ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-7/20 от 24.11.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Давыдов А.А. Дело №33 – 6942/ 2020 (№ 2-7/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2020 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Данилова А.В., Решетниковой О.В.

с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района в интересах (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 к ответчикам администрации Березовского района ХМАО-Югры, администрации с.п. Саранпауль о присуждении к исполнению обязанностей, третье лицо (ФИО)1,

по апелляционной жалобе администрации Березовского района на решение Березовского районного суда от 17 августа 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Березовского района в интересах (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 к ответчикам администрации Березовского района ХМАО-Югры, администрации с.п. Саранпауль о присуждении к исполнению обязанностей удовлетворить.

Обязать администрацию с.п. Саранпауль включить приспособленное для проживание строение, фактически расположенное по адресу пер. Ольховый 8 «а» с. Саранпауль Березовского района, имеющего регистрацию «балок (номер) по (адрес)» в реестр ликвидации и расселения приспособленных строений, расположенных на территории с.п. Саранпауль.

Обязать администрацию Березовского района ХМАО-Югры предоставить (ФИО)2 и членам его семьи (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 социальную выплату на переселение из приспособленного для проживания строения, в котором они зарегистрированы по адресу: (адрес)

Заслушав доклад судьи (ФИО)13, объяснение прокурора (ФИО)7, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Березовского района, в интересах (ФИО)2, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Березовского района о присуждении к исполнению обязанностей. В обоснование иска указано, что прокуратурой Березовского района была проведена проверка по обращению (ФИО)2 к уполномоченному по правам человека в ХМАО-Югре о нарушении прав при реализации мероприятия по расселению приспособленного для проживания (балка), расположенного по адресу: (адрес).

По результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования до 31.12.2018 г. действовала муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Березовского района в 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года», утвержденная постановлением администрации Березовского района от 23.12.2013 года (номер) (далее - муниципальная программа), в рамках которой администрацией Березовского района осуществлялись мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.

Целями и задачами программы являлось улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, а именно - создание дополнительных условий и механизмов, способствующих расселению граждан из строений, приспособленных для проживания, расположенных на территории Березовского района.

Порядок ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений определен приложением 6 к муниципальной программе, утвержденным постановлением администрации Березовского района от 08.08.2017 года (номер) (далее - Порядок ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений).

В соответствии с п.2.1 указанного Порядка ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений, предусматривалось предоставление социальных выплат гражданам, включенным в реестр строений на 01 января 2012 года, и ликвидация таких строений в муниципальном образовании Березовский район.

Уполномоченными органами, ответственными за формирование и ведение реестра приспособленных для проживания строений являлись местные администрации. Сводный реестр утверждался главой Березовского района.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что до настоящего времени не решен вопрос расселения приспособленного для проживания строения (балка), расположенного по адресу: (адрес) (распоряжением главы района от 09.09.2008 года (номер) земельному участку присвоен адрес: (адрес), включенного в реестр строений на 01.01.2012 года, занимаемого (ФИО)2 и членами его семьи.

Непринятие администрацией Березовского района мер по расселению указанного приспособленного для проживания строения (балка), мотивировано его исключением органами местного самоуправления сельского поселения Саранпауль из реестра, в связи с предоставлением 03.08.2016 г. (ФИО)11 земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. При этом возможность такого исключения Порядком ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений не предусматривалась. Факт необоснованного исключения приспособленного для проживания строения (балка) из реестра оставлен без внимания администрации Березовского района. Требования прокурора об устранении нарушения не исполнены. По мнению прокурора, на момент возникновения спорных правоотношений приспособленное для проживания строение, занимаемое (ФИО)2 и членами его семьи, был включен в реестр приспособленных для проживания строений, то есть у (ФИО)2 и членов его семьи возникло право воспользоваться мерами поддержки до вступления в силу пп.3 Порядка ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений (в ред. постановления администрации Березовского района 27.07.2018 года (номер)), что не было учтено администрацией Березовского района. Одновременно отсутствие в законодательстве и муниципальных нормативных правовых актах указания на срок, в течение которого предоставляются меры поддержки лицам, проживающим в приспособленных для проживания строениях, свидетельствует о том, что меры поддержки указанной категории граждан должны быть предоставлены незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, что администрацией Березовского района не выполнено.

Просил обязать администрацию с.п. Саранпауль Березовского района включить приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу пер. Ольховый 8 «а» с. Саранпауль Березовского района, в реестр ликвидации и расселения приспособленных строений, расположенных на территории с.п. Саранпауль. Обязать администрацию Березовского района предоставить (ФИО)2 социальную выплату на переселение из приспособленного для проживания строения, расположенного по адресу (адрес).

19 июня 2020 года прокурор в рамках настоящего гражданского дела на указанных выше основаниях предъявил иск в интересах (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 с одновременным изменением исковых требований согласно которых просил обязать администрацию с.п. Саранпауль включить приспособленное для проживание строение, расположенное по адресу: (адрес) в реестр ликвидации и расселения приспособленных строений, расположенных на территории с.п. Саранпауль, обязать администрацию Березовского района предоставить (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)9, (ФИО)5 социальную выплату на переселение из приспособленного для проживания строения, расположенного по адресу: (адрес).

Просил принять отказ от исковых требований, заявленных 13.02.2020 г.

Истцы (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заместитель прокурора Березовского района Кущ А.С. в судебном заседании просил иск удовлетворить, считал, что истцы имеют право на получение социальной выплаты по муниципальной программе, у администрации с.п. Саранпауль отсутствовали основания для исключения из реестра строений, приспособленных для временного проживания, так как на момент обращения за получением меры господдержки, отсутствовали основания для снятия с учета, так как изменения в муниципальную программу были внесены позднее, а до 27 июля 2018 года отсутствовали основания для непризнания (ФИО)2 участником мероприятия по расселению граждан из помещений, приспособленных под жилые, так как истцы проживали и проживают в настоящее время в помещении приспособленном под жилье - балке.

Представитель ответчика администрации Березовского района (ФИО)10, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, считала, что истцы не являются участниками программы по переселению, так как не обращались с заявлением в отдел жилищных программ. Их балок, в котором они проживают, находится на земельном участке под ИЖС, на котором началось строительство жилого дома (ФИО)16. В настоящее время программа переселения из балков не действует, так как окончила свое действие. Считает, что отсутствуют основания для включения балка, в котором проживают истцы, в реестр балков. Так же отсутствуют основания для выплаты истцам соответствующей социальной выплаты, так как она носит целевой характер, и выплата происходит продавцу жилого помещения, которое приобретается участником программы.

Представитель ответчика администрации с.п. Саранпауль в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, путем публикации сведений о рассмотрении дела в сети интернет на сайте Березовского районного суда, так же получением определения о принятии увеличения исковых требований от 19 июня 2020 года в котором была указана дата судебного заседания. Суд считает неявку представителя ответчика неуважительной и считает возможным продолжить судебное заседание в его отсутствие.

Третье лицо (ФИО)1 о времени и месте судебного заседания уведомлялся судебным извещением, которое вернулось с отметкой, что адресат выбыл. Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица (ФИО)1

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Березовского района просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также допущено неправильное применение норм процессуального и материального права, что привело к нарушению прав и законных интересов ответчика. Обращает внимание, что определениями суда от 14.02.2020 г., 19.06.2020 г. было принято увеличение исковых требований прокурора Березовского района, при этом, вопрос о принятии отказа от исковых требований, заявленных ранее, не был решен. Заявление (ФИО)2 об отказе от исковых требований в материалах дела отсутствует. Считает, что при рассмотрении дела судом, в нарушение норм процессуального права не было принято решение по требованиям, предъявленным 15.10.2019 г. и 13.02.2020 г. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об обращении к прокурору (ФИО)17(ФИО)4, (ФИО)5 за защитой нарушенных или оспариваемых прав, в связи с чем, полагает, у прокурора отсутствовало право на обращение в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Считает, что при принятии решения о возложении на администрацию с.п. Саранпауль обязанности включить приспособленное для проживания строение в реестр ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений, расположенных на территории с.п. Саранпауль, суд вышел за пределы предъявленных требований. Первоначально в списках, формируемых администрацией с.п. Саранпауль, значился балок по пер. Ольховый, 8 «а», где фактически проживала семья (ФИО)15. Однако в сводный реестр балок, расположенный по (адрес) не был включен, о чем было известно (ФИО)2 (что подтверждается его заявлением от 07.05.2018 года, и ответом администрации с.п. Саранпауль от (дата)(номер)). В ответе администрации с.п. Саранпауль (ФИО)2 также разъяснялось право на обжалование действий по не включению балка в реестр приспособленных строений в судебном порядке. Считает, что решение о включении (невключении) спорного балка в реестр приспособленных строений правомочна была принимать администрация с.п. Саранпауль, действия (бездействия) которой могли быть обжалованы заявителем. Судом не было учтено, что указанные действия администрации с.п. Саранпауль и администрации Березовского района по не включению балка в реестр (ФИО)2 в установленном законом порядке и в установленные сроки (в рамках административного судопроизводства) не были оспорены. Считаем, что у суда отсутствовали полномочия для принятия решения о возложении обязанности на администрацию с.п. Саранпауль о включении спорного балка в реестр приспособленных строений, поскольку ответчиком уже было принято решение по данному вопросу о не включении спорного балка в Реестр, которое не обжаловано, требований о признании его незаконным не заявлялось. (ФИО)15 в период действия программы, будучи уведомленными о необходимости сбора документов и действии программы по переселению, с заявлением и необходимыми документами для признания участниками программы в отдел жилищных программ администрации Березовского района не обращались, в связи с чем, уполномоченным органом право (ФИО)15 на участие в программе не устанавливалось. Требований о признании семьи (ФИО)15 участниками муниципальной программы по переселению из приспособленных для проживания строений прокурором района также не заявлялось, таким образом, суд самостоятельно решил вопрос о правах (ФИО)15, выйдя за пределы предъявленных требований. При этом документы, предусмотренные п.8 Порядка ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений в уполномоченный орган (ФИО)16 не предоставлялись, и суду предоставлены не в полном объеме (отсутствуют сведения о наличии (отсутствии) права пользования жилым помещением у (ФИО)18 на ее фамилию до замужества и т.д.), в связи с чем признать истцов участниками программы невозможно. Уполномоченным органом неоднократно производилась оценка прав граждан на участие в программе (при признании участником программы, доведении лимитов, выдаче свидетельства об участии в программе и фактическом предоставлении выплаты) и в случае утраты оснований для участия в мероприятии они подлежали исключению. В связи с внесением 27.07.2018 года изменений в Порядок и распространением действия указанных изменений на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г., балок, в котором проживает семья (ФИО)15, с 01.01.2018 г. не отвечал требованиям программы, т.к. расположен на земельном участке, предоставленном семье (ФИО)15 в аренду, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Принимая во внимание, что в судебном заседании было установлено отсутствие финансирования программы в 2017 году, а с 01.01.2018 г. спорный балок не отвечал требованиям программы, судом необоснованно сделан вывод «о восстановлении права (ФИО)15 на участие в программе» при отсутствии к этому оснований. Поскольку указанная муниципальная программа в настоящее время не действует, с 01.01.2019 г. постановление администрации Березовского района от 23.12.2013 г. (номер) «О муниципальной программе Березовского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Березовского района в 2014-2020 годах» признано утратившим силу (постановление администрации Березовского района от 21.11.2018 года (номер)), исполнение решения суда от 17.08.2020 г. в указанном порядке невозможно. С учетом изложенного, поскольку федеральным законодательством такой вид социальной поддержки не предусмотрен, администрация Березовского района не имеет полномочий, а также целевых финансовых средств для предоставления (ФИО)15 социальной выплаты на переселение из приспособленного для проживания строения. Семья (ФИО)15 с заявлением о признании участником мероприятия в администрацию Березовского района не обращалась, никакие действия администрации района в рамках указанной программы незаконными не признавались, в связи с чем, возложение материальной ответственности на указанного ответчика считает необоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Березовского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения прокурора (ФИО)7, проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы и возражений (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, (ФИО)2 и члены его семьи (ФИО)3 ((дата) г.р.), (ФИО)5 ((дата) г.р.), (ФИО)4 ((дата) г.р.) приехали в с. Саранпауль в 2000 году.

В 2005 году (ФИО)2 в связи с работой в организации «Сосьвапромгеология» на его состав семьи (супругу и двоих детей) был предоставлен балок для проживания, расположенный по адресу: (адрес), балок (номер), в котором (ФИО)15 зарегистрированы и проживают по настоящее время.

В 2011 году постановлением администрации Березовского района (номер) от 19.10.2011 г. без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства (ФИО)2 был предоставлен земельный участок, на котором расположено приспособленное для проживания строение, срок аренды – 3 года (договор аренды (номер) от 24.10.2011 г.).

В связи с предоставлением (ФИО)2 земельного участка для индивидуального жилищного строительства, спорный балок был исключен из реестра приспособленных для проживания строений, расположенных на территории с.п. Саранпауль, поскольку земельный участок, на котором расположен балок, попадает в территориальную зону застройки пер. Ольховый.

После истечения срока действия договора аренды от 24.10.2011 года, в 2016 году земельный участок, ранее предоставленный (ФИО)2 для индивидуального жилищного строительства, был выставлен на аукцион, по результатам которого указанный земельный участок приобретен (ФИО)11 в аренду сроком до 02.08.2036 г.

27.03.2017 г. администрацией с.п. Саранпауль (ФИО)11 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, срок действия разрешения – до 29.03.2027 г.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку формирование реестров приспособленных для проживания строений производилось ответственными работниками администрации, то исключение из соответствующего реестра и дальнейшая невозможность в связи с этим участия (ФИО)2 в соответствующей муниципальной программе по ликвидации балков и расселению проживающих в них граждан, произошло по вине ответственных работников администрации с.п. Саранпауль.

Полагая нарушенным право истцов на участие в соответствующей программе путем исключения балка из соответствующего реестра, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответственный исполнитель программы – администрация Березовского района должна нести ответственность по восстановлению прав (ФИО)15 на участие в программе путем предоставления социальной выплаты на переселение из приспособленного для проживания строения, возложил на администрацию с.п. Саранпауль обязанность по включению спорного строения в реестр приспособленных для проживания строений.

С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может поскольку они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

На территории Березовского района постановлением администрации Березовского района от 23.12.2013 г. (номер) утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Березовского района в 2018-2025 годах и на период до 2030 года», действие которой прекращено с 01.01.2019 года на основании постановления администрации Березовского района от 21.11.2018 года (номер), которым постановление администрации Березовского района от 23.12.2013 года (номер) признано утратившим силу.

В рамках Программы утверждено мероприятие «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений», как часть муниципальной подпрограммы «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан».

Основной целю данной программы, являлось предоставление гражданам, проживающим в указанных помещениях, мер государственной поддержки для приобретения жилых помещений.

Приложение (номер) к муниципальной программе регламентирует Порядок ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений (Порядок).

Согласно п.7 Порядка для признания участником мероприятия гражданин подает в Отдел заявление о признании участником мероприятия и согласие на обработку персональных данных по формам, установленным отделом, с приложением документов, указанных в п.8 настоящего Порядка.

Принятие решения о признании гражданина участником мероприятия осуществляется Отделом на основании заявления гражданина и представленных документов, указанных в п.п.8.1-8.6 Порядка (п.8 Порядка).

Таким образом, поскольку Программа публичная, участие в ней является добровольным и возможно только в заявительном порядке. Истцы вправе в судебном порядке ставить вопрос об участии в программе их семьи только в случае обращения с соответствующим заявлением в администрацию и получения отказа.

Согласно ответу заместителя главы Березовского района от 25.01.2019 года, в реестре приспособленных для проживания строений по состоянию на 01.01.2012 год значилось спорное приспособленное для проживания строение, основным нанимателем которого являлся (ФИО)2

Между тем, материалы дела не содержат доказательства обращения истцов с заявлением о признании их участниками мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений с приложением соответствующих документов.

Из материалов дела также следует, что граждане (ФИО)2, (ФИО)11, (ФИО)5 и (ФИО)4 в установленном порядке по вопросу переселения из приспособленного для проживания строения в администрацию района не обращались.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что факт исключения спорного балка из реестра приспособленных для проживания строений, расположенных на территории с.п. Саранпауль, истцами оспорен не был, доказательства обратного суду не представлены.

Таким образом, суд первой инстанции принял решение о признании незаконным исключение балка из реестра приспособленных для проживания строений преждевременно, т.к. обратное решение местной администрации обжаловано не было.

Судом первой инстанции названные значимые обстоятельства учтены не были, что привело к ошибочным выводам.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Березовского района в интересах (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 к администрации Березовского района ХМАО-Югры, администрации с.п. Саранпауль о присуждении к исполнению обязанностей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Березовского районного суда от 17 августа 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Березовского района в интересах (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 к администрации Березовского района ХМАО-Югры, администрации сельского поселения Саранпауль о присуждении к исполнению обязанностей, отказать.

Председательствующий Иванова И.Е.

Судьи: Данилов А.В.

Решетникова О.В.