Судья Шалаева Д.И. Дело № 33-10123/2021 2.065
Дело № 2-798/2021 УИД 24RS0040-01-2020-006559-76
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 августа 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Сударьковой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Субботиным А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования г. Норильск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» об обязании уплатить дополнительный тариф страховых взносов, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца ФИО1,
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 13 апреля 2021 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования г. Норильск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» об обязании уплатить дополнительный тариф страховых взносов, взыскании компенсации морального вреда отказать».
Заслушав докладчика, представителя ГУ – УПФ в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) ФИО2 (на основании доверенности от 22.12.2020г.), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к МУП муниципального образования г. Норильск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» об обязании уплатить дополнительный тариф страховых взносов, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что на основании трудового договора от 01.10.2008 и дополнительного соглашения к трудовому договору от 26.09.2018 года он был принят на работу в МУП МО город Норильск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» по профессии «рабочий по вывозу трупов». В 2018 году по месту его работы проведена оценка условий труда и согласно карте № 29А специальной оценки условий труда от 27.11.2018 года на его рабочем месте установлен 3 класс (3.2 подкласс) условий труда. В мае 2019 года проведена внеплановая специальная оценка условий труда на его рабочем месте и согласно карте № 1А специальной оценки условий труда от 27.05.2019 на его рабочем месте установлен 3 класс (3.2 подкласс) условий труда. В связи с проведенной специальной оценки условий труда в его трудовой договор внесены изменения в п. 10 п.п. 10.1 в следующей редакции: «Работник занят на работах с вредными условиями труда 3 класс (3.2 подкласс), что подтверждается картой проведения внеплановой специальной оценкой условий труда от 27.05.2019 № 1 «А». Истец обратился в пенсионный фонд с просьбой о размере отчислений в пенсионный фонд работодателя и имеет ли он право на досрочную пенсию в связи с работой во вредных условиях труда и узнал о том,, что работодатель предоставляет сведения без отражения оснований для досрочного назначения страховой пенсии, а также не производит дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд, которые предусмотрены с наличием класса вредности условий труда. 30.11.2020 истец обратился к работодателю с заявлением, в котором попросил работодателя предоставить в пенсионный фонд сведения, отражающие право на досрочное назначение страховой пенсии и произвести дополнительные отчисления в связи с вредными условиями труда. Из ответа работодателя в декабре 2020 года следует, что право назначения досрочной страховой пенсии у него нет, поскольку это не указано в карте СОУТ его рабочего места. С решением работодателя не согласен. Кроме того, в карте аттестации рабочего места за 2009 год установлен класс вредности 3.3. по окончании срока действия аттестации от 2009 года дополнительные взносы работодателем перестали отчисляться на его индивидуальный лицевой счет. Специальной оценкой условий труда от 2015 года условия труда на его рабочем месте оценили как допустимые, дополнительные отчисления отсутствуют (класс 2.2). Специальной оценкой условий труда от 2018 года условия труда на его рабочем месте оценили, как вредные класс 3.2 по которому положены 4% дополнительных отчислений страховых взносов. Эксперты оценивающих организаций не были ознакомлены с картой аттестации его рабочего места за 2009 год, где установлен класс вредности 3.3 и положены 6% отчислений страховых взносов за вредные условия труда.
ФИО1 с учетом уточнений требований просил суд обязать ответчика уплатить дополнительный тариф страховых взносов за период его работы с 30.11.2018 по день вынесения судом решения в размере 4%, обязать ответчика уплатить дополнительный тариф страховых взносов за период его работы с 01.01.2015 по 30.11.2018 в размере 7%, взыскать компенсацию морального вреда 3000000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное, указывая, что положения п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ не содержат указание на список наименований профессий и должностей, которым установлено льготное пенсионное обеспечение. Поскольку работа истца во вредных условиях установлена по результатам СОУТ, должны применяться дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 428 НК РФ. Кроме того, суд ошибочно установил о его работе рабочим ритуальных услуг, несмотря на указание в трудовом договоре и трудовой книжки о принятии его за должность рабочего по вывозке трупов.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных своевременно и надлежащим образом о месте, дате и времени его рассмотрения, не заявивших об уважительной причине неявки в судебное заседание и не ходатайствовавших об отложении рассмотрения дела, проверив материалы дела и решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, согласную с решением суда и возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, установлено статьей 30 (часть 1, подпункты 1 и 2) Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400- ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом а, б п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисление периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными и в горячих цехах, а также на работах с тяжелыми условиями труда, необходимо руководствоваться Списком № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Профессии и должности, которые пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрены Списком № 1, 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10.
В соответствии с частью 6 ст. 30 вышеназванного Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно положениям статьи 428 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) (пункт 1).
2. Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
3. Для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный | 4 | 8,0 процента |
Вредный | 3.4 | 7,0 процента |
3.3 | 6,0 процента | |
3.2 | 4,0 процента | |
3.1 | 2,0 процента | |
Допустимый | 2 | 0,0 процента |
Оптимальный | 1 | 0,0 процента. |
Исходя из содержания вышеуказанных норм действующего законодательства, обязанность уплаты дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлена с 1 января 2013 года для работодателей, производящих выплаты за работников, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, а также подтверждение соответствия класса условий труда на таких рабочих местах вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
При этом вышеуказанный перечень видов работ расширительным не является.
Таким образом, к выплатам работникам, не занятым на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не применяются, и в том числе, если по результатам специальной оценки рабочих мест таких работников установлен класс условий труда вредный или опасный.
Как следует из материалов дела, ФИО1 был принят 01.04.2001 в МУП МО город Норильск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» рабочим по вывозу трупов, 26.02.2019г. профессия переименована «рабочий ритуальных услуг», что подтверждается трудовой книжкой, трудовым договором от 01.10.2008, дополнительным соглашением от 26.09.2018 к трудовому договору от 01.10.2008 (л.д.7-13,135).
В соответствии с картой № 29А специальной оценки условий труда от 27.11.2018 рабочего ритуальных услуг, установлен 3 класс (3.2 подкласс) условий труда (л.д. 15-17).
В соответствии с картой № 1А специальной оценки условий труда от 27.05.2019 рабочего ритуальных услуг, установлен 3 класс (3.2 подкласс) условий труда (л.д. 18-20).
Дополнительным соглашением от 05.06.2019 к трудовому договору от 01.10.2008 внесены изменения в трудовой договору в п. 10 п.п. 10.1, указанием на то, что работник занят на работах с вредными условиями труда 3 класс (3.2 подкласс), что подтверждается картой проведенной внеплановой специальной оценкой условий труда от 27.05.2019 № 1А» (л.д. 14).
Страхователем МУП МО город Норильск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» в отношении ФИО1 дополнительные тарифы страховых взносов за спорный период не начислялись и не уплачивались.
Согласно карте аттестации рабочего места N 19, а также картам № 29А от 27.11.2018 и N 1А специальной оценки условий труда от 27.05.2019 рабочего ритуальных услуг, у истца ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии отсутствует.
Результаты проведенной аттестации рабочего места в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установил, что поскольку должность рабочего ритуальных услуг (до переименования - рабочий по вывозу трудов), в которой работает истец, не предусмотрена списком № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости досрочно, в том числе по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, работодателем правомерно не начислялись в спорный период страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об отсутствии установленных законом оснований для возложения на ответчика обязанности уплатить дополнительный тариф страховых взносов за период с 30.11.2018 по день вынесения судом решения в размере 4%, а также обязанности уплатить дополнительный тариф страховых взносов за период работы с 01.01.2015 по 30.11.2018 в размере 7%.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений пенсионного законодательства, в связи с чем, являются несостоятельными. Ссылка на неверное указание должности истца, на которую он был принят к ответчику, не опровергает правильность выводов суда, учитывая имевшее место переименование должности, а также отсутствия наименования занимаемой истцом должности, как на дату трудоустройства, так и в настоящее время в соответствующих списках, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено 12 августа 2021 года