ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-7900/2022 от 31.07.2023 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Казакова К.Ю. УИД 16RS0051-01-2022-011173-45

Дело № 2-7900/2022

Дело № 33-11656/2023

Учет № 073г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Муртазина А.И.,

судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,

при секретаре Нигматзяновой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 ноября 2022 года, которым удовлетворено исковое заявление И.С.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возобновлении выплаты страховой пенсии по старости.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Хусаиновой Г.И. в поддержку жалобы, пояснения Искандарова С.А. и его представителя Охотниковой О.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Искандаров С.А. (далее – истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан (далее ОПФР, ответчик) о признании решения Отделения Пенсионного Фонда РФ по РТ от 10.03.2022 .... об отказе И.С.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсий по старости, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 21.04.1983 по 01.04.1992 в Ургенчском объединенном авиаотряде Узбекского Управления гражданской авиации в должностях: авиамеханик авиационно-Технической базы 2 класса 3 разряда, авиатехник 3 класса 4 разряда,: авиатехник 2 класса 5 разряда, авиатехник по приборам и электрооборудованию 5 разряда; с 01.04.1992 по 01.06.1997 на Ургенчской авиационнб-технической базе Авиационно-технического комплекса Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию 5 разряда, с 01.06.1997 по 01.08.2003 в Ургенчской перонно-технической бригаде Авиационно-технического комплекса Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари», который в последующем переименовался в Государственное унитарное предприятие Авиационно-технический комплекс Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» на должностях: авиатехник по приборам и электрооборудованию 5 разряда, временно исполняющий обязанности инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию; с 01.08.2003 по 07.02.2005 в Международном аэропорту «Ургенч» в должности инженер 2 категории перонно-технической бригады; признании права на досрочную страховую пенсию по старости с 14.10.2017; возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 01.12.2021.

В обоснование заявленных требований указано, что истец 14.10.2017 обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани от 24.01.2018 .... истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсий по старости. Вместе с тем, получив подтверждающие документы от компетентного органа Республики Узбекистан, Пенсионный фонд в апреле 2018 года назначил истцу с 14.10.2017 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. С 14.11.2017 по ноябрь 2021 года включительно истец получал пенсию по старости.

В конце декабря 2021 года истец получил письмо из ОПФР о том, что с 01.12.2021 выплата страховой пенсии по старости прекращена в связи с тем, что в ходе контрольной проверки пенсионного дела установлено отсутствие документа, выданного компетентным органом Республики Узбекистан о подтверждении факта льготной работы в ИТС не менее 20 лет, а также о действии института досрочных пенсий в Республике Узбекистан, отсутствие требуемого общего стажа в гражданской авиации в количестве не менее 25 лет. При этом Пенсионным, фондом направлены дополнительные запросы в Республику Узбекистан. 10.03.2022 решением .... ОПФР было отказано истцу в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого льготного стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации 20 лет и страхового стажа в гражданской авиации 25 лет. На основании информации о стаже истца, предоставленной Пенсионным фондом, истец имеет льготный стаж на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации 11 лет 4 месяца 18 дней. Ответчик не включил в специальный стаж для назначения пенсии периоды в связи с отсутствием документального, подтверждения факта льготной работы из компетентного органа Республики Узбекистан: с 21.04.1983 по 24.05.1983 в должностях авиамеханика авиационно-технической базы и с 25.05.1983 по 01.04.1992 в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию в Ургенчском объединенном авиаотряде Узбекского управления гражданской авиации; с 01.04.1992 по 31.03.2001 в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию в Авиационно-техническом комплексе Национальной авиакомпании Узбекистана «Узбекистан хаво йуллари», с 01.04.2001 по 01.08.2003 в должности исполняющего обязанности инженера (по АП РЭО) 2 категории в Авиационно-техническом комплексе Национальной авиакомпании Узбекистана «Узбекистон хаво йуллари»; с 01.08.2003 по 07.02.2005 в должности инженера перонно-техкической бригады в международном аэропорту «Ургенч» и иные периоды, указанные в решении об отказе. С решением Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной пенсии истец не согласен, поскольку указанные периоды работы истца подтверждаются представленными ответчику трудовой книжкой, архивной справкой от 06.05.2017 .... о стаже работы за период с 1983-1992 г.г., справкой о заработной плате за 1983-1991 г.г., справкой о переименовании ГУП международный аэропорт «Ургенч» Национальной авиакомпании «Узбекистан хаво йуллари» от 06.05,2017 ...., выданными ГУП Международный аэропорт «Ургенч»; архивными справками от 06.11.2017 № ПС-28-73-1395 о стаже работы за период с 1992-2003 г.г., от 06.11.2017 № ПС-28-73-1396 о реорганизациях и переименовании предприятия, выданные Авиапредприятием «Uzbekistan Airways Technics)); архивной справкой от 23.10.2017 .....14-2232 о стаже работы за период 2003-2005 г.г., справкой о заработной плате за 2003-2005 г.г., выданными ГУП международный аэропорт «Ургенч»; приказами от 08.06.2004 у .... «О допуске инженера А и РЭО Искандарова С.А. к самостоятельному Техническому обслуживанию; Самолетов ГТД», от 03.02.2005 № 12-л о прекращении с 07.02.2005 трудового договора по собственной инициативе; справкой о переименовании международного аэропорта «Ургенч» Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» и структурных подразделений НАК «Узбекистон хаво йуллари» от 03.02.2005 .....14 - 141. Доводы ответчика о том, что Письмо Отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве Финансов Республики Узбекистан Управление Хорезмской области с исходящим № YG51842146 от 21.01.2022, не является доказательством подтверждения распространения института досрочных пенсий в данном государстве на период льготной работы, потому что подписан электронной подписью (QR-кодом), а это не предусмотрено Соглашением от 13.03.1992, истец считает необоснованным, поскольку статьей 8 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах-участниках Соглашения сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд признать решение ОПФР от 10.03.2022 .... об отказе Искандарову С.А. досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ОПФР включить истцу в страховой стаж в гражданской авиации и льготный стаж на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-13 «О страховых пенсиях», периоды работы с 21.04.1983 по 01.04.1992 в Ургенчском объединенном авиаотряде Узбекского Управления гражданской авиации в должностях: авиамеханик авиационно-технической базы 2 класса 3 разряда, авиатехник 3 класса 4 разряда, авиатехник 2 класса разряда, авиатехник по приборам и электрооборудованию 5 разряда; с 01.04.1992 по 01.06.1997 на Ургенчской авиационно-технической базе авиационно-технического комплекса Национальной авиакомпании «Узбекистан хаво йуллари» в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию 5 разряда; с 01.06.1997 по 31.12.2001 в Ургенчской перонно-технической бригаде Авиационно-технического комплекса Национальной авиакомпании «Узбекистан хаво йуллари», который в последующем переименовался в Государственное унитарное предприятие Авиационно-технический комплекс Национальной авиакомпании «Узбекистан хаво Йуллари» на должностях авиатехник по приборам и электрооборудованию 5 разряда, временно исполняющий обязанности инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию; признать право Искандарова С.А. на досрочную страховую пенсию по старости с 14.10.2017, возобновить Искандарову С.А. выплату досрочной страховой пенсии по старости с 01.12.2021.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Каткова Е.Н. возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 ноября 2022 года постановлено:

Исковое заявление И.С.А. (СНИЛС ....) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан (ИНН ....) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возобновлении выплаты страховой пенсии по старости удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан от 10.03.2022 .... об отказе И.С.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан включить в стаж работы И.С.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 21.04.1983 по 01.04.1992 в должности авиамеханик авиационно-технической базы, в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию в Ургенчском объединенном авиаотряде Узбекского Управления гражданской авиации, с 01.04.1992 по 01.06.1997 на Ургенчской авиационно-технической базе Авиационно-технического комплекса Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию 5 разряда, с 01.06.1997 по 31.12.2001 в Ургенчской перонно-технической бригаде Авиационно-технического комплекса Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари».

Признать право И.С.А. на досрочную страховую пенсию по старости с 14.10.2017.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан возобновить И.С.А. выплату страховой пенсии по старости с 01.12.2021.

В апелляционной жалобе ОПФР просило отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и представленных доказательств, а также неправильное применение норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Согласно ответу Внебюджетного Пенсионного фонда при (Министерстве Финансов Республики Узбекистан от 19.07.2018, в действующем законодательстве Республики Узбекистан наименования профессии лиц, проработавших в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации для назначения досрочной пенсии не предусмотрено. Отделением ПФР повторно направлен соответствующие запросы в компетентные органы Республики Узбекистан, ответы на которые до настоящего времени не поступили. Следовательно, правовых оснований для включения оспариваемого периода работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не имеется.

Протокольным определением суда апелляционной инстанции в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее ОСФР по РТ).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по РТ Хусаинова Г.И. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Истец Искандаров С.А. и его представитель Охотникова О.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»), применяемым с 01.01.2015, исчисление размера страховых пенсий по состоянию на 01.01.2015 осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» далее также - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно подпункта 15 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

На основании подпункта "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).

В силу пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Из материалов дела следует, что истец 14.10.2017 обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани от 24.01.2018 .... истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсий по старости.

Вместе с тем, получив подтверждающие документы от компетентного органа Республики Узбекистан, Пенсионный фонд в апреле 2018 года назначил истцу с 14.10.2017 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. С 14.11.2017 по ноябрь 2021 года включительно истец получал пенсию по старости.

Решением от 10.03.2022 .... ОПФР было отказано истцу в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого льготного стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации 20 лет и страхового стажа в гражданской авиации 25 лет.

На основании информации о стаже истца, предоставленной Пенсионным фондом, истец имеет льготный стаж на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации 11 лет 4 месяца 18 дней.

В специальный стаж для назначения пенсии не включены периоды с 21.04.1983 по 24.05.1983 в должностях авиамеханика авиационно-технической базы и с 25.05.1983 по 01.04.1992 в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию в Ургенчском объединенном авиаотряде Узбекского управления гражданской авиации; с 01.04.1992 по 31.03.2001 в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию в Авиационно-техническом комплексе Национальной авиакомпании Узбекистана «Узбекистан хаво йуллари», с 01.04.2001 по 01.08.2003 в должности исполняющего обязанности инженера (по АП РЭО) 2 категории в Авиационно-техническом комплексе Национальной авиакомпании Узбекистана «Узбекистон хаво йуллари»; с 01.08.2003 по 07.02.2005 в должности инженера перонно-техкической бригады в международном аэропорту «Ургенч» в связи с отсутствием документального, подтверждения факта льготной работы из компетентного органа Республики Узбекистан.

Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством Республики Узбекистан не предусмотрено досрочное назначение пенсии лицам, проработавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, а также ссылка на отсутствие ответов компетентных органов Республики Узбекистан, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 5 данного Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.

Согласно пункту 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно пункту 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года .... «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее – Правила) документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.

Спорные периоды работы истца подтверждаются представленными трудовой книжкой, архивной справкой от 06.05.2017 .....14-1189 о стаже работы за период с 1983-1992 г.г., справкой о заработной плате за 1983-1991 г.г., справкой о переименовании ГУП международный аэропорт «Ургенч» Национальной авиакомпании «Узбекистан хаво йуллари» от 06.05,2017 ...., выданными ГУП Международный аэропорт «Ургенч».

Периоды работы после 1991 года подтверждаются архивными справками от 06.11.2017 № ПС-28-73-1395 о стаже работы за период с 1992-2003 г.г., от 06.11.2017 № ПС-28-73-1396 о реорганизациях и переименовании предприятия, выданные Авиапредприятием «Uzbekistan Airways Technics)); архивной справкой от 23.10.2017 .....14-2232 о стаже работы за период 2003-2005 г.г., справкой о заработной плате за 2003-2005 г.г., выданными ГУП международный аэропорт «Ургенч»; приказами от 08.06.2004 у .... «О допуске инженера А и РЭО Искандарова С.А. к самостоятельному Техническому обслуживанию; Самолетов ГТД», от 03.02.2005 ....-л о прекращении с 07.02.2005 трудового договора по собственной инициативе; справкой о переименовании международного аэропорта «Ургенч» Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» и структурных подразделений НАК «Узбекистон хаво йуллари» от 03.02.2005 .....14 - 141.

Доводы ответчика сводятся к отсутствию дополнительного подтверждения периодов работы организациями, в которых работал истец со стороны уполномоченного органа Республики Узбекистан, который не ответил на запрос ответчика. Однако, в данном случае другими письменными доказательствами (записи в трудовой книжке и представленные справки) подтверждается факт работы истца в указанных организациях.

Доводы жалобы об отсутствии в законодательстве Республики Узбекистан правовых норм, предусматривающих досрочное назначение страховой пенсии лицам, проработавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, не являются основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии истцу.

В силу пункта 1 Соглашения от 13 марта 1992 года при назначении пенсии применяется законодательство страны, в которой проживает гражданин, претендующий на назначение страховой пенсии. В данном случае Искандаров С.А. проживает в Российской Федерации, поэтому подлежит применению подпункт 15 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные периоды работы на территории Республики Узбекистан с 21.04.1983 по 01.04.1992; с 01.04.1992 по 01.06.1997; с 01.06.1997 по 31.12.2001, подлежат включению в специальный стаж, истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

С учетом вышеприведенной мотивации судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.

Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 ноября 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 3 августа 2023 года.

Председательствующий

Судьи