Докладчик Димитриева Л.В. Апелляционное дело N 33-3191/2022
Судья Шопина Е.В. Гражданское дело N 2-775/2022
УИД 21RS0023-01-2021-009444-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2022 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Шумилова А.А.,
судей Димитриевой Л.В., Стародубцевой Л.И.,
при секретаре Владимирове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района города Чебоксары в защиту интересов несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения к администрации города Чебоксары о возложении обязанности произвести финансирование закупки образовательным учреждением спортивного инвентаря, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа N 27 города Чебоксары» о возложении обязанности произвести закупку спортивного инвентаря, поступившее по апелляционной жалобе управления образования администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 12 мая 2022 года,
установила:
Указывая на установленное в ходе проверки, проведенной в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 27 города Чебоксары» (далее также МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары») недостаточное количество спортивного инвентаря, а именно лыж, лыжных ботинок, лыжных палок, заместитель прокурора Московского района города Чебоксары с интересах несовершеннолетних учащихся указанного образовательного учреждения в поданном в суд иске просил о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары» с целью закупки спортивного инвентаря из расчета потребности, произведенного образовательным учреждением; возложении на МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары» обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить закупку спортивного инвентаря (лыж, лыжных ботинок, лыжных палок), исходя из произведенного расчета потребности.
В судебном заседании прокурор Садртдинова Е.Н. иск поддержала.
Представитель ответчика администрации города Чебоксары и третьего лица управления образования администрации города Чебоксары Григорьева К.А. возражала относительно иска.
МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары», Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики представителей в суд не направили.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 12.05.2022 исковые требования заместителя прокурора Московского района города Чебоксары удовлетворены.
По апелляционной жалобе управления образования администрации города Чебоксары на указанное решение, доводы которой сводятся к тому, что закупка средств обучения, в том числе спортивного инвентаря осуществляется бюджетным учреждением самостоятельно в пределах выделенных субвенций, настоящее дело поступило на рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель управления образования администрации города Чебоксары Григорьева К.А. апелляционную жалобу поддержала.
Помощник прокурора города Новочебоксарска Воеводина У.А. возражала относительно жалобы.
Иные лица, участвующие в деле представителей в суд не направили.
Исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания по указанным ими адресам, размещении информации о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте суда не усмотрела препятствий в рассмотрении дела по имеющейся явке.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании исследованных доказательств судом установлен факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары» зимним спортивным инвентарем в виде лыж, лажных ботинок, лыжных палок.
В качестве причины неисполнения требований законодательства в части обеспечения обучающихся спортивным инвентарем, руководителем общеобразовательного учреждения указано отсутствие достаточного финансирования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 указанного Закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» - подпункт 13 пункт 2 статьи 26.3.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Спортивное оборудование и инвентарь, в том числе лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки в соответствии с пунктом 26 статьи 2 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относятся к средствам обучения и воспитания, и включено в перечень спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных образовательных учреждений и отраженный в письме Минобрауки России от 16.05.2012 N МД-520/19.
В соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 N 50 (ред. от 05.07.2022) «Об образовании в Чувашской Республике» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными законом Чувашской Республики, указанными в пункте 4 настоящей статьи относится к полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики в сфере образования.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.12.2013 N 536 (в редакции от 08.06.2022) «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» утверждены правила и порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (приложение 1, приложение N 2), в соответствии с которыми в составе расходов на обеспечение образовательного процесса учитываются, в том числе, расходы на приобретение спортивного оборудования и инвентаря.
В соответствии с Положением об управлении образования города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашкой Республики от 21.11.2013 N 1203 (в редакции от 23.12.2021) (далее Положение) управление образования администрации города Чебоксары является отраслевым органом администрации города Чебоксары и осуществляет исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии с разделом III Положения (статьи 3.1.1, 3.1.2, 3.1.7, 3.1.29, 3.1.30) управление образования администрации города Чебоксары осуществляет организацию финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с указанными положениями, обязанность по выделению денежных средств для предоставления их общеобразовательному учреждению с целью обеспечения необходимыми средствами обучения, к которым в том числе относится спортивный инвентарь, законодательством возложена на администрацию города Чебоксары.
При этом, отсутствие или недостаточное количество необходимого финансирования не является обстоятельством, влекущим освобождение ответчиков от обязанности по обеспечению несовершеннолетних обучающихся средствами обучения и воспитания, поскольку это повлечет ущемление гарантированных им законом прав на доступное бесплатное образование, что является недопустимым.
Установив факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары» спортивным инвентарем, суд обоснованно, исходя из приведенных выше, положений закона возложил на общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать спортивным инвентарем (лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки), а на администрацию города Чебоксары обязанность по обеспечению учебного учреждения денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности.
Данный вывод суда основан на подробном и всестороннем исследовании установленных по делу фактических обстоятельств, с оценкой которых судебная коллегия соглашается.
Правильность сделанного судом первой инстанции вывода иными относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнута.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распределение выделенных денежных средств необходимых для реализации образовательных программ и закупка средств обучения, должна осуществляться бюджетным учреждением самостоятельно, в пределах выделенных субвенций, подлежат отклонению, поскольку бюджетное учреждение осуществляет закупку средств обучения исходя из достаточности финансирования. В случае недостаточности финансирования образовательное учреждение и органы местного самоуправления должны принять меры к его увеличению (проводить инвентаризацию, формировать перечень закупаемых учебников, спортивного инвентаря, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, в том числе совершать действия направленные на пересмотр расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях), в целях недопущения ущемления гарантированных законом прав учащихся на доступное бесплатное образование. Недостаточность финансирования не освобождает образовательное учреждение и органы местного самоуправления от обязанности надлежащей организации учебного процесса.
Из материалов дела следует, что целевые субсидии на приобретение спортивного инвентаря в 2021 году МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары» не выделялись.
Из объяснений представителя МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары», данных в ходе проведения проверки, проведенной районной прокуратурой, следует, что последнее поступление средств на приобретение комплектов лыжного оборудования было в 2012 году, после этого закупок лыжного оборудования не производилось.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары» было предложено предоставить сведения о возможности приобретения спортивного инвентаря в пределах объема выделенных средств, в соответствии с заявленным прокурором перечнем, однако таких сведений от МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары» не поступило.
Вместе с тем, в ходе проведенной прокурорской проверки фактов нецелевого использования МБОУ «СОШ N 27 города Чебоксары» выделенных финансовых средств не установлено.
В связи с этим доводы жалобы апеллянта в указанной части основанием для отмены или изменения решения суда являться не могут.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления образования администрации города Чебоксары на указанное решение оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в городе Самаре, через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Мотивированное определение изготовлено 15 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Определение20.09.2022