Судья Соколова Д.Е.
Дело № 2-799/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-8821/2022
08 августа 2022 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Беломестновой Ж.Н.,
судей Белоусовой О.М., Морозовой Е.Г.,
при секретаре К.А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.Э.Р. на решение Советского районного суда г. Челябинска от 07 апреля 2022 года по иску К.Э.Р. к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Министерству общественной безопасности Челябинской области о признании незаконным уведомления о невозможности оформления государственного жилищного сертификата, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Белоусовой О.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца К.Э.Р., третьего лица Б.Я.Р., представителя ответчика министерства общественной безопасности Челябинской области П.С.Ф., представителя ответчика КУИЗО и третьего лица администрации г. Челябинска – Ш.Д.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Э.Р. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее – КУИЗО г. Челябинска), министерству общественной безопасности Челябинской области о признании незаконным отказа министерства общественной безопасности Челябинской области в оформлении государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, возложении обязанности на министерство общественной безопасности Челябинской области оформить К.Э.Р. с составом на семью из трех человек государственный жилищный сертификат в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации; признании незаконным уведомления КУИЗО г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности оформления государственного жилищного сертификата в связи с неполным предоставлением документов, возложении обязанности на КУИЗО г. Челябинска направить в Министерство общественной безопасности Челябинской области учетное дело К.Э.Р. для оформления государственного жилищного сертификата с составом семьи 3 человека в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что распоряжением администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№, как относящаяся к категории граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенного пункта, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, К.Э.Р. и члены ее семьи К.А.А. (супруг), К.Э.А. (дочь) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ КУИЗО г. Челябинска в адрес истца направлено уведомление №, в котором было сообщено о невозможности оформления государственного жилищного сертификата в связи с неполным предоставлением документов, указанных в п. 44 Правил: истец не предоставила документы на совместно проживающую с ней мать Б.Я.Р. Согласно справке, выданной ООО «Ремжилзаказчик –ЖЭУ №» от ДД.ММ.ГГГГ совместно с истцом зарегистрирована мать Б.Я.Р., однако в заявлении о выдаче государственного жилищного сертификата она в качестве члена семьи не указана. В связи с чем учетное дело истца было возвращено Министерством общественной безопасности Челябинской области без оформления сертификата. Истец считает, что, проживая в одном помещении с матерью, не является ее близким родственником, поскольку дважды вступала в брак, имеет ребенка, с момента создания семьи перестала быть членом семьи своей матери, ее отчим также не является членом семьи истца. Кроме того, ее мать также создала новую семью, иждивенцем матери истец не является, совместное хозяйство истец с матерью не ведут. Истец вынуждена проживать в одном жилом помещении вместе с матерью.
Истец К.Э.Р. и ее представитель - адвокат К.Э.Р. в судебном заседании в суде первой инстанции поддержали заявленные исковые требования в полном объеме. Представитель истца дополнительно пояснила, что мать истца Б.Я.Р. своего согласия на включение ее в число членов семьи К.Э.Р. не давала, поэтому истец не может обязать Б.Я.Р. предоставить свои персональные данные и подписать соответствующее заявление на выдачу государственного жилищного сертификата.
Представитель ответчика Министерства общественной безопасности Челябинской области П.С.Ф., в судебном заседании в суде первой инстанции поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которым в пп. «а» п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила) определен круг лиц, относящихся к членам семьи гражданина-участника ведомственной целевой программы (в отношении граждан, указанных в пп. «а» - «е» п. 5 Правил): постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. Согласно пп. «а», «г» п. 44 Правил для получения сертификата гражданин-участник ведомственной целевой программы предоставляет документы. В заявлении (рапорте), оформляемом в соответствии с Правилами, необходимо указать состав семьи (в том числе персональные данные родителей). В иске К.Э.Р. не оспаривает постоянное совместное проживание с матерью Б.Я.Р. Кроме того, данная информация подтверждается справкой, выданной управляющей организацией ООО «Ремжилзаказчик – ЖЭК № 2» от 20 февраля 2021 года, согласно которой Б.Я.Р. зарегистрирована по месту жительства с истцом. Однако, вопреки требованиям п. 17 Правил, в иске К.Э.Р. указывает, что ее семья состоит из 3 человек (истец, супруг и дочь). Поскольку истцом представлен неполный пакет документов, в заявлении (рапорте) о выдаче государственного жилищного сертификата истцом не заполнена информация о матери, проживающей совместно с ней (данный факт не оспаривается в иске), учетное дело истца было возвращено органу местного самоуправления без оформления сертификата. Просила суд отказать в удовлетворении искового заявления, пояснила, что истец является участником программы. В Правилах четко определены условия участия в программе. Согласно условиям участник программы не может сам устанавливать количество членов семьи.
Представитель ответчика КУИЗО г. Челябинска в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому на территории Челябинской области оформлением государственных жилищных сертификатов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» осуществляет Министерством общественной безопасности Челябинской области. В КУИЗО г. Челябинска поступило письмо Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ о необходимости передачи учетных дел граждан для оформления государственных жилищных сертификатов. ДД.ММ.ГГГГ КУИЗО г. Челябинска в адрес Министерства для предварительного рассмотрения направлено учетное дело К.Э.Р. Письмом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ КУИЗО г. Челябинска был уведомлен о том, что по результатам рассмотрения документов, имеющихся в учетном деле истца, оформление государственного жилищного сертификата не представляется возможным, поскольку в нарушение п. 44 Правил К.Э.Р. не представлены документы на совместно проживающую с ней Б.Я.Р. (мать истца). Пунктом 17 Правил определен круг лиц, относящихся к членам семьи гражданина-участника ведомственной целевой программы: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина. Факт проживания Б.Я.Р. и К.Э.Р. не оспаривается истцом, подтверждается справкой, выданной ООО «Ремжилзаказчик – ЖЭУ №» от ДД.ММ.ГГГГ, адресными справками о регистрации указанных лиц. Б.Я.Р. является членом семьи истца в силу закона, как следствие, во исполнение п.44 Правил для оформления государственного жилищного сертификата соответствующие документы должны быть представлены и на Б.Я.Р. В материалы дела не представлено доказательств, объективно свидетельствующих о том, что К.Э.Р. и Б.Я.Р. не являются членами одной семьи. Кроме того, проверка материалов учетного дела для выдачи государственного жилищного сертификата осуществляется Министерством, КУИЗО г. Челябинска не наделен полномочиями по оценке результатов проверки, проведенной Министерством, с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.
Представитель третьего лица администрации г. Челябинска, третье лицо Б.Я.Р. в судебное заседание в суд первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе К.Э.Р. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении в полном объеме. Указывает на то, что несмотря на принятые судом доказательства того, что Б.Я.Р. членом семьи истца не является, в том числе показания допрошенных свидетелей, суд пришел к выводу о том, что истец и Б.Я.Р. являются членами одной семьи. Судом неправильно установлены фактические обстоятельства дела. Кроме того, просит приобщить к материалам дела соглашение, заключенное по инициативе Б.Я.Р. Также судом сделан неверный вывод о том, что оспариваемое уведомление КУИЗО г. Челябинска не является нормативно-правовым актом, устанавливающим, изменяющим права и обязанности истца. Считает, что К.Э.Р. представлено достаточно доказательств неправомерности (незаконности) действий ответчика, выразившихся в уведомлении истца о невозможности оформления истцу государственного жилищного сертификата в связи с неполным предоставлением документов. Данные доказательства ответчиками не опровергнуты.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство общественной безопасности Челябинской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив материалы дела, заслушав пояснения истца К.Э.Р., третьего лица Б.Я.Р., представителей Министерства общественной безопасности Челябинской области П.С.Ф., КУИЗО г. Челябинска и администрации г. Челябинска – Ш.Д.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№, К.Э.Р. как относящаяся к категории граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенного пункта, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в составе семьи из трех человек, в том числе К.А.А. (супруг), К.Э.А. (дочь) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ в ответе № КУИЗО г. Челябинска сообщил истцу, что её учетное дело было возвращено Министерством общественной безопасности Челябинской области без оформления сертификата в связи с неполным предоставлением документов, указанных в п. 44 Правил (л.д. 32, 73-74).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, объективно свидетельствующих о том, что К.Э.Р. и Б.Я.Р. не являются членами одной семьи, кроме того, уведомление КУИЗО г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№ носит информационный характер, не является нормативным правовым актом, устанавливающим, изменяющим или отменяющим права и обязанности К.Э.Р.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, исходя из следующего.
Согласно части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Аналогичный порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен Законом Челябинской области от 16 июня 2005 года № 389-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Закона обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью осуществляется в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 указанных правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Подпункт "е" пункта 5 Правил предусматривает, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Исходя из положений п. 6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (п. 11 Правил).
В п. 44 Правил, для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы указан перечень документов, которые заявителю необходимо предоставить, в частности: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника ведомственной целевой программы и членов его семьи; в) справка об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, в отношении которого представлено обязательство, предусмотренное подпунктом «ж» настоящего пункта, и коммунальные услуги; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника ведомственной целевой программы и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении);
Согласно п. 18 Правил, выдача сертификатов осуществляется органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма.
Пунктом 21 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих правил.
В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляет в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Согласно п. 24 указанных правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме). Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, и администрация г. Байконура до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил), органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил) или администрацией г. Байконура (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил), отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в подпунктах "е" - "л" настоящих Правил, и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списков граждан, указанных в подпунктах "к" и "л" пункта 5 настоящих Правил).
Для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, гражданин - участник ведомственной целевой программы, указанный в подпункте "а" или "б" пункта 5 настоящих Правил, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях или в качестве претендующего на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) (п. 27 правил).
В соответствии с п.31 правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы, состоящих на учете в федеральных органах и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, устанавливаются федеральными органами. Порядок учета граждан, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан (за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки (находились населенные пункты, исключенные из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков).
Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (п.32 правил).
В Челябинской области оформление государственных жилищных сертификатов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», осуществляет министерство общественной безопасности Челябинской области на основании пп. 22 п. 8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 24 октября 2016 года № 283 «О положении, структуре и штатной численности Министерства общественной безопасности Челябинской области».
Деятельность по формированию сводных списков граждан и оформлению государственных жилищных сертификатов Министерство общественной безопасности Челябинской области осуществляет в соответствии с Правилами, а также Порядком формирования сводных списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20 апреля 2011 года № 108-П (далее - Порядок).
Согласно п. 10 Порядка уполномоченные органы осуществляют работу по проверке учетных дел граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году по Челябинской области. После проверки учетных дел уполномоченные органы в срок, установленный Правилами, производят оформление государственных жилищных сертификатов на имя граждан, подтвердивших право на получение государственного жилищного сертификата, и передают государственные жилищные сертификаты органам местного самоуправления для выдачи гражданам.
Как следует из заявления К.З.Р. дополнительно истребованного судебной коллегией и приобщенного к материалам дела, ДД.ММ.ГГГГК.Э.Р. обратилась к главе г. Челябинска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма её семьи в составе из трех человек, при этом в заявлении в качестве членов семьи она указала, в том числе супруга К.А.А. и дочь К.Э.А. (л.д. 150,151 том 2).
На основании распоряжения администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№, К.Э.Р. именно в составе семьи из трех человек (она, супруг и дочь) принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Для включения в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» К.Э.Р. обратилась с заявлением (рапортом) к главе города Челябинска Н.П. Котовой, указав при этом, что состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения) с ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи: К.А.А. (супруг). К.Э.А. (дочь).
Соответственно на К.Э.Р. как участника ведомственной целевой программы было заведено учетное дело.
Письмом министерства общественной безопасности Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ были запрошены учетные дела граждан, сформированные в соответствии с Правилами, для оформления государственных жилищных сертификатов о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
ДД.ММ.ГГГГ КУИЗО г. Челябинска в министерство общественной безопасности Челябинской области для предварительного рассмотрения были направлены, в том числе, учетное дело К.Э.Р.
ДД.ММ.ГГГГ министерством общественной безопасности Челябинской области возвращено КУИЗО г. Челябинска учетное дело К.Э.Р. в связи с неполным предоставлением документов, указанных в п. 44 Правил, а именно на совместно проживающую с гражданином – участником ведомственной целевой программы матерью Б.Я.Р., поскольку граждане самостоятельно определять состав своей семьи в целях получения мер государственной поддержки не вправе (л.д. 53-54, 71-72).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил № 153, в настоящих Правилах членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы (за исключением граждан, указанных в пунктах 17(1) и 17(2) настоящих Правил) признаются следующие граждане:
а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил:
постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина;
другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В пункте 44 Правил № 153 указаны документы, которые представляет гражданин - участник Государственной программы для получения сертификата. Согласно пункту 44(1) Правил № 153, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.
Законодатель, устанавливая определенные правила для получения государственных жилищных сертификатов, устанавливает и требования как к самому гражданину, имеющему непосредственное право для получения государственного жилищного сертификата, так и к членам его семьи, при этом определяя круг членов семьи гражданина - получателя государственного жилищного сертификата. Граждане не вправе самостоятельно определять состав своей семьи в целях получения мер государственной поддержки. Учет всех членов семьи необходим для реализации иных условий Правил № 153, в том числе, установленных пунктом 16(4) Правил № 153.
Исходя из положений Порядка формирования сводных списков, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 20 апреля 2011 года № 108-П, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Челябинской области следует, что в случае отказа гражданина от получения государственного жилищного сертификата в планируемом году либо непредставления или неполного предоставления гражданином в срок, установленный уполномоченными органами, документов для оформления государственного жилищного сертификата, указанных в правилах, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, государственный жилищный сертификат оформляется на имя следующего гражданина, состоящего в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году по Челябинской области и подтвердившего право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с гражданам-участникам основного мероприятия.
Учитывая заявленные исковые требования к КУИЗО г. Челябинска и министерству общественной безопасности Челябинской области, фактические обстоятельства настоящего дела, а также распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ о принятии К.Э.Р. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе семьи из трех человек: К.Э.Р., супруг К.А.А. и дочь К.Э.А., судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для возврата учетного дела у министерства общественной безопасности Челябинской области, в соответствии с Порядком формирования сводных списков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Челябинской области гражданам-участникам основного мероприятия "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ не имелось.
В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене полностью, с принятием нового решения о возложении обязанности на КУИЗО г. Челябинска повторно направить в министерство общественной безопасности Челябинской области учетное дело К.Э.Р., как получателя государственного жилищного сертификата по Челябинской области для его проверки, а также возложении обязанности на министерство общественной безопасности Челябинской области повторно провести проверку учетного дела К.Э.Р., как получателя государственного жилищного сертификата по Челябинской области, с учетом всех имеющихся в учетном деле документов.
Оснований для удовлетворения остальных заявленных исковых требований К.Э.Р., судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Челябинска от 07 апреля 2022 года отменить. Принять новое решение.
Исковые требования К.Э.Р. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска повторно направить в Министерство общественной безопасности Челябинской области учетное дело К.Э.Р., как получателя государственного жилищного сертификата по Челябинской области для его проверки.
Возложить на Министерство общественной безопасности Челябинской области обязанность повторно провести проверку учетного дела К.Э.Р., как получателя государственного жилищного сертификата по Челябинской области.
В удовлетворении остальных части исковых требований К.Э.Р. к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Министерству общественной безопасности Челябинской области – отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2022 года.