ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-782/2021 от 19.07.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

9

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Малыхина А.Н. №2-782/2021

Докладчик Степанова Н.Н. №33-450/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего Малыка В.Н.,

судей Степановой Н.Н., Варнавской Э.А.,

при секретаре Капыриной Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов ФИО2, ФИО3 на решение Советского районного суда г. Липецка от 20 апреля 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО3 к Администрации г. Липецка, ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области»:

- о признании незаконным постановления № 2051 от 30.08.2013 года о снятии с учета молодых семей, имеющих право на получение субсидий на условиях областной целевой программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы»;

- возложении обязанности восстановить семью в списке участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с момента первичной постановки на указанный учет;

- возложении обязанности включить семью истцов в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в 2020 году, и выдать свидетельство для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» на погашение целевого займа (кредита) в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ребенка ФИО1 - отказать».

Заслушав доклад судьи Степановой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации г. Липецка, ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области», указав, что постановлением администрации г. Липецка № 2788 от 21 декабря 2012 года их семья была принята на учет молодых семей, имеющих право на получение субсидий для приобретения жилья и включена в список участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ».

В связи с рождением ребенка ФИО14 они получили в 2015 году социальную выплату на погашение целевого займа (кредита) на приобретение или строительство жилья в сумме 513900 руб. для погашения ипотечного кредита. Однако 21 апреля 2020 года в их семье истцов родился еще один ребенок ФИО1.

ФИО3 обратился в ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» с заявлением о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты на погашение целевого займа (кредита) в связи с рождением ребенка., в чем ему 7 августа 2020 года было отказано в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальных выплат, а также в связи с превышением возраста 35 лет.

Полагают данный отказ неправомерным, так как кредитный договор был заключен 21 мая 2013 года после признания их семьи участницей подпрограммы, второй ребенок родился в период действия договора ипотечного кредитования, на тот момент семья Ж-вых отвечала критериям молодой семьи, установленным п. 3 ст. 2 Закона Липецкой области № 120-ОЗ от 27.12.2007 года.

Однако Администрация г. Липецка вынесла незаконное постановление № 2051 от 30 августа 2013 года о снятии их семьи с учета молодых семей, имеющих право на получение субсидии для приобретения и строительства жилья на условиях областной целевой программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы».

Считают, что ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» безосновательно исключило их семью из участников подпрограмммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» на 2020 год, ссылаясь на превышение одним из супругов возраста 35 лет, и отказало в выдаче свидетельства по получение субсидии при рождении ребенка.

Просили суд признать незаконным постановление Администрации г. Липецка № 2051 от 30.08.2013 года; возложить обязанность на Администрацию г. Липецка восстановить их семью в списке участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с момента первичной постановки на указанный учет; возложить на ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» обязанность включить их семью в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках указанной подпрограммы и выдать свидетельство для получения социальной выплаты в связи с рождением ребенка ФИО1.

Истцы в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истцов по доверенностям ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в иске. Дополнительно объяснил, что заявление ответчика о пропуске истцами срока исковой давности по требованию о признании незаконным постановления Администрации г. Липецка № 2051 от 30.08.2013 года является необоснованным, так как о факте снятия молодой семьи с соответствующего учета истцы узнали при получении оспариваемого постановления.

Ответчик – представитель администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, исковые требования в письменных возражениях не признал. Ранее пояснил суду, что в ходе проверки при формировании списка молодых семей – участников подпрограммы было установлено, что истцы Ж-вы по договору купли-продажи от 23.05.2013 года приобрели <адрес>, площадью 68,7 кв.м. В связи с утратой нуждаемости в жилом помещении, ФИО2 утратила основания, дающие право на получение социальных выплат, поэтому постановлением № 2051 от 30.08.2013 года она была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Иск о признании оспариваемого постановления администрации г. Липецка заявлен Ж-выми после истечения срока исковой давности. В связи с изложенными обстоятельствами просил в удовлетворении иска отказать.

Ответчик - представитель ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» ФИО5 в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что постановлением Администрации г. Липецка № 2051 от 30.08.2013 года семья истцов снята с учета молодых семей, имеющих право на получение социальных выплаты на приобретение или строительство жилья в связи с утратой оснований, а также с достижением одним из супругов возраста 35 лет; решение об исключении семьи Ж-вых из списка молодых семей – участников мероприятий ведомственной целевой программы принято в соответствии с действующим законодательством.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение требований законодательства и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

Представитель истцов по доверенностям ФИО4 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы в полном объеме, другие участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истцов, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения ввиду следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 в редакции от 22 ноября 2012 года утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

В рамках указанной федеральной целевой программы утверждена Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с данными Правилами участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно пункту 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что истцы Ж-вы состоят в браке с 6 августа 2011 года.

17 декабря 2012 года ФИО2 обратилась в администрацию г. Липецка с заявлением о включении молодой семьи, состоящей из супругов ФИО3 и ФИО2, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

Постановлением администрации г. Липецка № 2788 от 21 декабря 2012 года ФИО3 была принята на учет молодых семей на условиях целевой Программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на период 2011-2015 годы».

Таким образом, семья Ж-вых была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 в редакции, действовавшей на дату обращения с заявлением.

21 мая 2013 года ФИО3 и ФИО2 (солидарные созаемщики) заключили с ОАО БАНК ИТБ кредитный договор на сумму 1400000 руб. под 10,5% годовых на срок до 30 апреля 2043 года для приобретения в общую собственность <адрес>.

В силу п. 1.3 договора обеспечением обязательств по кредитному договору является ипотека недвижимого имущества в силу Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости).

Право собственности истцов на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 25 мая 2013 года.

Постановлением администрации г. Липецка № 2051 от 30 августа 2013 ФИО2 снята с учета в связи с утратой оснований на получение социальных выплат в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, ввиду приобретения в собственность <адрес>.

Согласно приведенному выше пункту 7 Правил, действовавших на дату постановки и снятия семьи Ж-вых с учета, нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий определялась по общим нормам, закрепленным в статье Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Липецкого городского Совета депутатов от 29 марта 2005 г. № 27 учетная норма обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была установлена в размере 13,5 кв.м.

Площадь приобретенной истцами <адрес> составляет 68,7 кв.м., таким образом, на дату вынесения постановления администрации г. Липецка № 2051 от 30 августа 2013 семья Ж-вых в количестве трех человек была обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы, в связи с чем основания для нахождения ее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отпали.

Довод представителя истцов о получении Ж-выми после снятия в 2013 году с учета социальной выплаты выводов суда не опровергает.

Действительно, из материалов дела следует, что 8 июля 2013 года ФИО3 обратился в ОБУ «Управление капитального строительства Липецкой области» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты по областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на период 2011-2015 годы» на погашение целевого займа по кредитному договору с ОАО «Банк ВТБ» от 21 мая 2013 года.

Тем самым, истец обратился с заявлением о предоставлении социальной выплаты в рамках Закона Липецкой области от 27 декабря 2007 года №120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья», которым урегулированы правоотношения, возникающие при предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья в рамках самостоятельных подпрограмм "Ипотечное жилищное кредитование", "Свой Дом", «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей", "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения", "Ипотечное кредитование молодых учителей" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ".

То есть истец обратился за выдачей субсидии не в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» (далее - подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей") государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ"

28 апреля 2015 года начальником управления строительства и архитектуры Липецкой области Ж-вым как молодой семье-участнице подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» было выдано свидетельство №568 о праве на получение социальной выплаты на погашение целевого займа кредита на приобретение или строительство жилья при рождении ребенка на сумму 513900 рублей.

Таким образом, данное свидетельство было получено истцами как молодой семьей в рамках государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ", а не в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

21 июля 2020 года ФИО3 обратился в ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» с заявлением о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» на погашение целевого займа (кредита) по договору от 21 мая 2013 года, в связи с рождением 21 апреля 2020 года ребенка ФИО1.

Разрешая настоящий спор, и отказывая истцу в иске, суд верно указал на достижение ФИО2 27 апреля 2019 года предельного возраста 35 лет, то есть утрату на момент обращения с заявлением 21 июля 2020 года статуса молодой семьи.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Липецкой области от 27 декабря 2007 года №120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» участниками подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" являются - молодые семьи, соответствующие в совокупности следующим требованиям:

возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти области в сфере строительства и архитектуры решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусмотренными приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 ;

наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, само по себе включение молодой семьи в соответствующую подпрограмму и в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают безусловным правом на ее получение.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального права судом не допущено, правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истцов не усматривается.

Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Липецка от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов ФИО2, ФИО3 без удовлетворения.

Председательствующий: .

Судьи: .

.

.