Председательствующий: Иванова Е.В. № 33-493/2020
55RS0014-01-2019-001054-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 22 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Магденко И.Ю., Крицкой О.В.,
при секретаре Ким М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-780/2019 по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Калачинского городского суда Омской области от 12 ноября 2019 года
по иску ФИО1 к Межрайонному управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 7 о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонному управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 7 (далее МУ УМТСР № 7), в обоснование которого указал, что с 1994 года принят в члены негосударственной некоммерческой организации «Омская областная коллегия адвокатов», продолжает работать в должности адвоката, имеет общий трудовой стаж более 43 лет, за время деятельности неоднократно награжден ведомственными наградами за заслуги в труде, утвержденными Федеральной палатой адвокатов РФ, которая должна приравниваться к ведомству, что дает ему право на присвоение звания «Ветеран труда».
Просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», признать незаконным решение ответчика от 20 марта 2019 года об отказе во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать присвоить ему звание «Ветеран труда».
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика МУ УМТСР № 7 ФИО2, ФИО3 заявленные требования не признали.
Третье лицо Министерство труда и социального развития Омской области своего представителя в судебное заседание не направил, ранее его представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, в отзыве на исковое заявление ссылался на отсутствие оснований для удовлетворения иска, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить, ссылается на неверное установление судом порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», полагает, что в силу действующего законодательства Федеральная палата адвокатов РФ является ведомством, органом возглавляющим и обслуживающим определенные правовые отношения в РФ, что является основанием для возможности отнесения наград Федеральной палаты адвокатов РФ к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоения звания «Ветеран труда».
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика МУ УМТСР № 7, представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области просят оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика ФИО2, представитель третьего лица ФИО4 против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального закона, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела с <...> и по настоящее время ФИО5 является членом негосударственной некоммерческой организации «Омская областная коллегия адвокатов» (далее ООКА), осуществляет профессиональную деятельность в качестве адвоката в филиале № 24 <...> области.
Согласно трудовой книжке ФИО5, справке о стаже гражданина, общий трудовой стаж истца по состоянию на 19 марта 2019 года составлял 45 лет 5 месяцев и 1 день.
На основании приказа № 395 от 8 августа 1980 года Министра внутренних дел Союза ССР, генерала армии ФИО6 ФИО7 Н.Б. награжден благодарностью начальника Алма-Стинской специальной средней школы милиции МВД СССР.
В период осуществления профессиональной деятельности в ООКА истец награжден: почетной грамотой <...> коллегии адвокатов от 30 марта 2001 года, почетной грамотой Адвокатской палаты Омской области от 24 декабря 2004 года; знаком «Почетный адвокат России» (решение Комитета по награждению адвокатскими наградами имени Ф.Н. Плевако от 6 февраля 2007 года); почетной грамотой Федеральной палаты адвокатов в РФ от <...>; медалью 1 степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан» (решение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от <...>); почетной грамотой Президента Адвокатской палаты Омской области от <...>.
Полагая, что у с учетом имеющихся награждений у него возникло право на присвоение звания «Ветеран труда» ФИО1<...> обратился с соответствующим заявлением в МУ УМТСР № 7.
Распоряжением МУ УМТСР № 7 № 129-р от 20 марта 2019 года ФИО1 во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» отказано.
Не согласившись с указанным распоряжением ответчика, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска ФИО1, поскольку представленные сведения о награждении истца не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что Федеральная палата адвокатов РФ к таковым не относится.
Оснований не согласится с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания «Ветеран труда» в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодательства в Омской области принят Закон Омской области от 24 июля 2006 года № 781-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» на территории Омской области», а также Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Омской области, утвержденное Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 100-п.
В силу части 2 статьи 1 Закона Омской области от 24 июля 2006 года № 781-ОЗ, пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», лица, проживающие на территории Омской области, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняют право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 1.1, которым статья 7 Федерального закона «О ветеранах» дополнена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства РФ от 25 июня 2016 года N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.
В пункте 2 названного Постановления федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 3-месячный срок поручено разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда»; привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Согласно пунктам 2-4 названного Положения, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения. Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти (далее - нормативный правовой акт) в соответствии с настоящим Положением.
Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства Омской области, с учетом переходных положений в связи с изменением оснований для присвоения звания «Ветеран труда», следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия в труде.
При определении являются ли награды, полученные до <...> ведомственным знаком отличия в труде и дают ли они право на присвоение звания «Ветеран труда» необходимо учитывать, что действующее в этот период федеральное законодательство не раскрывало понятие «ведомственный знак отличия в труде», законодательство Омской области в этой сфере также не содержит перечня таких знаков отличия, следовательно, следует исходить из того, награждение таким ведомственным знаком отличия должно производиться руководством федеральных органов исполнительной власти, структура которых определяется соответствующим Указом Президента РФ, судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Совета Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с Центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
При этом награждение может производиться и другими лицами (например, руководством организации, предприятия, совместно с профсоюзным комитетом), но по поручению и от имени вышеуказанных государственных органов (если такой порядок предусмотрен соответствующим положением о награде); сам знак отличия в труде должен быть учрежден правовым актом органа государственной власти, награждение должно быть осуществлено на основании решения данного органа (приказ, распоряжение, решение коллегии) и производиться в соответствии с утвержденным порядком, а основанием для награждения должен служить факт продолжительного добросовестного труда (не могут рассматриваться таковыми звания, свидетельствующие о квалификации работника, либо присвоенные в связи с иными обстоятельствами).
Что касается знаков отличия в труде, полученных после <...>, необходимо установить, отнесен ли данный вид награждения соответствующим нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти к ведомственной награде, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.
Аналогичное положение содержит статья 1 Устава Федеральной палаты адвокатов РФ, утвержденного I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года, протокол N 1.
Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, а также реализации иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для достижения указанных целей Федеральная палата адвокатов вправе обращаться в суд в порядке, предусмотренном статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества (часть 2).
Государство и его органы не отвечают по обязательствам Палаты так же, как и Палата не отвечает по обязательствам государства и его органов. Палата не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Палата является юридическим лицом, имеет смету, самостоятельный баланс, открывает расчетный и иные счета в банках в Российской Федерации и за рубежом, имеет эмблему, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием (статьи 6, 7, 12 Устава Федеральной палаты адвокатов РФ).
Более того, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации не включена в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, награждение истца названными почетными грамотами и медалями, не может служить основанием для присвоения ему звания «Ветеран труда», поскольку учрежденные негосударственной некоммерческой организацией награды, ведомственным знаком отличия в труде в контексте статьи 7 Федерального закона РФ «О ветеранах» не являются, что исключает возможность получения ФИО1 данной меры социальной поддержки.
При этом полученная истцом благодарность Министра внутренних дел Союза ССР от 8 августа 1980 года, являющаяся формой поощрения, также не может расцениваться как ведомственный знак отличия в труде, поскольку награждение производилось не за многолетний добросовестный труд, а за отличное несение службы в период проведения и подготовки игр XXII Олимпиады.
В названной связи, поскольку совокупность условий, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда» отсутствует, так как указанные истцом поощрения не являются ведомственными знаками отличия в труде, судом правильно постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании указанных выше положений закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятого решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Калачинского городского суда Омской области от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи