ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-808/20 от 27.08.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

судья Баташева М.В. дело № 33-9273/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2020г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Юрченко Т.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Шамрай М.С.,

при секретаре Иванкович В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-808/2020 по иску ФИО1 к ГУ МВД России по Ростовской области, третье лицо УМВД России по г.Таганрогу об оспаривании действий, обязании включить периоды службы в стаж в льготном исчислении и произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Ростовской области на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25 мая 2020г.

Заслушав доклад судьи Юрченко Т.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ростовской области об оспаривании действий и обязании включить периоды службы в стаж в льготном исчислении, произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии, указав в обоснование требований, что с 2002г. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации, 29.10.2019г. обратился в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, однако ему было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа службы.

При этом ответчиком не учтены периоды службы в льготном исчислении:

- участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики с 09.11.1999г. по 13.12.1999г. в период срочной службы в армии с 16.12.1997г. по 16.12.1999г. из расчета 1 день службы за 3 дня;

- с 17.12.2002г. по 17.03.2003г. - стажер по должности милиционера отдельной роты конвойной службы УВД г. Таганрога из расчета 1 год службы за 1 год и 6 месяцев;

- с 17.03.2003г. по 11.07.2003г. - милиционер отдельной роты конвойной службы УВД г. Таганрога;

- с 11.07.2003г. по 23.03.2004г. - милиционер охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Таганрога;

- с 23.03.2004г. по 27.10.2004г. - милиционер-кинолог отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Таганрога;

- с 27.10.2004г. по 02.02.2005г. - милиционер-кинолог отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г. Таганрога.

Также ответчиком не включен период обучения в Профессиональном училище №22 г.Таганрога с 01.09.1994г. по 23.06.1997г. из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы.

По мнению истца, на момент его обращения трудовой непрерывный стаж должен составлять 24 года 11 месяцев 20 дней, в связи с чем 10.01.2020г. ФИО1 повторно обратился в ГУ МВД России по Ростовской области с требованием зачесть в льготном исчислении период службы с 14.11.1999г. по 31.12.1999г. и с 17.12.2002г. по 20.02.2005г., из расчета один месяц службы за полтора месяца, но ему было отказано ввиду отсутствия нормативных документов, регламентирующих данное право.

Полагая данные действия ответчика незаконными, истец просил признать незаконными действия ГУ МВД России по Ростовской области, не учитывающие при расчете выслуги лет для назначения пенсии ФИО1 по страховому (льготному) исчислению периода работы с 17.12.2002г. по 02.02.2005г.; обязать ГУ МВД России по Ростовской области включить ФИО1 в трудовой стаж в страховом (льготном) исчислении период работы из расчета 1 месяц службы за 1,5 (полтора) месяца в льготном исчислении с 17.12.2002г. по 02.02.2005г.; признать незаконными действия ГУ МВД России по Ростовской области, не учитывающие при расчете выслуги лет для назначения пенсии ФИО1 по страховому (льготному) исчислению период участия в боевых действиях во время прохождения срочной воинской службы с 14.11.1999г. по 13.12.1999г. и обязать ГУ МВД России по Ростовской области включить ФИО1 в трудовой стаж в льготном исчислении пери срочной службы в рядах РА участие в боевых действия Объединенной группировки ВВ территории Чеченской Республики из расчета 1 день службы в РА за 3 дня службы полиции c 16.12.1997г. по 16.12.1999г.; признать незаконными действия ГУ МВД России по Ростовской области, не учитывающие при расчете выслуги лет для назначения пенсии ФИО1 по общему исчислению в трудовой стаж период обучения профессиональном училище с 01.09.1994 г. по 23.06.1997г.; обязать ГУ МВД России по Ростовской области включить ФИО1 в трудовой стаж в общем исчислении период обучения из расчета 2 месяца обучения - 1 месяц службы с 01.09.1994г. по 23.06.1997г., произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии ФИО1 досрочной трудовой пенсии с момента его обращения в суд.

Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25 мая 2020г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Суд признал незаконными действия ГУ МВД России по Ростовской области, не учитывающие при расчете выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении периоды службы с 14.11.1999г. по 13.12.1999г., с 17.12.2002г. по 02.02.2005г. и обязал ГУ МВД России по Ростовской области включить ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц за три – период участия в боевых действиях в составе Объединенной группировки ВВ на территории Чеченской Республики с 14.11.1999г. по 13.12.1999г., а также из расчета один месяц службы за полтора – период службы в должности стажера по должности милиционера отдельной роты конвойной службы УВД г.Таганрога с 17.12.2002г. по 17.03.2003г., милиционера отдельной роты конвойной службы УВД г.Таганрога с 17.03.2003г. по 11.07.2003г., милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г.Таганрога с 11.07.2003г. по 23.03.2004г., милиционера кинолога отдельной роты конвойной службы милиции УВД г.Таганрога с 23.03.2004г. по 27.10.2004г., милиционера-кинолога отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г.Таганрога с 27.10.2004г. по 02.02.2005г., произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет с учетом включения указанного периода.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Ростовской области просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Апеллянт обращает внимание на то, что согласно предварительному расчету выслуги лет период участия ФИО1 в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 14.11.1999г. по 13.12.1999г. во время прохождения службы по призыву засчитан в выслугу лет в календарном исчислении. Федеральный закон от 06.02.1997г. №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» не предусматривает возможности засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении срок военной службы, проходящим военную службу по призыву.

Ссылаясь на положения Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций», Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчик указывает на то, что военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном исчислении только в трудовой стаж, но не в выслугу лет.

Апеллянт считает, что суд необоснованно удовлетворил требования о льготном исчислении периода службы с 17.12.2002г. по 02.02.2005г., поскольку право на льготное исчисление выслуги лет имеют сотрудники, замещающие должности, поименованные в приказе МВД России №868 от 20.12.2016г. Поскольку охранно-конвойная служба, входящая в структуру органа внутренних дел в приказе не поименована, оснований для удовлетворения требований истца не имелось. Положения приказа МВД России №868 от 20.12.2016г. расширительному толкованию не подлежат.

ФИО1 в материалы дела поданы возражения, в которых истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Ростовской области – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика ГУ МВД России по Ростовской области, третьего лица УМВД России по г.Таганрогу не явились, будучи уведомлены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с требованиями части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы возражений на апелляционную жалобу и просивших оставить решение суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с требованиями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с п. "а" ст. 13, п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 2002г. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с 26.11.2018г. в должности заместителя командира 1 взвода отдельной роты ППСП УМВД России по г.Таганрогу.

29.10.2019г. ФИО1 обратился в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, однако в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа службы.

Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии, составленному на основании личного дела НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выслуга лет ФИО1 для назначения пенсии по линии МВД и процентной надбавки за выслугу лет составила в календарном исчислении 19 лет 00 месяцев 12 дней, льготной нет, общий трудовой стаж на 01.01.2020г. - 19 лет 00 месяцев 12 дней.

При этом ответчиком не включены в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД в календарном и льготном исчислении период обучения в Профессиональном училище №22 г.Таганрога с 01.09.1994г. по 23.06.1997г., а также не учтены в льготном исчислении (включены в календарном исчислении) период службы в армии по призыву с 18.12.1997г. по 16.12.1999г. – 1 год 11 мес. 28 дней, спорные периоды службы в органах внутренних дел МВД России:

- с 17.12.2002г. по 17.03.2003г. - стажер по должности милиционера отдельной роты конвойной службы УВД г. Таганрога – 3 мес.;

- с 17.03.2003г. по 11.07.2003г. - милиционер отдельной роты конвойной службы УВД г. Таганрога – 3 мес. 24 дн.;

- с 11.07.2003г. по 23.03.2004г. - милиционер охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г.Таганрога – 8 мес. 12 дн.;

- с 23.03.2004г. по 27.10.2004г. - милиционер-кинолог отдельной роты конвойной службы милиции УВД г.Таганрога – 7 мес. 4 дн.;

- с 27.10.2004г. по 02.02.2005г. - милиционер-кинолог отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г.Таганрога – 3 мес. 5 дн.

Письмом ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области от 23.01.2020г. по результатам рассмотрения обращения ФИО1 от 10.01.2020г. отказано истцу в зачете спорных периодов обучения в выслугу лет и службы с 14.11.1999г. по 31.12.1999г. и с 17.12.2002г. по 20.02.2005г. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца ввиду отсутствия нормативных документов, регламентирующих данное право.

Предметом спора по настоящему делу является наличие у ФИО1 права на пенсию за выслугу лет, которое возникает при установлении необходимого стажа службы. Таким образом, для возникновения права на пенсию, исходя из позиции ответчика, истцу на момент согласования предварительного расчета недостает специального стажа продолжительностью 11 месяцев 18 дней.

Удовлетворяя заявленные исковые требования о признании действий ГУ МВД России по Ростовской области незаконными и обязании включить ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении периоды службы с 17.12.2002г. по 02.02.2005г., суд первой инстанции руководствовался положениями Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций», приказом МВД РФ от 09.10.2004г. №640, приказом МВД России от 20.12.2016г. №868, и исходил из того, что приказом МВД России от 20.12.2016г. №868 поименована должность полицейского и полицейского кинолога отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых для льготного исчисления выслуги лет, а из содержания абз. 45 пп. «г» п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941, следует что условиями льготного исчисления выслуги лет являются не только служба в ИВС органов внутренних дел, но и в подразделениях охраны и конвоирования задержанных и арестованных, при наличии в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию.

Установив, что в спорные периоды ФИО1 проходил службу в конвойных подразделениях милиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в должностях, поименованных в перечнях, утвержденных приказом МВД России от 09.10.2004г. N 640, утратившим силу с 20.12.2016г., приказом МВД России от 20.12.2016г. N 868, действующим в настоящее время, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец имеет право на включение в выслугу лет указанных периодов в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы, основанные на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в период службы с 17.12.2002г. по 17.03.2003г. в качестве стажера по должности милиционера отдельной роты конвойной службы УВД г. Таганрога; с 17.03.2003г. по 11.07.2003г. в качестве милиционера отдельной роты конвойной службы УВД г. Таганрога; с 11.07.2003г. по 23.03.2004г. в качестве милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Таганрога; с 23.03.2004г. по 27.10.2004г. в качестве милиционера-кинолога отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Таганрога; с 27.10.2004г. по 02.02.2005г. в качестве милиционера-кинолога отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г. Таганрога, выполнял функциональные обязанности согласно его должностной инструкции в каждый период соответственно.

Указанные периоды службы истца являются спорными, так как включены ответчиком в стаж в календарном исчислении, а истец полагал, что они должны учитываться в льготном исчислении: месяц за полтора.

Из содержания должностной инструкции истца в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г.Таганрога, утвержденной 17.12.2002г., должностной инструкции истца в должности милиционера милиционер-кинолог отдельной роты конвойной службы милиции УВД г.Таганрога, утвержденной 23.03.2004г., следует, что истец осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должности как милиционера, так и милиционера-кинолога, а названные должности предусмотрены вышеуказанным Перечнем, утвержденным как Приказом МВД РФ от 09.10.2004 № 640, так и Приказом МВД России от 20.12.2016г. № 868.

Доказательство того, что в указанный период истец не выполнял своих обязанностей по занимаемой должности, либо выполнял какие-либо иные обязанности, ответчиком в материалы дела не представлено.

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона засчитывается, в числе прочего, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. При этом указано, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Установлено, что Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. N 941. Пункт 1 указанного Порядка устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно абз. 45 пп. "г" п. 3 названного Порядка (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.01.2014г. N 6) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях, а именно один месяц службы за полтора месяца, служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

До 26 ноября 2003г. действовала редакция указанной нормы, не содержавшая ссылку на необходимость устанавливать соответствие должности перечню, установленному Министерством внутренних дел. В ранее действовавшей редакции эта норма предусматривала, что в льготном порядке включается в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть необходимо было лишь установить указанный характер службы.

Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09.10.2004г. N 640 и вступивший в силу 14.11.2004г., в редакции от 26.06.2006г. содержал ссылку на должности полицейского (кинолога), (милиционера-кинолога) отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период службы с 17.12.2002г. по 02.02.2005г. подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы как 1,5 месяца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Перечнем, утвержденным Приказом МВД России от 20.12.2016г. № 868, не предусмотрена занимаемая истцом должность, судебной коллегией признаются несостоятельными. В спорные периоды истец проходил службу в отдельной роте конвойной службы, осуществлял функции непосредственно по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем на него распространяются правила льготного исчисления выслуги лет.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о признании незаконными действий ГУ МВД России по Ростовской области и обязании ответчика включить ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении периода времени участия истца в боевых действиях в составе Объединенной группировки ВВ на территории Чеченской Республики с 14.11.1999г. по 13.12.1999г. в период прохождения военной службы в рядах РА по призыву с 18.12.1997г. по 16.12.1999г.

В графе "особые отметки" военного билета истца имеется соответствующая запись за подписью командира воинской части 6702 о том, что с 09.11.1999г. по 13.12.1999г. выполнял служебно-боевые задачи в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона (л.д.71-72).

Согласно справки Врио командира воинской части 6702 истец имеет право в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.1999г. N 930-54 на зачет периода участия в боевых действий в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц за три месяца (л.д.13).

Период участия ФИО1 в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 14.11.1999г. по 13.12.1999г. во время прохождения службы по призыву ответчиком засчитан в выслугу лет в календарном исчислении (л.д.57-58).

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1). Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).

Данный Закон вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Между тем Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 и Федеральным законом от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993г. N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993г. N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В период с 14.11.1999г. по 13.12.1999г. в Чеченской Республике чрезвычайное (военное) положение не вводилось, а действовал режим контртеррористической операции (раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").

Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от 06.03.2006г. N35-ФЗ "О противодействии терроризму", в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 которого лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

При этом в силу части 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Таким образом, из названного Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона "О противодействии терроризму" следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.

Аналогичное правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе от 25 июля 1998г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 19, статья 22).

Федеральный закон от 6 февраля 1997г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" также не предусматривает возможности засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении срок военной службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву.

Так, согласно частям 4 и 5 статьи 37 Федерального закона N 27-ФЗ срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца;

срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.

Следовательно, в данном случае льготное исчисление периодов прохождения службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, будет также учитываться при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

Поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о включении периода службы истца по призыву в рядах Российской Армии с участием в боевых действиях в составе Объединенной группировки внутренних войск на территории Чеченской Республики с 14.11.1999г. по 13.12.1999г. в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц за три – не соответствующим положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993г. N 4328-1, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941.

С учетом изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене, а требования истца - оставлению без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы представителя ГУ МВД РФ по РО о том, что надлежащим ответчиком является УМВД Росси по г.Таганрогу судебной коллегией отклоняются. Поскольку согласно Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 27.05.2005г. N 418, расчет выслуги лет согласовывается кадровым подразделением по последнему месту службы увольняемого лица с пенсионным органом, которым в силу п. 6 Инструкции являются МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по месту увольнения со службы.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25 мая 2020г. отменить в части признания незаконными действий и обязания ГУ МВД России по Ростовской области включить ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц за три – периода службы по призыву в рядах РА с участием в боевых действиях в составе Объединенной группировки ВВ на территории Чеченской Республики с 14.11.1999г. по 13.12.1999г. и принять в отмененной части новое решение, которым исковые требования ФИО1 к ГУ МВД России по Ростовской области оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25 мая 2020г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ МВД России по Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 31.08.2020г.