ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-76/20 от 28.05.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Кузнецов А.Н. Дело № 33-4261/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2020 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Беляк С.И.

судей Ривняк Е.В., Смирновой О.А.

при секретаре Шилиной Л.Ю.

с участием прокурора Стрельниковой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-76/2020 по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Ягодновская средняя школа Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства

по апелляционной жалобе муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ягодновская средняя школа Ольховского муниципального района Волгоградской области

на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ривняк Е.В., выслушав прокурора Волгоградской областной прокуратуры Стрельникову В.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ольховского района Волгоградской области обратился в суд в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Ягодновская средняя школа Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка деятельности МКОУ Ягодновская средняя школа Ольховского муниципального района Волгоградской области в сфере соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами. В ходе проверки установлено, что в результате деятельности школы образуются отходы I – V класса опасности, ответчиком утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не направлялся, в связи с чем территориальным органом не утвержден.

С учетом уточнения исковых требований просил суд обязать МКОУ Ягодновская СШ в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда: провести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 12 месяцев 2019 года, в соответствии с приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»; направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МКОУ Ягодновская СШ в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта.

Судом постановлено указанное выше решение, которым исковые требования удовлетворены, судом установлен для ответчика месячный срок для устранения нарушений требований действующего законодательства при обращении с отходами I-IV классов опасности, исчисляемый с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе директор МКОУ Ягодновская средняя школа Ольховского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части установленного судом месячного срока устранения установленных нарушений с момента вступления решения суда в законную силу, просит решение суда в указанной части изменить, установить срок исполнения возложенных обязанностей два месяца.

В поступивших возражениях прокурор Ольховского района Волгоградской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорт отходов это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

В соответствии со ст. 4.1 названного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Как установлено ст. 14 ФЗ Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В силу ч. 2 этой же статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» утвержден прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 5).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

Датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 11).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ольховского района Волгоградской области была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами образовавшимися в результате деятельности МКОУ «Ягодновская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: ул.Школьная, д.3, с.Ягодное, Ольховского района, Волгоградской области.

В ходе указанной проверки было выявлено, что за период 2019 года в процессе деятельности школы образуются отходы как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства I класса опасности (код по ФККО 471101 01 52 1), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (код по ФККО 9 19204 02 60 4), мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный)- IV класса опасности (код по ФККО 7 33100 01 72 4), отходы от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений – V класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 5); пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные – V класс опасности (код по ФККО 7 30 100 01 30 5) – V класса опасности.

12 октября 2017 года директором школы утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Однако в нарушение ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» указанный проект на утверждение в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не направлялся.

Разрешая заявленные требования, суд, исходя из того, что МКОУ МКОУ «Ягодновская средняя школа» Ольховского муниципального района Волгоградской области как юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, обязано вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Установив, что не исполнение школой в полной мере требований действующего законодательства в области безопасного обращения с отходами I-IVклассов опасности не отвечает интересам государства в части полномочий по охране окружающей среды и нарушает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Решение суда в данной части сторонами по делу не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии.

Проверяя доводы апелляционной жалобы в части необоснованного установления судом месячного срока для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, по размещению информации на сайте органа местного самоуправления с момента вступления решения суда в законную силу судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда в указанной части ввиду следующего.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Поскольку направление проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на утверждение Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не связано с дополнительным финансированием и изданием нормативных актов, то установленный судом месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения судебного постановления.

Надлежащих доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок, суду апелляционной инстанции не представлено. Кроме того, ответчик не лишен возможности обратиться, в случае необходимости, об отсрочке исполнения данного решения суда.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ягодновская средняя школа Ольховского муниципального района Волгоградской области без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: