ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-779/2022 от 07.07.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2-779/2022 (33-4328/2022 г.)

11RS0005-01-2022-000147-87

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в судебном заседании 07 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе Абрамова С.А., Абрамовой Н.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 марта 2022 года, которым

в удовлетворении исковых требований Абрамова С.А., Абрамовой Н.В. к администрации МОГО «Ухта» о признании постановления администрации МОГО «Ухта» от незаконным, признании незаконным бездействия по ненаправлению в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми документов для включения семьи Абрамовых в список подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на получение социальных выплат в году по Республике Коми, к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о признании незаконным бездействия по невключению семьи Абрамовых в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в годах, обязании включить семью Абрамовых в составе 5 человек в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в году по Республике Коми, отказано.

Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Абрамов С.А., Абрамова Н.В. обратились в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным бездействия по направлению документов в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми для включения семьи Абрамовых в список подпрограммы для внесения семьи Абрамовых в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в годах, признании незаконным постановления администрации МОГО «Ухта» от об исключении семьи Абрамовых в составе 5 человек из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», обязании включить семью Абрамовых в составе 5 человек в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в по Республике Коми, в обоснование требований указав, что решением Ухтинского городского суда Республики Коми от по делу признан незаконным отказ КУМИ МОГО «Ухта» от в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории ... на администрацию МОГО «Ухта» возложена обязанность принять Абрамову Н.В. с составом семьи: супруг Абрамов С.А. и несовершеннолетние дети Цуркану Н.В., Абрамова В.С., Абрамова А.С., на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья, семьи, имеющие трех и более детей» с . Постановлением ответчика от семья Абрамовых в составе ... человек принята на учет с . Оспариваемым постановлением от семья Абрамовых в составе 5 человек была исключена из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с достижением Абрамовой Н.В. предельного 36-летнего возраста. Ответчиком не были направлены в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми документы для включения семьи Абрамовых в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в годах. Необеспеченность семьи Абрамовых социальной выплатой не могла зависеть от её действий и действий членов её семьи, в связи с чем само по себе достижение истцом Абрамовой Н.В. возраста ... лет не является правовым основанием для исключения семьи Абрамовых из списка участников долгосрочной целевой программы.

В последующем исковые требования изменили и дополнили, просили признать незаконным бездействие администрации МОГО «Ухта» по ненаправлению в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми документов для включения семьи Абрамовых в список подпрогрммы «Обеспечение жильем молодых семей» на получение социальных выплат в году по Республике Коми, признать незаконным бездействие Министерства образования и молодежной политики Республики Коми по не включению семьи Абрамовых в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в годах, возложить обязанность на Министерство образования и молодежной политики Республики Коми включить семью Абрамовых в составе 5 человек в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в году по Республике Коми, признать незаконным постановление администрации МОГО «Ухта» от

Определением суда от первоначальный ответчик администрация МОГО «Ухта» заменен надлежащим Министерством образования и молодежной политики Республики Коми в части требований об обязании включить в Сводный список на

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истцов по ордеру ФИО2 заявленные требования поддержали, полагали, что право молодой семьи на получение спорной выплаты сохраняется.

Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта», действующая на основании доверенности, ФИО3 исковые требования не признала, представила соответствующий письменный отзыв.

Истец ФИО4, ответчик Министерство образования, науки и молодежной политики, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истцы просят решение отменить, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, указывая, что семья А-вых была включена в сводный список участников мероприятия на год, и не могла быть из него исключена.

Администрацией МО ГО «Ухта» и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражено согласие с решением суда.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Проверив законность оспариваемого решения суда в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах и по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО4 к администрации МОГО «Ухта», КУМИ МОГО «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья, семьи, имеющие трех и более детей», обязании поставить на учет признан незаконным отказ КУМИ МОГО «Ухта» от № в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья, семьи, имеющие трех и более детей» ФИО4 и членов её семьи, обязана администрация МОГО «Ухта» принять ФИО4 с составом семьи: супругом ФИО1 и несовершеннолетними детьми: дочерью ФИО5, дочерью ФИО6, дочерью ФИО7 на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья, семьи, имеющие трех и более детей» с . Решение вступило в законную силу

Постановлением администрации МОГО «Ухта» от истцы и их несовершеннолетние дети приняты на учет с на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья, семьи, имеющие трех и более детей».

На основании заявления истца ФИО4 от постановлением администрации МОГО «Ухта» от молодая семья истцов была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья.

Впервые истец ФИО4 обратилась в администрацию МОГО «Ухта» с заявлением о включении в состав участников Программы

Постановлением администрации МОГО «Ухта» от молодая семья истцов признана участниками Программы.

В соответствии с п.24 Правил, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что молодая семья истцов могла быть включена в соответствующий список администрацией МОГО «Ухта», только на планируемый г., соответственно оснований для признания незаконным бездействия администрации МОГО «Ухта» по ненаправлению документов для включения молодой семьи истцов в сводный список субъекта Российской Федерации на . не имеется.

На администрацией МОГО «Ухта» сформирован Список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по МОГО «Ухта» на год, в который под включена молодая семья истцов.

Постановлением администрации МО ГО «Ухта» от семья ФИО4 исключена из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в связи с достижением предельного возраста одного из супругов, ФИО4 достигла возраста ... лет

Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в г. утвержден приказом Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми от – п, то есть после достижения истцом ФИО4 возраста ... лет.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что семья ФИО4 обоснованно не была включена в указанный список, а оспариваемым постановлением администрации МОГО «Ухта» от «Об исключении молодых семей из списка семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации» правомерно исключена из соответствующего списка.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается и не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Согласно пп. «и» п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо лица, являющегося единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), составляет до 35 лет включительно, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).

Обеспечение спорной социальной выплатой осуществляется на территории Республики Коми по нормам Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее Правила).

Согласно п.6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы (далее Программа) может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы. Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году.

В силу п.27 Правил после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы. В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На основании п.2 – п.5 Порядка исключения молодых семей из списка семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежной политики от 21.06.2018 N 245-п, в случае достижения одним из членов молодой семьи (одним из супругов или родителем в неполной семье) возраста, превышающего 35 лет на дату формирования органом местного самоуправления Списка, такая семья исключается из Списка органами местного самоуправления. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в пятидневный срок со дня принятия такого решения. В случае достижения одним из членов молодой семьи (одним из супругов или родителем в неполной семье) возраста, превышающего 35 лет на дату утверждения Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство) сводного списка молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - Сводный список), либо списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - Список претендентов), такая семья не включается в Сводный список либо Список претендентов и исключается из Списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. О принятом решении Министерство письменно уведомляет орган местного самоуправления в десятидневный срок со дня утверждения Сводного списка либо Списка претендентов. Орган местного самоуправления в течение пяти дней со дня получения уведомления от Министерства исключает молодую семью из Списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и письменно уведомляет молодую семью о принятом решении.

В соответствии с п. «и» статьи 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Закон Республики Коми от 04.10.2010 N 115-РЗ

"О молодежной политике в Республике Коми" молодая семья - семья, состоящая в зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).

Вместе с тем право граждан на жилище закреплено на высшем законодательном уровне. В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов в рамках их компетенции.

Исходя из целей и задач Закона № 30-РЗ предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья, которые на момент включения их уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают установленным требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что категория граждан «молодая семья» должна отвечать требованиям возраста на момент формирования списков семей-претендентов на получение социальной выплаты, в данном случае возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет.

Факт постановки семьи истца на учет по категории «молодая семья» не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на момент получения соответствующей социальной выплаты, а соответствующий критерий, на основании которого семья истца поставлена на соответствующий учет, утрачен.

Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда, повторяют позицию истцов, изложенную ими в суде первой инстанции.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО4 – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 07 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи