ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-803/2022 от 21.04.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Саенко О.Л. Дело № 2-803/2022 (№ 33-2633/2022)

УИД 11RS0001-01-2021-017329-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.,

при секретаре Микушевой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества «Т Плюс» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 января 2022 года, которым постановлено

взыскать с Публичного акционерного общества «Т Плюс» в пользу Суровицыной А.А. 4285 рублей 60 копеек, уплаченных по договору №<Номер обезличен> по строке «горячая вода круглосуточно-теплоноситель» за период с сентября 2019 года по август 2021 года, компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей, штраф в размере 6142 рубля 80 копеек, почтовые расходы в размере 394 рубля 62 копейки.

Обязать Публичное акционерное общество «Т Плюс» не начислять Суровицыной А.А. плату по договору №<Номер обезличен> по строке «горячая вода круглосуточно-теплоноситель» в период с сентября 2021 года до момента приведения качества горячей воды на узле ввода в дом <Адрес обезличен> в соответствие с требованиями санитарного законодательства.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Т Плюс» государственную пошлину в доход бюджета МОГО «Сыктывкар» в размере 700 рублей.

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Суровицына А.А. обратилась в суд с иском к ПАО «Т Плюс» о взыскании с ответчика 4941,38 руб., уплаченных ею в период с сентября 2019 по августа 2021 года за услугу горячего водоснабжения, предоставленную в квартиру <Адрес обезличен>, возложении на ответчика обязанности не начислять ей плату за горячее водоснабжение до момента приведения качества горячей воды в соответствие с требованиями действующего законодательства, взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей и штрафа, предусмотренного законом о защите прав потребителей.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Звезда» и АО «Коми энергосбытовая компания».

Истец просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.

Представители третьих лиц в суд не явились.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ПАО «Т Плюс» просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Суровицына А.А. с 29.08.2019 является собственником квартиры <Адрес обезличен> управление которым осуществляет ООО «Звезда».

Указанный многоквартирный жилой дом относится к числу объектов, обеспечиваемых поставляемой тепловой энергией и теплоносителем от источников и тепловых сетей ПАО «Т Плюс» через структурное подразделение ....

Для расчетов за услуги отопления и горячего водоснабжения по квартире <Адрес обезличен> открыт лицевой счет (договор) №<Номер обезличен>, по которому истцу начисляется плата за отопление, горячую воду (теплоноситель) и горячую воду (тепловая энергия).

Начисление платы производит АО «Коми энергосбытовая компания» в рамках агентского договора, заключенного с ПАО «Т Плюс».

В 2011 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми проведена плановая проверка в отношении ОАО «ТГК-9 (в настоящее время - ПАО «Т Плюс»), в ходе которой установлены факты подачи потребителям ... и ряда домов ... горячей воды, качество которой не соответствует гигиеническим требованиям.

Решением ... городского суда от 24.02.2014 по делу <Номер обезличен> признано незаконным бездействие ОАО «ТГК-9», выразившееся в невыполнении обязанности по подаче населению горячей воды, соответствующей установленным гигиеническим требованиям. На ОАО «ТГК-9» возложена обязанность устранить нарушения санитарного законодательства и обеспечить соответствие требованиям санитарных правил горячей воды, подаваемой: ... по показателю цветности; объектами производственного подразделения ...: котельной по адресу: ... по содержанию железа и мутности, НСПГ-14 по адресу: ... по содержанию железа.

Решение вступило в законную силу 29.04.2014.

В дальнейшем определениями суда ОАО «ТГК-9» и его правопреемнику ПАО «Т Плюс» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. Срок очередной отсрочки истекает 31.12.2023.

Решение суда ПАО «Т Плюс» до настоящего времени не исполнено.

27.08.2021 истец обратилась к ответчику с письменной претензией, в которой просила произвести перерасчет платы за горячую воду за период с августа 2019 года по июль 2021 года и не начислять такую плату до приведения качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями.

Отказ ответчика в проведении перерасчета, изложенный в ответе от 08.09.2021, послужил основанием для обращения истца в суд.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность собственника жилого помещения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также несение расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, установлены статьями 30, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которым собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, и обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации 06.05.2011 №354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, является исполнителем данных услуг.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункты 31, 33 Правил предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с приложением №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

В силу статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно статьям 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

Пунктом 6 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг установлена необходимость постоянного соответствия состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

СанПиН 2.1.4.2496-09 признаны утратившими силу с 01.03.2021.

28.01.2021 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-Эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

Пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативом ОМЧ, ОГБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.

Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения населению ... (в том числе и истцу), соответственно, у него возникает обязанность по предоставлению услуги, качество которой соответствует обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм. По этой причине истец при несоответствии этим требованиям горячей воды, подаваемой в его жилое помещение, вправе требовать от ответчика соответствующего уменьшения размера платы за коммунальную услугу.

При этом суд обоснованно принял во внимание решение ... городского суда от 24.02.2014 по делу <Номер обезличен>, которым установлено, что вся горячая вода на территории ... не соответствует обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм (по цветности, мутности, содержанию железа).

В подтверждение доводов о предоставлении ответчиком некачественной горячей воды суд учел, что ответчик обращался в суд с заявлением об отсрочке указанного решения, при этом ссылался на невозможность исполнения решения суда в полном объеме (в части приведения качества горячей воды в норму) из-за длительного периода времени для реализации проекта «...» со строительством водонагревательной котельной, работающей на природном газе, выделение денежных средств на оборудование котельной для доведения качества горячей воды на ... до санитарных норм.

Суд учел также, что по информации Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, территориальным отделом Управления в ... проведена оценка качества горячей воды по результатам производственного контроля ... филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» за период 2019-2020, январь – март 2021 года, в ходе которой установлено, что средние показатели проб горячей воды после приготовления, отобранных в течение 2019 года, не соответствуют нормативам качества горячей воды по цветности - 72 град. При нормативном значении 20 град., по содержанию железа – 115 мг/дм3 при нормативном значении 0,3 мг/дм3. Средние уровни показателей проб горячей воды после приготовления, отобранных в течение 2020 года, не соответствуют нормативам качества горячей воды по цветности – 83 град. При нормативном значении 20 град, по содержанию железа – 1,28 мг/дм3 при нормативном значении 0,3 мг/дм3. Средние уровни показателей проб горячей воды после приготовления, отобранных за период январь-март 2021 года, не соответствуют нормативам качества горячей воды по цветности – 72 град. При нормативном значении 20 град, по содержанию железа – 0,53 мг/дм3 при нормативном значении 0,3 мг/дм3.

Кроме того, согласно протоколам испытаний проб воды из распределительной сети производственной лаборатории химического цеха ... от 09.11.2021 исследованные образцы проб сетевой воды (сетевая прямая, сетевая обратная) также не соответствуют нормативным требованиям по показателям железо общее, цветность.

Представленные ответчиком протоколы испытаний проб подпиточной воды за период с августа 2020 по апрель 2021, не могут быть приняты во внимание, поскольку подпиточная вода – это вода, прошедшая заданную проектом химическую и термическую обработку и предназначенная для восполнения потерь, связанных с продувкой котла, утечкой воды в теплопотребляющих установках и тепловых сетях, в то время как решением ... городского суда от 24.02.2014 установлено несоответствие качества горячей воды в ... в прямом сетевом трубопроводе (прямая сетевая вода – это вода заданных проектом параметров температуры, давления и химического состава) в напорном трубопроводе тепловой сети от источника до потребителя; обратная сетевая пода – это вода заданных проектом параметров (температуры и химического состава) в тепловой сети от потребителя до сетевого насоса).

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права с учетом того, что ответчик при обращении с заявлением об отсрочке не только не оспорил ненадлежащее качество предоставленного коммунального ресурса воды (в том числе по показаниям цветности), но и заявил о несоответствии качества горячей воды, передаваемой ... потребителям ..., требованиям санитарного законодательства.

Ответчиком же не представлено доказательств соответствия горячей воды (теплоноситель), подаваемой потребителям ..., требованиям санитарного законодательства.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и по своей сути направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установленных судом обстоятельств.

Доводы жалобы приводились ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в качестве обоснования позиции по иску, были проверены и надлежащим образом оценены судом. Оснований не соглашаться с их оценкой судом судебная коллегия не находит.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам. Нормы материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, в которой конкретные нормы не указаны, судом применены верно, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Т Плюс» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 21 апреля 2022 года.

Председательствующий –

Судьи –