ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-794/20 от 17.12.2020 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ленинский районный суд г. Махачкалы РД

Судья Онжолов М.Б.

Дело в суде первой инстанции № 2-794/2020

УИД 05RS0031-01-2020-000624-15

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 декабря 2020 года по делу № 33-2747/2020, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Абдуллаева М.К.,

судей Антоновой Г.М. и Османова Т.С.,

при секретаре судебных заседаний Магомаевой С.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы к Администрации г. Махачкалы, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы», ЖСК «КОРАЛЛ» и Мусаеву К.М. о признании недействительным правового акта органа местного самоуправления и сносе самовольного строения

по апелляционному представлению помощника прокурора города Махачкалы Шамаевой А.М. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 3 марта 2020 г., которым постановлено:

«Исковое заявление и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы к Администрации г. Махачкалы, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы», ЖСК «КОРАЛЛ» и Мусаеву К. М. о признании недействительным правового акта органа местного самоуправления и сносе самовольного строения, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Махачкалы, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении протеста прокуратуры г. Махачкалы от 27.12.2018 на разрешение от <дата> на строительство 13-этажного многоквартирного жилого дома по <адрес>, <адрес> г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером , выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкала ЖСК «КОРАЛЛ».

В удовлетворении иска о признании не соответствующим закону, недействительным градостроительный план от <дата> земельного участка расположенного в районе <адрес>, г. Махачкалы с кадастровыми номерами и , выданный МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» Мусаеву К.М.; признании не соответствующим закону, недействительным разрешение от 16.10.2018 на строительство 13-этажного многоквартирного жилого дома по <адрес>, г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером , выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г. Махачкала ЖСК «КОРАЛЛ»; признании строение, возведенное ЖСК «КОРАЛЛ» по <адрес>, <адрес> 109-б, г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером , самовольной постройкой и обязании ЖСК «КОРАЛЛ» в лице председателя Идрисова М.Ш. снести самовольное строение, расположенное по <адрес>, г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером и привести указанный земельный участок в первоначальное состояние (путем восстановления грунтового покрытия), отказать.

По вступлении данного решения в законную силу определение суда от 05 февраля 2020 года о наложении запрета ЖСК «КОРАЛЛ» и иным лицам вести строительно-монтажные работы на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: г. Махачкала, <адрес> «<адрес>», а также запрет Управлению Росреестра по Республике Дагестан проведение каких-либо действий по регистрации перехода права на земельный участок с кадастровым номером , по указанному выше адресу, отменить».

Заслушав доклад судьи Антоновой Г.М., выслушав объяснения прокурора Дибирова Д.М., представителя ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы» Алиева М.Ш., представителя ответчика ЖСК «КОРАЛЛ» Шихкаибова М.А., судебная коллегия

установила:

И.о. заместителя прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском к Администрации г. Махачкалы, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы», ЖСК «КОРАЛЛ» и Мусаеву К.М. о признании недействительным правового акта органа местного самоуправления и сносе самовольного строения.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки исполнения федерального законодательства при выдаче администрацией города разрешительных документов, установлено, что Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г. Махачкалы ЖСК «КОРАЛЛ» выдано разрешение от 16 октября 2018 года на строительство 13-этажного многоквартирного жилого дома по <адрес> «<адрес>» г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2200 кв.м, принадлежащем на праве собственности ЖСК «КОРАЛЛ». Как следует из п. 3.1. данного разрешения на строительство, основанием для его выдачи послужил градостроительный план земельного участка от 8 июня 2016 года . Указанные разрешительные документы выданы с нарушением градостроительного и земельного законодательства и подлежат признанию недействительными. Из информации МКУ «Управление архитектуры градостроительства г. Махачкалы», следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальных зонах Ж-1 «Зона многоквартирной многоэтажной жилой застройки (9-16 этажей)» и Р-2 «Зона озелененных территорий общего пользования». Соответствующие градостроительные регламенты для территориальной зоны Ж-1 и Р-2 установлены ст.ст. 33 и 56 Правил землепользования и застройки г. Махачкалы, утвержденных 26 мая 2016 года Собранием депутатов городского округа «город Махачкала» (далее по тексту – ПЗЗ г. Махачкалы). При наличии установленного градостроительного регламента в градостроительном плане земельного участка от 8 июня 2016 г. отмечено об отсутствии градостроительного регламента, неверно отражены сведения о видах разрешённого пользования, предельном количестве этажей, не отражены сведения о предельных (минимальные и (или) максимальные) размерах земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, включая площадь застройки земли и т.д. Градостроительный план земельного участка выдан на земельные участки с кадастровыми номерами и общей площадью 1200 кв.м. При этом утверждение одного градостроительного плана на несколько земельных участков является нарушением одного из основных принципов земельного законодательства, установленного ч 5 ст.1 ЗК РФ, - принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. К тому же данный градостроительный план выдан в нарушение требований ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, в соответствии с которой границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Согласно ч. 2 ст. 42 ПЗЗ г. Махачкалы (ред. от 28.06.2018) минимальные размеры земельных участков для многоквартирных жилых домов этажностью 13-16 составляют 2800 кв.м. Максимальный коэффициент застройки для строительства многоквартирных жилых домов составляет 30 %. Площадь земельного участка, на котором ЖСК «КОРАЛЛ» планируется строительство указанного 13-этажного многоквартирного дома, составляет 2200 кв.м, а площадь застройки данного участка - 1280,05 кв.м, т.е. более 58 %. Более того, оспариваемым разрешением на строительство от 16 октября 2018 года согласовано возведение многоквартирного жилого дома на земельном участке площадью 2200 кв.м (п. 4 разрешения на строительство), в то время как градостроительный план земельного участка, на основании которого выдано указанное разрешение на строительство, выдан на земельные участки, общая площадь которых составляет 1200 кв.м (п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Таким образом, разрешение на строительство 13-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером выдано ЖСК «КОРАЛЛ» в нарушение вышеуказанных требований закона. В этой связи прокуратурой города 27 декабря 2018 г. главе г. Махачкалы принесен протест на данное разрешение на строительство, который в установленный ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 17.11.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» десятидневный срок рассмотрен не был, о результатах его рассмотрения в письменной форме прокурору не сообщено. В ходе проверки с выездом на место установлено, что ответчиком возведен капитальный объект на уровне шестого этажа.

Просит признать незаконным бездействие администрации г. Махачкалы, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении протеста прокуратуры г. Махачкалы от 27 декабря 2018 г. на разрешение от 16 октября 2018 г. на строительство 13-этажного многоквартирного жилого дома по <адрес>, <адрес> г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером , выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкалы ЖСК «КОРАЛЛ»; не соответствующим закону, недействительным градостроительный план от 8 июня 2016 г. земельного участка, расположенного в районе <адрес> г. Махачкалы с кадастровыми номерами и , выданный МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» Мусаеву К.М.; не соответствующим закону, недействительным разрешение от 16 октября 2018 года на строительство 13-этажного многоквартирного жилого дома по <адрес>, <адрес> г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером , выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г. Махачкалы ЖСК «КОРАЛЛ»; строение, возведенное ЖСК «КОРАЛЛ» по <адрес> г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером , самовольной постройкой и обязать ЖСК «КОРАЛЛ» в лице председателя Идрисова М.Ш. снести самовольное строение, расположенное по <адрес>, <адрес> г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером и привести указанный земельный участок в первоначальное состояние (путем восстановления грунтового покрытия).

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении помощник прокурора города Махачкалы Шамаева А.М. просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и вынести в отмененной части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

В обоснование апелляционного представления указано, что судом первой инстанции неправильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. На момент выдачи разрешения на строительство действовали правила землепользования и застройки г. Махачкалы в ред. от 28.06.2018, в соответствии с ч. 2 ст. 42 которых минимальные размеры земельных участков для многоквартирных жилых домов этажностью 13-16 составляют 2800 кв.м, максимальный коэффициент застройки для строительства многоквартирных жилых домов составляет 30 %. Площадь земельного участка, на котором ЖСК «КОРАЛЛ» планируется строительство 13-этажного многоквартирного жилого дома составляет 1200 кв.м, а площадь застройки данного участка -1280,05 кв.м, т.е. более 58 %. Таким образом, при рассмотрении настоящего гражданского дела подлежат применению нормы, действовавшие в период выдачи градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство. В исковом заявлении подробно изложены обстоятельства, по которым иск прокурора подлежал удовлетворению в полном объеме. При рассмотрении дела, прокурором было заявлено ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы, в удовлетворении которого было отказано. Суд не оценил относимость, допустимость и взаимную связь доказательств в их совокупности, не учел, что постановлением главы Махачкалы № 69 ЖСК «Коралл» одобрена лишь разработка ППТ, в последующем разработанный проект планировки территории выносится на обсуждение на Градостроительный Совет, далее проводятся публичные слушания по утверждению проекта планировки территории с учетом мнения лиц, проживающих на данной территории, и лишь после прохождения процедур ППТ утверждается главой г. Махачкалы ст.ст. 5.1., 41 ГрК РФ. Отказывая в удовлетворении требований о признании объекта самовольным строительством, суд первой инстанции неправильно применил нормы ст. 22 ГПК РФ, нарушив тем самым нормы ст. 58 ГПК РФ. Материалами дела установлено, что спорное строение не соответствует виду разрешенного пользования земельным участком в соответствии с генпланом и правилам землепользования и застройки г. Махачкалы. В соответствии с генпланом г. Махачкалы земельный участок на котором проводятся строительные работы, находится частично в территориальной зоне Р2 - рекреационная зона, территория общего пользования, парков, бульваров и скверов. По делу необходимо было назначение землеустроительной экспертизы с целью подтверждения или опровержения сведений, содержащихся в письме администрации г. Махачкалы от 31 января 2020 года за № 51/07/733/20, согласно которому земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, а именно часть - в водоохраной зоне Каспийского моря, а часть - в прибрежной защитной зоне Каспийского моря.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Администрация ГОсВД «город Махачкала» своего представителя не направила, будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания.

Соответчик Мусаев К.М. не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство строительства и ЖКХ РД, уведомленное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание судебной коллегии своего представителя не направило.

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

С учетом данных обстоятельств, мнения истца и представителей ответчиков МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» и ЖСК «КОРАЛЛ» судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика, соответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Дибирова Д.М., поддержавшего доводы апелляционного представления, и представителей ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» Алиева М.Ш. и ответчика ЖСК «КОРАЛЛ» Шихкаибова М.А., просивших отказать в удовлетворении апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

Как следует из материалов дела, ЖСК «КОРАЛЛ» осуществляет строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, <адрес>, <адрес>, на земельном участке, с кадастровым номером , категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), площадью 2200 кв.м, принадлежащем на праве собственности ЖСК «КОРАЛЛ».

Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г. Махачкалы ЖСК «КОРАЛЛ» выдано разрешение от 16 октября 2018 г. на строительство 13-этажного многоквартирного жилого дома по <адрес><адрес> г. Махачкалы на земельном участке с кадастровым номером .

МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Махачкалы выдан градостроительный план земельного участка.

Согласно пункту 18 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83, при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями.

В соответствии с ч. 21.5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Из представленных стороной ответчика материалов дела усматривается, что ЖСК «Коралл» по договору купли-продажи от 18 сентября 2017 г. приобрело право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ранее принадлежавшие Мусаеву К.М.

Договор купли-продажи земельных участков прошел государственную регистрацию 22 сентября 2017 г. согласно записям регистрации №, и соответственно.

09 октября 2017 г. ЖСК «КОРАЛЛ» обратился в Управление по вопросам координации капитального строительства с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство в части смены правообладателя земельного участка.

12 октября 2017 г. ЖСК «КОРАЛЛ» выдано разрешение на строительство взамен разрешения на строительство от 08 декабря 2016 г., ранее выданного Мусаеву К.М.

В последующем все три земельных участка объединены и образован новый земельный участок с кадастровым номером , площадью 2200 кв.м, получен градостроительный план образованного путем объединения земельного участка , изменены допустимая этажность с 20-ти до 9-16-ти, площадь застройки количество и площадь квартир и другие параметры, внесены изменения в проект, получено новое положительное заключение экспертизы от 30 августа 2018 г.

По заявлению ЖСК «КОРАЛЛ» в Управление по вопросам координации капитального строительства от 24.09.2018 б/н о внесении соответствующих изменений в РНС получено новое разрешение на строительство с информацией об объединенном земельном участке (2200 кв.м) от 16 октября 2018 г. .

В силу с ч. 21.6. статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.

В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Ранее выданный градостроительный план земельного участка утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на образованный земельный участок.

Градостроительный план земельного участка (2016 год), выданный Мусаеву К.М., утратил силу в связи с объединением принадлежавших ранее ему земельных участков с кадастровыми номерами и в земельный участок с кадастровым номером и выдачей нового градостроительного плана (2018 год) по заявлению ЖСК «КОРАЛЛ».

Таким образом, судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что истец оспаривает недействующий градостроительный план земельного участка.

Разрешение на строительство от 16 октября 2018 г. , выданное ЖСК «КОРАЛЛ», в пункте 3.1 содержит указание на градостроительный план земельного участка от <дата>, что судом первой инстанции признано технической ошибкой, которая может быть устранена путем внесения соответствующих изменений в указанное разрешение на строительство, и не влечет недействительности самого разрешения на строительство в целом.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы о признании несоответствующим закону, недействительным градостроительного плана, признании не соответствующим закону, недействительным разрешения на строительство, признании самовольным строением и его сносе, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, верно пришел к выводу о том, что ЖСК «КОРАЛЛ» осуществляет строительство многоквартирного жилого дома на принадлежащем ему земельном участке на основании разрешения на строительство, выданного Управлением архитектурно-строительного надзора города Махачкалы с соблюдением градостроительных норм.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Решением Верховного суда Республики Дагестан от 16 декабря 2016 года № 3а-76/2016 признаны недействующими со дня принятия, в частности, п. 1 ч. 2 ст. 33 (предельные размеры земельных участков, исходя из расчета нормы минимальной и максимальной площади земельного участка по отношению к 1 кв. м общей площади жилых помещений), п. 10 ч. 2 ст. 33 (минимальные отступы для возможных вспомогательных строений, зданий, сооружений, таких, как образовательные учреждения, и расстояния между жилыми зданиями), п. 12 ч. 2 ст. 33 (максимальный процент застройки земельного участка), ч. 1 ст. 33 (предельное количество этажей) указанных ПЗЗ.

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 24.04.2017 № 20-АПГ17-3 данное решение оставлено в силе в части признания недействующим со дня принятия (26 мая 2016 года) п. 12 ч. 2 ст. 33 ПЗЗ (максимальный процент застройки земельного участка = 30%).

Предельные параметры по минимальному размеру земельного участка (2800 кв.м) и максимальному коэффициенту застройки (30 %) относятся к нормативам градостроительного проектирования (Н-р: <адрес>ы, микрорайоны, кварталы), где в таких укрупненных показателях учитывается необходимость размещения кроме благоустройства придомовых площадок, также участков школ, детских садов, объектов инженерной инфраструктуры (ТП, ЦТП, ГРП), территорий озеленения, проездов и стоянок автомобилей в составе проектов планировки территорий микрорайонов или кварталов.

Согласно СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Примечание 1, Таблица Б1, Приложение Б) для жилых зон коэффициенты застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, стоянок автомобилей, площадок и других объектов благоустройства.

В соответствии с пунктом 7.6 СП 42.13330.2016 плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать с учетом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий.

В региональных градостроительных нормативах при соответствующих обоснованиях допускается уточнение (увеличение или уменьшение) предельно допустимых значений плотности застройки различных зон, а также установление более дифференцированных показателей плотности с учетом величины города и типа застройки.

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судом первой инстанции установлено, что на основании обращения ЖСК «КОРАЛЛ» в целях упорядочения и создания условий для развития, определения параметров и фиксирования границ, регулирования землепользования и застройки территорий ГОсВД «город Махачкала», постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 16 января 2019 г. № 69 принято решение о подготовке документации по планировке территории в квартале улиц <адрес><адрес> I, <адрес> в <адрес> городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Выдано техническое задание от 18 января 2019 года № 51.07-55/19, разработку проекта планировки территории осуществило ООО «2К-архстрой», которое письмом от 28 мая 2019 года № 03 (входящий номер 5107-2397/19) просило включить указанный материал в график рассмотрения и обсуждения на Градостроительном совете Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы.

В соответствии с разработанной документацией ППТ (являющегося проектом развития застроенной территории общей площадью 19,39 га) рассмотрены все наиболее важные вопросы для создания качественной и комфортной среды в соответствии с требованиями Ст.42 и 43 ГрК РФ.

В указанном ППТ предусмотрено размещение 13-ти этажного жилого дома ЖСК «Коралл».

Таким образом, все нормативные показатели, на которые ссылается истец (коэффициент застройки, расчетные показатели по коэффициенту плотности застройки, наличие возможности по размещению придомовых площадок и т.д.) в ППТ соответствуют нормативным требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В соответствии с п.п. 5 и 6 ч. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация, в числе прочих, об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.

Градостроительным планом земельного участка предусмотрено, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ЖСК «Коралл» осуществляло проектирование объекта на основании полученной в установленном законодательством порядке информации и положительного заключения экспертизы проектной документации , выданного Центром экспертизы и надзора строительства.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно- эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

Наличие положительного заключения свидетельствует о соответствии требованиям технических регламентов, норм и правил, в том числе содержащих требования об обеспечении граждан придомовой территорией и иных положений регулирующих наличие необходимых условий для проживания граждан.

Приказом Минстроя России от 19 марта 2019 года № 169/пр «Об утверждении формы уведомления о выявлении самовольной постройки и перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки» установлен перечень документов подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, однако истцом в доказательство признаков самовольной постройки не представлен ни один из документов подтверждающих наличие признаков самовольной постройки.

По смыслу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае признания разрешения на строительство незаконным, но в отсутствие иных оснований для сноса постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, она не может быть признана самовольной, если лицо, создавшее постройку, действовало добросовестно и предприняло надлежащие меры для получения данного разрешения, то есть признание незаконным разрешения на строительство само по себе не влечет квалификацию постройки как самовольной.

Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;

3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, разработанный проект планировки территории, который подразумевает размещение на испрашиваемом земельного участке 13-ти этажного многоквартирного дома содержит обоснование возможности его размещения и служит доказательством отсутствия нарушений и ущемлений прав граждан, как собственников квартир, так и будущих землепользователей.

Согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Законом РД от 16.04.1997 г № 8 «О нормативных правовых актах РД» (ст. 73) также предусмотрено, что нормативный правовой акт РД не имеет обратной силы, то есть не распространяет своего действия на отношение возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он устраняет или смягчает ответственность за правонарушения, либо, когда в самом акте предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Следовательно, для применения положений нормативно правого акта к отношениям, возникшим до введения его в действие, необходимо прямое указание закона на придание соответствующим нормам обратной силы.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

При этом закрепляя право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, законодатель возлагает на собственника обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 ЗК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами отнесены к землям населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка (назначение участка) - под многоэтажную многоквартирную жилую застройку.

В силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство.

Согласно ст. 56 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с п. 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Согласно ст. 38 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в ч. 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что разрешение на строительство выдано с соблюдением указанных требований.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.

По ходатайству стороны истца судебной коллегий по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 13 октября 2020 г. 13-ти этажный многоквартирный жилой дом, возведенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Махачкала, <адрес><адрес> соответствует градостроительным, строительным, экологическим, противопожарным и санитарным нормам и требованиям. Строительно-монтажные работы по строительству указанного 13-ти этажного многоквартирного жилого дома выполнены качественно и безопасен для проживания в нем граждан и окружающим. Указанное строение не создает угрозу жизни, здоровью граждан. Фактические предельные параметры земельного участка с кадастровым номером составляет 2200,0 кв.м, вместо требуемой ПЗЗ г. Махачкалы площади для многоквартирных жилых домов с количеством надземных этажей 13 – 28000 кв.м, коэффициент застройки – 58 % (требуемый максимальный коэффициент – 30 %). 13-ти этажный многоквартирный жилой дом, возведенный на земельном участке с кадастровым номером в основном соответствует правилам землепользования и застройки города Махачкалы, кроме правил вышеназванных двух пунктов ПЗЗ.

По выводам экспертного заключения установлено, что многоквартирный жилой дом, возведенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по вышеуказанному адресу, соответствует требованиям СП 42.13330 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, по правилам которых максимальный коэффициент застройки составляет 0,4 - 40 %, а фактический коэффициент застройки квартала в границах <адрес>, <адрес> и <адрес> в <адрес> г. Махачкалы, где находится строящийся 13-ти этажный многоквартирный жилой дом, составляет 0,22 – 22 %, что намного меньше, чем максимальный коэффициент.

Исследовав приведенное выше заключение судебной экспертизы, судебная коллегия полагает ее выводы мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.

Постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 16 января 2019 г. № 69 в целях упорядочения и создания условий для развития, определения параметров и фиксирования границ, регулирования землепользования и застройки территории ГОсВД «город Махачкала», в соответствии со ст.ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решением Собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от 29.06.2017 № 16-6 «Об утверждении положения о порядке подготовки документации по планировке территории и разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления ГОсВД «город Махачкала», учитывая заявление председателя правления ЖСК «Коралл», принято решение о подготовке документации по планировке территории в квартале улиц <адрес>, <адрес> I, <адрес> в <адрес> ГОсВД «город Махачкала» в составе проекта планировки и проекта межевания территории согласно прилагаемой схеме.

Как следует из представленного судебной коллегии постановления Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 10 декабря 2020 г. № 865, на градостроительном совете города Махачкалы утвержден проект документации по планировке территории в квартале <адрес> I, улиц <адрес> в <адрес> ГОсВД «город Махачкала», разработанный ООО «2К-АРХСТРОЙ».

Настоящее постановление размещено на официальном сайте администрации города Махачкалы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовано в газете «Махачкалинские известия».

Судебная коллегия учитывает, что спорная постройка возведена ЖСК «КОРАЛЛ» на принадлежащем ему земельном участке с соблюдением целевого назначения на основании разрешения на строительство, выданного Управлением архитектурно-строительного надзора города Махачкалы, в соответствии с градостроительным планом. Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы « 478/20 от 13 октября 2020 г. объект строительства соответствует строительным градостроительным, строительным, экологическим, противопожарным и санитарным нормам и требованиям, указанное строение не создает угрозу жизни, здоровью граждан. В соответствии с постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 10 декабря 2020 г. № 865 об утверждении проекта документации по планировке территории коэффициент застройки, расчетные показатели по коэффициенту плотности застройки, наличие возможности по размещению придомовых площадок и т.д. соответствуют нормативным требованиям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия. В силу ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Доводы апелляционного представления не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.

Судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы.

Апелляционное представление не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 3 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи