслу положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при установлении в решении срока, в течение которого оно должно быть исполнено, суд должен учитывать возможность ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

По общему правилу, закрепленному в ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, приводя довод о необходимости увеличения срока исполнения судебного акта, муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области не представлено каких - либо доказательств, указывающих на невозможность исполнения решения Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 г. в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Рыбинская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: