Судья Хижаев А.Ю.
Судья-докладчик Краснова Н.С. по делу № 33-6297/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2021 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Жилкиной Е.М.,
судей Красновой Н.С., Коваленко В.В.,
при секретаре Шаломовой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-7/2021 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «СПМК-7» о взыскании ущерба, причиненного почвам
и животному миру, по апелляционному представлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Петрова В.В., апелляционным жалобам ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда
г. Иркутска от 02 марта 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СПМК-7» о взыскании ущерба, причиненного почвам и животному миру, указав в обоснование требований, что по результатам проведенной Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой в августе-октябре 2019 года проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования при строительстве объекта капитального строительства: «Реконструкция автомобильной дороги Тогот - Курма на участке км 0 - км 17 в Ольхонском районе Иркутской области», расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район (далее - Объект) в деятельности общества с ограниченной ответственностью «СПМК-7» выявлены нарушения требований экологического законодательства.
Между ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» и ООО «СПМК-7» заключен государственный Контракт Номер изъят от 13.11.2018 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги в Ольхонском районе (далее - Контракт), работы выполняются за счет бюджета Иркутской области, в рамках Государственной программы Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства» на 2014-2020гг. Стоимость выполненных работ составляет 878 715 040 рублей 15 копеек, срок выполнения контракта – 30.09.2020.
Реконструкция автомобильной дороги Тогот - Курма на участке км 0 - км 17 в Ольхонском районе Иркутской области осуществляется на основании разработанной совместно с ЗАО ПИИ «ИркутскЖилГорПроект» и ООО -РегионПроект» в 2012-2013гг. проектной документации, которая 21.11.2017 прошла государственную экологическую экспертизу проектной документации и получила положительное заключение государственной экспертизы.
Разрешение на строительство - реконструкцию автомобильной дороги Тогот- Курма на участке км 0 - км 17 в Ольхонском районе Иркутской области, выдано министром строительства, дорожного хозяйства Иркутской области ФИО8 22.02.2019 Номер изъят.
Все запланированные по проекту работы по реконструкции расположены в ЦЭЗ БПТ и особо охраняемой природной территории - Прибайкальский национальный парк, а также имеют пересечения с водоохранными и рыбоохранными зонами оз. Байкал и р. Кучулга.
В соответствии с проектной документацией (шифр 225/ГП), получившей положительное заключение экспертизы № Номер изъят от 16.05.2013, выданное ГАУИО «Экспертиза в строительстве Иркутской области», разделом 7 «МПООС» стр. 68 п.2, при организации реконструкции учитываются требования сохранения целостности и чистоты почвенно-растительного покрова за границами полосы отвода.
В нарушение требований проектной документации (шифр 225/ГП) в районе П 11 - ПК 12 (справа) имеет место непроектное складирование почвенно-растительного слоя за границей полосы отвода (нарушение существующего ландшафта с частичной засыпкой озера).
На основании проектной документации (шифр 225/ГП) предусмотрено устройство стройплощадки в районе ПК 19+10 (справа), вне водоохранной зоны.
Также разделом 7 том 7.1 стр.45 предусмотрена установка на трассе передвижных биотуалетов и контейнеров для мусора.
В нарушение требований проектной документации (шифр 225/ГП) в районе ПК 18 (слева) в водоохранной зоне р. Кучулга установлены непроектные бытовые вагончики, складированы трубы. Биотуалет и контейнер для мусора отсутствуют.
В соответствии с проектной документацией (шифр 225/ГП) предусмотрено размещение вахтового поселка в с. Шара - Тогот на ПК 16+60 влево 2 км.
В нарушение требований проектной документации (шифр 225/ГП) устроен вахтовый поселок в районе ПК 52.
По факту допущенных ООО «СПМК-7» нарушений, 17.12.2019 Службой государственного строительного надзора Иркутской области ООО «СПМК- 7» привлечён к административной ответственности, по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Также в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В нарушение требований абз. 3 п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03, ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления от 24.06.1998 № 89, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7, ст. 22 Федерального закона от 30.03.1990 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в северной части территории вахтового поселка в районе ПК 53 ООО «СПМК-7» выявлено: навалы строительного мусора (доски, обрезы древесины, фанера, мешки с цементом и др.); площадка для хранения твердых коммунальных отходов, не имеющая водопроницаемого покрытия, расположена вне специально отведенного места; автостоянка спецтехники и иных транспортных средств не оборудована материалами, предотвращающими загрязнение почв; имеются множественные следы разлива нефтепродуктов.
В границах вахтового поселка в районе ПК 53 по географическим координатам N 53°02"29.5" Е 106°44"23.7" зафиксировано место хранения горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ). На складе ГСМ имеется: 4 частично заполненные бочки и 3 пустых бочки стоящих на деревянном настиле, расположенном на грунте, также имеются канистры, дизельная электроустановка марки ELEKON POWER, на поверхности грунта склада ГСМ выявлены пятна от разлива нефтепродуктов, который может оказывать негативное воздействие на окружающую среду вследствие фильтрации, стока с талыми и дождевыми водами, испарения загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В нарушение требований ст. 34, п. 1, п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 на территории вахтового поселка имеются строения (сооружения): баня (оборудованная помоечным и парным отделением); умывальниками; 2 уличных (надворных) туалета, которые не имеют герметичного сооружения для сбора жидких коммунальных отходов.
Эксплуатируемые сооружения (вагончики-бытовки, прорабская, баня) имеют печное твердотопливное и электрическое отопление. Указанные печи имеют признаки эксплуатации: у печей оборудованы дымоходные трубы, оголовки которых размещены на крышах строений, около печей оборудованы места для хранения дров, в топках имеется зола, около вагончиков размещены поленницы дров.
В нарушение требований ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не поставлен на государственный учет в качестве источника негативного воздействия на окружающую среду.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в нарушение требований ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96 не представлено.
По факту выявленных нарушений в адрес ООО «СПМК-7» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
В отношении лица, допустившего нарушение, межрайонной прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
По результатам проведенного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Заповедное Прибайкалье» обследования особо охраняемой природной территории на предмет нарушения природоохранного законодательства в рамках рейдового мероприятия № 04/2019 от 30.08.2019 установлено, что в результате хозяйственной деятельности по строительству объекта, в связи с расчисткой и отсыпкой территории под новое полотно дороги, перемещения и работы тяжелой строительной техники, устройства и функционирования производственной площадки, добычи полезных ископаемых, на всей территории участка, за исключением старого полотна дороги и его обочины, произошло уничтожение и порча почвы - плодородный слой местами снят и смешан с песком и камнями, почва перекрыта искусственными покрытиями и линейным объектом, в ряде мест почва загрязнена ЖБО и ГСМ. В результате работы тяжелой строительной техники и отсыпки участка вдоль дороги в окрестностях Тоготского озера произошло уничтожение мест нереста и ухудшение условий размножения объектов животного мира, внесенных в Красную книгу Иркутской области; ухудшены кормовые и гнездовые местообитания водоплавающих птиц. На всей территории участка уничтожены беспозвоночные животные и среда их обитания: травянистый покров, подстилка и иные местообитания. В результате добычи грунта нанесен значительный вред недрам.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта ООО «СПМК-7» принимает на себя обязательства по выполнению работ по реконструкции объекта в соответствии с техническим заданием, проектной документацией.
В соответствии с пунктом 7.5 Контракта ООО «СПМК-7» обеспечивает выполнение всех работ в соответствии с проектом, действующими нормами и техническими условиями.
В соответствии с пунктом 1.1 раздела 11 Контракта стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязательств, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, истец просил суд взыскать с ООО «СПМК-7» в бюджет РФ ущерб, причиненный почвам и животному миру, в размере 46 496 415,14 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 02.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор Петров В.В. просит истребовать во Втором отделе по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области заключение экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела Номер изъят; отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционного представления указано, что судом не дана оценка доказательствам, подтверждающим в своей совокупности нарушение ответчиком проектной документации, полосы отвода на особо охраняемой природной территории и территории всемирного природного наследия. Проведенная по делу экспертиза не отрицает сам факт наличия земельных участков с нарушенным и уничтоженным почвенным покровом за границами полосы отвода на площади 37,8 га. Таким образом, факт нарушения проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу, установлен и не опровергнут.
Суд, отказывая в иске, исходил только из недоказанности размера ущерба, основываясь на выводах судебной комплексной геодезической экспертизы, не оценив ее на относимость и допустимость и не дав ей оценку во взаимосвязи с иными доказательствами. Вывод об отсутствии ущерба, причиненного почвам, животному миру и среде обитания, сформулирован только одним из трех экспертов, однако в соответствии со ст. 82 ГПК РФ экспертами должен быть сформулирован общий вывод об обстоятельствах. Заключение эксперта не содержит сведений об участии всех экспертов в осмотре 01.12.2020, результаты которого положены в основу выводов. Также не содержатся сведения об использовании геодезического оборудования и программного обеспечения при проверке площадей за границами отвода, а также о наличии геодезического образования эксперта-эколога ФИО18
Полагает, что, принимая во внимание презумпцию экологической опасности хозяйственной деятельности и объективную вредность природопользования, а также учитывая объективную невозможность отсыпки дороги за пределами отвода и перечета растений, беспозвоночных и других животных, обитающих на соответствующей территории, нарушенной в результате отклонения от проекта, действующим правовым регулированием предусмотрено применение такс и методик, позволяющих расчетным способом определить размер вреда, причинённого животному миру в результате осуществления правомерной деятельности по заготовке древесины, что подтверждается правоприменительной практикой по указанной категории дел.
Отмечает, что судом было немотивированно, со ссылкой на длительное нахождение дела в производстве суда, отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с ознакомлением с комплексной экологической экспертизой, проведенной в рамках уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ, с целью получения ее копии и приобщения к материалам дела. Данное обстоятельство лишило истца права на представление доказательств, указывающих на недостоверность проведенной судебной экспертизы. Дело было рассмотрено в первое судебное заседание после возобновления производства, эксперты в судебное заседание в целях разъяснения выводов, содержащихся в заключении, не вызывались.
В апелляционной жалобе представитель Минприроды России ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, суд не учел, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями по выдаче разрешительной документации на строительство в границах особо охраняемой природной территории федерального значения. Уполномоченным органом на выдачу разрешения на реконструкцию спорной дороги является Минприроды России. Планируемая деятельность по реконструкции спорной дороги подлежала согласованию с Минприроды России до начала строительных работ. Суд не учел данное обстоятельство и не дал оценку тому факту, что работы по реконструкции дороги, в результате которых был причинен ущерб почвам и животному миру, производились на основании решения, выданного неуполномоченным органом, то есть на незаконных основаниях.
Также указывает, что судом нарушены нормы процессуального права. Так, в нарушение ст. 67 ГПК РФ, суд не указал мотивы, по которым не принял во внимание акт осмотра от 30.08.2019 Номер изъят и расчет причиненного ущерба, подготовленные ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Суд не обосновал причины, по которым он отдал предпочтение заключению проведенной по делу судебной экспертизы.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что суд не в полной мере дал оценку тому обстоятельству, что деятельность ООО «СПМК-7» осуществляло в границах особо охраняемой природной территории федерльного значения – Прибайкальский национальный парк. Кроме того, проведенная судебная экспертиза определила площадь, на которой присутствует нарушение и уничтожение почвенного покрова.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы и апелляционное представление директор ООО «СПМК-7» - ФИО3 указывает на необоснованность доводов, изложенных в апелляционном представлении и апелляционных жалобах.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы и апелляционное представление представитель ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы и апелляционное представление – без удовлетворения.
В судебное заседание не явились: представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которому судебное извещение направлено, вручено 23.08.2021, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Красновой Н.С., выслушав представителя истца - помощника Байкальского межрегионального природоохранного прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе ФИО4, поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя третьего лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика ООО «СПМК 7» - ФИО5, ФИО6, ФИО7 возражавших против доводов апелляционного представления и апелляционных жалобы, просившие решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции 13.11.2018 между ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» и ООО «СПМК-7» заключен государственный контракт Номер изъят на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги в Ольхонском районе, работы выполняются за счет бюджета Иркутской области, в рамках Государственной программы Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства» на 2014-2020гг. Стоимость выполненных работ составляет 878 715 040 рублей 15 копеек, срок выполнения контракта – 30.09.2020.
Реконструкция автомобильной дороги Тогот - Курма на участке км 0 - км 17 в Ольхонском районе Иркутской области осуществляется на основании разработанной совместно с ЗАО ПИИ «ИркутскЖилГорПроект» и ООО -РегионПроект» в 2012-2013гг. проектной документации.
21.11.2017 в отношении указанной проектной документации дано положительное заключение государственной экспертизы ГАУ Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области» № Номер изъят от 16.05.2013.
Разрешение на строительство - реконструкция автомобильной дороги Тогот - Курма на участке км 0 - км 17 в Ольхонском районе Иркутской области, выдано Министром строительства, дорожного хозяйства Иркутской области ФИО8 22.02.2019 Номер изъят.
Все запланированные по проекту работы по реконструкции расположены в ЦЭЗ БПТ и особо охраняемой природной территории - Прибайкальский национальный парк, а также имеют пересечения с воодоохранными и рыбоохранными зонами оз. Байкал и р. Кучулга.
В рамках рассмотрения данного гражданского дела судом первой инстанции назначена судебная комплексная геодезическая и экологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО «Центр экологических экспертиз».
Согласно заключению АНО «Центр экологических экспертиз» Номер изъят эксперты ФИО16, ФИО17 и ФИО18 пришли к следующим выводам.
Из исследований по вопросу № 1, анализа построений, приведенных на Фрагментах 1-13, сведений Таблицы № 1, следует, что площадь частей участков, определенных в ходе обследования, проведенного ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в рамках рейдового мероприятия Номер изъят от 30.08.2019, (за исключением старого полотна дороги, обочин, съездов, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 38:13:000000:312, 38:13:000000:675 и объекта капитального строительства с кадастровым номером 38:13:000000:701), расположенных за полосой отвода, составляет 37,8 га.
Ущерб, причиненный почвам в результате хозяйственной деятельности по строительству объекта капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги Тогот-Курма на участке км. 0 - км. 17 в Ольхонском районе Иркутской области, отсутствует в результате отсутствия деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов, учитывая местонахождения выявленных нарушений - на территории антропогенно-преобразованного рельефа в границах придорожной полосы.
Размер ущерба, причиненного животному миру и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по строительству объекта капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги Тогот-Курма на участке км. 0-км. 17 в Ольхонском районе Иркутской области» отсутствует по следующим причинам: вдоль трассы отсутствует как таковой почвенный покров, который является местом обитания почвенных беспозвоночных животных; техногенный субстрат не может являться местом обитания беспозвоночных животных, что доказывается аномально низким содержанием органического вещества.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, установил, что в результате хозяйственной деятельности по строительству объекта капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги Тогот – Курма на участке км 0 – км 17 в Ольхонском районе Иркутской области» ущерб животному миру и почвам не причинен, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска о взыскании ущерба.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Прокурор имеет право обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе в связи с нарушением прав в области охраны окружающей природной среды, экологического законодательства, земельного законодательства, на нарушение которых сослался прокурор, что соответствует полномочиям прокурора, предусмотренным статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 26, 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с ч. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение вреда необходимо доказать одновременное наличие нескольких условий: факт причинения вреда и его размер, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его вину, причинно-следственную связь между противоправным деянием и возникшим ущербом.
Способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судебной коллегией установлено, что Прибайкальский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земель площадью 170 тыс. гектар в границах лесоохотничьего хозяйства, 136 тыс. гектар земель государственного лесного фонда, 112 тыс. гектар земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятий их из хозяйственной эксплуатации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов власти», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В данный перечень включен Прибайкальский национальный парк Иркутской области.
Согласно Уставу ООО «СПМК-7» общество является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности при неукоснительном соблюдении интересов участников Общества. Одним из видов деятельности общества является строительство, реконструкция и ремонт объектов промышленно-гражданского назначения, сельского хозяйства, жилья и социально-бытового назначения, в том числе разработка проектно-сметной документации, выполнение инженерно-строительных изысканий и производство строительно-монтажных и наладочных, реставрационных работ.
По результатам рассмотрения проектной документации «Реконструкция автомобильной дороги Тогот-Курма на участке км 0 – км 17» в Ольхонском районе Иркутской области, разработанной ЗАО ПИИ «ИркутскЖилГорПроект» и ООО «РегионПроект», составлено заключение государственной экологической экспертизы от 21.11.2017. Заказчик государственной экологической экспертизы ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».
Как следует из указанного заключения, участок проектных работ расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, на него распространяются ограничения по хозяйственному использованию территории, связанные с функционированием центральной экологической зоны Байкальской природной территории, водоохраной зоны и рыбоохранной зоны озера Байкал и водоохранных, прибрежных и рыбоохранных зон водных объектов (р. Хоргой, р. Кучелга, р. Сарма). Вся трасса находится в границах водоохранной зоны озера Байкал.
В заключении экологической экспертизы исследовано, в том числе, местоположение и природно-климатические условия территории, на которой будут производиться работы по реконструкции автомобильной дороги. Район проектируемого строительства расположен в Ольхонском районе Иркутской области, административным центром которого является с. Еланцы, участок проходит по км 0 – км 17 автомобильной дороги Тогот-Курма.
При изучении почвенных условий и животного мира комиссией экспертов установлено, что реконструкция будет проходить практически по освоенной территории, где растительность уже претерпела изменения. По обочинам существующей автодороги почвы уплотнены и нарушены.
По результатам обследования редкие виды растений и животных, занесенные в Красную Книгу, не обнаружены, а также указано, что на указанном участке животный мир практически отсутствует.
Вместе с тем, установлено, что фауна млекопитающих и птиц данного региона богата и разнообразна, обитают 68 видов млекопитающих, 322 вида птиц, 6 видов рептилий и 5 видов земноводнных, сохранились соболь, белка, горностай, колонок, изюбрь, косуля, лось, северный олень, кабарга. Также выявлены виды и подвиды рыб, виды позвоночных, занесенных в Красную книгу Иркутской области, подлежащие особой охране, которые могут быть встречены пределах участка, где будут производиться работы по реконструкции.
В почвенном покрове рассматриваемого участка преобладают дерново-злаковые и дерново-степные почвы с гумусовым горизонтом мощностью в среднем до 3-5 см, среда почвы кислая, нейтральная, слабощелочная.
Несмотря на то, что в ходе исследования установлено, что реконструкция дороги будет проходить практически по освоенной территории, где растительность претерпела изменения, а почвы сильно уплотнены и нарушены, были разработаны мероприятия для уменьшения негативного воздействия на атмосферных воздух, поверхностные и подземные воды, почвенный покров, растительный и животный мер
На основании государственного контракта Номер изъят от 13.11.2018 ООО «СПМК-7» осуществляло работы по реконструкции автомобильной дороги в Ольхонском районе.
Согласно акту обследования особо охраняемой природной территории на предмет нарушения природоохранного законодательства в рамках рейдового мероприятия Номер изъят от 30.08.2019 установлено, что проведена выездная проверка в отношении нарушения природоохранного законодательства по адресу: Иркутска область, Ольхонский район, территория Прибайкальского национального парка, участок автомобильной дороги Тогот-Курма км 0 - км 17. В ходе обследования территории установлено следующее на участке автомобильной дороги Тогот-Курма км 0 – км 17 в границах Прибайкальского национального парка осуществляются работы по реконструкции дороги с применением тяжелой строительной техники, производится добыча полезных ископаемых, на прилегающей к дороге территории устроена производственная площадка с размещением социально-бытовых объектов и лабораториями. Указанный отрезок дороги от координаты N 53.00322 Е 106.74657 до координаты N 53.11045 Е 106.83633 и прилегающая к нему территория отсыпана ПГС, высота и ширина отсыпки не равномерная. Для определения площади перекрытой ПГС почвы произведено фиксирование координат кромки отсыпки, в дополнение к этому произведена высокодетальная аэросъемка всего отрезка дороги с прилегающей территории и контрольные замеры рулеткой на ключевых участках (повороты, подъемы, спуски, места выемки грунта). В ходе предварительной подготовки участка под отсыпку почва местами была снята и сбуртованна валами или кучами поблизости вместе с остатками растительности, включая небольшие деревья, ранее произраставшие на обочине старой дороги. В тех местах, где почва не снята, она перемешана в результате работы строительной техники с песком, камнем и нижележащим слоем грунта, что привело к ее уничтожению.
В районе 0-1 км дороги, слева (по направлению в п. Курма) расположены особо ценные для водоплавающих видов птиц водно-болотные угодья – Тоготское озеро. Тоготское озеро является частью озерно-болотного комплекса, образованного р. Кучелгой. Хорошая кормовая база делает этот комплекс местом обитания большого количества птиц. Всего на этом участке обитает более 50 видов птиц, из которых не менее 20 видов гнездятся. Из водоплавающих птиц гнездятся хохлатая чернеть, кряква, чирок свистунок, красношейная поганка огарь (Красная Книга Иркутской области). Кроме того, на весеннем и осеннем пролете здесь останавливаются на отдых такие виды как чирок трескунок, шилохвость, широконоска, свиязь, различные виды куликов. Также здесь на пролете отмечены виды, внесенные в Красные книги различного ранга: лебедь куликун и большой веретенник – Красная книга Иркутской области, малый лебедь – Красная Книга РФ, не редко залетает беркут - Красная книга РФ. Этот озерно-болотный комплекс является местом размножения и обитания монгольской жабы, внесенной в Красную Книгу Иркутской области.
В результате работ тяжелой строительной техники и отсыпки участка вдоль дороги произошло уничтожение мест нереста монгольской жабы, постоянные смывы с насыпных куч приводят к поступлению в воду песчано-глинистой взвеси, что может ухудшить условия ее размножения на оставшейся территории и сказаться на выживаемости молодняка; произошло ухудшение кормовых и гнездовых местообитаний обитающих и останавливающихся на пролете на этом озере водоплавающих птиц.
В ходе осмотра участка установлены 4 точки, в которых производилась/производится добыча материала для изготовления ПГС.
В районе пикет 54-00 ПК на отсыпной обочине устроена производственная площадка с размещением социально-бытовых объектов и лабораториями. Отсыпка сделана местным материалом - крупнофракционный щебень из местных горных пород, высота отсыпки от поверхности неповрежденной почвы достигает 12-15 метров. Площадка отгорожена от дороги забором из профильного железа, вход и въезд на территорию осуществляется через ворота, на момент осмотра они были открыты.
На территории имеются временные сооружения, приспособленные под хозяйственно-бытовые нужды и временное проживание, в 2-х помещениях расположены лаборатории.
В ходе осмотра территории производственной площадки установлено в нескольких местах розливы ГСМ и ЖБО на грунте. Столовая, кухня, жилые помещения для персонала оборудованы умывальниками, сливные трубы во всех помещениях выведены наружу, слив ЖБО осуществляется непосредственно на грунт. В ходе осмотра зафиксирован активный слив ЖБО на грунт из помещения кухни, столовой, бани. Во всех жилых помещениях имеются печи для отопления, железные трубы выведены на улицу. На территории базы устроено два туалета. При визуальном осмотре установлено: туалет №1 оборудован негерметичной выгребной ямой, с тыльной стороны туалета на насыпе ниже уровня ниже уровня туалета зафиксирован выход ЖБО на грунт; стенки туалета №2 бетонные, имеют цилиндрическую форму, в связи с невозможностью проведения вскрышных работ, определить характер дна выгребной ямы не представилось возможным. Помещения лаборатории осмотреть не удалось по причине того, что они были заперты. В ходе осмотра места расположения дизельной электростанции обнаружено 7 железных бочек для хранения топлива емкостью 200 л. На внешней стороне бочек присутствуют пятна ГСМ, имеющие характерный запах. На территории дизельной электростанции обнаружено несколько пятен ГСМ на грунте. Редкие виды растений в ходе натурных изысканий на территории, прилегающей к участку автомобильной дороги Тагот-Курма км 0 – км 17 не обнаружены.
В результате расчистки и отсыпки территории под новое полотно дороги, перемещения и работы тяжелой строительной техники, устройства и функционирования производственной площадки, добычи полезных ископаемых, на всей территории участка, за исключением старого полотна дороги и его обочины, произошло уничтожение и порча почвы - плодородный слой местами снят и смешан с песком и камнями, почва перекрыта искусственными покрытиями и линейным объектом, в ряде мест почва загрязнена ЖБО и ГСМ. В результате работы тяжелой строительной техники и отсыпки участка вдоль дороги в окрестностях Тоготского озера произошло уничтожение мест нереста и ухудшение условий размножения объектов животного мира, внесенных в Красную книгу Иркутской области, ухудшены кормовые и гнездовые местообитания водоплавающих птиц. На всей территории участка уничтожены беспозвоночные животные и среда их обитания: травянистый покров, подстилка и иные местообитания. В результате добычи грунта нанесен значительный вред недрам. Учитывая масштаб произведенных работ, почвам и животному миру Прибайкальского национального парка нанесен значительный ущерб.
Как следует из заключения по результатам участия специалиста Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора в проверке, проводимой Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой от 06.09.2019 в рамках проведения проверки строительной площадки по реконструкции автомобильной дороги «Тогот-Курма» выявлены нарушения требований ч. 1, абз. 1 ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, абз.1 ст. 11, ст. 14, п.1, п.2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Согласно заключению Управления Росреестра по Иркутской области от 24.09.2019 в ходе проводимой проверки выявлена территория, на которой имеются ямы, траншеи, имеются отвалы грунта и ПГС.
16.10.2019 на основании проведенного обследования 22.08.2019-23.08.2019 заместителем директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» по науке ФИО19 произведен расчет ущерба на ООПТ ФЗ Прибайкальский национальный парк причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, объектам животного мира и среде их обитания хозяйственной деятельностью по реконструкции автомобильной дороги Тогот-Курма на участке км 0 – км 17 в Ольхонском районе Иркутской области сотрудниками ООО «СПМК-7».
Как следует из представленного расчета с учетом его уточнения, окончательный расчет площади нарушенных участков производился путем исключения разрешенных (полоса отвода) и ранее разрушенных (старая дорога) участков, из участка фактического повреждения.
Оценка вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды произведена по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объектам окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, и составила, исходя из площади участка, на котором обнаружена порча почв в размере 41 995, 37 кв.м., - 34 307 259 руб.
Оценка вреда, причиненного животному миру, произведена по Методике исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты, рыболовства и среде их обитания утвержденной приказом Минприроды России от 28.04.2008 № 107 и составила, исходя из площади уничтожения почвенных беспозвоночных животных и среды их обитания и иных объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным, 41 995, 37 кв.м., - 12 189 156, 14 руб.
01.10.2019 в адрес директора ОГКУ «Дирекция автодорог» направлено представление об устранении выявленных нарушений, в котором указано, что в нарушение требований проектной документации (шифр 225/ГП) в районе ПК 11- ПК 12 (справа) осуществлено непроектное складирование почвенно-растительного слоя за границей полосы отвода, в связи с чем произведено нарушение существующего ландшафта с частичной засыпкой озера. В нарушение проектной документации в районе ПК 18 (слева) в водоохраной зоне р. Кучелга установлены непроектные бытовые вагончики, складированы трубы. Биотуалет и контейнер для мусора отсутствует. В нарушение проектной документации устроен вахтовый поселок в районе ПК- 53. В нарушение проектной документации вместо временного моста уложена бетонная водопропускная труба диаметром 1,5 м.
По результатам рассмотрения представления прокурора директором ОГКУ «Дирекция автодорог» 30.10.2019 дан ответ об отсутствии оснований для привлечения должностных лиц Дирекции к дисциплинарной ответственности, вместе с тем, ответственным лицам указано на необходимость оперативного взаимодействия с ООО «РегионПроект».
30.10.2019 Ольхонским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления в отношении начальника участка ООО «СПМК-7» ФИО20
Согласно постановлению Номер изъят от 17.12.2019, вынесенному заместителем руководителя Службы государственного строительного надзора Иркутской области, ООО «СПМК-7» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), наложено наказании в виде штрафа 100 000 рублей.
Согласно пояснениям сторон, данное постановление не обжаловалось.
В материалы дела представлено заключение специалиста ФИО21, выполненное 19.06.2020, в котором он отвечал на вопросы об определении точности расчета ущерба на основании представленных материалов; о наличии методологической погрешности способа определения площадей в представленных материалах; о том, являются ли имеющиеся погрешности допустимыми.
Отвечая на указанные вопросы, специалист пришел к выводу о невозможности определить точность расчета ущерба на основании представленных материалов, установил наличие существенных погрешностей в представленных материалах, которые не являются допустимыми.
По данному делу судом первой инстанции проведена судебная комплексная геодезическая и экологическая экспертиза.
Согласно заключению АНО «Центр экологических экспертиз» Номер изъят эксперты ФИО16, ФИО17 и ФИО18 пришли к выводу о том, что площадь земельных участков с нарушенных и уничтоженным почвенным покровом в границах координат, указанных в обследовании, проведенном ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», в рамках рейдового мероприятия Номер изъят от 30.08.2019 (за исключением старого полотна дороги, обочин, съездов, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 38:13:000000:312, 38:13:000000:675 и объекта капитального строительства с кадастровым номером 38:13:000000:701), расположенных за полосой отвода составляет 37, 8 га. При этом, размер ущерба, причиненный животному миру и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по строительству объекта капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги Тогот-Курма на участке км 0 - км 17 в Ольхонском районе Иркутской области» отсутствует по следующим причинам: вдоль трассы отсутствует как таковой почвенный покров, который является местом обитания почвенных беспозвоночных животных; техногенный субстрат не может являться местом обитания беспозвоночных животных, что доказывается аномально низким содержанием органического вещества.
Даны рекомендации завершить реконструкцию автомобильной дороги Тогот-Курма с учетом требований режима охраны ООПТ, правил охраны окружающей среды, провести рекультивационные мероприятия в полном объеме, включая технический и биологический этапы при согласовании с администрацией ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
Согласно ч. 1 - 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В силу ч. 1 ст. 79 ГПК РФ судебная экспертиза назначается при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том, случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Рассматривая данный спор, разрешая вопрос о назначении судебной экспертизы, суд в нарушение ст. 79 ГПК РФ не привел мотивов, по которым он пришел к выводу о необходимости проведения по данному делу судебной экспертизы.
Кроме того, после проведения судебной экспертизы, суд первой инстанции при постановке судебного решения в его основу положил заключение судебной комплексной геодезической и экологической экспертизы Номер изъят, выполненное АНО «Центр экологических экспертиз», как исключительное доказательство, не дав оценку другим имеющимся в деле доказательствам и юридически значимым обстоятельствам, а именно: заключению государственной экологической экспертизы, представлению прокурора об устранении нарушений, письму о результатам рассмотрения представления, постановлению по делу об административных правонарушениях от 30.10.2019, постановлению Номер изъят от 17.12.2019, заключению от 06.09.2019, заключению от 24.09.2019, акту обследования от 30.08.2019, расчету размера ущерба.
Вместе с тем, совокупностью указанных доказательств подтверждается, что в результате проведения работ ООО «СПМК-7» по реконструкции автомобильной дороги Тогот-Курма на участке км 0 – км 17 в Ольхонском районе Иркутской области причинен значительный вред почвам и животному миру, в частности объектам животного мира относящимся к почвенным беспозвоночным в результате уничтожения почвенного покрова.
Статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В ходе проведенных проверок установлена площадь, поврежденных земель и площадь, на которой произошло уничтожение почвенных беспозвоночных животных, с учетом Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденной приказом Минприроды России от 28.04.2008 № 107 и Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 рассчитан размер ущерба.
Указанный расчет ответчиком не опровергнут, выполнен в соответствии с требованиями Методик и является верным.
При этом, судебная коллегия не принимает в качестве допустимого доказательства заключение специалиста от 19.06.2020, предметом исследования которого явился расчет ущерба, выполненный ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», поскольку данное заключение по сути является мнением специалиста, который об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ не предупреждался, и при подготовке заключения которому материалы гражданского дела в полном объеме не предоставлялись.
Оценивая заключение судебной экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заключение судебной экспертизы не опровергает совокупность представленных в дело доказательств о причинении вреда почвам и животному миру в результате деятельности ответчика по реконструкции автомобильной дороги.
Кроме того, выводы эксперта носят противоречивый характер, поскольку определив территорию с нарушенным и уничтоженным почвенным покровом, экспертами расчет размера ущерба не произведен со ссылкой на отсутствие почвенного покрова, который является местом обитания почвенных беспозвоночных животных, отсутствие деградации естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, учитывая местонахождение выявленных нарушений – на территории антропогенно-преобразованного рельефа в границах придорожной полосы.
Принимая во внимание, что в ходе судебного заседания нашел подтверждение факт причинения вреда почвам и объектам животного мира в результате деятельности ответчика по реконструкции автомобильной дороги, учитывая, что расчет ущерба окружающей среде, представленный ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», произведен в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде - Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.04.2008 № 107 «Методика исчисления размера вреда, причиненого объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», проверен судебной коллегией и признан правильным, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу судебного решения, принятию нового решения об удовлетворении иска и взыскании с ответчика ущерба в сумме 46 496 415, 14 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 02 марта 2021 года отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «СПМК-7» о взыскании ущерба, причиненного почвам
и животному миру удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «СПМК-7» ИНН/КПП: <***>/38101001; ОГРН: <***>, зарегистрированного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 244/3, ущерб, причиненный почвам и животному миру в размере 46 496 415, 14 (сорок шесть миллионов четыреста девяносто шесть тысяч четыреста пятнадцать рублей 14 копеек) в бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет по следующим реквизитам):
Получатель: УФК по Иркутской области (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории), лицевой счет Номер изъят, расчетный счет Номер изъят, банк получателя: отделение г. Иркутск, БИК Номер изъят, КБК Номер изъят, ОКТМО Номер изъят, ИНН Номер изъят, КПП 380801001.
Председательствующий Е.М. Жилкина
Судьи Н.С. Краснова
В.В. Коваленко
Мотивированный текст изготовлен 06.09.2021.