судья Магомедова А.К.
дело N 33-1134/2022
номер дела в суде 1 инстанции 2-7/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 24 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хавчаева Х.А.
судей Алиевой Э.З. и Зайнудиновой Ш.М.
при секретаре судебного заседания Магомедовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» Хунзахского района Республики Дагестан.
Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., пояснения Гаджиева М.А., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Гаджиев М.А.обратился в суд с иском к администрации МО СП «сельсовет Батлаичинский» Хунзахского района РД о признании незаконным установленного порядка доплаты к пенсии. В обоснование своих требований указал, что в период с27.08.2003 г. по 10.10.2010 г. он работал главой СП «сельсовет Батлаичинский», стаж работы в качестве главы сельского поселения составляет 7 лет один месяц 14 дней. Согласно постановлению администрации МО «Хунзахский район» Республики Дагестан №182 от 13.12.2011 г. ему как лицу, замещавшему должность главы МО «Сельсовет Батлаичинский», с 01.12.2011 г. установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет, составляющую суммарно с учетом государственной пенсии по старости в размере 75% среднемесячного денежного вознаграждения. Выплата ежемесячной пенсии за выслугу лет производится через бухгалтерию МО «Хунзахский район» РД. Вышеуказанная пенсионная надбавка производится в соответствии с ЗакономРеспублики Дагестан от 08.04.2008 г. № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан». Согласно ст.15 данного закона в редакции от 08.11.2017 г. № 85, ежемесячная доплата к пенсии лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан, при замещении им государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Дагестан и государственных должностей других субъектов Российской Федерации от одного года до трех лет устанавливается в размере 45 процентов, от трех до шести лет - 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, от пятнадцати лет и более - 95 процентов ежемесячного денежного поощрения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности). В силу п.5 ст.50 Федеральногозакона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ежемесячное денежное поощрение является одной из дополнительных выплат, призванной стимулировать профессиональную служебную деятельность. Следовательно, расчет доплаты к пенсии осуществляется по формуле: ежемесячное денежное поощрение Х районный коэффициент в связи с высокогорностью X 75% (за стаж от 6 до 10 лет) - сумма фиксированной части пенсии. Ежемесячное денежное поощрение главы администрации МО СП «сельсовет Батлаичинский» в 2019 году составляет 12 354 рублей, ежемесячное денежное поощрение с районным коэффициентом 15 % (высокогорность) составляет 14 207 рублей (12354 х 15%). Размер, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, составляет: 14207 х 75% (за стаж от 6 до 10 лет) = 10 655 рублей. Размер фиксированной части пенсии согласно справке ОПФР от08.02.2019 г. составляет 5 334 рублей. Следовательно, доплата к пенсии за выслугу лет должна составить 10655 – 5334 = 5 321 рублей, так как сумма доплаты не может быть ниже фиксированной части, она составляет 5 334 руб. Однако вышеуказанный порядок расчета противоречит закону и нарушает его право на пенсионное обеспечение, так как до внесения Законом РД от 08.11.2017 г. № 85 в Закон Республики Дагестан «О государственных должностях Республики Дагестан» вышеуказанных изменений ежемесячная доплата к пенсии устанавливалась в процентах от месячного денежного вознаграждения, а не от ежемесячного денежного поощрения. Внесенные в данный закон изменения влекут уменьшение причитающегося ему размера пенсионной доплаты. Согласно п.2 ст.4 Закона РД от 08.11.2017 г. № 85 в случае если размер ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет при перерасчете в соответствии с настоящим законом уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к пенсии и пенсия за выслугу лет выплачиваются в размере, установленном до вступления в силу этого закона. Из этого следует, что при производстве расчета в формуле расчета должна применяться формулировка «денежное вознаграждение», а не «денежное поощрение». В период с 1968 по 1970 гг. он проходил службу по призыву в Вооруженных силах СССР, а поскольку согласно п.21 Указа Президента РФ от 19.11.2007 г. № 1532 периоды военной службы учитываются для установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, то с учетом данного периода общий стаж его муниципальной службы составляет 9 лет одиннадцать месяцев и 14 дней (7 лет 11 месяцев 14 дней + 2 года = 9 лет 11 месяцев 14 дней). Следовательно, при расчете пенсионной доплаты подлежит учету не 75%, а 85% от ежемесячного денежного вознаграждения, так как общий стаж превышает 8 лет. Таким образом, ежемесячная доплата должна исчисляться следующим образом. 32532 руб. (ежемесячное денежное вознаграждение главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский») х 85% – 5334 руб. (размер фиксированной части пенсии) = 22318 руб. Он неоднократно обращался с заявлением в администрацию МР «Хунзахский район» и администрацию МО СП «Сельсовет Батлаичинский» по данному вопросу, однако положительного ответа не получил.
Решением Хунзахского районного суда Республики Дагестан от13 января 2021 г. исковые требованияГаджиева М.А. удовлетворены, признан незаконным установленный МО СП «сельсовет Батлаичинский» расчет доплаты к пенсии Гаджиеву М.А., на администрацию МО СП «сельсовет Батлаичинский» возложена обязанность производить Гаджиеву М.А. расчет доплаты к пенсиив соответствии сЗаконом Республики Дагестан от04.08.2008 г. № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан» в редакции от 05.12.2016 г. и не применять положения ЗаконаРеспублики Дагестан от08.11.2017 г. № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» в части изменения понятий «месячного денежного вознаграждения» на «ежемесячного денежного поощрения», учитывать при производстве расчета доплаты к пенсии в качестве стажа муниципальной службы период прохождения воинской службыГаджиева М.А. в вооруженных силах СССР, расчет доплаты к пенсииГаджиева М.А. производить по формуле: ежемесячное денежное вознаграждение Х (районный коэффициент в связи с высокогорностью) X 85% (за стаж от 8 до 12 лет) - сумма фиксированной части пенсии = доплата к пенсии».
В апелляционной жалобе глава администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» Хунзахского района Республики Дагестан Алиева А.Д. просила отменить решение суда первой инстанции, указывая, что финансовое обеспечение расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится за счет республиканского бюджета; скудный сельский бюджет не предполагает возможность таких больших финансовых затрат; администрация МО СП «Сельсовет Батлаичинский» не является надлежащим ответчиком.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 11 июня 2021 г. решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от13 января 2021 г. было оставлено без изменения, апелляционная жалоба главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» Хунзахского района Республики Дагестан без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 11 июня 2021 г. отменено с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истцуГаджиеву М.А., ранее замещавшему должность главы МО «сельсовет Батлаичинский», постановлением Администрации МО «Хунзахский район» Республики Дагестан№182 от 13.12.2011 г. установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет с01.12.2011 г. с учетом государственной пенсии по старости в размере 75% среднемесячного денежного вознаграждения.
В соответствии с законодательством Республики Дагестан пенсионная надбавка производится в соответствии с измененной редакцией Закона Республики Дагестан от08.04.2008 г. № 18«О государственных должностях Республики Дагестан».
Согласно абзацу первому части 2 статьи 15 вышеуказанного закона (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выплате истцу данной надбавки) ежемесячная доплата к пенсии лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан, при замещении им государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Дагестан и государственных должностей других субъектов Российской Федерации от одного года до трех лет устанавливается в размере 45 процентов, от трех до шести лет - 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, от пятнадцати лет и более - 95 процентов ежемесячного денежного поощрения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
Законом Республики Дагестан от 08.11.2017 N 85 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан" абзац первый части 2 статьи 15 изложен в следующей редакции: "Ежемесячная доплата к пенсии лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан, при замещении им государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Дагестан и государственных должностей других субъектов Российской Федерации от одного года до трех лет устанавливается в размере 45 процентов, от трех до шести лет - 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, от пятнадцати лет и более - 95 процентов ежемесячного денежного поощрения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности)."
В силу вышеприведенных изменений ежемесячная доплата к пенсии установлена в процентном соотношении «ежемесячного денежного поощрения» по соответствующей государственной должности Республики Дагестан за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности). Тогда как ранее расчет производился исходя из «месячного денежного вознаграждения».
Разрешая требования иска и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ежемесячное денежное поощрение является только лишь составной частью денежного содержания гражданского служащего и в 2019 году для главы администрации МО СП «сельсовет Батлаичинский» его размер составляет 12 354 руб., то доплата к пенсии истца составит 5 321 руб., что ниже размера доплаты исчисляемой в порядке, ранее установленном, исходя из месячного денежного вознаграждения главы администрации сельсовета, размер которого в 2019 году составил 32 532 руб., и размер доплаты к пенсии истца составлял бы 22 318 руб.
При таком положении усмотрев, что изменение понятия «денежное вознаграждение» на «денежное поощрение» уменьшает положенную истцу сумму пенсионной доплаты, суд пришел к выводу, что при производстве расчета в формуле расчета должны применяться положения не о денежном поощрении, а о денежном вознаграждении.
Однако судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
В настоящее время условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы вРеспублике Дагестани правовое положение муниципальных служащих Республики Дагестан урегулированы Законом Республики Дагестан от11 марта 2008 г. № 9 "О муниципальной службе вРеспублике Дагестан».
В соответствии с положениями 6 статьи 5 этого закона взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Республики Дагестан (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью (ежемесячная доплата к пенсии) (статья 23).
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Республики Дагестан. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Республики Дагестан соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Республики Дагестан по соответствующей должности государственной гражданской службы Республики Дагестан (статья 24).
Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов (статья 34).
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом апелляционной инстанции истребованы у ответчика нормативные правовые акты, определявшие порядок установления, выплаты и перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замечавшим муниципальные должности.
Решением Собрания депутатов МР «Хунзахский район» от 28.02.2019 г. № 6 утверждено «Положение о порядке установления, выплаты и перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замечавшим муниципальные должности Республики Дагестан.
Пунктами 2 и 3 данного Положения предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии лицам, указанным в пункте 2 Положения, а именно, замещавшим муниципальные должности не менее одного года на постоянной основе, получавшим денежное вознаграждение за счет средств районного бюджета и освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливается в таком размере, чтобы сумма фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности), повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Дагестан и муниципальных должностей других субъектов Российской Федерации от одного года до трех лет - 45 процентов, от трех до шести лет - 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов ежемесячного денежного поощрения по соответствующей муниципальной должности Республики Дагестан.
Вместе с тем в соответствии с постановлением администрации МР «Хунзахский район» Республики Дагестан от 9 октября 2018 г. № 139 «О прекращении выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности» прекращена выплата ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальных образованиях сельских поселений и получающим указанную доплату в администрации МР «Хунзахский район» с 31 декабря 2018 года согласно прилагаемому списку (пункт 1), в прилагаемом списке указан истец Гаджиев М.А., с указанием, что вышеуказанная ежемесячная доплата к пенсии устанавливается руководителем органа местного самоуправления, в котором работал муниципальный служащий до прекращения своих полномочий (пункт 2), условия предоставления права на пенсию лицам, замечавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы определяются за счет средств местных бюджетов муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 3).
Из этого следует, что при разрешении вопросов о порядке производства ежемесячной доплаты к пенсии лицу, замещавшему муниципальную должность в муниципальном образовании СП «Сельсовет Батлаичинский» Хунзахского района РД, необходимо руководствоваться муниципальными правовыми актами указанного муниципального образования, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
Решением Собрания депутатов СП «Сельсовет Батлаичинский» Хунзахского района Республики Дагестан от 07.02.2019 г. № 2 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский».
Согласно пунктам 2 и 3 данного Положения ежемесячная доплата к пенсии лицам, указанным в пункте 2 Положения, а именно, замещавшим муниципальные должности в администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» на постоянной основе не менее одного года, получавшим денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета и освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливается в таком размере, чтобы сумма фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности), повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Дагестан и муниципальных должностей других субъектов Российской Федерации от одного года до трех лет - 45 процентов, от трех до шести лет - 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов ежемесячного денежного поощрения по соответствующей муниципальной должности АСП МО «Сельсовет Батлаичинский» за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной ему пенсии по старости (инвалидности). Ежемесячная доплата к пенсии лицу, замещавшему муниципальную должность в АМО СП «Сельсовет Батлаичинский», устанавливается по его выбору по муниципальной должности, замещавшейся на день достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях», (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно). Для лиц, замещавших муниципальные должности Главы администрации сельского поселения и должности муниципальной службы сельской администрации, размер ежемесячной доплаты к пенсии определяется исходя из размера ежемесячного денежного поощрения по соответствующей муниципальной должности МО «Сельсовет Батлаичинский».
Разрешая спор и давая оценку законности производимого ответчиком расчета доплаты к пенсии истца и признав производимые выплаты противоречащими нормам материального права и нарушающими право истца на пенсионное обеспечение, судом первой инстанции оставлено без внимания, что положениями части 2 статьи 4 Закона Республики Дагестан от8 ноября 2017 г. № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан»установлено, что в случае, если размер ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет при перерасчёте в соответствии с настоящим Законом уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к пенсии и пенсия за выслугу лет выплачиваются в размере, установленном до вступления в силу настоящего закона.
Как следует из представленного в материалы дела расчета, утвержденного Главой МО СП «сельсовет Батлаичинский» (л.д.20-21), указанной нормой ответчик и руководствовался, установив, что доплата к пенсии за выслугу лет, исчисляемая из ежемесячного денежного поощрения главы администрации МО СП «сельсовет Батлаичинский» в 2019 году, составляет 5 321 руб., что меньше размера доплаты, установленного до вступления в силу настоящего закона, соответственно размер доплаты пенсии за выслугу лет сохраняется в ранее установленном истцу размере - 6 803 руб., поскольку именно в таком размере ежемесячная доплата к пенсииГаджиеву М.А.производилась ранее (л.д.11).
Правильность расчета доплаты к пенсии истца в указанной сумме, производимого до внесения изменений в региональное законодательство Законом Республики Дагестан от08.11.2017 г. № 85, истцом ранее не оспаривалась.
При таком положении суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушений прав истца в результате расчета выплачиваемой ему доплаты к пенсии за выслугу лет исходя из формулировки «ежемесячное денежное поощрение», не допущено.
При несогласии истца с законодательными изменениями, внесенными Законом Республики Дагестан от 08.11.2017 N 85 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан" в часть 2 статьи 15 Закона Республики Дагестан от08.04.2008 г. № 18«О государственных должностях Республики Дагестан» в части изменения формулировки «месячного денежного вознаграждения» на «ежемесячного денежного поощрения», он не лишен возможности оспорить вышеуказанный нормативный правовой акт в установленном законом порядке.
Суд также оставил без внимания, что в силу положений части 2 статьи 4 Закона от08.11.2017 г. № 85 ежемесячная доплата к пенсии и пенсия за выслугу лет выплачиваются в размере, установленном до вступления в силу настоящего закона, и положений о применении прежнего порядка расчета доплаты к пенсии Закон не содержит, тогда как суд в обжалуемом решении возложил на ответчика обязанность производить расчет доплаты на основании утративших законную силу положений закона.
В связи с вышеизложенным правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчиков обязанности производить расчет доплаты к пенсиив соответствии сЗаконом Республики Дагестан от04.08.2008 г. № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан» в редакции от 05.12.2016 г., не применять положения ЗаконаРеспублики Дагестан от08.11.2017 г. № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» в части изменения понятий «месячного денежного вознаграждения» на «ежемесячного денежного поощрения», у суда не имелось.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает правомерными доводы истца о необходимости учета при расчете доплаты к пенсиипериода прохождения им воинской службы в Вооруженных силах СССР.
Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Частью 1 ст. 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" предусмотрены общие правила зачета в стаж (общую продолжительность) гражданской службы периодов замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; государственных должностей; муниципальных должностей; должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Часть 2 приведенной статьи предусматривает возможность включения в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей, устанавливаемых указом Президента РФ.
Во исполнение данной правовой нормы Президентом Российской Федерации издан Указ от 19.11.2007 N 1532 "О порядке исчисления стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ".
В пункте 21 указанного нормативного акта установлено, что в перечень таких периодов включаются периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.
Кроме того, п. 4 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 N 1648н, установлено, что исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» Газиев А.М., а также главный бухгалтер администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» вышеуказанное обстоятельство не оспаривали.
Следовательно, в стаж муниципальной службы истца должен быть включен период прохождения им военной службы по призыву с 12.05.1968 по 25.05.1970 гг., подтвержденный заверенной копией военного билета.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции в указанной части подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 13 января 2021 г. в части удовлетворения исковых требований Гаджиева М.А. к МО СП «Батлаичинский» о признании незаконным установленного расчета доплаты к пенсии, обязании производить расчет доплаты к пенсии в соответствии с Законом РД от 08.04.2008 № 18 в редакции от 05.12.2016 г. «О государственных должностях Республики Дагестан», обязании не применять положения Закона РД от 08.11.2017 № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РД» в части изменения слов «месячного денежного вознаграждения» на «ежемесячного денежного поощрения», расчета доплаты к пенсии отменить, в отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гаджиева М.А., в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 марта 2022 года.
Председательствующий Х.А.Хавчаев
Судьи Э.З.Алиева
Ш.М.Зайнудинова