ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-785/2021 от 12.05.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0001-01-2020-010471-27

№ 2-785/2021 (№ 33-7430/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

12.05.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе:

председательствующего Ивановой Т.С.,

судей Редозубовой Т.Л., Мурашовой Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логинова М.В. к Счетной Палате Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о признании права на достаточный жизненный уровень, обязании совершить должные меры, назначении пенсионного обеспечения,

по апелляционной жалобе истца

на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10.02.2021.

Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения истца Логинова М.В., поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Елькиной О.С. возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

10.12.2020 истец обратился с иском к ответчикам с требованиями о признании права на достаточный жизненный уровень, обязании совершить должные меры, назначении пенсионного обеспечения, просил:

- признать право истца на достаточный жизненный уровень не менее 14000 руб. 00 коп. в месяц,

- обязать ответчиков совершить должные законодательные, административные и иные меры в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что Российская Федерация признала право инвалидов на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду, жилище и обеспечение инвалидов доступа к пенсионным пособиям. Назначенная истцу государственная пенсия по инвалидности (...) со всеми доплатами достигает прожиточного минимума установленного в Свердловской области в размере 9 200 руб. 00 коп. в месяц, при этом не обеспечивает достаточный жизненный уровень для сохранения здоровья, для приобретения одежды, содержания жилья, медицинского обслуживания.

Ответчик Счетная палата Российской Федерации предоставил возражения на исковое заявление (л.д. 22-23) в которых указал, что указанный ответчик не является надлежащим ответчиком по делу.

Ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предоставил возражения на исковое заявление (л.д. 33-34) в которых указал, что по своей сути истец хочет увеличить размер получаемой им пенсии, однако Правительство Российской Федерации в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не устанавливает и не выплачивает страховую пенсию.

Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Свердловской области предоставил отзыв на исковое заявление (л.д. 40-44), в котором указал, что размеры социальных пенсий для нетрудоспособных граждан установлены действующим законодательством в твердых размерах, которые ежегодно индексируются, а доводы истца не основаны на нормах законодательства.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. В своей жалобе истец указывает, что Российская Федерация не исполняет принятые на себя международные обязательства по обеспечению прав инвалидов, по созданию необходимых условий для достойной жизни инвалидов в Российской Федерации; ответчики не принимают меры и не выполняют обязанности по обеспечению минимально необходимого уровня жизни для инвалидов в Российской Федерации, нарушают права инвалидов, в том числе, истца, не принимая должных мер по установлению и выплате инвалидам в Российской Федерации пенсии в необходимом размере.

В заседание суда апелляционной инстанции 12.05.2021 явились:

- истец Логинов М.В., поддержавший доводы апелляционной жалобы, указавший, что в исковом заявлении он ошибочно ссылался на пункт Конвенции «О правах инвалидов», просил при рассмотрении апелляционной жалобы учитывать все содержание Конвенции о правах инвалидов и содержащиеся в ней нормы, направленные на защиту прав инвалидов и обеспечение им достойного уровня жизни;

- представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Елькина О.С., возражавшая против удовлетворения апелляционной жалобы истца.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, ввиду следующего.

Обращаясь в суд 10.12.2020 истец указывал, что назначенная ему государственная пенсия по инвалидности менее величины прожиточного минимума в Свердловской области, что не обеспечивает ему достаточный жизненный уровень для сохранения здоровья, приобретения одежды, содержания жилья и медицинского обслуживания.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.

Право инвалидов на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни провозглашено в Декларации о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975).

В пункте п. 6 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) подчеркивается право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития.

Ратифицированная Российской Федерацией и являющаяся составной частью ее правовой системы в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006) также признает за инвалидами право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту, включая меры по оказанию им помощи для удовлетворения нужд, связанных с инвалидностью, и по обеспечению доступа к программам государственного жилья (ст. 28).

Конституция Российской Федерации, признавая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и определяя в качестве одного из основных направлений социальной защиты обеспечение государственной поддержки инвалидов, закрепляет в числе основ правового статуса личности право каждого на социальное обеспечение, в частности в случае инвалидности, и относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя.

Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Всоответствиисч. 1ст. 21Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией, то есть территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливает основные задачи Счетной палаты, из которых следует, что Счетная палата Российской Федерации не обладает полномочиями и компетенцией определять категорию «достойный или не достойный уровень жизни».

Ссылка истца на интервью аудитора Счетной Палаты Российской Федерации ( / / )10, опубликованное РИА «Новости» 31.05.2019, в качестве довода по признанию права и назначению ему государственного пенсионного обеспечения с 01.01.2020 в размере не менее 14000 руб. 00 коп. в месяц на бессрочной основе, правового значения не имеет, поскольку интервью не может быть отнесено к акту правового регулирования в сфере государственного пенсионного обеспечения.

Ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга, являясь территориальным органом Пенсионного фонда России, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, не обладает правом установления правового регулирования и внесения в него изменений в области пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан Российской Федерации, в том числе, в отношении которых установлена в предусмотренном порядке инвалидность, в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденном Постановлением ВС России от 27.12.1991 № 2122-1, которым предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается истцом, что в рамках исполнения Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предусматривающего основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, решением пенсионного органа от 13.01.2016 <№> истцу назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствующем размере с 08.12.2015 по заявлению истца о назначении социальной пенсии по инвалидности от 23.12.2015, с учетом выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2014 № 0952890 об установлении ... группы инвалидности с 08.12.2015 на срок до 01.01.2017.

На основании заявления истца от 23.12.2015 решением пенсионного органа от 29.12.2015 <№> истцу назначена выплата ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалид ... группы» (причина инвалид­ности - ...) с 23.12.2015 в соответствующем размере.

Размеры социальных пенсий для нетрудоспособных граждан установлены ст. 18 Закона № 166-ФЗ в твердых размерах.

Согласно ст. 25 Закона № 166-ФЗ социальные пенсии индексиру­ются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Рос­сийской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий опреде­ляется Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание государ­ственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (соци­альные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты пита­ния, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Статьей 12.1 Закона № 178-ФЗ предусмотрен такой вид оказания государ­ственной социальной помощи пенсионерам, как социальная доплата к пенсии. При этом, феде­ральный законодатель установил конкретные условия и порядок применения такого вида госу­дарственной социальной помощи пенсионерам.

Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период ко­торой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос­сийской Федерации», пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном ми­нимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитыва­ются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, уста­новленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О стра­ховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным зако­ном от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материаль­ного (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодатель­ством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер соци­альной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользо­вания телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

В силу п. 4 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда России в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации.

В силу положений Областного закона Свердловской области от 04.01.1995 № 15-03 «О прожиточном минимуме в Свердловской области» величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Законом № 178-ФЗ, на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом Свердловской области.

Законом Свердловской области от 02.08.2019 № 66-03 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2020 год», принятым Законодательным Собранием Свердловской области 30.07.2019, предусмотрено, что величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2020 год в целях определения социальной доплаты к пенсии, установленной Законом № 178-ФЗ, составляет 9 311 рублей в месяц; на 2021 год составляет в размере 9 521 рубля в месяц (Закон Свердловской области от 04.08.2020 № 92-03 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2021 год».

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, из материалов дела усматривается, что расчет размера пенсии, федеральной социальной доплаты к пенсии, назначенной истцу производился в соответствии с нормами законодательства о государственном пенсионном обеспечении, нарушений прав истца ответчиками не допущено.

В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применены к отношениям сторон нормы материального и процессуального права на которых основано решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований.

Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.

Судебная коллегия также отмечает, что согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. Из материалов дела усматривается, что судом спор разрешен в полном соответствии с требованиями указанной нормы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судьи Т.Л. Редозубова

Ж.А. Мурашова