ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-797/2022 от 19.07.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Панов Д.В.

дело № 2-797/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-8347/2022

19 июля 2022 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Подрябинкиной Ю.В., Мокроусовой Л.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Бурлаковой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 21 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к начальнику Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске в Челябинской области (УПФР) ФИО9 с учетом уточнения о включении в специальный педагогический стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 мая 2008 г. по 22 мая 2008 г., с 1 апреля 2013 г. по 12 апреля 2013 г., с 19 января 2015 г. по 23 января 2015 г., нахождения в командировке с 22 ноября 2016 г. по 2 декабря 2016 г., назначении пенсии с 21 апреля 2017 г.

В обоснование иска указала, что с 3 июля 2017 г. ей назначена досрочная пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности. Считала, что при назначении пенсии ей необоснованно не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировки, что повлияло на дату назначения пенсии, право на которую с учетом спорных периодов у нее возникло бы с 21 апреля 2017 г.

Определением суда от 24 марта 2022 г. произведена замена ответчика ФИО6 на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР) (л.д.121).

Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОПФР ФИО7 в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения иска.

Суд принял решение о возложении обязанности на ОПФР включить в специальный стаж ФИО1, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 мая 2008 г. по 22 мая 2008 г., с 1 апреля 2013 г. по 12 апреля 2013 г., с 19 января 2015 г. по 23 января 2015 г. и период нахождения в командировке с 22 ноября 2016 г. по 2 декабря 2016 г., назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона с 29 мая 2017 г.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОПФР просит решение суда отменить в части удовлетворенных исковых требований, принять по делу новое решение. Указывает, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» на дату назначении страховой пенсии по старости истцу учитывалась справка, уточняющая условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей №417, согласно которой спорные периоды работы указаны как периоды, подлежащие исключению из специального стажа истца. В выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица данные периоды отражены без кода льготы. Полагает, что включение данных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрено пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516. Указывает, что спорные периоды работы не были учтены при подсчете страхового стажа при определении права на страховую пенсию истца. При этом, при определении размера пенсии истца учтены все страховые взносы, начисленные с 1 января 2002 г. в Пенсионный фонд, включая страховые взносы за спорные периоды. Полагает, что включение спорных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ не приведет к увеличению размера пенсии истца, поскольку при исчислении размера страховой пенсии по старости они уже учтены. Принимая во внимание, что обращение истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости имело место 29 мая 2017 г., ей законно с 3 июня 2017 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости, поскольку на 3 июня 2017 г. она выработала 25 лет педагогической деятельности.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит возложить на ОПФР обязанность включить в льготный педагогический стаж периоды нахождения на курсах по повышению квалификации, командировки, произвести доплату за неучтенные дни.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ФИО1 (ФИО10) Т.Е. 14 апреля 2000 г. принята на работу в МДОУ Детский сад №17 (в настоящее время МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №17 г. Магнитогорска»), 28 сентября 2012 г. уволена, 1 октября 2012 г. принята в МДОУ«Детский сад №150» <...> ноября 2012г. уволена, 3 декабря 2012 г. принята в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №17 г. Магнитогорска» , 13 июля 2021 г. уволена (л.д.19-24).

29 мая 2017 г. ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 43-44).

Решением УПФР от 23 октября 2017 г. ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 3 июня 2017 г. бессрочно (л.д. 34).

В соответствии с «Данными о стаже» периоды: с 12 по 22 мая 2008 г., с 1 по 12 апреля 2013 г., с 19 по 23 января 2015 г., с 22 ноября по 2 декабря 2016 г. зачтены ФИО1 на обычных условиях в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д.37).

30 марта 2021 г. ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете пенсии (л.д. 115-116).

Решением УПФР от 5 апреля 2021 г. истцу отказано в перерасчете размера пенсии по старости в связи с отсутствием изменения величины индивидуального пенсионного коэффициента. Ответчиком определены условия перерасчета пенсии, имеющиеся у заявителя: при расчете размера пенсии с учетом документов в пенсионном деле ФИО1 величина индивидуального коэффициента за период до 1 января 2015 г. не изменится. Дополнительные документы, влияющие на величину индивидуального пенсионного коэффициента, заявителем не представлены (л.д. 114-115).

Разрешая спор и удовлетворяя уточненные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировке являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. С учетом периодов курсов повышения квалификации и командировки продолжительность специального стажа истца составила более 25 лет, пришел к выводу о назначении истцу пенсии с момента подачи заявления – с 29 мая 2017 г.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании имеющихся в деле доказательств, и требованиям законодательства.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления о назначении пенсии) (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика о законном назначении истцу страховой пенсии по старости с 3 июня 2017 г., судом первой инстанции с учетом дополнительно зачтенных в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы правомерно возложена на ответчика обязанность по назначению истцу страховой пенсии по старости с даты обращения с заявлением, а именно с 29 мая 2017 г., поскольку на этот день у истца имелась требуемая продолжительность специального стажа 25 лет.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке судебная коллегия считает основанными на неверном толковании норм материального права.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с частью 1 статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранением места работы и среднего заработка, что предусмотрено частью 1 статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации.

Положениями пункта 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 г. «Об оплачиваемых учебных отпусках» установлено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно пункту 3(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пунктами 7, 8 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены обязанности педагогических работников: систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. Эта обязанность реализуется работодателем на основании пункта 5 части 3 статьи 28 этого Федерального закона об отнесении к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в том числе создания условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

Принимая во внимание, что период нахождения на курсах повышения квалификации (в командировке) приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы; в периоды нахождения на курсах повышения квалификации (командировке) за истцом сохранялась заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд обоснованно включил спорные периоды в специальный стаж истца, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Указание в апелляционной жалобе на уточняющую справку работодателя об исключении спорных периодов работы из специального стажа истца и сведения индивидуального персонифицированного учета, не содержащие кодов особых условий труда, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку такие действия работодателя обусловлены требованиями Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 2.3.26 Порядка заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 507п, (в редакции до внесения изменений Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. № 304п), для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий труда или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии не указывается, если при отражении сведений в графе 11 «Дополнительные сведения» формы указаны следующие дополнительные сведения, в том числе повышение квалификации с отрывом от производства – «КВАЛИФ».

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что при определении размера пенсии истца учтены все страховые взносы, начисленные с 1 января 2002 г. в Пенсионный фонд, включая страховые взносы за спорные периоды, поэтому включение спорных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ не приведет к увеличению размера пенсии истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку решением суда на ответчика не возложены обязанности по перерасчету размера пенсии, спорные периоды работы учтены для определения права на страховую пенсию по старости на дату обращения с заявлением о назначении пенсии и на ответчика возложена обязанность назначить истцу пенсию с более ранней даты – с 29 мая 2017 г. и соответственно выплатить ее с этой даты.

Оснований для удовлетворения в полном объеме уточненного иска (л.д.125) и назначения истцу пенсии с 21 апреля 2017 г. суд первой инстанции правомерно не усмотрел, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Таким образом, апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств, неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 21 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2022 г.