ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-768/2022 от 07.07.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0009-01-2022-000549-10

Дело № 33-10169/2022

(№ 2-768/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 07.07.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Мурашовой Ж.А., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Кривоноговой Н.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Малетиной ( / / )11 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Управление социальной политики Министерства социальной политики № 21 Свердловской области о признании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, включении периодов работы в стаж педагогической и культурной деятельности, признании права на предоставление мер социальной поддержки,

по апелляционным жалобам сторон на решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 19.04.2022.

Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., объяснения истца Малетиной О.А., представителя ответчика Бересневой О.М., судебная коллегия

установила:

Малетина О.А. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Управление социальной политики Министерства социальной политики № 21 Свердловской области (далее – УСП № 21), с учетом последующего уточнения иска в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила п признать действия УСП № 21 по отказу в предоставлении мер социальной поддержки для работников образовательных организаций, расположенных в сельской местности, незаконными. Признать работу, выполняемую в должности няни ясельной группы Черноисточинского детского сада № 17, тождественной работе младшего воспитателя, включить периоды работы в стаж педагогической деятельности, дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: с 23.05.1983 по 07.08.1984 в Черноисточинском детском саду № 17 (1 год 2 мес. 15 дней); с 20.10.1988 по 14.09.1992 в детском комбинате № 40 ОАО «Черноисточинской чулочно-перчаточной фабрики» (3 года 10 мес. 25 дней); с 21.11.1979 по 22.04.1980 - декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком (5 мес. 1 дн.). Признать за Малетиной О.А. право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании в Свердловской области» в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложить на УСП № 21 обязанность выдать Малетиной О.А. справку, подтверждающую право на получение мер социальной поддержки бессрочно.

В обоснование иска указано, что истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истец обратилась в орган социальной политики с заявлением о предоставление льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с положениями Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании в Свердловской области». Решением ответчика от 30.12.2020 истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку не был выработан необходимый стаж педагогической деятельности в сельской местности продолжительностью не менее 10 лет, также не менее 10 лет в культурной деятельности. С указанным решением истец не согласна. Считает, что фактически весь период работы с 23.05.1983 по 07.08.1984 в должности няни ясельной группы Черноисточинского детского сада № 17 истец выполняла трудовую функцию младшего воспитателя, в связи с чем должность няни в ясельной группе Черноисточинского детского сада № 17 тождественна работе в должности помощника воспитателя, а в последующем переименованную в должность младшего воспитателя. Полагает, что период работы с 20.10.1988 по 14.09.1992 в должности воспитателя детского комбината № 40 ОАО «Черноисточинской чулочно-перчаточной фабрики» должен быть включен в педагогический стаж, так как детский комбинат № 40 ОАО «Черноисточинская чулочно-перчаточная фабрика» принят безвозмездно в муниципальную собственность Администрации Горноуральского городского округа, в настоящее время зарегистрировано юридическое лицо МБОУ «Детский сад № 50». Детский комбинат располагался в сельской местности, следовательно, истец в указанный период осуществляла педагогическую деятельность в сельской местности. Кроме того, на дату увольнения истец продолжала проживать в сельской местности, имела необходимый стаж продолжительностью не менее 10 лет. Указывает, что помимо непосредственно работы в указанных должностях в педагогический стаж входят и другие периоды жизни и деятельности, при выполнении определенных условий, а именно: период декретного отпуска и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, поскольку в соответствии с ранее действовавшим законодательством период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. В связи с чем полагает, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 21.11.1979 по 22.04.1980 также подлежит включению в педагогический стаж.

Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 19.04.2022 исковые требования Малетиной О.А. удовлетворены частично. В стаж педагогической работы Малетиной О.А., дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, включен период работы с 20.10.1988 по 14.09.1992 (3 года 10 мес. 25 дней) в детском комбинате № 40 Черноисточинской чулочно-перчаточной фабрики. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Полагает, что должность няни в ясельной группе Черноисточинского детского сада № 17 тождественна работе в должности помощника воспитателя, переименованную в последующем в должность младшего воспитателя. Указывает, что 21.11.1979 была вынуждена уволиться в связи с окончанием отпуска по беременности и родам и наличием малолетнего ребенка. Считает, что в период 1979-1980 гг. находилась в отпуске по уходу за ребенком. Также указывает, что суд не учел, что на момент увольнения <дата> сыну истца было 5 месяцев 28 дней. Полагает необоснованным отказ суда в объединении педагогического стажа в сельской местности и культурного стажа в сельской местности для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с нормами действующего законодательства.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части включения периода работы с 20.10.1988 по 14.09.1992 в стаж педагогической работы Малетиной О.А., дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Указывает, что в период с 20.10.1988 по 14.09.1992 ясли-сад № 40 находился в ведении государственного предприятия Черноисточинская чулочно-перчаточная фабрика, соответственно, не имел статус областного государственного или муниципального учреждения. При этом меры социальной поддержки, указанные в п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03, установлены только для работников областных государственных или муниципальных учреждений.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Малетина О.А. доводы своей апелляционной жалобы поддержала, возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.

Представитель ответчика Береснева О.М. в заседании суда апелляционной инстанции доводы своей апелляционной жалобы поддержала, возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы истца.

Представитель третьего лица Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о слушании дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Малетина О.А. с 21.11.2015 является получателем пенсии по старости.

11.08.2020 истец обратилась в УСП № 21 с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением УСП № 21 от 14.08.2020 Малетиной О.А. отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием стажа работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». Принятый к зачету стаж составил 4 года 04 месяца 28 дней.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2019 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 24 закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании в Свердловской области» предусмотрено право педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, на меры социальной поддержки, указанные в части первой настоящего пункта, а именно: по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, тепловую энергию, газ, предоставленный для отопления жилого помещения, твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе на оплату транспортных услуг для доставки этого топлива), за обращение с твердыми коммунальными отходами; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, - в случаях, когда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в плату за коммунальные услуги.

Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.

Получение справки, на которую претендует истец, предусмотрено постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа» (далее - Порядок) (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в КСП № 21).

Указанный порядок устанавливает механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законами Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области», от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», от 22.07.1997 № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области», от 14.06.2005 № 57-ОЗ «О социальной поддержке работников организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти Свердловской области в сфере ветеринарии», от 03.12.2014 № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области», устанавливающими меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан (п. 1).

В п. 2 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в п. 1 настоящего Порядка.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (пп. 2 п. 5 Порядка).

Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности (п. 6 Порядка).

Для подтверждения информации, указанной в п. 6 настоящего Порядка, лица, указанные в п. 5 настоящего Порядка, могут по собственной инициативе представить в уполномоченный орган следующие документы (с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность), в частности справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку (пп. 1 п. 9 Порядка).

Согласно положениям п. 5 п. 9 Порядка документ о неполучении меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (в случае обращения за назначением компенсации расходов по месту пребывания) лицам, вышедшим на пенсию и (или) достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили (за исключением лиц, которым справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформляется организацией-работодателем), и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в пункте 5 настоящего порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной политики по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) сведений о трудовой деятельности, и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки, а также справки о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо приобретении в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ права на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили.

Основания для отказа в назначении компенсации расходов предусмотрены п. 13 Порядка, ими являются:

1) отсутствие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, права на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;

3) наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению;

4) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, компенсации расходов по месту жительства (в случае, если заявление о назначении компенсации расходов подано по месту пребывания);

5) заявление и документы, направленные в форме электронных документов, не подписаны электронной подписью;

6) выявлено несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи;

7) если в течение пяти дней со дня подачи заявления, подписанного простой электронной подписью, не представлены документы в соответствии с пунктами 7 и 10 настоящего Порядка.

Из изложенного следует, что юридически значимыми по настоящему делу являются следующие обстоятельства: наличие у истицы педагогического стажа не менее 10 лет; нахождение организации, в которой осуществлялась трудовая деятельность, в поселке городского типа, рабочем поселке, или в сельском населенном пункте; проживание на территории Свердловской области; занятие педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Пункт 1 данного постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подп. «б» п. 6 названного постановления).

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в подп. «а» п. 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Согласно пункту 4 разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу.

Закон СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» было предусмотрено, что система народного образования СССР включает, в том числе и дошкольное воспитание (ст. 5). Статьей 15 закона предусматривалось, что детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями.

Как следует из трудовой книжки истца, 21.11.1979 она была уволена по собственному желанию из Пьянковоской школы, 22.04.1980 принята в красильно-выпускной цех ученицей формировщицы.

Учитывая, что в период с 21.11.1979 до 22.04.1980 истец не работала, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения указанного периода в стаж педагогической деятельности Малетиной О.А., дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что увольнение являлось вынужденным в связи с окончанием отпуска по беременности и родам и наличием малолетнего ребенка, полагает, что в период 1979-1980 гг. находилась в отпуске по уходу за ребенком, выводы суда первой инстанции не опровергают и не могут являться основаниями для отмены решения в указанной части.

Суд пришел к выводу, что Малетина О.А. в период с 20.10.1988 по 14.09.1992 осуществляла педагогическую деятельность в детском комбинате № 40 ОАО «Черноисточинской чулочно-перчаточной фабрики», являющимся государственным предприятием, расположенном в сельской местности. Детский комбинат, в котором работала истец, находился в подчинении отдела народного образования ИК Пригородного районного Совета народных депутатов, а с 05.03.1992 по 13.04.1996 Управления народного образования администрации Пригородного района.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

Как следует из трудовой книжки истца, 20.10.1988 она была принята переводом на работу в детский комбинат № 40 на должность воспитателя, откуда уволена в Дом пионеров 14.09.1992.

Согласно решению Пригородного районного Совета народных депутатов от 08.12.1988 № 430 «О передаче детских яслей с баланса райздравотдела на баланс районо и ведомств», в связи с вводом в п. Черноисточинске новых типовых яслей-сада на 140 мест чулочно-перчаточной фабрики, ясли-сад № 17 поселкового Совета, находящегося в аварийном состоянии, закрыть с полным переводом детей в новый ясли-сад № 40 с 01.10.1988.

Постановлением Главы Администрации Пригородного района от 15.09.1995 № 969 «О передаче в муниципальную собственность Пригородного района детских комбинатов в п. Черноисточинске» детский комбинат № 40 передан в муниципальную собственность.

Согласно перечню изменений названий и подчиненности фондообразователя, в спорный период Черноисточниская чулочно-перчаточная фабрика (с 01.10.1981 по 28.11.1991, а с 28.11.1991 по 31.05.1994 Арендное предприятие «Черноисточинская чулочно-перчаточная фабрика») подчинялось отделу народного образования ИК Пригородного районного Совета народных депутатов, а с 05.03.1992 по 13.04.1996 Управлению народного образования администрации Пригородного района.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ясли-сад № 40 в период с 20.10.1988 по 14.09.1992 не относился к категории государственных или муниципальных образовательных организаций признается судебной коллегией несостоятельным.

Отказывая в удовлетворении требований Малетиной О.А. в части включения периода работы с 23.05.1983 по 07.08.1984 в Черноисточинском детском саду № 17 в стаж педагогической работы, дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что круг должностных обязанностей истца был аналогичным должности младшего воспитателя, а не помощника воспитателя.

Судебная коллегия с решением суда в указанной части согласиться не может в силу следующего.

Как следует из трудовой книжки истца, 23.05.1983 она была принята на работу в Черноисточинский детский сад № 17 на должность няни, 08.08.1984 переведена воспитателем садовой группы детского сада № 17.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 № 016 должность няни указана в разделе профессии рабочих.

В соответствии с Квалификационным справочником профессий рабочих, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 в должностные обязанности няни входило: уход за детьми, в детских дошкольных учреждениях и на дому. Уборка помещений детских дошкольных учреждений и комнат при вызове на дом. Смена белья и одежды. Мытье и уборка посуды. Подача и уборка судна. Помощь воспитателю при одевании, раздевании, умывании, купании, кормлении детей и укладывание их в постель. Стирка белья, приготовление пищи, соблюдение необходимого режима дня для больных, престарелых и детей на дому.

Приказом Гособразования СССР от 04.06.1990 № 375 в штаты образовательных учреждений взамен должности «ночная няня» была введена должность «помощник воспитателя».

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, должность помощника воспитателя указана в разделе профессии рабочих. Должность «младший воспитатель» внесена в классификатор в 2002 году.

Пунктом 9.3 приказа Минобразования РФ и Госкомвуза от 31.08.1995 № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования» предусмотрено, что взамен должности «помощник воспитателя» в образовательных учреждения может вводиться должность «младший воспитатель».

Должностные обязанности по должности «младший воспитатель» в учреждениях народного образования, утвержденные приказом Минобразования РФ и Госкомвуза от 31.08.1995 № 463/1268, а также должностные обязанности помощника воспитателя (ночного) в целом совпадают с должностными обязанностями по аналогичным должностям, указанными в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н в качестве должностей учебно-вспомогательного персонала указаны «помощник воспитателя» и «младший воспитатель».

В соответствии с данным документом «помощник воспитателя» участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

В отношении «младшего воспитателя» определен аналогичный круг должностных обязанностей, дополненный только единственной обязанностью по проведению занятий, организуемых воспитателем, наряду с участием в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников как и у помощника воспитателя.

Поскольку должности няни, помощника воспитателя и младшего воспитателя отнесены законодателем к учебно-вспомогательному персоналу, судебная коллегия исходит из того, что указанные должности относятся к категории работников, деятельность которых связана непосредственно с образовательным процессом и педагогической деятельностью, и относились к таковым в течение периода трудовой деятельности Малетиной О.А. с 23.05.1983 по 07.08.1984.

Оценивая доводы истца о фактическом выполнении ею в спорный период должностных обязанностей (работы) младшего воспитателя, судебная коллегия на основании оценки совокупности представленных в материалы доказательств с учетом положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе пояснений истца, являющихся самостоятельным видом доказательств, полагает их обоснованными, учитывая отсутствие в материалах дела должностных инструкций няни ясельной группы и младшего воспитателя Черноисточинского детского сада № 17, из которых бы следовало, что истец фактически не выполняла работу младшего воспитателя с учетом требований, предъявляемых к указанной должности (соответствующее образование, функции, обязанности, ответственность), схожесть перечисленных в квалификационных справочниках должностных обязанностей няни и младшего воспитателя, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания работы, выполняемой в должности няни ясельной группы Черноисточинского детского сада № 17, тождественной работе младшего воспитателя, и включении периода работы истца с 23.05.1983 по 07.08.1984 в Черноисточинском детском саду № 17 в стаж работы Малетиной О.А. дающий право на получение мер соцподдержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (1 год 2 мес. 15 дней).

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца.

Таким образом, на момент обращения Малетиной О.А. с письменным заявлением в УСП № 21 11.08.2020 о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ее общий стаж педагогической деятельности в сельских населенных пунктах составил более 10 лет (5 л. 09 мес. 16 дн. + 3 г. 10 мес. 25 дн. + 1 г. 2 мес. 15 дн.).

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что педагогический и культурный стаж необходимо объединить по тому основанию, что данные виды деятельности осуществлялись в сельской местности, судебной коллегией отклоняются, поскольку право на представление мер социальной поддержки работникам культуры и работникам образования регулируется самостоятельными Областными законами: Законом Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-03 «Об образовании в Свердловской области» и Законом Свердловской области от 22.07.1997г. N 43-03 "О культурной деятельности на территории Свердловской области", ни в одном из которых не указывается о том, что можно суммировать стаж работы в учреждениях культуры, искусства и стаж работы в образовательных организациях.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа в признании действия УСП № 21 по отказу в предоставлении мер социальной поддержки для истца незаконными, признании за Малетиной О.А. права на предоставление мер соцподдержки, предусмотренных п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании в Свердловской области» в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении на ответчика обязанности выдать Малетиной О.А. справку, подтверждающую право на получение мер соцподдержки бессрочно подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения об в удовлетворении требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 19.04.2022 в части отказа в удовлетворении иска Малетиной О.А. о признании действий ответчика незаконными, признании работы тождественной, включении периода работы с 23.05.1983 по 07.08.1984 в стаж работы, дающий право на получение мер соцподдержки, признании права на предоставление мер соцподдержки, возложении обязанности по выдаче справки отменить.

Принять в этой части новое решение, которым признать действия Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства соцполитики Свердловской области № 21 по отказу в предоставлении мер социальной поддержки для истца незаконными;

признать работу, выполняемую в должности няни ясельной группы Черноисточинского детского сада № 17, тождественной работе младшего воспитателя;

включить период работы истца с 23.05.1983 по 07.08.1984 в Черноисточинском детском саду № 17 в стаж работы Малетиной О.А. дающий право на получение мер соцподдержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (1 год 2 мес. 15 дней);

признать за Малетиной О.А. право на предоставление мер соцподдержки, предусмотренных п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 «Об образовании в Свердловской области» в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление соцполитики Министерства соцполитики Свердловской области № 21 обязанность выдать Малетиной О.А. справку, подтверждающую право на получение мер соцподдержки бессрочно.

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционные жалобы сторон – без удовлетворения.

Председательствующий Я.Ю. Волкова

Судьи Ж.А. Мурашова

С.В. Сорокина