ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-78/2023 от 26.10.2023 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Журавлева Н.Ю. Дело № 2-78/2023

№ 33-3017/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,

судей Аврамовой Н.В., Артамоновой С.Я.

при секретаре судебного заседания Чернушкиной Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 октября 2023 г. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Курьер плюс» о защите прав потребителя

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Шадринского районного суда Курганской области от 14 августа 2023 г.

Заслушав доклад судьи Аврамовой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Шадринский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Курьер Плюс» (далее – ООО «Курьер Плюс») о защите прав потребителя.

В обоснование иска указал, что между ним и ООО «Курьер плюс» заключен договор о предоставлении услуг связи и телевещания в жилое помещение - <адрес>. По результатам Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, муниципальным обязательным общедоступным каналом муниципального образования город Шадринск выбран телеканал «Инфо 24». Трансляция данного телеканала осуществляется оператором обязательных и общедоступных телеканалов в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего муниципального образования на 22 позиции. Начиная с 31 марта 2022 г. ответчик обязан в эксплуатируемых им сетях связи осуществлять трансляцию телеканала «Инфо 24» в неизменном виде за свой счет. Несмотря на обращение истца с требованием к ответчику о предоставлении услуги, ответчик услугу по трансляции телеканала на 22 позиции телевидения сети оператора связи ООО «Курьер плюс» не предоставляет.

С учетом измененных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требований просил суд обязать ООО «Курьер плюс» осуществлять в эксплуатируемых им телекоммуникационных сетях трансляцию телеканала «Инфо 24» (вещатель ООО «Шадр-Инфо») на 22 позиции в неизменном виде, с техническими параметрами: разрешение: 1920x1080 рх (FuIIHD). Частота кадров: 50 interlace, Соотношение сторон: 16:9, Битрейт: 8 Мбит/сек, Кодек: mpg4, Протокол: UDP multicast.

Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Шадр-Инфо» и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области.

В судебном заседании истец ФИО1 требования. Пояснил, что в настоящее время трансляция телеканала «Инфо 24» осуществляется на 22 позиции, но качество вещания на телеканале подается в формате SD, т.е. ниже, чем fullHD. Полагает, что сигнал телеканала «Инфо 24» должен транслироваться ООО «Курьер Плюс» в своей сети в неизменном виде. Под неизменным видом следует понимать не только отсутствие логотипов, рекламы, но и само разрешение, передаваемый сигнал и технические характеристики.

Представитель ответчика ООО «Курьер Плюс» ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Пояснил, что ООО «Курьер Плюс» исполняет все обязанности при трансляции общедоступного канала «Инфо 24», вещает его в неизменном виде с минимальными требованиями к качеству звука и изображения, с постоянной неизменяемой скоростью не менее 3 Мбит/с, что установлено Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России от 31 июля 2020 г. № 369 «Об определении требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов» (далее - Приказ Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369). Права истца как потребителя не нарушаются.

Представитель третьего лица ООО «Шадр-Инфо» по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск полагал обоснованным. Пояснил, что 30 марта 2022 г. по результатам заседания Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию муниципальным обязательным общедоступным телеканалом муниципального образования город Шадринск был выбран телеканал «Инфо 24», который должен был вещать на 22 позиции. ООО «Курьер Плюс» не позволяет ООО «Шадр-Инфо» доставить сигнал в том качестве, в котором он отправляется третьим лицом оператору, вносит изменения в сигнал, что сказывается на потребителях. На стороне оператора происходит уменьшение битрейта с восьми до трех. Указал, что Приказ Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369 не имеет отношения к трансляции муниципального обязательного общедоступного телеканала. Замеры, сделанные радиочастотным центром, считает неправомерными.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве ссылался на п. 2 приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369, согласно которому оператор обязан обеспечить трансляцию и пропуск сигналов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в цифровом формате с постоянной неизменяемой скоростью программного потока MPEG-4 не менее 3,0 Мбит/с, из них постоянная скорость видео не менее 2 720 Кбит/с, постоянная скорость аудио не менее 192 Кбит/с. Перечень условий, определенных в п. 2 данного Приказа, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию. Технические характеристики сигнала трансляции телеканала «Шадр-Инфо» в сетях ООО «Курьер Плюс» соответствуют требованиям указанного приказа (т.1 л.д.116-118).

Шадринским районным судом Курганской области от 14 августа 2023 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Курьер Плюс» о защите прав потребителя отказано.

Не согласившись с данным решением, ФИО1 принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывает, что судом принято решение, основанное на неправильном толковании норм материального и процессуального права, поскольку суд неверно установил обстоятельства, подлежащие доказыванию, в качестве юридически значимых, не включил их в предмет доказывания. По мнению апеллянта, в рамках дела необходимо доказать наличие обязанности ответчика совершить определенные действия и наличие у него технической возможности их совершать.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ООО «Курьер Плюс» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал, полагал, что требования к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369, согласно которым оператор обязан обеспечить трансляцию и пропуск сигналов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в цифровом формате с постоянной неизменяемой скоростью программного потока MPEG-4 не менее 3,0 Мбит/с, из них постоянная скорость видео не менее 2 720 Кбит/с, постоянная скорость аудио не менее 192 Кбит/с, не распространяются на правоотношения между сторонами спора при трансляции муниципального обязательного общедоступного канала «Инфо 24». Указал на отсутствие нормативного акта, который бы устанавливал требования к техническим характеристикам сигнала трансляции, которые должен обеспечить оператор в отношении муниципального обязательного общедоступного канала, в связи с чем полагал, что предусмотренное п. 4 ст. 46 Федерального закона «О связи» обязательство ответчика как оператора связи осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде трансляцию обязательного общедоступного муниципального телеканала будет исполнена только при передаче ему как потребителю сигнала трансляции с техническими параметрами, с которыми сигнал трансляции исходит от его вещателя ООО «Шадр-Инфо».

Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы полагал необоснованными, указав, что контролирующими ответчика органами, которыми являются Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области никаких нарушений в деятельности ответчика применительно к рассматриваемой судом спорной ситуации не установлено.

Представители третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились, в связи с чем в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») дано понятие оператора связи, которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В силу п. 13.1 ст. 2 Федерального закона «О связи» оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов - оператор связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

В соответствии с ч. 4 ст. 32.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» к обязательным общедоступным телеканалам и (или) радиоканалам относятся муниципальные обязательные общедоступные телеканалы.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 46 Федерального закона «О связи» оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания с них платы за трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.

Согласно абз. 4, 5 п. 4 ст. 46 Федерального закона «О связи» муниципальный обязательный общедоступный телеканал транслируется оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (кроме оператора, осуществляющего трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов с использованием сетей спутникового телерадиовещания) в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего муниципального образования на 22 позиции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к качеству звука и (или) изображения и условия соблюдения последовательности позиций обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Порядок трансляции муниципального обязательного общедоступного телевизионного канала установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. № 1631 «Об утверждении Правил трансляции муниципального обязательного общедоступного телеканала оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (кроме оператора, осуществляющего трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов с использованием сетей спутникового телерадиовещания) в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего муниципального образования на 22 позиции», согласно которому трансляция муниципального обязательного общедоступного телеканала осуществляется оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (далее - оператор связи) (кроме оператора, осуществляющего трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов с использованием сетей спутникового телерадиовещания) в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего муниципального образования (муниципальных образований) на 22 позиции, указанного в решении о выборе муниципального обязательного общедоступного телеканала, принятом в соответствии с Правилами выбора муниципального обязательного общедоступного телеканала, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. № 1630 «Об утверждении Правил выбора муниципального обязательного общедоступного телеканала».

Требования к качеству звука и (или) изображения в соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 46 Федерального закона «О связи», пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 418 утверждены Приказом.

Согласно п. 2 Приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369 оператор связи обязан обеспечить трансляцию и пропуск сигналов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в цифровом формате с постоянной неизменяемой скоростью программного потока MPEG-4 не менее 3,0 Мбит/с, из них постоянная скорость видео не менее 2720 Кбит/с, постоянная скорость аудио не менее 192 Кбит/с.

Заявляя исковые требования с учетом их изменения о возложении на ответчика обязательства осуществлять в эксплуатируемых им телекоммуникационных сетях трансляцию телеканала «Инфо24» (вещатель ООО «Шадр-Инфо») на 22 позиции в неизменном виде, с техническими параметрами: разрешение: 1920x1080 рх (FuIIHD). Частота кадров: 50 interlace, Соотношение сторон: 16:9, Битрейт: 8 Мбит/сек, Кодек: mpg4, Протокол: UDP multicast, истец указывал, что в настоящее время трансляция телеканала «Инфо 24» осуществляется на 22 позиции, но качество вещания на телеканале подается в формате SD, т.е. ниже, чем fullHD. Полагает, что сигнал телеканала «Инфо 24» должен транслироваться ООО «Курьер плюс» в своей сети в неизменном виде, под которым истец понимает не только отсутствие логотипов, рекламы, но и само разрешение, передаваемый сигнал и технические характеристики. Врезки, телетекст, другие вставки при вещании канала «Инфо24» отсутствуют, но поскольку при подаче сигнала изменяются его параметры, то трансляция, по нению истца, идет в измененном виде, чем ответчиком нарушается действующий закон и права истца как потребителя.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 4 Закона о защите прав потребителей, ст. 2, абз. 4 п. 4 ст. 46 Федерального закона «О связи», ч. 4 ст. 32.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. № 1631 «Об утверждении Правил трансляции муниципального обязательного общедоступного телеканала оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (кроме оператора, осуществляющего трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов с использованием сетей спутникового телерадиовещания) в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего муниципального образования на 22 позиции», приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 июня 2020 № 317 «О порядке приема оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов сигнала, посредством которого осуществляется трансляция муниципального обязательного общедоступного телеканала», приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 369 от 31 июля 2020 г. «Об определении требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов», проанализировав заключение эксперта ФГУП «Главный радиочастотный центр» ФИО4 от 29 июня 2023 г. (т. 2, л.д. 77-105), информацию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, представленную в материалы дела, пришел к выводу об оказании ответчиком истцу услуг связи в соответствии с заключенным сторонами договором от 25 августа 2018 г. о предоставлении услуг связи для физических лиц в виде: доступ в Интернет и услуги кабельного вещания по адресу: <адрес>, и требованиями действующего законодательства. Установив указанные обстоятельства, суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований, не усмотрев в действиях ответчика нарушения прав истца как потребителя.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании детального исследования представленных по делу доказательств, основаны на верно установленных судом фактических обстоятельствах дела при правильном применении норм материального права и правил оценки доказательств (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По материалам дела судом установлено, что ООО «Курьер Плюс» является оператором связи, имеет, в том числе, лицензию на оказание услуг связи для целей кабельного вещания (выписка из ЕГРЮЛ, т.1, л.д.15-19).

25 августа 2018 г. между истцом (абонент) и ООО «Курьер Плюс» (оператор) заключен договор о предоставлении услуг связи для физических лиц в виде: доступ в Интернет, услуги кабельного вещания по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 4.1. договора оператор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством и настоящим Договором (т.1, л.д.23-26).

В соответствии с протоколом заседания Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию от 30 марта 2022 г. муниципальным обязательным общедоступным телеканалом муниципального образования город Шадринск выбран телеканал «Инфо 24», вещатель ООО «Шадр-Инфо» (т.1, л.д.78, 79, 134).

Начиная с 1 сентября 2022 г. на 22 позиции сети кабельного телевидения ООО «Курьер Плюс» осуществляется трансляция муниципального обязательного общедоступного телеканала «Инфо 24» (вещатель ООО «Шадр-Инфо»), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Согласно заключению эксперта ФГУП «Главный радиочастотный центр» от 29 июня 2023 г. (т.2, л.д.77-105) по результатам измерений установлено, что трансляции телеканала «Инфо 24» в сети кабельного телевизионного вещания ООО «Курьер Плюс» (г. Шадринск) на 22 позиции соответствует техническим параметрам, содержащимся в п. 2 «Требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов», утвержденных Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ № 369 от 31 июля 2020 г. (цифровой формат с постоянной неизменяемой скоростью программного потока MPEG-4 не менее 3,0 Мбит/с, из них постоянная скорость видео не менее 2720 Кбит/с, постоянная скорость аудио не менее 192 Кбит/с).

Эксперт также пришел к выводу, что на оборудовании ООО «Курьер плюс» - головной станции сети кабельного телевидения посредством которого происходит передача (трансляция) телеканала «Инфо 24», расположенного по адресу: <адрес>, трансляция телеканала «Инфо 24» в сети кабельного телевизионного вещания ООО «Курьер Плюс» (г. Шадринск) на 22 позиции соответствует техническим параметрам, содержащимся в п. 2 «Требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов», утвержденных Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ № 369 от 31 июля 2020 г. (цифровой формат с постоянной неизменяемой скоростью программного потока MPEG-4 не менее 3,0 Мбит/с, из них постоянная скорость видео не менее 2720 Кбит/с, постоянная скорость аудио не менее 192 Кбит/с), поскольку в точке подключения абонентского оборудования - <адрес>, результаты измерений качества звука и (или) изображения соответствуют техническим параметрам, изложенным в п. 2 «Требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов», утвержденных Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ № 369 от 31 июля 2020 г. (цифровой формат с постоянной неизменяемой скоростью программного потока MPEG-4 не менее 3,0 Мбит/с, из них постоянная скорость видео не менее 2720 Кбит/с, постоянная скорость аудио не менее 192 Кбит/с).

Данное экспертное заключение обоснованно признано судом в качестве надлежащего доказательства, поскольку составлено компетентным специалистом, обладающим специальными познаниями, экспертное заключение является полным, не содержит противоречий, исследование проведено по адресу проживания истца: <адрес> в точке подключения абонентского оборудования к сети кабельного телевидения ООО «Курьер Плюс», эксперт в установленном законом порядке был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, каких-либо доказательств заинтересованности эксперта в исходе рассмотрения дела не представлено.

Указанное заключение не оспорено участвующими в деле лицами.

В соответствии с информацией от 26 июля 2022 г., от 6 октября 2022 г. Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, представленной в материалы дела, оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, обязан обеспечить параметры качества в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369 независимо от источника сигнала. При этом оператор не обязан и брать и транслировать сигнал в ТВЧ или 4К. Под неизменным видом трансляции обязательных общедоступных телерадиоканалов подразумевается невмешательство оператора связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания в содержание контента и дополнительной информации (субтитры, телетекст и т.д.) (т.1, л.д.44,48).

Как следует из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области от 17 ноября 2022 (т.1, л.д.125), по вопросу вещания в кабельной сети оператора связи ООО «Курьер Плюс» муниципального обязательного общедоступного телеканала «Инфо 24» нарушений не установлено. Технические характеристики сигнала трансляции канала «Инфо 24» в сетях ООО «Курьер Плюс» соответствует требованиям приказа Минкомсвязи России № 369 от 31 июля 2020 г. «Об определении требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов».

Таким образом, собранными судом по делу доказательствами подтверждено соответствие качества транслируемого телевизионного сигнала, поступающего от ООО «Шадр-Инфо» и передаваемого ответчиком на принимающее устройство истца требованиям, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369 от 31 июля 2020 г.

Обращаясь в суд с указанными требованиями, истец усматривает нарушение своих как потребителя прав предоставлением ответчиком услуги по заключенному сторонами договору ненадлежащего качества, с нарушениями требований, установленных действующим законодательством, которые выражаются в передаче сигнала трансляции в измененном виде, под чем истец понимает при отсутствии врезок, телетекста, других вставок при вещании канала «Инфо 24» изменение ответчиком параметров сигнала в отличие от параметров сигнала, передаваемого ООО «Шадр-Инфо».

Довод истца, изложенный суду апелляционной инстанции о том, что требования, утвержденные указанным Приказом, не распространяются на правоотношения сторон и третьего лица применительно к установлению параметров минимального стандарта качества транслируемого сигнала признается судебной коллегией несостоятельным, на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19.2 Федерального закона «О связи» эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов осуществляют операторы связи на основании договоров об оказании услуг связи для целей телевизионного вещания, заключенных с вещателями обязательных общедоступных телеканалов.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что операторов связи, осуществляющих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов, определяет Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» (далее – Указ Президента Российской Федерации) установлено, что оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации, является ФГУП «РТРС».

Согласно п. 2 требований, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369 оператор связи, указанный в п. 2 ст. 19.2 Федерального закона «О связи», обязан обеспечить трансляцию и пропуск сигналов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в цифровом формате с постоянной неизменяемой скоростью программного потока MPEG-4 не менее 3,0 Мбит/с, из них постоянная скорость видео не менее 2720 Кбит/с, постоянная скорость аудио не менее 192 Кбит/с.

В соответствии с п. 1 указанных требований настоящие требования к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (далее - Требования) применяются к деятельности операторов связи, осуществляющих трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (далее - операторы связи).

Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 32.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» к обязательным общедоступным телеканалам и (или) радиоканалам относятся муниципальные обязательные общедоступные телеканалы, при отсутствии нормы, устанавливающей требования к качеству звука и (или) изображения трансляции муниципальных обязательных общедоступных телеканалов, действия ответчика по обеспечению как оператором трансляции и пропуска сигналов муниципального обязательного общедоступного телеканала «Инфо 23», транслируемого ООО «Шадр-Инфо» в цифровом формате с постоянной неизменяемой скоростью программного потока MPEG-4 не менее 3,0 Мбит/с, из них постоянная скорость видео не менее 2720 Кбит/с, постоянная скорость аудио не менее 192 Кбит/с, как установлено п. 2 Требований, не противоречит ни условиям договора, заключенного истцом с ответчиком, ни требования действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, изменяя параметры передаваемого транслируемого третьим лицом сигнала, ответчик нарушает требования, предусмотренные абз. 1 п. 4 ст. 46 Федерального закона «О связи», согласно которым оператор связи обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде, основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм действующего законодательства.

Так в соответствии с п. 5 Требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 369, при осуществлении трансляции сигналов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов операторы связи не вправе удалять, изменять скрытые субтитры, информацию службы «телетекст», а также информацию электронного гида программ (кроме случаев трансляции сигнала в аналоговом формате), экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий (при наличии в составе сигналов указанных видов информации).

Именно указанные действия оператора рассматриваются законодателем как нарушение требования о трансляции оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в эксплуатируемых оператором сетях в неизменном виде.

Аналогичное разъяснение дано и в информации от 26 июля 2022 г. Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, согласно которой под неизменным видом трансляции обязательных общедоступных телерадиоканалов подразумевается невмешательство оператора связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания в содержание контента и дополнительной информации (субтитры, телетекст и т.д.) (т.1, л.д. 48).

Суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства, верно установил юридически значимые обстоятельства, применил правовые нормы, регламентирующие отношения сторон настоящего спора, мотивированно изложил в решении свои выводы относительно установленных обстоятельств после подробного анализа исследованных в судебном заседании доказательств, правила оценки которых, предусмотренные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не нарушены, вследствие чего доводы апелляционной жалобы о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неверном толковании апеллянтом норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шадринского районного суда Курганской области от 14 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 октября 2023 г.