ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-79/2021 от 16.12.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-8735/2021

№ 2-79/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 16 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,

судей Зудерман Е.П., Нечаевой Т.М.,

при секретаре Гришине К.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Оренбургского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершения действий,

установила:

Военный прокурор Оренбургского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству обороны Российской Федерации, в обоснование иска указав, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения должностными лицами ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» МО РФ законодательства о капитальном ремонте было установлено, что «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» находится в трех зданиях, расположенных по адресу: <...> которые являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении МО РФ.

В соответствии с решением исполкома Оренбургского областного Совета народных депутатов № 179 от 13.08.1987, здание «Дом купца В. Трошина» 2-е десят. ХХ в. Модерн», включено в реестр объектов культурного наследия Оренбургской области. 29.04.2009 на указанный объект недвижимости было выдано охранное обязательство.

В настоящее время здание нуждается в проведении текущего и капитального ремонта, в связи с чем после неоднократного уточнения требований просил суд обязать собственника Министерство обороны Российской Федерации совершить действия в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направленные на разработку и согласование проектной документации, получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также на проведение историко-культурной экспертизы на объекте культурного наследия зданий, расположенных по адресу: <...> с привлечением специализированной организации.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24.08.2021 исковое заявление Военного прокурора Оренбургского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершения действий удовлетворено.

На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность совершить действия в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направленные на разработку и согласование проектной документации, получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также на проведение историко-культурной экспертизы на объекте культурного наследия в части принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации на праве собственности нежилых помещений, расположенных по адресу: <...>

В апелляционных жалобах Министерство обороны Российской Федерации, ООО «ЗападноАбдулинО», ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просят его отменить.

Определением от 07.12.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с привлечением к участию в деле в качестве второго ответчика ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» МО РФ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, ФИО2, представитель Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Министерства культуры Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, ООО «Регион», Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, ЖСК № 16 не явились, были надлежаще извещены, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не просили.

Сведения о времени и месте судебного заседания были дополнительно размещены на официальном сайте Оренбургского областного суда посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика Ярыгину Е.Н., выслушав представителя истца ФИО3, поддержавшего доводы, изложенные в иске, просившего его удовлетворить, представителя ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» МО РФ ФИО4, просившего удовлетворить иск и полагавшего, что ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» МО РФ не является надлежащим ответчиком по делу, представителя Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области ФИО5, представителя ФИО1 – ФИО6, просивших удовлетворить иск и полагавших, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны РФ, представителя ООО «ЗападноАбдулинО» ФИО7, поддержавшую доводы, изложенные в иске, полагавшую надлежащим ответчиком ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» МО РФ, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку судом первой инстанции допущено нарушение пп. 4 п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, выразившееся в том, что дело было рассмотрено без привлечения к участию в деле в качестве ответчика ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» МО РФ решение суда подлежит отмене как постановленное в нарушение норм процессуального закона.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области, наделенного полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества РФ № 116-р от 23.01.2001 за государственным учреждением культуры МО РФ «Оренбургский гарнизонный дом офицеров» зарегистрировано право оперативного управления на одно – трехэтажное административное здание с подвалом литер , расположенное по адресу: <...>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии , на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области, наделенного полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества РФ № 116-р от 23.01.2001 за государственным учреждением культуры МО РФ «Оренбургский гарнизонный дом офицеров» зарегистрировано право оперативного управления на трехэтажное здание библиотеки литер , расположенное по адресу: <...>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии , на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области, наделенного полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества РФ № 116-р от 23.01.2001 за государственным учреждением культуры МО РФ «Оренбургский гарнизонный дом офицеров» зарегистрировано право оперативного управления на одноэтажное здание с подвалом литер , расположенное по адресу: <...>

29.04.2009 ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» выдано охранное обязательство регистрационный № 74/2009, на здание «Дом купца В. Трошина» 2-е десят. ХХ в. Модерн», расположенное по адресу: <...>

Иными сособственниками помещений в спорном строении являются ФИО2, ФИО1

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с соблюдением условий, установленных Федеральным законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

Согласно статьи 42 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонт памятника – научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Согласно абз. 1 п. 1 и подп. 2 п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В силу подп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В обоснование заявленных исковых требований истцом было представлено экспертное заключение, составленное ООО *** «***» от 29.06.2020 года, в соответствии с которым исследование здания объекта культурного наследия «Военное собрание» показало, что техническое состояние стен здания в осях «1-2», «Б-Д» оценивается как аварийное вследствие выявленных дефектов.

В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта -С от 31.05.2021, составленного экспертом ООО «***» ФИО11, – общее техническое состояние конструкций одно – трехэтажного административного здания с подвалом, общей площадью 4 899,9 кв.м. литер оценивается как аварийное. Выявленные дефекты обусловлены естественным фактическим износом, несвоевременным выполнением монтажных работ, а также некачественным проведением ранее выполненных работ (отсутствие организованного водоотвода, отливов и т.д.).

Общее техническое состояние конструкций трехэтажного здания библиотеки общей площадью 607 кв.м. оценивается как аварийное.

Таки образом, указанными экспертными заключениями подтверждается факт того, что спорное строение является аварийным и нуждается в проведении немедленного ремонта.

Следовательно, дальнейшее бездействие ответчика может привести к разрушению здания и утрате исторического памятника.

Однако, учитывая, что здание «Дом купца В. Трошина» 2-е десят. ХХ в. Модерн», расположенное по адресу: <...> является объектом культурного наследия, для него действует особый порядок разработки проектной документации и проведения работ, установленный Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о возможности удовлетворения требований истца в полном объеме, поскольку только после проведения работ, направленных на разработку и согласование проектной документации, получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также на проведение историко – культурной экспертизы на объекте культурного наследия возможно определить перечень работ, необходимых для ремонта здания.

В соответствии с Уставом федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации, учреждение является некоммерческой организацией. Полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ и непосредственно подчинено командованию Приволжско – Уральского военного округа.

В силу п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника (п. 1 ст. 299 Кодекса).

В абз. 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

По делу установлено, что спорный объект культурного наследия - здания по адресу: <...> закреплены за ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества, в том числе его капитальный ремонт.

Следовательно, именно ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком и лицом, обязанным совершить действия в соответствии со ст. 45 Федерального от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» направленные на разработку и согласование проектной документации, получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также на проведение историко-культурной экспертизы на объекте культурного наследия здания, расположенного по адресу: <...> с привлечением специализированной организации.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации, как к ненадлежащему ответчику по делу.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 августа 2021 года отменить.

По делу вынести новое решение, которым исковые требования Военного прокурора Оренбургского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации – удовлетворить в части.

Обязать ФГУ «Дом офицеров Оренбургского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации совершить действия в соответствии со статьей 45 Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направленные на разработку и согласование проектной документации, получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также на проведение историко-культурной экспертизы на объекте культурного наследия зданий, расположенных по адресу: <...> с привлечением специализированной организации.

В части требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать.

Председательствующий

судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.12.2021