ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-8058/2023 от 30.01.2024 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Бурлуцкий И.В. дело № 33-641/2024

1-я инстанция № 2-8058/2023

86RS0004-01-2023-008375-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2024 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Романовой И.Е.

судей: Бойко Д.А., Протасовой М.М.

при секретаре Тороповой К.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело с использованием системы видеоконференц-связи по исковому заявлению администрации г. Сургута к Сингачеву А.Э. о взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе администрации г. Сургута на решение Сургутского городского суда от (дата), которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., выслушав объяснения представителей истца Минеевой Л.С. и Головиной Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также объяснения ответчика Сигачева А.Э., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Администрация г. Сургута (далее - Администрация города, Администрация) обратилась в суд к Сигачеву А.Э. с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что в рамках реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Сургуте на период до 2030 года», в соответствии с порядком предоставления субсидии, между Администрацией города и индивидуальным предпринимателем Сигачевым А.Э. было подписано соглашение (номер) о предоставлении из бюджета города субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат от (дата). В соответствии с этим соглашением (дата) ответчику была перечислена сумма субсидии в размере 20 500 руб. (дата) между Администрацией города и ИП Сигачевым А.Э. было подписано соглашение (номер), в соответствии с которым Администрацией из бюджета города была перечислена сумма субсидии в размере 156 500 руб. В соответствии с порядком предоставления субсидии результатом предоставления субсидии является осуществление деятельности на территории г. Сургута не менее 1 года с даты получения субсидии. Ответчик принял на себя обязанность предоставить отчет об исполнении обязанностей в связи с получением субсидии по форме, предусмотренной приложением (номер) к соглашениям. В рамках контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии управлением инвестиций, развития предпринимательства и туризма Администрацией города была проведена проверка, которой было установлено, что ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с (дата), то есть до истечения одного года с момента предоставления субсидий. Направленное в адрес ответчика требование о возврате средств субсидии, последним до настоящего времени не исполнено. С учетом изложенного, администрация г. Сургута просила суд взыскать с Сигачева А.Э. сумму субсидий в размере 20 500 руб. и в размере 156 500 руб.

В судебном заседании представитель истца администрации г. Сургута Минеева Л.С. на заявленных исковых требованиях настаивала.

Ответчик Сигачев А.Э. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Сургута просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом не была дана надлежащая правовая оценка неисполнения ответчиком заключенного, в соответствии с утвержденным постановлением администрации г. Сургута (номер) от (дата), между сторонами соглашений о предоставлении субсидий. Также, ссылаясь на Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 01.04.2020 № 83-ФЗ, действующей на дату подачи заявления) полагает, что доводы суда первой инстанции об отнесении самозанятых граждан к субъектам малого и среднего предпринимательства являются ошибочными и не подтверждаются нормами законодательства. Считает, что положения муниципальной программы, а также положения Порядка (номер) ошибочно применены судом в редакции, действующей на дату рассмотрения дела, а не в редакции, действующей на дату подачи ответчиком заявления на предоставление субсидии. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Сургуте на период до 2030 года», утверждена постановлением администрации г. Сургута от (дата)(номер), в редакции от (дата)(номер), действующей на дату подачи заявления, которая и подлежала применению судом первой инстанции, не распространяет свое действие на самозанятых граждан. На физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», Порядок (номер) не распространяется. Порядок предоставления субсидий физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в целях возмещения затрат утвержден постановлением администрации г. Сургута от (дата)(номер). В рамках данного порядка ответчик с заявлением на получение субсидии в администрацию г. Сургута не обращался. Соглашения были заключены с ответчиком, как с индивидуальным предпринимателем, следовательно, результатом предоставления субсидии в соответствии с п. 5 Раздела II приложения 1 к Порядку предоставления субсидии является осуществление деятельности на территории г. Сургута не менее 1 года с даты получения субсидии именно в качестве индивидуального предпринимателя, а не самозанятого гражданина. Указанным обстоятельствам также не была дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Кроме того, считает несостоятельной ссылку суда на письмо Федеральной налоговой службы от 20.11.2020 № СД-4-3/19053@ «О направлении разъяснений в связи с отменой ЕНВД». Полагает, что примененные судом первой инстанции при вынесении решения Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер), не подлежащими применению к обстоятельствам данного гражданского дела, поскольку взыскиваемые с ответчика субсидии были предоставлены ему администрацией г. Сургута не как субъекту малого и среднего предпринимательства, ведущему деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а как субъекту малого и среднего предпринимательства, осуществляющему социально значимый вид деятельности, в рамках другого нормативного правового акта (муниципального правового акта) - Порядка (номер). Также судом не принята во внимание сложившаяся судебная практика по данному вопросу, а следовательно, не соблюден принцип правовой определенности, в связи с чем допущен конфликт судебных актов. Полагает, что доводы суда об уведомлении ответчиком администрации г. Сургута о его переходе с (дата) в категорию самозанятого гражданина (переходе на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»), не имеют юридического значения для рассмотрения дела.

В возражениях на апелляционную жалобу Сигачев А.Э. указывает, что при толковании п. 3.4 Соглашений, суд пришел к верному выводу, что основным аспектом является факт продолжения осуществления значимого вида хозяйственно-экономической деятельности на территории г. Сургута вне зависимости статуса и выбора иной системы налогообложения, а не сохранение статуса индивидуального предпринимателя. Указывает, что п. 4.3.5 Соглашений им не был нарушен, средства субсидии использованы по прямому назначению, вид деятельности не сменился. Отчет об исполнении принятых обязательств предоставлен в срок и принят истцом. Полагает, что несостоятельна ссылка истца на иную судебную практику, поскольку в Российской правовой системе судебный прецедент не является источником права. Считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение указанным требованиям отвечает в полной мере.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, указанные в п.п. 2 и 3 п. 2 настоящей статьи, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 3.1 этой же статьи в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3, абз. 4 п. 8 и п. 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции, постановлением администрации г. Сургута от 15.12.2015 № 8741 утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Сургуте на период до 2030 года».

Во исполнение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и вышеуказанного Постановления, администрацией г. Сургута принято Постановление от 15.06.2018 № 4437, которым утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат.

Согласно п. 2 данного Порядка субсидии предоставляются в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», регионального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», государственной программы ХМАО-Югры «Развитие экономического потенциала», муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Сургуте на период до 2030 года» в целях:

2.1. Создания условий для развития сектора малого и среднего предпринимательства г. Сургута;

2.2. Возмещения затрат заявившихся субъектов малого и среднего предпринимательства для дальнейшего использования денежных средств в рамках финансово-хозяйственной деятельности субъектов:

- осуществляющих социально значимые виды деятельности и (или) деятельность в сфере социального предпринимательства на условиях и в порядке в соответствии с Приложением 1 к настоящему порядку (далее - Приложение 1);

- коворкинг-центрам на условиях и в порядке в соответствии с Приложением 2 к настоящему порядку (далее - Приложение 2);

- инновационным компаниям на условиях и в порядке в соответствии с Приложением 3 к настоящему порядку (далее - Приложение 3).

Социально значимые виды деятельности - виды деятельности, определенные муниципальным образованием в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст).

В целях реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Сургуте на период до 2030 года», утвержденной постановлением Администрации города от (дата)(номер) на территории г. Сургута в качестве социально значимых видов деятельности определены в соответствии с кодами по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), в т.ч. деятельность в области фотографии (74.2) (п. 1.1 Условий и порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально значимые виды деятельности и (или) деятельность в сфере социального предпринимательства, в целях возмещения затрат).

Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что Сигачев А.Э. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с (дата), с основным видом деятельности - 74.20 «Деятельность в области фотографии».

Также судом установлено, что (дата) и (дата) ИП Сигачев А.Э. обращался в администрацию г. Сургута с заявлениями на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально значимые виды деятельности и деятельности в сфере социального предпринимательства, в которых просил предоставить субсидию на возмещение части затрат на аренду нежилых помещений (л.д.15-18, 29-32).

Постановлениями администрации г. Сургута (номер) от (дата) и (номер) от (дата) заявления ИП Сигачева А.Э. удовлетворены и постановлено предоставить последнему субсидию в размере 20 500 руб. и 156 500 руб. (л.д.19, 33).

Во исполнение указанных постановлений между администрацией г. Сургута и ИП Сигачевым А.Э. были заключены Соглашения о предоставлении из бюджета города субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат (номер) от (дата) и (номер), в соответствии с п. 2.3 которых возмещению подлежали затраты на возмещение части затрат на аренду нежилых помещений в соответствии с представленными предпринимателем документами (л.д.20-27, 34-41).

В соответствии с п. 3.4 указанных Соглашений, результатом предоставления субсидии является осуществление деятельности на территории г. Сургута не менее одного года с даты получения субсидии.

Согласно п. 4.3 Соглашений предприниматель обязался использовать средства субсидии в целях текущей финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя; предоставлять в администрацию документы, предусмотренные настоящим соглашением; обеспечить полноту и достоверность сведений, предоставляемых в администрацию в соответствии с настоящим соглашением; обеспечить хранение финансовых документов, связанных с предоставлением и расходованием субсидии в течении 3 лет с момента подписания настоящего соглашения; по истечении одного года и двух лет со дня получения субсидии предоставить в Администрацию города отчет об исполнении принятых обязательств по форме согласно Приложению 2 к настоящему соглашению.

Пунктом 6.1.1 Соглашений согласованы условия, при которых предприниматель возвращает субсидию в бюджет городского округа г. Сургут: нарушение получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок в соответствии с разделом V настоящего соглашения; несоблюдение получателем субсидии условий (обязательств), предусмотренных пунктами 4.3.1, 4.3.5 настоящего соглашения (субсидия подлежит возврату в полном объеме); недостижения результата предоставления субсидии; нарушение порядка, целей и условий предоставления субсидий и (или) предоставления в документах недостоверных сведений о заявителе (предпринимателе), произведенных расходов и иных сведений, содержащихся в составе документов в объеме выявленных нарушений.

Платежными документами подтверждается, что субсидии в размере 20 500 руб. и 156 500 руб., на общую сумму 177 000 руб., ответчику истцом были предоставлены (л.д.28, 42).

Как установлено судом, (дата) ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, с (дата) является самозанятым, продолжает осуществлять ту же самую деятельность, которая у него была на момент заключения соглашений и предоставления субсидий, а именно в области фотографии, который направлял в адрес истца отчет за полученные субсидии на погашение арендной платы на общую сумму 177 000 руб., с приложением документов в подтверждение указанных расходов за 2020 и 2021 г.г., которая была принята истцом (л.д.57-87).

Как следует из акта о выявлении нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии от (дата), Управлением инвестиций, развития предпринимательства и туризма была проведена проверка ИП Сигачева А.Э., ходе которой установлено, что в соответствии с данными ЕГРИП ИП Сигачевым А.Э. предпринимательская деятельность прекращена (дата), таким образом, им не обеспечено достижение результата предоставления субсидии и принято решение о признании ИП Сигачева А.Э. не обеспечившим достижение результата предоставления субсидии (дата) и о возврате средств субсидий. О составлении данного акта ответчик был уведомлен (л.д.43-45).

Разрешая спор по существу, исследовав представленные сторонами по делу доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции указал, что суммы субсидий, предоставленные истцом, ответчик использовал по назначению - на оплату части арендной платы нежилого помещения под фотосалон, о чем им предоставлена истцу отчетность, при этом доказательств того, что в указанных отчетах были отражены неполные или не соответствующие действительности сведения, истцом не представлено, а прекращение статуса индивидуального предпринимателя при достижении результата предоставления субсидий (продолжение ведения деятельности в г. Сургуте), в соответствие с п. 12 Порядка (номер), не является основанием для возврата полученных Сигачевым А.Э. денежных средств.

С учетом имеющихся материалов и установленных по делу обстоятельств выводы суда следует признать обоснованными, соответствующими нормам материального права.

Законом Российской Федерации от (дата)(номер) «О занятости населения в Российской Федерации» определены основы государственной политики содействия занятости и гарантии государства каждому гражданину на труд и социальную защиту от безработицы.

Постановлением Правительство Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Пунктом 3 указанного Постановления рекомендовано исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее (дата).

В пп. «е» п. 4 указаны требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:

у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в п.п. «б» п. 3 настоящего документа.

Подпунктом «б» п. 6 предусмотрены требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают:

следующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий:

порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом:

в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

в случае недостижения результатов, показателей, указанных в п.п. «з» п. 4 настоящего документа (при установлении таких показателей);

штрафные санкции (при необходимости);

иные меры ответственности, определенные правовым актом (при необходимости).

При этом согласно п.п. «з» п. 4 результаты предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных проектов, региональных проектов или программ, указанных в п.п. «б» п. 3 настоящего документа (в случае, если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта, программы), и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации), значения которых устанавливаются в соглашениях.

Утвержденный Постановлением администрации г. Сургута от 15.06.2018 № 4437 Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат, содержит аналогичные требования к кандидатам на получение субсидии.

В соответствии п. 1.2 данного Порядка субъектом является субъект малого и среднего предпринимательства - хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), зарегистрированный в установленном законодательством порядке на территории Российской Федерации и осуществляющий свою деятельность на территории города Сургута, являющийся субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», сведения о котором внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

На момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии ответчик имел статус индивидуального предпринимателя.

Стороной истца в ходе разрешения спора не оспаривалось, что ответчик соответствовал требованиям получателя субсидии, в связи с чем, как результат с ним были заключены вышеуказанные Соглашения.

Между тем, истец ссылается, что ответчиком был нарушен п. 3.4 Соглашений, согласно которому результатом предоставления субсидий является осуществление деятельности на территории г. Сургута не менее одного года с даты получения субсидии, поскольку до истечения указанного срока ответчиком прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Действительно, как следует из выписки ЕГРИП, (дата) ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, при этом сторонами не оспаривается, что Сигачев А.Э. с (дата) является самозанятым, свою деятельность в качестве фотографа не прекратил, также арендует помещение, где находится его фотостудия, сменилась лишь форма налоговой отчетности (л.д.57-86).

Нарушение, допущенное ответчиком нельзя признать существенным, поскольку он продолжал и продолжает свою деятельность по направлению предусмотренную Соглашениями - деятельность в области фотографии. Отчет о фактическом использовании полученных субсидий, свидетельствуют о целевом расходовании денежных средств. Указанное обстоятельство не повлияло на достижение цели предоставления субсидий, а потому данное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения требований о возврате субсидий, соответственно требование Администрации о возврате денежных средств не основано на законе.

Кроме того, согласно п. 3 раздела II Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат (Приложение 1) субсидия подлежит возврату получателем субсидии в бюджет городского округа г. Сургут ХМАО-Югры в случае нарушений получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, выявленных по фактам проверок, проведенных КСП и КРУ, а также в случае недостижения результатов предоставления субсидий, указанных в п.п. 3.7.5 п. 3.7 раздела II приложения 1, в п.п. 3.4.7 п. 3.4 раздела II приложений 2 и 3, выявленных администратором в ходе исполнения соглашения по результатам анализа представленной отчетности.

В силу п.п. 3.7.5 п. 3.7 раздела II приложения 1 субъект, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии: обязуется использовать средства субсидии в целях текущей финансово-хозяйственной деятельности субъекта; обязуется предоставлять отчет об исполнении принятых обязательств. Срок, форма и подтверждающие документы к отчету определяются соглашением о предоставлении субсидии.

Из представленных ответчиком документов следует, что полученные субсидии он потратил целях текущей финансово-хозяйственной деятельности, оплатил арендные платежи за нежилое помещение, где расположена фотостудия.

При этом, судебная коллегия находит несостоятельной ссылку апеллянта на п. 5 раздела II Условий и порядка предоставления субсидий, в соответствии с которым результатом предоставления субсидии является осуществление деятельности на территории г. Сургута не менее 1 года с даты получения субсидии, а в случаях, предусмотренных абзацами вторым - четвертым п.п. 3.7.5 п. 3.7 раздела II в течение срока, установленного указанными абзацами, поскольку ответчик осуществление деятельности не прекратил, несмотря на снятие статуса индивидуального предпринимателя, а требований об обязательном наличии статуса индивидуального предпринимателя в течении года со дня получения субсидии данное положение не содержит.

Более того, при возмещение затрат на погашение арендных платежей, для получателя субсидий предусмотрена лишь обязанность использовать средства субсидий в целях текущей финансово-хозяйственной деятельности субъекта и предоставлять отчет об исполнении принятых обязательств, которые выполнены Сигачевым А.Э. в полном объеме.

Таким образом, вопреки доводам апеллянта, цели на которые выдавались субсидии, достигнуты.

Кроме того, в соответствии с п. 2 раздела II Условий и порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально значимые виды деятельности и (или) деятельность в сфере социального предпринимательства, в целях возмещения затрат размер субсидии рассчитывается на основании представленных документов, подтверждающих фактически произведенные расходы заявителя, с учетом компенсируемого процента и в сумме не более максимального размера субсидии, определенных по каждому направлению.

Для получения субсидии субъекты обязаны представить подтверждающие документы на всю сумму расходов.

К возмещению принимаются затраты, произведенные субъектом по виду деятельности, указанному в заявлении и содержащемуся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

К возмещению принимаются фактически осуществленные и документально подтвержденные затраты, произведенные в течение 12 (двенадцати) месяцев, предшествующих дате подачи заявления.

Возмещение части затрат на аренду нежилых помещений (финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально значимые виды деятельности и (или) деятельность сфере социального предпринимательства) осуществляется в размере не более 50% от фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, но не более 200 тыс. рублей на одного субъекта в год субъектам, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства и субъектам, осуществляющим социально значимый вид деятельности.

Возмещению подлежат фактически произведенные и документально подтвержденные затраты субъекта на аренду (субаренду) нежилых помещений, используемых в целях осуществления деятельности в сфере социального предпринимательства в соответствии с п.п. 1.3 п. 1 раздела I или реализации социально значимого вида деятельности, в соответствии с положениями настоящего пункта (за исключением нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, включенных в перечни имущества в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Согласно данным положениям, выплаченные ответчику субсидии покрывали его затраты на ранее произведенные арендные платежи нежилого помещения, в котором он осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком не достигнут результат предоставления субсидий не обоснованы и противоречат условиям Программы, в соответствии с которой данные субсидии указанному лицу предоставлялась.

Довод апеллянта о том, что судом сделан ошибочный вывод об отнесении самозанятых граждан к субъектам малого и среднего предпринимательства, и не основан на нормах Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 01.04.2020), согласно п. 1 ст. 4 которого к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, правового значения не имеет, поскольку на момент подачи заявления на получение субсидии и заключения соглашений, Сигачев А.Э. имел статус индивидуального предпринимателя и был внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ссылки апеллянта на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по настоящему делу, поскольку при рассмотрении гражданских дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае суд оценил обстоятельства конкретного дела и сделал верный вывод о наличии основания для отказа в иске.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

При рассмотрении дела суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Сургута - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев с подачей жалобы через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 02.02.2024.

Председательствующий: Романова И.Е.

Судьи: Бойко Д.А.

Протасова М.М.