ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-796/19 от 03.10.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Власова Л.И.

Дело № 2-796/2019

№ 33-2997-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

3 октября 2019 г.

Судья судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда Брандина Н.В.,

при секретаре Таушанковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Е. И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периода работы в страховой стаж и перерасчете страховой пенсии по старости

по частной жалобе временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области Корябкиной М. В. на определение Кольского районного суда Мурманской области от 5 августа 2019 г., которым постановлено:

«Заместителю руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Пензенской области Корябкиной М. В. в удовлетворении заявления о сложении судебного штрафа - отказать».

установил:

Фролова Е.И. обратилась в Кольский районный суд Мурманской области с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периода работы в совхозе «***» и агрофирме «***» в страховой стаж и перерасчете страховой пенсии по старости.

24 июня 2019 г. судом в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Пензастат) направлен запрос о предоставлении сведений об осуществлении на территории Пензенской области деятельности совхозом «***» в период с _ _ по _ _ года (включительно), а также его реорганизации.

Согласно ответу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Пензастат) от 28 июня 2019 г., поступившему в суд 1 июля 2019 г., Пензастат не имеет возможности предоставить запрашиваемые сведения о деятельности совхоза «***» на территории Пензенской области, поскольку в силу положений пункта 5 статьи 4, пункта 9 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», которыми в своей деятельности руководствуется Пензастат, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица, не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.

2 июля 2019 г. судом повторно в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Пензастат) направлен судебный запрос о представлении ранее истребумых сведений в отношении деятельности совхоза «***» в срок не позднее 12 июля 2019 г., на который Пензастат предоставлен ответ, датированный 28 июня 2019 г., содержащий аналогичную информацию о невозможности предоставить запрашиваемые сведения со ссылкой на положения Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Определением судьи Кольского районного суда Мурманской области от 11 июля 2019 г. на должностное лицо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области - временно исполняющего обязанности руководителя (заместителя руководителя) Корябкину М.В. наложен штраф в размере 500 рублей за неисполнение судебного запроса.

Заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Пензастат) Корябкина М.В. обратилась в суд с заявлением о сложении судебного штрафа, указав, что отказ Территориального органа в предоставлении сведений в отношении совхоза «Ключевский» по запросу суда являлся обоснованным, поскольку при осуществлении своей деятельности Пензастат руководствуется Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», положениями которого предусмотрено обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, поскольку являются информацией ограниченного доступа и не подлежат распространению.

Федеральные органы государственной власти, к которым относятся и суды, не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.

Отказ органа статистики в предоставлении запрашиваемых судом сведений был основан на положениях статьи 9 названного Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ, в связи с чем не может расцениваться как неисполнение обязанности предоставить истребуемые доказательства без уважительных причин.

Просила суд сложить штраф в размере 500 рублей, наложенный на должностное лицо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области - заместителя руководителя Корябкину М.В.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе и дополнениях к ней временной исполняющий обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Пензастат) Корябкина М.В. просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в целях обеспечения требований Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» первичные статистические данные не могут быть предоставлены по запросу пользователей для контрольных, фискальных и иных управленческих целей, проверки фактов нарушения законодательства конкретными лицами, а также в качестве основания для выплаты различного вида финансовых средств, в том числе пенсионных выплат, а формы федерального статистического наблюдения не могут служить документированным основанием для этих целей.

Указывает на то, что в соответствии с Основными принципами официальной статистики, принятыми Статистической комиссией ООН 11-15 апреля 1994 г. конфиденциальность первичных статистических данных обеспечивается сотрудниками органов статистики во всем мире.

Также обращает внимание, что на запрос суда от 18 июля 2019 г. Территориальным органом направлен письменный ответ об отсутствии запрашиваемых сведений по причине того, что они переданы в архив по истечении срока хранения.

В силу частей 3 и 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей суда апелляционной инстанции единолично без вызова лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, судья апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения суда.

В силу части 3 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции на момент принятия оспариваемого судебного постановления) должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей.

Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду (часть 4 статьи 57 ГПК РФ).

Основания и порядок наложения судебных штрафов установлены главой 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 105 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы, наложенные судом на не участвующих в рассмотрении дела должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций за нарушение предусмотренных федеральным законом обязанностей, взыскиваются из их личных средств.

В течение десяти дней со дня получения копии определения суда о наложении судебного штрафа лицо, на которое наложен штраф, может обратиться в суд, наложивший штраф, с заявлением о сложении или об уменьшении штрафа. Это заявление рассматривается в судебном заседании в течение десяти дней (часть 1 статьи 106 ГПК РФ).

Разрешая вопрос о сложении штрафа с заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Пензенской области Корябкиной М.В., суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами процессуального права, положениями Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которыми, в том числе установлена обязательность законных распоряжений судов, их требований, поручений, для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, неукоснительное их исполнение на всей территории Российской Федерации, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для сложения штрафа.

При этом, отказывая в удовлетворении заявления о сложении штрафа, суд верно указал на невыполнение должностным лицом дважды требования суда о представлении информации (сведений) при отсутствии доказательств уважительности причин непредставления истребуемых судом сведений.

Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции не имеется.

Приведенные основания для отказа в представлении истребуемых судом сведений (доказательств) в направленных суду при рассмотрении дела письменных ответах, которые также указаны заявителем в заявлении о сложении штрафа и приведены в частной жалобе, не являются уважительными причинами невыполнения должностным лицом требований суда, обязательность исполнения которых для всех без исключения установлена нормами статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Доводы заявителя в жалобе о законности отказа Территориального органа в предоставлении суду сведений в отношении совхоза «***», а также о том, что федеральные органы государственной власти, к которым относятся и суды, не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях, со ссылкой на Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», положениями которого руководствуется Пензастат при осуществлении своей деятельности, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по приведенным в определении мотивам.

При этом необходимо отметить, что согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» действие настоящего Федерального закона распространяется на респондентов, субъектов официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией.

Из положений статьи 5 приведенного Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ следует, что субъекты официального статистического учета являются операторами системы государственной статистики и осуществляют полномочия по ее созданию, эксплуатации и развитию (часть 3). В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные (часть 4).

В силу части 12 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ, предоставление субъектами официального статистического учета официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации является обязательным и бесплатным. Иным федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно.

Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 10 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

Приказом Росстата от 18 марта 2008 г. № 61 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции «Предоставление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также Международным организациям».

Пунктом 2 указанного Приказа Росстата от 18 марта 2008 г. № 61 предписано руководителям структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Росстата обеспечить предоставление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также международным организациям в соответствии с вышеназванным Административным регламентом.

Из пункта 2 Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции следует, что исполнение государственной функции по предоставлению официальной статистической информации осуществляется центральным аппаратом Росстата и территориальными органами Росстата, к которым согласно приложению 1 к Административному регламенту относится - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Пензастат).

Согласно пункту 6 Административного регламента, получателями результатов исполнения государственной функции являются, в том числе суды.

Исполнение государственной функции предполагает предоставление Росстатом в зависимости от категории доступа следующих видов официальной статистической информации, в том числе официальной статистической информации, распространение которой в Российской Федерации ограничивается Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне", в порядке, установленном в статье 16 указанного Закона, а также другими федеральными законами (пункт 9, 9.2 Административного регламента).

В силу приведенного в пункте 13 Административного регламента режима предоставления официальной статистической информации федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, судам, органам прокуратуры, Банку России предоставляется бесплатно:

- общедоступная официальная статистическая информация, разрабатываемая в соответствии с федеральным планом статистических работ и размещаемая на официальных Интернет-сайтах Росстата и его территориальных органов в открытом бесплатном доступе, посредством электронной рассылки, по письменному запросу;

- официальная статистическая информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", а также другими федеральными законами.

Таким образом, положения Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Приказа Росстата от 18 марта 2008 г. № 61, а также Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции, которыми непосредственно руководствуется Пензастат при осуществлении своей деятельности, возлагает на руководителей территориальных органов Росстата обеспечить предоставление официальной статистической информации, в том числе судам, включая информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", а также другими федеральными законами.

В связи с изложенным, приведенные должностным лицом – заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Пензенской области Корябкиной М.В. основания для отказа в предоставлении истребуемых судом сведений (информации) не могут быть признаны законными и обоснованными.

При таком положении законные основания, как и уважительные причины, для отказа в выполнении требования суда и предоставлении истребуемых судом сведений об осуществлении совхозом «***» на территории Пензенской области деятельности в период с _ _ по _ _ года включительно, которые являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, в том числе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Пензастат), отсутствовали.

Приведенные в частной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены определения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, а по существу направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену определения, не установлено.

При таких обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам частной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Мурманского областного суда

определил:

определение Кольского районного суда Мурманской области от 5 августа 2019 г. оставить без изменения, частную жалобу временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области Корябкиной М. В. – без удовлетворения.

Судья: