ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-810/2023 от 23.01.2024 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья – Хулапова Г.А. Дело № 2-810/2023

№ 33-511/2024

апелляционное определение

г. Симферополь 23 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:судей:при секретаре:

Матвиенко Н.О.,Бондарева Р.В., Подлесной И.А.,Руденко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Онищенко Александра Ивановича к МВД по Республике Крым о признании незаконным отказа, возложении обязанности совершить определенные действия

по апелляционной жалобе МВД по Республике Крым и апелляционной жалобе МВД России в лице Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, как лица, не привлеченного к участию в деле,

на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2023 года, которым исковые требования Онищенко А.И. удовлетворены частично. На МВД по Республике Крым возложена обязанность сформировать список граждан, состоящих на квартирном учете ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым с учетом справки жилищной комиссии ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым от 8 января 2013 года о наличии на учете участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым

Установила:

Онищенко А.И. обратился в суд с иском к МВД по Республике Крым о признании незаконным отказа, возложении обязанности совершить определенные действия.

Исковые требования мотивировал тем, что им в МВД по Республике Крым было подано заявление о восстановление очереди на получение жилья, в которой он как пенсионер ГУ МВД Украины состоял с 1988 года под № 2.

Ответом от 17 ноября 2022 года МВД по Республике Крым подтвердило факт того, что он числился в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий на период до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации.

Однако в восстановлении его очереди на получение жилья было отказано по тем основаниям, что МВД по Республике Крым не является правопреемником ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым. По вопросу реализации права на обеспечение жилой площадью ему было рекомендовано обратиться в Совет министров Республик Крым со ссылкой на п. 1 Указа Президента РФ от 18 июля 2022 года № 467-ФЗ «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».

Отказ МВД по Республике Крым, по мнению истца, является незаконным и нарушает его конституционные права, поскольку названный орган является функциональным правопреемником ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым.

Признавая его право на улучшение жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2022 года № 467 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», МВД по Республике Крым даны необоснованные рекомендации относительно необходимости обращения в Совет министров Республики Крым.

Согласно Указу Президента РФ 18 июля 2022 года № 467, Совет министров Республики Крым обеспечивает нуждающихся граждан жильем за счет федерального бюджета, и в полномочия данного органа не входит учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу п. 5 Указа Президента РФ списки лиц, нуждающихся в жилье, в Совет министров представляются федеральными органами исполнительной власти.

В данном случае МВД по Республике Крым является территориальным органом МВД России, которое в свою очередь является федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи Онищенко А.И. просил суд признать незаконным отказ МВД по Республике Крым о восстановлении очередности, признать за ним право, как пенсионера МВД, на очередность в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Крым.

Протокольным определением от 1 февраля 2023 года судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Совет министров Республики Крым, Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, протокольным определением от 22 марта 2023 года - Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.

ДД.ММ.ГГГГ Киевским районным судом <адрес> Республики Крым постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, МВД по <адрес> на него была подана апелляционная жалоба. В жалобе ставится вопрос об отмене решения в части возложения на МВД по <адрес> обязанности по формированию списка граждан, состоящих на квартирном учете ГУ МВД Украины в Автономной <адрес> с учетом справки жилищной комиссии ГУ МВД Украины в Автономной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, как постановленного судом при ошибочном толковании и применении норм материального законодательства, неправильной оценке фактических обстоятельств дела. В доводах жалобы указывается, что в настоящее время в целях реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ закон Республики Крым, определяющий порядок обеспечения жилыми помещениями, а также правовой акт органа исполнительной власти Республики Крым, определяющий порядок учета нуждающихся в жилых помещениях, не изданы. Иные законодательные и подзаконные акты не регулируют спорные правоотношения и, следовательно, не подлежат применению. Согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ вопросы порядка обеспечения жилым помещением не входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, соответственно эти органы не уполномочены на определение очередности обеспечения таких граждан жилыми помещениями. В целях исполнения п. 5 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес> сформирован список соответствующих граждан, который ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Совет министров Республики Крым. Данный список был сформирован в виде таблицы, где фамилии граждан внесены под соответствующим порядковым номером, который не определяет очередность обеспечения гражданина на получение жилого помещения. Очередность представления жилого помещения определяется органами исполнительной власти.

Также на решение суда была подана апелляционная жалоба МВД России в лице Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, как лица, не привлеченного к участию в деле. В жалобе ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с существенным нарушением норм процессуального закона, при неправильном применении норм материального закона. В жалобе указывается, что при разрешении дела, судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, однако данный орган не является самостоятельным юридическим лицом и входит в структуру МВД России. Непосредственно МВД России к участию в деле привлечено не было. Принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался нормами законодательства Украины, не принимая во внимание действующее законодательство РФ, регламентирующее спорные отношения и подлежащие применению. Так, вопросы порядка обеспечения жилыми помещениями и порядка учета нуждающихся граждан РФ, проходивших службу в правоохранительных органах Украины на территории Республики Крым и <адрес>, уволенных со службы с правом на пенсию и состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ, не входят в компетенцию федеральных органов исполнительной власти. Соответственно, они не уполномочены на определение очередности обеспечения таких граждан жилыми помещениями. Порядок формирования списков федеральными органами исполнительной власти, и объем отражаемых в них данных нормативными правовыми актами не определен.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МВД России.

Принимая данное определение, коллегия судей исходила из того, при разрешении спора судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.

Между тем, согласно п. 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 19 Структуры центрального аппарата МВД России, утвержденной Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248, а также п. 1 Положением, утвержденным приказом МВД России от 24 июня 2011 года № 722, Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России является структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области имущественных отношений, организации государственных закупок, материально-технического, медицинского, санаторно-курортного, жилищного, геральдического обеспечения, строительства, реконструкции и капитального ремонта, строительного контроля, территориального планирования, федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах системы МВД России, федерального государственного пожарного надзора на объектах системы МВД России, федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах системы МВД России, федерального государственного контроля (надзора) в области обращения со служебными животными на объектах системы МВД России, федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах системы МВД России и ветеринарного обеспечения.

В силу п. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России входит в структуру МВД России, однако самостоятельным юридическим лицом не является, что судом первой инстанции учтено не было.

В нарушение указанных выше норм гражданского процессуального законодательства и руководящих разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда РФ суд первой инстанции с учетом заявленных истцом требований, характера спорного материального правоотношения и его субъектов должен был рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле МВД России. Однако этот вопрос судом разрешен не был.

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и его основными принципами равенства всех перед законом и судом (ст. 6 ГПК РФ) и осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ) разрешить вопрос о правах и обязанностях решением суда возможно лишь в отношении лиц, которые были привлечены к участию в деле или в качестве стороны, или в качестве третьего лица.

Положениями ч.5 ст. 330 ГПК РФ установлено, что при наличии оснований, предусмотренных ч.4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Привлечение коллегией судей к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МВД России и переход в этой связи к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, является безусловным основанием к отмене постановленного по делу судом первой инстанции решения.

В заседании суда апелляционной инстанции Онищенко А.И., его представитель Паламодов В.А. исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель МВД по Республике Крым, МВД России – Зимарина Ю.С. относительно исковых требований возражала, полагая иск не подлежащим удовлетворению.

Иные лица, участвующие по делу, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, путем направления почтового извещения. Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности и взаимной связи, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Онищенко А.И. является пенсионером МВД Украины с 2002 года. Также Онищенко А.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг.

Онищенко А.И. состоял в списках сотрудников ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым с 30 сентября 1988 года на получение жилья в общей очереди (под ) и в очереди на получение жилья участников ликвидации последствий Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ (под ).До ДД.ММ.ГГГГ Онищенко А.И. жильем обеспечен не был.

Онищенко А.И. в МВД по <адрес> было подано заявление о восстановлении очереди на получение жилья, в которой он как пенсионер ГУ МВД Украины состоял с 1988 года под .

ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес> Онищенко А.И. был направлен ответ о том, что он числится в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД Украины в ПР Крым и с целью реализации права на обеспечение жилой площадью рекомендовано обратиться в Совет министров Республики Крым.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Исходя из толкования приведенной нормы права, в МВД России предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется исключительно сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым до ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Положениями ст. 35 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>» предусмотрено, что граждане, принятые на учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или снятия с данного учета.

Вопросы жилищного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и <адрес>, урегулированы Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом «а» п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и <адрес> граждане Российской Федерации, проходившие службу в правоохранительных органах Украины на территориях Республики Крым и <адрес>, уволенные со службы с правом на пенсию и состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением граждан Российской Федерации, названных в пп. «а» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и <адрес>»).

Обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в п. 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации (п.2 Указа).

Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя (п. 3 Указа).

Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в п. 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан (п.4).

Пунктом 5 Указа на федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы возложена обязанность по передаче списков граждан, названных в п. 1 настоящего Указа, в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя.

В настоящее время в целях реализации Указа Президента РФ от 18 июля 2022 года № 467 соответствующий закон Республики Крым, определяющий Порядок обеспечения жилыми помещениями, а также правовой акт органа исполнительной власти Республики Крым, определяющий порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в п.п. «а» п.1 Указа, не изданы.

Иные законодательные и подзаконные акты, не регулируют спорные правоотношения, следовательно, не подлежат применению.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, вопросы порядка обеспечения жилыми помещениями и порядка учета нуждающихся граждан Российской Федерации, проходивших службу в правоохранительных органах Украины на территориях Республики Крым и г. Севастополя, уволенных со службы с правом на пенсию и состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы до 18 марта 2014 года, не входят в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти не уполномочены на определение очередности обеспечения таких граждан жилыми помещениями.

Порядок формирования списков федеральными органами исполнительной власти, объем отражаемых в них данных, нормативными правовыми актами не определен. При этом, безусловно, такой список должен содержать данные о гражданах РФ, позволяющие отнести их к соответствующей категории, определенной п.п. «а» п. 1 Указа № 467.

Таким образом, на МВД по Республике Крым, которое является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, возложена обязанность по формированию и передаче в Совет министров Республики Крым списка строго определенной категории граждан РФ, в отношении которых имелась соответствующая информация до 18 марта 2014 года, не определяющего очередность обеспечения жилыми помещениями.

Определение очередности предоставления жилых помещений отнесено к компетенции органа исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя.

В материалы дела стороной ответчика представлен проект постановления Совета министров Республики Крым «Об утверждении Порядка учета нуждающихся в жилых помещениях и обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, установленных Указом Президента РФ от 18 июля 2022 года № 467, который в настоящее время находится на согласовании в МВД по Республике Крым.

Данный проект находится также в открытом доступе сети Интернет.

Согласно проекту Порядка учета нуждающихся в жилых помещениях и обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, участие граждан в реализации Указа Президента РФ от 18 июля 2022 года № 467 является добровольным и носит заявительный характер.

В п. 13 проекта Порядка предусмотрено, что для включения граждан, указанных в п. 2 Порядка, в список граждан по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку, граждане подают в орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, с приложением необходимых документов, к числу которых отнесены копии документов, подтверждающих факт увольнения со службы с правом на пенсию и подтверждающих факт нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы до 18 марта 2014 года (за исключением граждан Российской Федерации, названных в п.п. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя).

Также из данного проекта Порядка следует, что учетные дела формируются органом местного самоуправления. После регистрации заявления гражданина Российской Федерации орган местного самоуправления запрашивает сформированное учетное дело на гражданина Российской Федерации, проходивших службу в правоохранительных органах Украины на территории Республики Крым, уволенных со службы с правом на пенсию и состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы до 18 марта 2014 года в МВД по Республике Крым и(или) в Крымском Линейном управлении МВД России на транспорте. На орган местного самоуправления возложена обязанность по проверке документов и принятию соответствующего решения по вопросу включения лица, подавшего заявление, в Список и по формированию данного Списка.

В п. 23 проекта Порядка закреплено, что Список формируется по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в правоохранительных органах Украины, в хронологическом порядке. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, включаются в Список в алфавитном порядке.

Список, заверенный в установленном порядке органом местного самоуправления, подается ежегодно до 1 июня года, в Министерство. Министерство, на основании представленных органами местного самоуправления утвержденных списков, формирует Сводный список граждан, указанных в п. 2 Порядка. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в правоохранительных органах Украины. Граждане, принятые на учет в один и тот же день, указываются в списке в алфавитном порядке (пункты 25-27 проекта Порядка).

Из материалов дела следует, что в целях исполнения п. 5 Указа Президента РФ от 18 июля 2022 года № 467 МВД по Республике Крым была проведена работа по сбору и обобщению информации о гражданах Российской Федерации, проходивших службу в территориальных органах МВД Украины на территории Республики Крым, уволенных со службы с правом на пенсию и состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы по состоянию до 18 марта 2014 года.

С учетом собранной информации, МВД по Республике Крым, был сформирован список в виде таблицы, имеющей первый столбец, содержащий нумерацию строк, отражающих записи (данные) в отношении соответствующих граждан.

Номера строк в данном сформированном списке не определяют очередность обеспечения граждан жилыми помещениями, а лишь отражают порядковый номер записей (данных) о гражданине в таблице.

В указанной таблице, запись (данные) в отношении Онищенко А.И. размещены под № 14.

4 августа 2022 года МВД по Республике Крым в адрес Совета министров Республики Крым был направлен список вышеуказанной категории граждан с целью реализации мероприятий по обеспечению их жилыми помещениями.

В последующем органы исполнительной власти Республики Крым, исходя из нормативного регулирования, осуществляют действия по учету и формированию соответствующего списка, в рамках которого и подлежит определению очередность предоставления жилых помещений.

Таким образом, возложенная Указом Президента РФ № 467 на федеральные органы исполнительной власти обязанность по передаче списков граждан, названных в п. 1 Указа, в Совет министров Республики Крым, МВД по Республике Крым была исполнена.

То обстоятельство, что Онищенко А.И. состоял в ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым на учете нуждающихся в жилье как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и обладал правом на внеочередное обеспечение жильем, не влечет обязанности по формированию МВД по Республике Крым данного списка граждан и его передачи в Совет министров Республики Крым.

Указ Президента РФ от 18 июля 2022 года № 467 не содержит императивного предписания возлагающего на федеральные органы исполнительной власти обязанность по формированию отдельного списка граждан Российской Федерации, являющихся участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, проходивших службу в правоохранительных органах Украины на территориях Республики Крым и г. Севастополя, уволенные со службы с правом на пенсию и состоявших на учете в предоставлении жилого помещения по состоянию до 18 марта 2014 года.

Доводы Онищенко А.С. о том, что МВД по Республике Крым ошибочно рекомендует по вопросу улучшения жилищных условий обратиться ему в Совет министров Республики Крым, коллегия судей отклоняет ввиду несостоятельности.

Как усматривается из материалов дела, 27 ноября 2017 года МВД по Республике Крым истцу на его письменное обращение был дан ответ о действии Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года № 130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» и по вопросу правопреемства МВД по Республике Крым.

5 октября 2022 года в МВД по Республике Крым поступило обращение Онищенко А.И. от 3 октября 2022 года о восстановлении в очереди под № 2 на получение жилья как пенсионера МВД и обеспечения улучшения жилищных условий путем предоставления жилья либо выдачи единовременного социального пособия.

13 октября 2022 года МВД по Республике Крым был дан ответ о направлении во исполнение п. 5 Указа Президента РФ от 18 июля 2022 года № 467 в Совет министров Республики Крым списков постоянно проживающих на территории Республики Крым граждан Российской Федерации, проходивших службу в правоохранительных органах Украины на территориях Республики Крым и г. Севастополя, уволенных со службы с правом на пенсию и состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы до 18 марта 2014 года.

1 ноября 2022 года в МВД по Республике Крым поступило повторное обращение Онищенко А.И. от 13 октября 2022 года о восстановлении очереди под № 2 на получение жилья как пенсионера МВД и обеспечения улучшения жилищных условий путем предоставления жилья либо выдачи единовременного социального пособия.

17 ноября 2022 года МВД по Республике Крым Онищенко А.И. был направлен ответ о том, что он числится в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД Украины в АР Крым и с целью реализации права на обеспечение жилой площадью рекомендовано обратиться в Совет министров Республики Крым.

Реализация гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией РФ (ст. 33) права на обращение, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).

Из системного толкования и совокупного анализа статей 9-10, 15 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ следует, что на государственный орган, орган местного самоуправления и их должностных лиц возложена обязанность по организации принятия и рассмотрения обращений, в том числе даче письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 12 сентября 2013 года № 707.

В соответствии с п. 3 Инструкции, рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению.

При этом в соответствии с требованиями Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (п. 8.1); принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п. 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (п. 8.3).

В соответствии с п. 9 указанной Инструкции гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 9.3).

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации (п. 91 Инструкции).

Согласно п. 113 Инструкции, результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются, в том числе письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.

Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке (п. 139 Инструкции).

Анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что ответы на полученные обращения по существу поставленных вопросов даны заявителю в установленный законом срок уполномоченным на то должностными лицами, соответствуют требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 12 сентября 2013 года № 707 как по форме, так и по его содержанию, поскольку в них содержится вся необходимая информация, в связи с чем коллегия судей приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемой ситуации нарушения прав и законных интересов истца.

Признаются несостоятельными доводы истца о незаконности отказа МВД по Республике Крым в восстановлении очереди ГУ МВД Украины в Автономной Республики Крым под № 2 на получение жилья, поскольку МВД по Республике Крым является правопреемником ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым.

Приказом МВД России от 25 марта 2014 года № 175 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» созданы МВД по Республике Крым и подчиненные ему территориальные органы Министерства внутренних дел РФ на районном уровне.

В соответствии с положениями постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» деятельность государственных органов Украины, в том числе ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым и его подразделений, на территории Крыма прекращена, а МВД по Республике Крым не является правопреемником прав и обязанностей ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Онищенко А.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2023 года в части возложения на МВД России по Республике Крым сформировать список граждан, состоящих на квартирном учете ГУ МВД Украины в Автономной Республики Крым с учетом справки жилищной комиссии ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым от 8 января 2014 года о наличии на учете участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС - отменить.

Принять по делу новое решение, которым Онищенко Александру Ивановичу в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Председательствующий

Судьи