ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-764/19 от 09.01.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Бадулина О.В. Дело № 33-9080/2019

№ 2 - 764/2019

УИД 26RS0009-01-2019-001045-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 20 ноября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Берко А.В.

судей Мясникова А.А., Осиповой И.Г.

при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1

на решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 10 сентября 2019 года,

по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ - УПФР по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) о признании решения должностного лица об отказе в применении при исчислении пенсии повышенного ограничения отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышенного ограничения отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера, взыскании судебных расходов,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - УПФР по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) о признании решения должностного лица об отказе в применении при исчислении пенсии повышенного ограничения отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышенного ограничения отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера, взыскании судебных расходов.

Свои требования мотивировал тем, что он является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При определения размера пенсии истца применен вариант оценки пенсионных прав с учетом имеющегося стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2.

24.12.2018 истцом получен ответ на его обращение по вопросу применения при исчислении пенсии повышенного ограничения отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) (далее - Управление) согласно которому, в виду того, что на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по состоянию на 31.12.2001 не отражен код территориальных условий - РКС, отсутствует документальное подтверждение факта нахождения истца на междувахтовом отдыхе на указанную дату, а также сведения о фактически отработанном времени за учетный период, применить при исчислении пенсии повышенное ограничение отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера не представляется возможным. С данным решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным.

Просит суд признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу СК (межрайонное) об отказе применить при исчислении пенсии повышенное ограничение отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера ФИО1 незаконным. Обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышенного ограничения отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера ФИО1 с момента назначения пенсии. Взыскать в пользу ФИО1 понесенные судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 40000 рублей и по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Обжалуемым решением Благодарненского районного суда Ставропольского края от 10 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконно и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмене решения суда не нашла.

Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Нарушений норм процессуального законодательства не допущено.

24.12.2018 истцом из Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) получен ответ по вопросу применения при исчислении пенсии повышенного ограничения отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера (далее - Управление) согласно которому, в виду того, что на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по состоянию на 31.12.2001 не отражен код территориальных условий - РКС, отсутствует документальное подтверждение факта его нахождения на междувахтовом отдыхе на указанную дату, а также сведения о фактически отработанном времени за учетный период, применить при исчислении пенсии повышенное ограничение отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера не представляется возможным.

Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации предусмотренное статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется: для лиц имеющих по состоянию на 01.01.2002 стаж работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в местностях, приравненных к ним, и страховой стаж не менее 25 лет для мужчин; для лиц, независимо от продолжительности работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проживающих в указанных районах по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Лица, осуществляющие на 31.12.2001 работу в названных районах, рассматриваются как лица, проживающие в районах Крайнего Севера (местностях).

Истцом представлены следующие документы в копиях: трудовая книжка серии АТ – II № 8684147, заполненная 20.07.1981 года на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; счет открытый в отделении № 7153 п. Тарко-Сале СБ России на имя ФИО1; страховое свидетельство на имя ФИО1

Согласно сведениям, указанным в трудовой книжке истца, ФИО1 осуществлял свою трудовую деятельность вахтово-экспедиционным методом в ООО «БНГ-КРС» ЭПНП, бурильщиком капитального ремонта скважин с 01.07.2001 по 10.03.2002.

Судом первой инстанции и судебной коллегией установлено, что на 01.01.2002 стаж работы истца не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в местностях, приравненных к ним, и страховой стаж не менее 25 лет отсутствует, а также регистрации по месту жительства в Районах Крайнего Севера не имел.

Таким образом, для истца, основным условием для применения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации является факт работы (проживания) на 31.12.2001 в РКС.

Определением Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 N 261-0 разъяснено, что как следует из взаимосвязанных положений статей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приобретение права на досрочное назначение пенсии по старости связывается законодателем с работой (не менее установленного нормального количества часов), а не с проживанием в неблагоприятных климатических условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: это право получают граждане, достигшие определенного возраста (мужчины - по достижении возраста 55 лет и женщины - по достижении возраста 50 лет) и имеющие страховой (не менее 20 и 25 лет соответственно) и специальный (не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях) стаж работы.

Пунктом 2.2. Определения Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 N 261-0 разъяснено, что правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данного предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 и были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми установлены два варианта порядка исчисления трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии: один - для работы вахтовым методом, при котором выходные дни между вахтами исключаются из периода работы, другой - для иных режимов рабочего времени, при котором все выходные дни включаются в период работы.

Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации (как и ранее Кодекс законов о труде РСФСР) не рассматривает междувахтовый отдых в качестве отдельного вида времени отдыха (статья 107). Междувахтовый отдых фактически представляет собой суммированное время ежедневного и еженедельного отдыха (неиспользованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты.

Определяя вахтовый метод как особый режим рабочего времени, обусловленный тем, что ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания не может быть обеспечено, законодатель установил, что работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а междувахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства.

В соответствии со ст. 300 ТК РФ, при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени, включая междувахтовый отдых, общая же продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного данным Кодексом.

Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 91), то время междувахтового отдыха (время переработки в период вахты) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего их трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, аналогично тому, как дни отдыха не исключаются из календарного периода, образующего трудовой стаж, для граждан, работающих в любом другом режиме рабочего времени в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Поскольку положение абзаца второго пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в части, исключающей период междувахтового отдыха из трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - как ставящее граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, в значительно худшее положение по сравнению с иными лицами, которые работают в тех же условиях и в той же местности при другом режиме рабочего времени, что приводит к необоснованному ограничению права на пенсионное обеспечение лиц, отработавших в учетный период предусмотренное нормативами количество рабочих часов вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по сравнению с иными лицами, работающими в тех же условиях при другом режиме рабочего времени, - в силу правовых позиций, ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в решениях, сохраняющих свою силу, не отвечает требованиям справедливой и равной социальной защиты граждан и, следовательно, как не соответствующее статьям 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Федеральный закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ (далее - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»), вступивший в соответствии со статьей 20 данного Закона в законную силу с 1 января 1997 года на всей территории Российской Федерации, ввёл институт индивидуального (персонифицированного) учёта в целях создания условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате пенсий, досрочной пенсионной выплаты, упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий застрахованным лицам.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона страхователями являются, в том числе, юридические лица.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, в силу статьи 5 закона является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 указанного закона на территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета, в общей части которого, в том числе, указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Страхователь (работодатель) предоставляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемой особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 11 Закона).

Согласно статье 9 указанного закона обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о работающих у работодателя застрахованных лицах возложена на работодателя.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П были признаны пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях") при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписки из лицевого счета дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования 25.11.1999г.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные на ФИО1 как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности, территориальных условиях работы (РКС), начисленных, уплаченных и поступивших за него страховых взносах, были представлены работодателем — ООО «БНГ-КРС» в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с требованиями закона. Согласно которым работодателем подтвержден стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера в период с 01.07.2001 по 09.11.2001. Период работы с 10.11.2001 по 31.12.2001 в районах Крайнего Севера страхователем не подтвержден. Период работы истца в ООО «БНГ-КРС» с 01.01.2002 по 10.03.2002, согласно сведений, не подтверждается.

Согласно доводам истца, в период с 10.11.2001 по 31.12.2001 он находился на междувахтовом отдыхе. При этом работодатель при сдаче отчетности в Пенсионный фонд не указал код, подтверждающий факт работы в районах Крайнего Севера, по той причине, что согласно действовавшего на тот момент законодательства, в стаж РКС не включался междувахтовый отдых и только после вынесенного Определения Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 N 261-0, в п. 8 Правил № 516 были внесены изменения, касающиеся включения данного периода в стаж в РКС.

При этом ФИО1 пояснил, что работа вахтовым методом протекала следующим образом: месяц работы, месяц отдыха.

Согласно статьи 302 «Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом» Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ в стаж работы, дающий право работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, на соответствующие гарантии и компенсации, включаются календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте.

При выполнении работы вахтовым методом механизм расчета работодателем отдельных периодов (вахты, междувахтового отдыха, отпуска, время проезда и другие), режим труда и отдыха, порядок учета рабочего времени, а также оплаты труда определен Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 №794/33-82 (с последующими изменениями и дополнениями), действующими в настоящее время. Указанный расчет производится работодателем исходя из выработки нормального количества часов, установленного для определенной категории работников.

Таким образом, при выполнении работы вахтовым методом стаж работы на Крайнем Севере исчисляется исходя из продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности (в днях, месяцах, годах), которые должны быть подтверждены документально.

ГУ - УПФР по Александровскому району (в настоящее время УПФР по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное)) направлялся запрос в адрес Управления ПФР в Пуровском районе ЯНАО о проведении документальной проверки по факту льготной работы на данном предприятии и предоставлении уточняющей справки, отражающей производство, выполнение нормы годового баланса рабочего времени с целью возможного включения периода междувахтового отдыха с 10.11.2001 - 31.12.2001 в стаж работы на Крайнем Севере, а также периоды, не подлежащие включению в стаж на соответствующих видах работ.

Из сообщения Управления ПФР в Пуровском районе, следует, что ООО «БНГ-КРС» ЭПНП является не действующей организацией, финансово-хозяйственную деятельность не ведет, не отчитывается в ПФР с 2002 года (ликвидирована 12.01.2017), документы на хранение в муниципальный архив не поступали, местонахождение документов неизвестно (Акт документальной проверки от 06.04.2017 № 3).

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 261-О, время междувахтового отдыха не должно исключаться из общего календарного периода, образующего трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, при условии, если в учтенном периоде фактически отработанное количество часов лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 91 ТК РФ).

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно производственному календарю рабочее время в часах на 2 полугодие 2001 (с 01.07.2001 по 31.12.2001) составляет 1029 часов при 40-часовой пятидневной рабочей недели.

Согласно Акта о результатах документальной проверки факта работы ФИО1, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 06.04.2017 № 3 фактически отработанное время истца в ООО «БНГ-КРС» в 2001 году (с 01.07.2001 по 31.12.2001) — 92 календарных дня при пятидневной рабочей недели. Что составляет 736 рабочих часов при 40-часовой пятидневной рабочей недели, что менее нормального рабочего времени установленного на 2 полугодие 2001 года. Таким образом, истцом фактически отработанное количество часов, составило менее нормального количества рабочих часов, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, что соответствует периоду (01.07.2001 по 09.11.2001) подтвержденному страхователем, как периода работы в РКС.

В связи с чем, нет оснований полагать, что работодатель представил недостоверные сведения индивидуального персонифицированного учета на ФИО1

Кроме того, при работе вахтовым методом: месяц работы, месяц отдыха (как пояснил истец), работодатель, согласно действовавшего на тот момент законодательства, должен был бы соответствующем образом (месяц через месяц) отражать код, подтверждающий факт работы в районах Крайнего Севера.

В виду того, что индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по состоянию на 31.12.2001 не отражен код территориальных условий - РКС, отсутствует документальное подтверждение факта работы истца на 31.12.2001, законных оснований для применения при исчислении пенсии ФИО1 повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера не имеется.

При назначении истцу досрочной пенсии по старости с 20.04.2017 применено максимальное ограничение отношения заработков - 1,2 с учетом среднемесячного заработка за 2000-2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании вышеизложенного суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, судом вынесено решение на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных судом в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права.

Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 10 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: