Судья – Костяева А.А. Дело № 2-78/2022-33-1090/2022
УИД 53RS0022-01-2021-007386-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2022 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Смирновой Л.Н.,
судей – Бобряшовой Л.П., Тарасовой Н.В.,
при секретаре – Семеновой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2022 года по докладу судьи Тарасовой Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе С. и В. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 4 марта 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
С. и В. обратились в суд с иском к Администрации Ракомского сельского поселения (далее Администрация поселения) о возложении обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу закопать канавы вдоль улиц и , расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами и вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером в пределах точек (с указанием их координат), указав, что С. является собственницей земельного участка и жилого дома, расположенных в . В. является собственником доли земельного участка, расположенного в . Между улицами и находится земельный участок, принадлежащий П., которая самовольно произвела земляные работы по обустройству канав для отведения вод с принадлежащего ей земельного участка. Вместе с тем, данные канавы расположены на общественных землях, не несут функцию водоотведения, накапливают воду, которую последняя затем откачивает на проезжую часть .
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Администрация Новгородского муниципального района, П., Ч., И.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 4 марта 2022 года, с учетом определения того же суда от 20 апреля 2022 года об исправлении описки, исковые требования С. и В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С. и В. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что спорные канавы на землях общего пользования создают препятствия для пользования этими землями другим жителям деревни, в том числе истцам и третьим лицам.
П. и Администрацией поселения поданы возражения о несостоятельности доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав представителя истцов К., поддержавшую жалобу, 3-е лицо П., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями, (далее – Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В силу с ч.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями, (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Согласно пп. 4 п.9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утвержденного Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Из материалов дела следует, что С., на основании постановления Ракомской сельской Администрации Новгородского района Новгородской области от 25.12.1995 года, соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории муниципального образования Ракомское сельское поселение, от 06.09.2019 года, является собственницей земельного участка с кадастровым номером , площадью 1765 кв.м., расположенного по адресу: . Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
В., на основании брачного договора от 19 августа 2019 года, является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером , площадью 2074 кв.м, расположенного по адресу: . Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Равнодолевым собственником этого же земельного участка является В.
П., на основании договора купли-продажи земельного участка от 24 мая 2016 года, соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории муниципального образования Ракомское сельское поселение от 27 октября 2017 года, соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории муниципального образования Ракомское сельское поселение от 13 сентября 2019 года, является собственницей земельного участка с кадастровым номером , площадью 778 кв.м., расположенного по адресу: . Категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. На данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером .
Данный земельный участок находится между улицами и , на которых находятся автомобильные дороги местного значения.
Из материалов дела также следует, что на основании решения Думы Новгородского муниципального района Новгородской области от 20.12.2007 года за муниципальным образованием Ракомского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области 27.12.2011 года зарегистрировано право собственности на дорогу местного значения по , протяженностью 147,6 п.м., инв , лит. , по адресу: .
Согласно постановлению Администрации Ракомского сельского поселения от 29.01.2018 года № 29 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Ракомского сельского поселения» автомобильная дорога по ул. в является дорогой местного значения.
Распоряжением Администрации Новгородского муниципального района от 21 июня 2021 года Администрации Ракомского сельского поселения предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, из земель населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером , площадью 1404 кв.м., расположенный по адресу: , с видом разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования.
23 декабря 2021 года по заказу Администрации поселения кадастровым инженером Л. составлен технический план сооружения в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: . Назначение объекта недвижимости: сооружения дорожного транспорта, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога, расположенная в границах населенного пункта , протяженность – 132 м, год ввода в эксплуатацию – 1985.
Данная автомобильная дорога находится на земельном участке с кадастровым номером , 27.12.2021 года поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , право собственности на автомобильную дорогу зарегистрировано за муниципальным образованием Ракомское сельское поселение.
Согласно ст.12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела, вокруг земельного участка, принадлежащего П., имеются канавы, в которые отводятся воды с принадлежащего ей земельного участка.
Согласно техническому заключению, составленному ООО в 2021 году по заказу истцов, по визуальному осмотру территории прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами , , , , расположенные по адресу: , ул. установлено, что техническим паспортом на дорогу местного значения по ул. водоотводная сеть у дороги по ул. не предусмотрена. Между тем, в ходе осмотра выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером имеются канавы, не предусмотренные техническим паспортом дороги. Ввиду отсутствия уклона от полотна дороги в сторону канав, канавы не несут функцию водоотведения от дороги. Ширина и глубина канав неодинаковая на всём протяжении, глубина канав составляет от 0,4 до 1,5 метра.
На земельном участке с кадастровым номером вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером вырыты канавы, ввиду отсутствия уклона от полотна дороги в сторону канав, канавы не несут функцию водоотведения от дороги. Ширина и глубина канав неодинаковая на всём протяжении, глубина канав составляет от 0,4 до 0,8 метра.
Сделан вывод, что описанные канавы, вырытые на территории и ул. представляют собой замкнутые водоемы, обустроенные на землях общего пользования в пределах земельных участков с кадастровыми номерами и вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером имеют глубину от 0,4 до 1,5 м.; не имеют точки сброса, накапливают воду, которая заиливается, не несут функцию водоотведения с близрасположенных автомобильных дорог и жилых домов.
Между тем, вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2020 года, принятым по административному иску П. к Администрации Ракомского сельского поселения, главе Ракомского сельского поселения И., Администрации Великого Новгорода, Администрации Новгородского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившееся в не проведении государственной регистрации права на автомобильную дорогу по ул. отдо , возложении обязанности принять меры по осуществлению прочистки водоотводных канав, устранения дефектов их укреплений, осуществить снос водопропускной трубы под дорогой по в , установлено, что земельный участок, который приобрела в собственность П. представлял заболоченную местность. Вокруг указанного участка существовали придорожные канавы. После приобретения в собственность спорного земельного участка и увеличения его границ в последующем, П. провела земляные работы в отношении придорожных канав в нарушение Правил благоустройства Ракомского сельского поселения, а именно, засыпала грунтом прилегающую к участку территорию, в том числе придорожные канавы, которые затем самовольно углубила и расширила. При этом Администрацией Ракомского сельского поселения производится регулярная откачка воды из придорожных канав.
В иске П. вышеуказанным судебным актом отказано.
Данное судебное решение, в силу ст.61 ГПК РФ, имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным решением установлено наличие на улицах и в придорожных канав.
Из технического паспорта на автодорогу на видно, что придорожные канавы у данной дороги не обозначены.
Согласно кадастровому паспорту на автодорогу на , водоотводящие канавы также не зафиксированы.
Вместе с тем, пунктом 8.2 «Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений», составленных к главе СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», содержащих рекомендации, дополняющие и детализирующие нормы проектирования улиц и дорог, транспортных и пешеходных пересечений, велосипедных дорожек, элементов обустройства улиц и дорог, предусмотрено, что водоотводные системы и сооружения улиц и дорог городов и сельских поселений предназначены для сбора и транспортировки поверхностного стока с прилегающих территорий и непосредственно с улично-дорожной сети, включая отвод дождевых и талых вод, прием и удаление вод от полива улиц, из сбросных систем водопропускных коммуникаций и сооружений, городских дренажных систем мелкого заложения, производственных вод, допускаемых к спуску без специальной очистки или после пропуска через очистные сооружения, удаление вод от мойки транспортных средств с необходимой очисткой.
По конструктивным особенностям, исходя из местных природных, архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических условий, устраиваются закрытая, открытая, смешанная сети водоотвода с осваиваемой территории (п.8.4).
Закрытая сеть (ливнесточные трубопроводы с соответствующими сооружениями) применяется в селитебных, промышленных и коммунально-складских зонах поселений городского типа.
Открытая сеть (канавы, лотки, кюветы) применяются в сельских и малых городских поселениях, пригородных зонах при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании.
Параметры водоотводных сооружений определяются по расходам частой повторяемости с учетом обеспечения полного отвода расчетного расхода и проверки на расходы редкой повторяемости в соответствии со СНиП 2.04.03-85: определение расчетных расходов дождевых вод производится по методу предельных интенсивностей; определение расчетных расходов для коллекторов полураздельной и общесплавной систем канализации производится методом суммирования стока (п.8.6).
В силу п. 8.13 указанных выше Рекомендаций, водоотводные сооружения на участках улично-дорожной сети, имеющих характер автомобильных дорог местного значения, проектируется в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85.
Согласно п. 6.60 «СНиП 2.05.02-85. Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233) (в редакции от 30.06.2003) для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна следует предусматривать системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
Согласно п.10.36 «Руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог», одобренного Главным техническим управлением Минтрансстроя 17.01.1980, во всех случаях необходимо обеспечить быстрый и беспрепятственный отвод с земляного полотна атмосферных осадков и защитить его от поверхностных и грунтовых вод, использовав нагорные, боковые, сушильные и водоотводные канавы, водозащитные планировки, дренажи и т.п.
Таким образом, несмотря на то, что спорные канавы не обозначены в технической документации на вышеперечисленные автомобильные дороги, тем не менее они призваны выполнять предусмотренную строительными нормами функцию водоотвода с полотна автомобильных дорог, а потому их засыпка не отвечает требованиям безопасности эксплуатации указанных автомобильных дорог.
Кроме того, истцами не указано на конкретное нарушение их прав существующими водоотводящими канавами.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отклонении иска соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому не служат основанием к отмене законного решения.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 4 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. и В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.06.2022г.