ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-800/2023 от 18.07.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Ковалёва А.В. УИД 38RS0001-01-2022-006770-28

Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-6600/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Шабалиной В.О.,

судей Кулаковой С.А., Шишпор Н.Н.,

при секретаре Шергине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело № 2-800/2023 по иску Балакина Михаила Витальевича к обществу с ограниченной ответственностью «Ангарская жилищная компания» о признании незаконным отказа в предоставлении сведений, взыскании судебных расходов

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Ангарская жилищная компания»

на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 12 апреля 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований истец указал, что с 17.10.2022 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>. 21.10.2022 обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки о составе семьи и поквартирной карточки, в чем ему было отказано по мотиву наличия долгов по коммунальным платежам. Полагая такой отказ незаконным, а свои права нарушенными, с учетом уточнений, просил суд признать незаконным отказ в предоставлении сведений о лицах, состоящих на регистрационном учете в квартире по указанному выше адресу путем выдачи справки о составе семьи и поквартирной карточки и/или справки о составе и движении семьи, и/или выписки из домовой книги, и/или любой документ, содержащий запрашиваемые сведения; взыскать судебные расходы по оплате юридической помощи - 25000 руб., госпошлины - 600 руб.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 12.04.2023 исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ООО «Ангарская жилищная компания» по отказу в предоставлении сведений Балакину М.В. о лицах, состоящих на регистрационном учете. С ООО «Ангарская жилищная компания» в пользу Балакина М.В. взысканы расходы по оказанию юридической помощи - 3000 руб., расходы по уплате госпошлины - 300 руб. Балакину М.В. возвращена уплаченная госпошлина 210 руб. В удовлетворении требований о взыскании расходов по оказанию юридической помощи 22000 руб. отказано.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Ангарская жилищная компания» - Лескова Т.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Мотивирует тем, что управляющие организации не обладают информацией о регистрационном учете, а также о снятии с регистрационного учета граждан, в связи с признанием не подлежащим применению с 17.04.2018 Приказа Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288. Ответчик в рамках исполнения договоров управления многоквартирными домами для себя в архивных документах записывает сведения о гражданах с представленных ими документов и не распространяет персональные данные иным лицам, представляет имеющуюся архивную информацию по запросу суда, а также субъектам персональных данных.

Ссылаясь на п. 47 распоряжения Правительства от 25.04.2011 № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме», административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984), указывает, что выдача копий финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта Российской Федерации. Управляющая организация не включена в круг лиц, оказывающих услугу по регистрации по месту пребывания и месту жительства граждан, таким образом, справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месте жительства (пребывания), о составе семьи и иные подобные справки управляющая организация выдавать не может.

Полагает, что внесенные в закон по регистрационному учету поправки имеют пробел, поскольку фактически управляющие организации доступа к регистрационному учету не имеют, но не исключены из числа ответственных лиц в Перечне, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.

Суд, ссылаясь только на Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности осуществлять выдачу справки формы 9, не учитывая, что Административный регламент, которым утверждена данная форма, отменен с 2018 года. Не проверил факт взаимодействия управляющих организаций с отделом по вопросам миграции УМВД России по Ангарского городскому округу.

Нормативными правовыми актами не определены ни форма справки о движении, ни порядок ее выдачи, ни уполномоченные на ее выдачу органы, должностные лица. Отсутствует указание на действия оператора персональных данных о выдаче персональных данных третьим лицам, зарегистрированным или незарегистрированным в той же квартире, следовательно, у управляющей организации отсутствуют основания для выдачи таких документов.

Суд не принял во внимание, что к обязанностям управляющей организации относится только ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3.1 ст.45 ЖК РФ).

В силу п. 1 ст. 558 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения о лицах, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, обязаны предоставить истцу продавцы квартиры.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Кулаковой С.А., объяснения истца Балакина М.В. и его представителя Федорова Ю.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям пунктов 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права), исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, истец Балакин М.В. на основании договора купли-продажи от 23.09.2022 являлся собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>.

17.10.2022 право собственности зарегистрировано, а 09.01.2023 произведена государственная регистрация прекращения права собственности в связи с заключением договора купли-продажи от 29.12.2022.

Многоквартирный жилой <адрес изъят> находится в управлении ООО «Ангарская жилищная компания» на основании договора от 20.10.2015 Номер изъят.

21.10.2022 Балакин М.В. обратился на имя директора ООО «Ангарская жилищная компания» с заявлением следующего содержания: «18.10.2022 я стал собственником квартиры по адресу: <адрес изъят>. Прошу заключить договор на коммунальное обслуживание, а также предоставить справку о составе и движении семьи по данному адресу. Копию выписки ЕГРН предоставляю» (л.д. 11).

24.10.2022 на имя руководителя ООО «Ангарская жилищная компания» от Балакина М.В. поступило заявление следующего содержания: «На основании договора купли-продажи я приобрел в собственность жилое помещение площадью 48,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес изъят>. Право собственности возникло с 17.10.2022. 21.10.2022 я обратился в управляющую компанию для выдачи справки о составе семьи и поквартирной карточки. Однако сотрудник паспортного стола отказалась выдать данные документы в связи с якобы имеющейся задолженность и за данной квартирой. Однако обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности в соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соответственно, если какая-либо задолженность за данным объектом недвижимости и имеется, я к ней не имею ни малейшего отношения. И отказ выдать вышеуказанные справки является незаконным.

В связи с этим требую: 1. заключения договора на оказание коммунальных услуг с открытием нового лицевого счета; 2. прошу выдать справки о составе семьи и поквартирную карточку. Данные документы прошу направить почтой России по адресу: <адрес изъят> В случае отказа буду вынужден обратиться за услугами в юридическую компанию с последующим возложением расходов на вас. Данные о зарегистрированных лица необходимы для продажи квартиры» (л.д. 11, оборот).

По сообщению ООО «Ангарская жилищная компания» от 26.10.2022 № 1125, коммунальные услуги не предоставляют, в связи с чем не имеется оснований для заключения договора на оказание коммунальных услуг.

Отказывая в выдаче справки, ответчик сослался на п. 47 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципального задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме», п. 50 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде (утв. Распоряжением Правительства от 17.12.2009 № 1993-р), Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 31.12.2017 № 984), пункты 1-3 ст. 3, ч. 3 ст. 20 ФЗ от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указал, что к обязанностям управляющей организации относится ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме. Собственником квартиры является истец с 17.10.2022. На 01.10.2022 за принадлежащим истцу жилым помещением числится задолженность за ремонт и содержание жилья - 20 705 руб. 60 коп. Достоверность сведений по адресу: г. Номер изъят, - гарантировать не можем, так как услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета предоставляется в МФЦ и УМВД, а также через личный кабинет на сайте гос.услуги. Иной информации в архивах ООО «АЖК» не имеется.

03.11.2022 истец Балакин М.В. обратился к руководителю ООО «Ангарская жилищная компания» с заявлением о повторной выдаче выписки из домовой книги с указанием перечня лиц, состоящих на регистрационном учете по адресу: <адрес изъят>, - или любого другого документа, содержащего запрашиваемые сведения. Указал, что данная информация необходима ему для продажи вышеуказанной квартиры, что в случае ее непредоставления будет лишен возможности исполнить требования предварительного договора купли-продажи указанной выше квартиры, заключенного с ФИО4, что повлечет расторжение договора и необходимость возвратить задаток в двойном размере. Поскольку исполнить предварительный договор не сможет по вине управляющей компании, указал, что придется взыскать данную сумму с ООО «АЖК» в добровольном или в судебном порядке (л.д. 12).

По сообщению ООО «АЖК» на заявление от 03.11.2022, достоверность сведений по адресу: <адрес изъят>, - гарантировать не могут, так как услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета предоставляется в МФЦ и УМФВД, а также через личный кабинет на сайте гос.услуги. Иной информации в архивах ООО «АЖК» не имеется. Для получения достоверной информации о зарегистрированных лицах предложили обратиться в отдел по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу (л.д. 13, оборот).

По мнению истца, отказ в выдаче запрашиваемых им сведений является незаконным, нарушает его права.

Удовлетворяя требования Балакина М.В., признавая незаконными действия по отказу в предоставлении сведений о лицах, состоящих на регистрационном учете, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком нарушены права истца на обеспечение доступа к информации, так как ответчик уклонился от удовлетворения требований истца об ознакомлении с информацией о зарегистрированных в жилом помещении лицах, которую ответчик должен предоставить в силу закона, поскольку указанные сведения напрямую затрагивают права Балакина М.В. в части владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; что ООО «АЖК», исходя из пунктов 23, 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (утв. Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984), п. 2 Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713), Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления», является ответственным лицом за прием и передачу документов регистрационного учета, обязано осуществлять прием и передачу документов в органы регистрационного учета, собственникам помещений многоквартирного дома и иным зарегистрированным гражданам.

Поскольку ООО «АЖК» является ответственным лицом за прием и передачу документов регистрационного учета, в соответствии с пунктами 9, 11, 16, 17 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ООО «АЖК» обязано осуществлять прием и передачу в органы регистрационного учета документов собственникам помещений многоквартирного дома и иным зарегистрированным гражданам, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности ответчика ООО «АЖК», как ответственного лица за предоставление сведений регистрационного учета по вверенному в его управление дому, осуществить выдачу справки формы 9 истцу.

С выводами суда о том, что на ответчика ООО «АЖК», как управляющую организацию, возложена обязанность по предоставлению запрашиваемых истцом сведений о лицах, зарегистрированных в приобретенной истцом квартире, судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

Порядок передачи данных по регистрационному учету граждан в органы регистрационного учета до 17.04.2018 регулировался Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288.

В силу п. 17 Административного регламента (утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288) лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются, в том числе управляющие жилищным фондом организации.

Обязанность хранения карточек регистрации и поквартирных карточек возлагалась на лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, которыми являлись управляющие организации и товарищества собственников жилья (п. 84 Административного регламента (утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288)).

Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 № АКПИ 17-1007 положение п. 84 Регламента (утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288) признано недействующим. С 17.04.2018 Регламент (утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288) утратил силу.

С указанной даты действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 № 984.

В связи с отменой Административного регламента (утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288) утратили силу и следующие поименованные в нем формы документов: поквартирная карточка (форма № 10); домовая (поквартирная) книга (форма № 11); карточка регистрации (форма № 9). С 17.04.2018 управляющие организации не являются организациями, оказывающими государственные услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, на них возложена обязанность только по приемке документов от граждан и последующей их передаче в орган регистрационного учета.

Таким образом, с 17.04.2018 на управляющую организацию не возлагается обязанность по хранению информации о регистрационном учете граждан (базы данных).

Административный регламент (утв. Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

То обстоятельство, что управляющие организации включены в перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713), о том, что указанные организации обладают актуальной информацией о зарегистрированных в квартире лицах, не свидетельствует, как и об их обязанности по требованию собственников помещений многоквартирного дома предоставлять такую информацию.

При этом судебная коллегия учитывает, что в силу ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности управляющей организации входит ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ реестр собственников помещений в многоквартирном доме содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, такой реестр сведений о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, не содержит.

Наличие у управляющей организации сведений о зарегистрированных лицах, возможность, по мнению истца, предоставить такие сведения, о том, что такая обязанность в силу закону возложена на ответчика, не свидетельствует.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий по отказу в предоставлении сведений о лицах, состоящих на регистрационном учете, удовлетворения требований о взыскании судебных расходов, решение суда в указанной части находит подлежащим отмене.

Поскольку обязанность по предоставлению соответствующих сведений на ответчика не возложена, оснований для признания незаконными действий управляющей организации ответчика по отказу в предоставлении запрашиваемых истцом сведений (бездействия) не имеется, в удовлетворении исковых требований Балакина М.В. следует отказать полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 12 апреля 2023 года по данному гражданскому делу в части признания незаконными действий по отказу в предоставлении сведений о лицах, состоящих на регистрационном учете, удовлетворения требований о взыскании судебных расходов отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Балакина Михаила Витальевича о признании незаконными действий ООО «Ангарская жилищная компания» по отказу в предоставлении сведений о лицах, состоящих на регистрационном учете, в квартире по адресу: <адрес изъят>, - путем выдачи справки о составе семьи и поквартирной карточки и/или справки о составе и движении семьи, и/или выписки из домовой книги, и/или любого документа, содержащего запрашиваемые сведения, требований о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, по уплате госпошлины - отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Судья-председательствующий В.О. Шабалина

Судьи С.А. Кулакова

Н.Н. Шишпор

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.07.2023