ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-7/2022 от 15.06.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Размахов В.Н.

Дело № 33-995

УИД № 44RS0011-01-2021-000778-42

№ дела в суде первой инстнации 2-7/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.

судей Зиновьевой Г.Н., Лукьяновой С.Б.,

с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,

при секретаре Агафоновой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.В.А. на решение Нейского районного суда Костромской области от 16 февраля 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, к Смирновой Оксане Евгеньевне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке г<данные изъяты>, о выселении из муниципального жилья расположенного по адресу: <адрес> снятии ее с регистрационного учета по указанному адресу, отказано. Встречные исковые требования Смирновой Оксаны Евгеньевны к С.В.А. удовлетворены в полном объеме.

Судом постановлено:

«Признать С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учета по указанному адресу.

Обязать С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г<данные изъяты>, не чинить Смирновой Оксане Евгеньевне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке <данные изъяты>, препятствий в пользовании квартирой, расположенной по адресу: <адрес>

Взыскать со С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, в пользу Смирновой Оксаны Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г<данные изъяты>, 10 000 (десять тысяч) рублей в качестве компенсации судебных расходов на оплату услуг представителя, 3 116 (три тысячи сто шестнадцать) рублей 37 копеек в качестве компенсации транспортных расходов, а всего взыскать 13 116 (тринадцать тысяч сто шестнадцать) рублей 37 копеек.».

Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав С.В.А.., Смирнову О.Е. и ее представителя адвоката Чистякову Г.Д., заключение прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия

установила:

С.В.А. обратился в суд с иском к Смирновой О.Е. о выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета.

В обоснование своих требований указал, что проходит военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ, в войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года. В связи со статусом военнослужащего Министерство обороны РФ в лице командира войсковой части Ш. заключило с ним жилищный договор, по условиям которого гарантировало предоставление ему и членам его семьи служебного жилого помещения. Впоследствии между ним и Костромской квартирно - эксплуатационной частью Московского военного округа ДД.ММ.ГГГГ года заключен договор найма служебного жилого помещения в соответствии с которым на период прохождения военной службы в возмездное пользование предоставлено служебное жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны РФ, расположенное по адресу: <адрес> состоящее из 2 комнат, площадью 46,7 кв.м. Указанное служебное помещение предоставлено в пользование также Смирновой О.Е., являвшейся на момент заключения договора его супругой и входившей в состав его семьи, а также сыну Смирнову Даниилу Вячеславовичу. В настоящее время членом его семьи является только сын Смирнов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается соответствующей справкой. Служебное жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено Министерством обороны РФ ему в целях социальной защиты в связи с прохождением военной службы по контракту в воинской части <данные изъяты>. Иные лица могут использовать это служебное жилое помещение только в случае, если они являются членами его семьи, что указано в нормах Жилищного кодекса РФ и пункте 1.1 договора найма служебного жилого помещения № от 18.01.2006 года. В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся: супруги, родители и дети. Брак между ним и Смирновой О.Е. расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка №33 г. Неи и Нейского района Костромской области от 12.11.2007 года. Смирнова О.Е. не является членом его семьи и утратила право пользования предоставленным служебным жилым помещением. С момента расторжения брака и до настоящего времени Смирнова О.Е. служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, добровольно не освободила, с регистрационного учета по месту жительства не снялась, несмотря на его неоднократные просьбы. Фактически Смирнова О.Е., не являясь стороной договорных отношений с Министерством Обороны РФ, занимает специализированное жилое помещение, принадлежащее воинской части, препятствует в его использовании согласно договору найма служебного жилого помещения №63 от 18.01.2006 года. В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ им принимались меры по досудебному урегулированию возникшего правового спора со Смирновой О.Е. В её адрес заказным письмом направлялось уведомление о необходимости освободить жилое помещение в срок до 01.08.2021 года и сняться с регистрационного учета. Уведомление оставлено Смирновой О.Е. без ответа, жилое помещение она добровольно не освободила. Договор найма служебного жилого помещения прекратил своё действие в отношении Смирновой О.Е., ответчик мер по добровольному освобождению жилого помещения не принимает, в силу ст.35, ч.1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) она подлежит выселению из жилого помещения и снятию с регистрационного учета по данному адресу. На основании вышеизложенного просит Смирнову Оксану Евгеньевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снять с регистрационного учета и выселить ее из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

В качестве третьих лиц в деле принимали участие Войсковая часть <данные изъяты>, Миграционный пункт МО МВД России «Нейский», Администрация городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области, Смирнов Даниил Вячеславович, Территориальный отдел «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры Комплекса» Министерства обороны РФ

В ходе рассмотрения дела ответчик Смирнова О.Е. предъявила встречный иск к С.В.А. о признании его утратившим право пользования жилым помещением, снятии его с регистрационного учета и к администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области об обязании заключить с ней договор социального найма жилого помещения.

В обоснование требований указала, что со С.В.А.ДД.ММ.ГГГГ года заключили брак. От брака имеют совершеннолетнего сына Смирнова Даниила Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года, который учится и проживает в городе Ярославле. С.В.А. в период с 1998 года проходил военную службу по контракту. 18.01.2006 года на основании договора № найма служебного жилого помещения семье было предоставлено жилое помещением, расположенное по адресу: <адрес>, в которое вселились Смирнов Вячеслав Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Смирнов Даниил Вячеславович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Смирнова Оксана Евгеньевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В жилом помещении они зарегистрированы и проживают с 28.02.2006 года и по настоящее время, т.е. более 15 лет, что подтверждается справкой директора ООО «Нейская управляющая компания» №364 от 24.09.2021 года. На основании решения мирового судьи судебного участка №33 гор. Нея и Нейского района Костромской области от 12.11. 2007 года брак расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ года. В силу постановления №9 от 15.02.2008 года главы городского поселения город Нея Н.Б. Любимова «О приеме в муниципальную собственность городского поселения город Нея жилищного фонда от конкурсного управляющего МУП «Неяжилкомсервис» квартира <адрес> принята в собственность городского поселения гор. Нея казну «от конкурсного управляющего МУП «Неяжилкомсервис», что подтверждается следующими доказательствами: постановлением №9 от 15.02.2008 года главы городского поселения город Нея Н.Б. Любимова «О приеме в муниципальную собственность городского поселения город Нея жилищного фонда от конкурного управляющего МУП «Неяжилкомсервис», перечнем №6 объектов муниципального имущества, подлежащего передаче из собственности муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области в муниципальную собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Следует, что в 2008 году часть вышеуказанного жилого дома в том числе и квартира <адрес>, была переведена в муниципальную собственность. Новым собственником - администрацией городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области - статус специализированного спорному жилому помещению не присваивался. Вышеуказанная спорная квартира не закреплена за Министерством обороны РФ, как указано в исковом заявлении ответчика С.В.А.. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которых произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма. Ответчик С.В.А. с 2010 года не проживает в спорном жилом помещении. Он добровольно выехал из квартиры и не проживает в ней уже более 11 лет. Выезд из жилого помещения не носил вынужденный характер. Он проживает в городе Нея с новой семьей в другом жилом помещении, хотя ему никогда не чинили препятствий в пользовании данным жилым помещением. Считает, что С.В.А. приобрел право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства. К тому же С.В.А. более 11 лет не исполняет обязанности по оплате данного жилого помещения, коммунальных услуг, по ремонту квартиры, сохранив лишь регистрацию в жилом помещении. Смирнова О.Е. ежемесячно оплачивает все коммунальные платежи, задолженности не имеет. Систематически производит ремонт квартиры. С.В.А. утратил право пользования вышеуказанным жилым помещением и в соответствии с жилищным законодательством должен быть снят с регистрационного учета. Добровольный выезд ответчика из спорного жилого помещения в другое место жительства, дает основание для вывода об отказе С.В.А. в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма данного жилого помещения, а, значит, и о расторжении им в отношении себя указанного договора и утрате права на него. О расторжении договора социального найма жилого помещения ответчиком свидетельствует и прекращение исполнения им с момента выезда обязательств по договору социального найма (неоплата жилого помещения и коммунальных услуг). В связи с тем что Смирнова О.Е. ежемесячно оплачивает все коммунальные платежи, найм жилого помещения, задолженности не имеет, систематически производит ремонт квартиры и т.д., а также проживает в данной квартире более 15 лет, считает, что администрация Нейского муниципального округа Костромской области должна заключить со Смирновой О.Е. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> Смирнова О.Е. неоднократно обращалась в администрацию с данным вопросом, но до сих пор ответчик не исполнил свои обязательства, хотя спорное жилое помещение является их собственностью. Смирнова О.Е. не имеет в собственности никакого жилого помещения, что подтверждается уведомлением об отсутствии сведений о собственности в ЕГРН от 05.10.2021 года №. На основании вышеизложенного просит признать С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учета по указанному адресу. Обязать администрацию городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области заключить со Смирновой Оксаной Евгеньевной договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>

В судебном заседании от 16.11.2021 года Смирнова О.Е. и ее представитель адвокат Чистякова Г.Д. требования, заявленные к администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области не поддержали, просили считать её третьим лицом по делу.

В процессе рассмотрения дела С.В.А. исковые требования уточнил, просит выселить Смирнову О.Е. из муниципального жилья, расположенного по адресу: <адрес> и снять ее с регистрационного учета по указанному адресу.

Смирнова О.Е. в ходе рассмотрения дела также уточнила встречные исковые требования, просит признать С.В.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учета по указанному адресу. Обязать С.В.А. не чинить Смирновой О.Е. препятствий в пользовании квартирой, расположенной по адресу: <адрес>

В связи с реорганизацией к участию в деле вместо администрации городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в порядке правопреемства привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, администрация Нейского муниципального округа Костромской области.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе С.В.А. просит отменить решение суда, в удовлетворении встречного иска отказать. Выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В судебных заседаниях было установлено, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, в 2006 году был заключен договор № найма служебного жилого помещения между начальником Костромской КЭЧ Московского военного округа и военнослужащим Смирновым В.А., расположенного по адресу: <адрес>, которое использовалось для проживания военнослужащего и членов его семьи. Однако в 2007 году брак между истцом и Смирновой О.Е. был расторгнут, соответственно Смирнова О.Е. потеряла право на проживание в вышеуказанном служебном жилом помещении еще в 2007 году, т.к. перестала быть членом семьи военнослужащего и утратила статус члена семьи военнослужащего. Отмечает, что бывшие супруги не относятся к членам семьи военнослужащих, соответственно, те гарантии, которые распространяются на членов семьи военнослужащих прекращают свое действие. 10.11.2021 года между С.В.А. и начальником отделения территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ«Росжилкомплекс» был заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу , т.е. до 10.11.2021 года в Министерстве обороны РФ информации о том, что указанная квартира не является служебной не имелось. Только 12.11.2021 г. МО городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области оформили право собственности на спорную квартиру. Полагает, что судом неверно сделан вывод о том, что на момент заключения договора служебного найма от 18.01.2006 г. спорная квартира являлась собственностью администрации городского поселения. Из представленных документов видно, что данная квартира внесена в реестр муниципальной собственности городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области на основании постановления администрации муниципального района г. Нея и Нейский район от 16.11.2006 года № «О передаче муниципального предприятия «Неяжилкомсервис» из собственности муниципального района г. Нея и Нейский район в собственность городского поселения г. Нея», т.к. в состав данного предприятия числилась вышеуказанная квартира. На основании акта приема-передачи от 29.12.2006 года данная квартира передана МУП «Неяжилкомсервис» из собственности муниципального района г. Нея и Нейский район в муниципальную собственность городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области. На момент заключения договора от 18.01.2006 года № 63 судом установлено, что данной квартире на основании постановления главы самоуправления г. Нея и Нейского района от 11.10.2005 г. № 527 был придан статус служебной. Однако, судом данный факт во внимание принят не был. Также судом не установлен документальный факт утраты данной квартиры статуса служебной. Судом не было истребовано доказательств о нахождении в собственности у Министерства обороны РФ спорной квартиры, т.к. из представленных суду документов усматривается «двойной» учет спорный квартиры - как собственности Министерства обороны РФ (т.к. до настоящего момента квартира стоит на балансе Министерства обороны РФ), так и собственность МО городского поселения г. Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области. В связи с этим, вывод суда о том, что фактически указанная квартира была предоставлена ему и членам его семьи по договору социального найма, считает ошибочным. Полагает, что в случае признания недействительным договора о предоставлении жилого помещения, на основании которого он как военнослужащий был обеспечен жильем, не может служить основанием о выселении его из этого жилого помещения без предоставления другого жилья. Права военнослужащего не должны быть нарушены из-за ошибок гражданских чиновников. Также считает, что суд ошибочно пришел к выводу о том, что он добровольно выехал из спорного жилого помещения, поскольку его выезд носил вынужденный характер, однако его пояснения судом были проигнорированы.

В возражениях на апелляционную жалобу Смирнова О.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Смирнов В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Смирнова О.Е. и ее представитель адвокат Чистякова Г.Д. полагали решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Прокурор Хрящева Е.Ю. в заключении полагала решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении первоначального иска С.В.А. и отказе в удовлетворении встречных исковых требований; на основании ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации полагала возможным сохранить за Смирновой О.Е. право пользования спорной квартирой сроком на 1 год.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало. В связи с этим на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, исследовав дополнительные доказательства (которые были запрошены и приобщены к материалам дела, поскольку судом первой инстанции не были установлены все юридически значимые обстоятельства, без чего невозможно правильное разрешение возникшего спора), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, является муниципальной собственностью и предоставлено семье С.В.А. на условиях договора социального найма жилого помещения.

В этой связи, суд, применив к возникшему спору нормы о договоре социального найма жилого помещения - ст. ст. 69, 71, 83, 153 ЖК РФ, и установив, что С.В.А., в отличие от Смирновой О.Е., бремя содержания квартиры не несет, коммунальные платежи по ней не оплачивает, в квартире не проживает и выехал из нее на другое постоянное место жительства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных исковых требований Смирновой О.Е., а также ее требований о взыскании судебных расходов.

Однако данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, подлежащим применению при разрешении настоящего спора, а потому судебная коллегия не может с ними согласиться.

Из материалов дела следует, что С.В.А. является военнослужащим, с ДД.ММ.ГГГГ года проходит военную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации по контракту. Последний контракт о прохождении военной службы заключен со С.В.А. на срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части <данные изъяты> и военнослужащим С.В.А. был заключен жилищный договор. По указанному договору командир войсковой части гарантировал предоставление военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи служебного жилого помещения не позднее 3 месяцев со дня заключения настоящего договора на период до 24.11.2005 г. (л.д. 15-17. т. 1).

18.01.2006 года Костромская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа в лице начальника К. и гражданин С.В.А. (наниматель) на основании решения №16 от 29.07.2005 года заключили договор №63 найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> для проживания нанимателя С.В.А. и членов его семьи: Смирновой О.Е.(супруги) и Смирнова Д.В. (сына) (л.д. 13-14, т. 1).

Согласно свидетельству о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ брак между С.В.А. и Смирновой Оксаной Евгеньевной расторгнут 28 декабря 2007 года на основании решения мирового судьи судебного участка №<данные изъяты>.

10.11.2021 года между Министерством обороны РФ, действующего от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, в лице начальника отделения территориального отдела «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (наймодатель), и гражданином С.В.А. (наниматель) на основании решения о предоставлении жилого помещения от 10.11.2021 года № заключен договор найма служебного жилого помещения № . На основании указанного договора наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двухкомнатной квартиры площадью 46,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Согласно п. 2 договора жилое помещение предоставляется в связи с прохождением военной службы в Костромском гарнизоне (л.д. 78, т. 1).

Согласно представленному решению отдела Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ № № от 10.11.2021 года военнослужащему С.В.А. в связи с невозможностью оформления дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года выданного Костромской КЭЧ, оформить договор найма на служебное жилое помещение, состоящее из двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 46,7 кв. м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Смирнов Д.В. – сын. Указанное жилое помещение предоставлено С.В.А. на время прохождения военной службы <данные изъяты>л.д. 161, т. 1).

Из ответа ТО «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ от 17.06.2021 года следует, что С.В.А. с 11.04.2017 года состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с составом семьи 2 человека: С.В.А. и сын Смирнов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ.; 18.09.2017 года С.В.А. избрана форма обеспечения – жилищная субсидия на приобретение (строительство) жилого помещения; с 2006 года С.В.А.. проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>; согласно действующему законодательству, если военнослужащий не может сдать полученное ранее от государства жилое помещение, то не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения; в связи с этим С.В.А. просят в срок до 01.07.2021 года предоставить соглашение о сдаче вышеуказанного жилого помещения, подписанное всеми зарегистрированными в нем лицами (л.д. 42, т. 1).

Согласно спискам военнослужащих, а также гражданского персонала, проживающих в специализированном жилищном фонде Минобороны России (список проживающих <данные изъяты>) в них состоит С.В.А.., проживающий по адресу: <адрес> (л.д. 22-24, т. 2).

По данным Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение по вышеуказанному адресу принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городское поселение город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области; дата регистрации права – 12.11.2021 года (л.д. 155-158, т. 1).

Как видно из выписки из реестра муниципальной собственности городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области спорная квартира внесена в реестр муниципальной собственности указанного городского поселения на основании постановления администрации муниципального района город Нея и Нейский район от 16.11.2006 года № 724 «О передаче муниципального унитарного предприятия «Неяжилкомсервис» из собственности муниципального района город Нея и Нейский район в собственность городского поселения город Нея и находится в казне городского поселения город Нея на основании постановления главы городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район от 15.02.2008 года № 9 «О приеме в муниципальную собственность городского поселения город Нея жилищного фонда от конкурсного управляющего МУП «Неяжилкомсервис» (л.д. 56, т. 1). Названное Постановление от 15.02.2008 года № 9 и Приложение к нему также имеются в материалах дела (85-87, т. 1); также имеется акт приема-передачи МУП «Неяжилкомсервис», передаваемого из собственности муниципального района в муниципальную собственность городского поселения город Нея и вышеназванное Постановление от 16.11.2006 года № 724 (л.д. 128-131, т. 1; л.д. 132, т. 1).

В материалы дела представлен протокол № 16 заседания жилищной комиссии <данные изъяты> от 29.07.2005 года, согласно которому решено предоставить 2-комнатную благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, общ. площ. 46,7 кв. м, находящуюся в муниципальной собственности г. Неи, С.В.А. на семью из 3-х человек, квартира служебная (л.д. 239-242, т. 1).

Согласно протоколу №6 заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации г. Неи и Нейского района от 07.10.2005 года решено «придать статус «служебных» квартир в закрытом военном городке № 2, выделенных решением жилищной комиссии <данные изъяты> военнослужащих и гражданскому персоналу:… 3) квартира <адрес> общ. пл. 46,7 кв. м, -С.В.А.» (л.д. 16-18, т. 2).

Постановлением Главы самоуправления города Неи и Нейского района от 11.10.2005 года № 527 «О рассмотрении заявлений граждан по жилищным вопросам» постановлено « Придать статус «служебных» квартир в <данные изъяты>, выделенных решением жилищной комиссии в/ч <данные изъяты> военнослужащих и гражданскому персоналу:… 3) <адрес> общ. пл. 46,7 кв. м, - С.В.А. (л.д. 219-220, т. 1).

Как видно из дополнительно представленных по запросу судебной коллегии документов, а именно, архивной выписки № 197 от 30.05.2022 года, главой самоуправления города Неи и Нейского района Костромской области 08.08.2001 года было вынесено постановление о предоставлении освободившейся трехкомнатной благоустроенной квартиры, принадлежащей Министерству обороны РФ, по адресу: <адрес><данные изъяты>Ш.А.В. состав семьи 3 человека.

Согласно справке в<данные изъяты> от 01.06.2022 года Ш.А.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. В марте 2013 г. войсковая часть была переформирована в войсковую часть . Военнослужащий был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 15.05.2001 г. по 16.05.2005 г.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>Ш.А.В. зачислен в списки личного состава войсковой части <данные изъяты>

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>Ш.А.В. 20.05.2005 года исключен из списков личного состава войсковой части

Таким образом, ранее спорная квартира предоставлялась для проживания военнослужащему той же войсковой части Ш.А.В. и членам его семьи. После убытия Ш.А.В. к новому месту службы и освобождения занимаемой площади, спорная квартира была предоставлена военнослужащему С.В.А. с членами семьи супругой Смирновой О.Е. и сыном Смирновым Д.В.

Также судебной коллегии дополнительно представлено письменное ходатайство Костромской КЭЧ от 29.09.2005 года направленное главе администрации г. Неи и Нейского района С. о придании «статуса «служебных» квартир в <данные изъяты> выделенных решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> нижеуказанным военнослужащим и гражданскому персоналу ….. 3<адрес> общ. пл. 46,7 кв.м –<данные изъяты>С.В.А.<адрес>».

Согласно ст. 15 действовавшего в период предоставления спорной квартиры Ш.А.В. и до 01.03.2005 года Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР) районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Совета народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, в том числе распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении.

В соответствии со ст. 42 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.

На основании ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 ЖК РСФСР).

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей в период, когда принималось решение о предоставлении спорной квартиры Смирнову В.А. и членам его семьи) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 15 названного Федерального закона № 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В Определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 года N 453-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих» указано следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).

Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных образований (подпункты 5 и 10 пункта 2 статьи 6).

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Действующий Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в редакции на дату принятия решения о предоставлении жилого помещения Смирнову В.А. и членам его семьи, как и в настоящей редакции, предусматривает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 49).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49).

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Из собранных по делу доказательств следует, что спорное жилое помещение на условиях договора социального найма С.В.А. как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не предоставлялось.

Оно предоставлялось С.В.А. с членами его семьи в порядке обеспечения его жильем как военнослужащего, после того как было освобождено другим военнослужащим, ранее занимавшим данное жилое помещение – Ш.А.В. и членами его семьи.

При этом с учетом вышеприведенных норм Федерального закона № 76-ФЗ С.В.А. проходящий военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ, вместе с членами семьи подлежал обеспечению именно служебным жилым помещением, а не жилым помещением по договору социального найма.

Из протокола № заседания жилищной комиссии <данные изъяты> от 29.07.2005 года и протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации г. Неи и Нейского района от 07.10.2005 года следует, что спорная квартира предоставлялась <данные изъяты>С.В.А. на семью из трех человек в качестве служебного жилого помещения.

Постановлением Главы самоуправления города Неи и Нейского района от 11.10.2005 года № 527 «О рассмотрении заявлений граждан по жилищным вопросам» спорной квартире присвоен статус служебной, вопреки выводам суда первой инстанции, указавшим на отсутствие в деле решения администрации органа местного самоуправления о включении жилого помещения в число служебных.

Решения о предоставлении С.В.А. квартиры в качестве служебного жилого помещения и вышеназванное постановление от 11.10.2005 года № в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны.

То, что в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии от 07.10.2005 года и в постановлении от 11.10.2005 года спорная квартира ошибочно указана как находящаяся в закрытом военном <данные изъяты><данные изъяты>) не влияет на определение ее статуса как служебного жилого помещения.

Не влияет на определение статуса квартиры и ошибочное указание в договоре найма служебного жилого помещения № от 10.11.2021 года на то, что квартира находится в государственной собственности.

Из материалов дела следует, что квартира изначально относилась и относится к муниципальной собственности, однако, поскольку предоставлялась военнослужащим и членам их семей и отнесена после предоставления С.В.А. как военнослужащему к числу служебных жилых помещений, распоряжение данной квартирой осуществлялось и осуществляется Министерством обороны РФ в лице его уполномоченных органов.

Сообщение администрации Нейского муниципального округа в представленном ответе от 08.06.2022 года № 1217 на запрос представителя Смирновой О.Е. адвоката Чистяковой Г.Д. о том, что спорная квартира статуса служебной не имеет, не может быть принято во внимание, поскольку все иные материалы дела с очевидностью свидетельствуют об обратном.

В этой связи вывод суда о том, что спорное жилое помещение предоставлено семье С.В.А. на условиях договора социального найма жилого помещения, и применение по спору норм о договоре социального найма, включая ст. 83 ЖК РФ, предусматривающую основания расторжения и прекращения такого договора, нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

Ст. 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Основания расторжения договора найма специализированного жилого помещения предусмотрены ст. 101 ГК РФ, среди которых основания, аналогичные закрепленным в ч. 3 ст. 83 ЖК РФ, отсутствуют.

Ч. 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

На основании ч. 4 ст. 31 ЖК РФ (которая в соответствии с приведенной нормой ч. 5 ст. 100 ЖК РФ подлежит применению к пользованию служебными жилыми помещениями) в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что При рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении права пользования жилым помещением и выселении суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит исходя из положений части 4 статьи 31 ЖК РФ решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.

Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается частью 4 статьи 31 ЖК РФ при установлении следующих обстоятельств:

а) отсутствие у бывшего члена семьи собственника жилого помещения оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилого помещения в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);

б) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).

При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника жилого помещения сохраняется право пользования жилым помещением, суду следует исходить из принципа разумности и справедливости и конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

С учетом вышеуказанных норм и установленных по делу обстоятельств первоначальный иск С.В.А. о выселении Смирновой О.Е. как бывшего члена семьи из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и снятии ее с регистрационного учета по указанному адресу подлежит удовлетворению. В удовлетворении встречного иска Смирновой О.Е. следует отказать.

Вместе с тем судебной коллегией установлено, что Смирнова О.Е. иного жилого помещения на праве собственности или в пользовании не имеет, участником какого-либо договора долевого строительства жилого помещения не является. Материальное положение Смирновой О.Е. (доход от предпринимательской деятельности) и состояние здоровья (наличие ряда заболеваний) не позволяет ей в настоящее время обеспечить себя другим жилым помещением.

С учетом этого на основании ч. 4 ст. 31 ЖК РФ коллегия приходит к выводу о том, что за Смирновой О.Е. следует сохранить право пользования спорной квартирой на разумный срок, каковым полагает 10 месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения. По истечении указанного срока право пользования спорным жилым помещением Смирновой О.Е. следует прекратить и выселить ее из жилого помещения со снятием с регистрационного учета в нем.

Поскольку в удовлетворении исковых требований Смирновой О.Е. отказано в полном объеме (в том числе требований об обязании С.В.А. не чинить препятствий в пользовании квартирой, поскольку таковыми истец полагала исключительно действия С.В.А. по предъявлению первоначального иска), то ее ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нейского районного суда Костромской области от 16 февраля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования С.В.А. к Смирновой Оксане Евгеньевне о выселении и снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Сохранить за Смирновой Оксаной Евгеньевной право пользование жилым помещением,, расположенным по адресу: <адрес>, на срок 10 месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

По истечении указанного срока прекратить право пользования Смирновой Оксаны Евгеньевны и выселить ее из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сняв ее с регистрационного учета по указанному адресу.

В удовлетворении встречных исковых требований Смирновой Оксаны Евгеньевны к С.В.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности не чинить препятствия в пользовании квартирой – отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 24 июня 2022 года.