Судья Благодёрова А.Н. 49RS0001-01-2021-000850-37
Дело № 2-792/2021
№ 33-656/2021
21 июля 2021 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бельмас И.Ю., Кречетова А.А.,
при секретаре Морозове В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании денежных средств за периоды нахождения в оплачиваемых отпусках, недоначисленной денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 13 мая 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее – УФНС России по Магаданской области) о взыскании недоначисленных денежных средств и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что работала в Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области в должности начальника отдела камеральных проверок № 4.
21 сентября 2020 года ей вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы в связи с реорганизацией налоговых органов Магаданской области, ей предложено продлить службу в должности заместителя начальника отдела камерального контроля НДФЛ и СВ.
От предложенной для замещения должности она отказалась.
В связи с предстоящим увольнением она обратилась к работодателю с устным вопросом о включении в расчет сохраняемого денежного содержания сумм материального стимулирования и сумм дополнительного материального стимулирования, полученных ею в расчетный период, предшествующий дате сокращения. Работодателем дан ответ о том, что указанные суммы при расчете среднего содержания не учитываются.
Приказом от 3 декабря 2020 года служебный контракт с ней расторгнут и она уволена с 11 декабря 2020 года на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Указывала, что в 2020 году ей предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска: с 25 февраля по 14 марта 2020 года в количестве 18 календарных дней, с 20 июля по 4 сентября 2020 года в количестве 47 календарных дней.
При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 30 дней.
При определении размера среднедневного денежного содержания для расчета указанных выплат работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные ей в виде материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В результате размер выплат за период ее нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках занижен на 128 894 руб. 13 коп., размер четырехмесячного денежного содержания – на 170 785 руб. 32 коп., компенсации за неиспользованный отпуск - на 46 947 руб. 55 коп.
Полагала, что работодатель своими неправомерными действиями нарушил ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, на отдых, справедливую оплату труда, чем причинил моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях в связи с предстоящей потерей работы и лишением права на получение вознаграждения за труд.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, нормы законодательства, регулирующие состав, порядок, правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, иные нормы трудового законодательства, приведя свои расчеты причитающихся выплат (т. 1 л.д. 21-26), а также ссылаясь на расчет ответчика (т. 2 л.д. 2-5), с учетом увеличения исковых требований, просила взыскать с ответчика денежные средства за период нахождения в оплачиваемых отпусках в сумме 169 284 руб. 18 коп., доплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 256 872 руб. 24 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 68 983 руб. 45 коп., компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.
Определением Магаданского городского суда от 30 марта 2021 года, зафиксированном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторон ответчика, привлечена Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Решением Магаданского городского суда от 13 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
С УФНС России по Магаданской области в пользу ФИО1 взысканы денежные средства за период нахождения в оплачиваемых отпусках в сумме 169 284 руб. 18 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 68 983 руб. 45 коп., доплата четырехмесячного денежного содержания в сумме 256 872 руб. 24 коп., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
Не согласившись с решением суда, УФНС России по Магаданской области подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене в удовлетворенной части ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований истца.
Полагает, что к спорным правоотношениям не подлежали применению положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», письма Минфина России от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7 «О материальном стимулировании в 2014 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», так как они распространяются на правоотношения, имевшие место в 2014 году.
Указывает, что письмо Минфина России от 15 июля 2014 года не относится к правоотношениям, возникшим после 2014 года, поскольку как следует из его содержания, период, охваченный выводами ведомства, ограничивается исключительно 2014 годом со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающего объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих исключительно в 2014 году.
Обращает внимание на отсутствие в деле доказательств того, что выплаты в 2019-2020 годах средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования произведены на основании абзаца восьмого подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Полагает необоснованной ссылку в решении суда на постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, поскольку в свободном доступе текст этого документа не размещен и в материалах дела отсутствует. Сведениями о вынесении аналогичных постановлений в 2015-2020 годах налоговый орган не располагает.
Приводя положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также принятых в его исполнение подзаконных актов Правительства и Президента Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты, указывает, что материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований и не входит в состав денежного содержания государственного служащего, используемого при расчете среднего денежного содержания при увольнении со службы в связи с сокращением должностей.
Отмечает, что согласно Положению УФНС России по Магаданской области от 14 мая 2010 года № 126 единовременная выплата не учитывается в расчете денежного содержания на период нахождения сотрудника в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Указывает, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России и не входит в состав их денежного содержания. Выделенные лимиты бюджетных ассигнований на выплату материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования доведены ведомством сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета в пределах доводимых лимитов.
Также указывает, что в расчет отпускных, подлежащих доплате с учетом материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, а также в расчет компенсации при увольнении необоснованно включена единовременная выплата к отпуску. Таким образом сумма отпускных за 2020 год завышена на 1858,36 руб., компенсации при увольнении – на 3 231,23 руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. На основании частей 3, 4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области с 5 апреля 2017 года по 11 декабря 2020 года.
В соответствии с приказами УФНС России по Магаданской области от 11 февраля 2020 года № 04-03/11-о, от 6 июля 2020 года № 04-03/132-о истец находилась в отпусках: в период с 25 февраля 2020 года по 14 марта 2020 года - 18 календарных дней; в период с 20 июля 2020 года по 4 сентября 2020 года - 47 календарных дней.
На период нахождения гражданского служащего в указанных отпусках истцу выплачено денежное содержание, при расчете которого не учтены выплаченные ей в суммы материального стимулирования.
При увольнении истцу в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 316 540,28 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере 77 794,50 руб.
При расчете указанных выплат не были учтены выплаченные ФИО1 суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования.
Судом установлено, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) были выплачены на основании писем ФНС России о материальном стимулировании, дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также изданных на их основании приказов УФНС России по Магаданской области и Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области о выплате премии за счет средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих, а также дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Сам факт выплаты истцу материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, а также размер и источник этих выплат ответчиком не оспаривались.
Не опровергался ответчиком и тот факт, что указанные суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования не учитывались при расчете размера среднедневного заработка истца для оплаты отпуска, а также для выплаты при увольнении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации неиспользованного отпуска.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила от 6 сентября 2007 года № 562).
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил от 6 сентября 2007 года № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (часть 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год) (пункт 8).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9).
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Исходя из приведенных положений в их совокупности и системной связи, суд пришел к выводу, что в состав денежного содержания гражданского служащего входят выплаты за счет фонда оплаты труда, формируемого, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
При этом суд первой инстанции принял во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Из копий писем ФНС России за 2019-2020 годы судом установлено, что в соответствии с решением руководителя ФНС России до УФНС России по Магаданской области доводилась информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование, и дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.
Приказами УФНС России по Магаданской области были утверждены распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Межрайонных ИФНС России по Магаданской области (в том числе Межрайонной ИФНС № 1 по Магаданской области) сверх установленного фонда оплаты труда, согласно которым основанием их вынесения послужили приказы ФНС России «О материальном стимулировании», выписки, приложение № 1 к протоколам заседания комиссии и решения комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.
Из содержания названных документов следует, что материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
В приказах Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области также указано, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих производится за счет средств федерального бюджета на материальное стимулирование и дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда (т. 2 л.д. 175-181).
Учитывая установленные обстоятельства, суд пришел к выводу, что указанное материальное стимулирование, выплаченное ФИО1 в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что положения письма Минфина России от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7 «О материальном стимулировании в 2014 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» не подлежали применению к спорным правоотношениям, так как они распространяются на правоотношения, имевшие место в 2014 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность выводов суда первой инстанции о том, что выплаченные премии (материальное стимулирование) должны учитываться в составе денежного содержания при расчете оплаты ежегодного отпуска.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Минфин России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (пункт 5.5).
Поскольку на Минфин России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной деятельности, суд обоснованно принял во внимание его разъяснения, содержащиеся в письме от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, о необходимости дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Следует отметить, что указанные выше разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, были направлены в ФНС России, которая своим письмом от 6 августа 2014 года № НД-4-51/15285 направила разъяснения по подведомственности в налоговые инспекции для сведения и использования в работе.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то, что в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», актами Правительства Российской Федерации ежегодно предусматривается выделение средств на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов. О чем, в частности, указано в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года № 18-4/10/В-2197.
Соответствующие постановления Правительства Российской Федерации о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на 2019-2020 годы к материалам дела не приобщены, поскольку отсутствуют в свободном доступе. Вместе с тем, наличие в письмах ФНС России, приказах УФНС России по Магаданской области и приказах Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области грифа «дсп» объясняет отсутствие в свободном доступе текстов указанных постановлений.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что представленными в дело доказательствами не подтвержден факт выплаты средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования на основании абзаца восьмого подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» несостоятельны.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно на ответчике лежала обязанность представить доказательства, опровергающие доводы истца относительно правовой природы произведенных выплат.
В соответствии с частью 1 статьи 55, статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Однако ответчиком каких-либо допустимых, относимых и достаточных доказательств иной правовой природы спорных выплат не представлено.
При этом из исследованных судом первой инстанции писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2019-2020 годах следует, что Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих на 2019 год, а также информация о дополнительных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда для выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в 2020 году, что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на положение УФНС России по Магаданской области от 14 мая 2010 года № 126 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки, премирования, выплаты единовременного поощрения» (т. 2 л.д. 62-69) неубедительна, поскольку в спорный период истец не являлась работником УФНС России по Магаданской области и указанный локальный нормативный акт не подлежит применению в рассматриваемом споре.
Нельзя признать обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены доказательства причинения морального вреда.
Частью 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 1 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено, что ответчиком нарушены трудовые права ФИО1, выражающиеся в неполной выплате денежных средств, подлежащих выплате при уходе в очередной отпуск и увольнении с государственной службы, то суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которой в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у последнего нравственных страданий презюмируется, то есть не требует дополнительного доказывания, пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда судом были учтены установленные фактические обстоятельства дела, характер допущенного ответчиком нарушения, а также требования разумности и справедливости.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в силу части часть 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Вместе с тем заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о необоснованном включении единовременной выплаты к отпуску в расчет отпускных, подлежащих доплате истцу с учетом материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, а также в расчет компенсации при увольнении.
Как следует из расчета исковых требований, признанного судом достоверным, истцом при исчислении отпускных за период с 25 февраля по 14 марта 2020 года учтены выплаченные ей в феврале 2019 года единовременная выплата к отпуску в размере 14 520 руб., начисленные на нее районный коэффициент в размере 10 164 руб. и северная надбавка в размере 11 616 руб. (всего 36 300 руб.); при расчете компенсации за неиспользованный отпуск в связи с увольнением в расчет включены выплаченные ей в июле 2020 года единовременная выплата к отпуску в размере 15 148 руб., начисленные на нее районный коэффициент в размере 10 603 руб. 60 коп. и северная надбавка в размере 12 118 руб. 40 коп. (всего 37 870 руб.) (т. 2 л.д. 25, 26, т. 1, л.д. 17).
Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 года № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил от 6 сентября 2007 года № 562 в случаях, предусмотренных подпунктами «в», «г», «е» и «ж» пункта 1 названных Правил, гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время.
Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 названных Правил (пункт 5).
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск (пункт 6).
Таким образом, денежное содержание на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил от 6 сентября 2007 года № 562, премий за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев.
Предусмотренная подпунктом «ж» пункта 2 Правил от 6 сентября 2007 года № 562 единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске не учитывается.
При таких обстоятельствах размер отпускных ФИО1 за период с 25 февраля по 14 марта 2020 года (18 календарных дней) подлежит расчету исходя из денежного содержания по состоянию на 25 февраля 2020 года в размере 52 867 руб. 50 коп. (оклад за классный чин – 1 919 руб., должностной оклад – 5 655 руб., надбавка к должностному окладу за особые условия службы – 6 221 руб., надбавка к должностному окладу за выслугу лет – 1 697 руб., районный коэффициент – 14 802 руб. 90 коп., северная надбавка – 16 917 руб. 60 коп., ежемесячное денежное поощрение – 5 655 руб.), а также дополнительных выплат за период с февраля 2019 года по январь 2020 года в сумме 1 040 261 руб. 81 коп. (материальная помощь при предоставлении отпуска в феврале 2019 года – 7 260 руб. и начисленные на неё районный коэффициент и северная надбавка – 5 082 руб. и 5 808 руб. соответственно; материальная помощь (экономия фонда оплаты труда) выплаченная в сентябре, ноябре и декабре 2019 года в сумме 161 304 руб.; премии по итогам работы, выплаченные в феврале, марте и апреле 2019 года и начисленные на них районный коэффициент и северная надбавка – 16 263 руб., 11 384 руб. 10 коп. и 13 010 руб. 40 коп. соответственно; средства материального стимулирования, выплаченные в апреле, июле, сентябре, и декабре 2019 года – 487 686 руб.; средства дополнительного материального стимулирования, выплаченные в апреле, июне, июле, августе, сентябре, ноябре и декабре 2019 года – 332 464 руб. 31 коп.).
Исходя из суммы указанных выплат размер отпускных ФИО1 за период с 25 февраля по 14 марта 2020 года составляет 85 734 руб. 05 коп. ((1 040 261 руб. 81 коп. / 12 + 52 867 руб. 50 коп.) / 29,30 х 18 дней отпуска).
С учетом фактически выплаченных ФИО1 отпускных за указанный период в сумме 43 746 руб. 84 коп. доплате подлежат отпускные в сумме 41 987 руб. 21 коп. (85 734 руб. 05 коп. – 43 746 руб. 84 коп.).
Размер компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 30 календарных дней при увольнении ФИО1 подлежит расчету исходя из денежного содержания по состоянию на 11 декабря 2020 года в размере 54 457 руб. 50 коп. (оклад за классный чин – 1 977 руб., должностной оклад – 5 825 руб., надбавка к должностному окладу за особые условия службы – 6 408 руб., надбавка к должностному окладу за выслугу лет – 1 748 руб., районный коэффициент – 15 248 руб. 10 коп., северная надбавка – 17 426 руб. 40 коп., ежемесячное денежное поощрение – 5 825 руб.), а также дополнительных выплат за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года в сумме 1 028 877 руб. 55 коп. (материальная помощь при предоставлении отпуска июле 2020 года – 7 574 руб. и начисленные на неё районный коэффициент и северная надбавка – 5 301 руб. 80 коп. и 6 059 руб. 20 коп. соответственно; материальная помощь (экономия фонда оплаты труда) выплаченная в декабре 2019 года и ноябре 2020 года в сумме 147 007 руб.; премии по итогам работы, выплаченные в феврале, марте, апреле, мае, сентябре, октябре и ноябре 2020 года и начисленные на них районный коэффициент и северная надбавка – 36 927 руб. 50 коп., 25 849 руб. 25 коп. и 29 542 руб. соответственно; средства материального стимулирования, выплаченные в декабре 2019 года, в апреле, июне и сентябре 2020 года – 460 577 руб.; средства дополнительного материального стимулирования, выплаченные в декабре 2019 года, в марте, апреле, мае, июне, сентябре и октябре 2020 года – 310 039 руб. 80 коп.).
Исходя из суммы указанных выплат размер компенсации за неиспользованный отпуск в связи увольнением ФИО1 составляет 143 546 руб. 72 коп. ((1 028 877 руб. 55 коп. / 12 + 54 457 руб. 50 коп.) / 29,30 х 30 дней).
С учетом фактически выплаченной ФИО1 компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме 77 794 руб. 50 коп. доплате подлежат отпускные в сумме 65 752 руб. 22 коп. (143 546 руб. 72 коп. – 77 794 руб. 50 коп.).
Таким образом, согласившись с представленным ФИО1 расчетом исковых требований суд необоснованно взыскал в её пользу сумму отпускных за 18 календарных дней отпуска за период с 25 февраля по 14 марта 2020 года в размере, превышающем 41 987 руб. 21 коп., а также сумму компенсации за неиспользованный отпуск в связи её увольнением в размере, превышающем 65 752 руб. 22 коп.
В связи с изложенным, решение Магаданского городского суда от 13 мая 2021 года подлежит изменению в части размера взысканных с УФНС России по Магаданской области в пользу ФИО1 сумм. В пользу истца с ответчика подлежат взысканию недоплаченные отпускные за период с 25 февраля по 14 марта 2020 года и с 20 июля по 4 сентября 2020 года в сумме 167 425 руб. 82 коп. (41 987 руб. 21 коп. + 125 438 руб. 61 коп.), а также компенсация при увольнении за неиспользованный отпуск в сумме 65 752 руб. 22 коп.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании в её пользу недоплаченных отпускных за период с 25 февраля по 14 марта 2020 года в сумме 1 858 руб. 36 коп. (43 845 руб. 57 коп. – 41 987 руб. 21 коп.), а также компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в сумме 3 231 руб. 23 коп. (68 983 руб. 45 коп. – 65 752 руб. 22 коп.) надлежит отказать.
В остальной части решение суда должно быть оставлено без изменения, апелляционная жалоба УФНС России по Магаданской области – без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда от 13 мая 2021 года в части размера взысканных с Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области в пользу ФИО1 недоплаченных отпускных, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск изменить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области в пользу ФИО1 недоплаченные отпускные в сумме 167 425 рублей 82 копейки, компенсацию при увольнении за неиспользованный отпуск в сумме 65 752 рубля 22 копейки, произведя предусмотренные действующим законодательством удержания и отчисления.
В удовлетворении требований ФИО1 о взыскании с Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области в ее пользу недоплаченных отпускных в сумме 1 858 рублей 36 копеек, компенсации
при увольнении за неиспользованный отпуск в сумме 3 231 рубль 23 копейки отказать.
В остальной части решение Магаданского городского суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2021 года
Председательствующий
Судьи