Дело № 2-812/2018 Председательствующий-судья Гончарова В.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3859/2018
13 ноября 2018 года город Брянск
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего – Суярковой В.В.
судей – Апокиной Е.В., Кулешовой Е.В.
при секретаре – Коваленко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО «Брянскнефтепродукт» – ФИО1 на решение Володарского районного суда города Брянска от 29 августа 2018 года по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Володарского района города Брянска к АО «Брянскнефтепродукт» об обязании привести показатели качества сточных вод по марганцу и железу в соответствии с показателями, указанными в Разрешении №3 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, выданного Управлением Росприроднадзора по Брянской области 05.07.2017 года.
Заслушав доклад судьи Суярковой В.В., выслушав объяснения представителей АО «Брянскнефтепродукт» - ФИО2, ФИО3, Брянского природоохранного прокурора Брянской области - Хроленок Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к АО «Брянскнефтепродукт» по уточненным требованиям об обязании привести показатели качества сточных вод по марганцу и железу в соответствии с показателями, указанными в Разрешении № 3 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, выданного Управлением Росприроднадзора по Брянской области от 05.07.2017, а именно: по марганцу - 0,01 мг/куб.дм, по железу - 0,1 мг/куб.дм.
В обоснование требований указал, что проверкой, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой совместно с представителем Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, установлено, что АО «Брянскнефтепродукт» предоставлено право пользования поверхностным водным объектом - ручей Голубка с целью сброса сточных вод. Требованиями пункта 10 условий пользования водным объектом (по решению о предоставлении водного объекта в пользование от 09.07.2015 № 283) определено, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах не должно превышать следующих показателей (мг/дмЗ): нефть и нефтепродукты: 0,05; взвешенные вещества: фоновая концентрация + 0,75; СПАВ: 0,5; фенол: 0,001; БПК5: 2,0; медь: 0001; железо: 0,1; цинк: 0,01; фосфаты по фосфору: 0,2; азот аммонийный: 0,39; нитрит - ион: 0,08; нитрат - ион: 40,0; хлориды: 300; сульфаты: 100.
Однако, согласно протоколу химических исследований № от 30.11.2017 АО «Брянскнефтепродукт» в нарушение пункта 10 указанных Правил превышены ПДК по: ХПК в 1,8 раза, БПК5 в 1,15 раза; и железу в 5 раза и марганцу в 8,1 раз, аммоний – иону в 2,12 раз. Таким образом, АО «Брянскнефтепродукт» нарушены правила водопользования при сборе сточных вод в поверхностный водный объект- ручей Голубка.
Решением суда от 29 августа 2018 года исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворены.
Суд обязал АО «Брянскнефтепродукт» привести показатели качества сточных вод по марганцу и железу в соответствии с показателями, указанными в Разрешении № 3 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, выданного Управлением Росприроднадзора по Брянской области 05.07.2017 года, а именно, по марганцу - 0,01 мг/куб.дм, по железу 0,1 мг/куб.дм. в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскал с АО «Брянскнефтепродукт» государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования г. Брянск в размере 6 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель АО «Брянскнефтепродукт» – ФИО1 просит решение суда отменить, как вынесенное незаконно. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. АО «Брянскнефтепродукт» предоставлено право пользования поверхностным водным объектом - ручьем Голубка с целью сброса сточных вод, на регулярной основе контролируется качество сбрасываемых сточных вод. Обращает внимание, что в настоящее время АО «Брянскнефтепродукт» не ведет промышленную деятельность, связанную с реализацией нефтепродуктов. Также судом не принято во внимание отсутствие превышения нормативов допустимых сбросов по «марганцу», не дана соответствующая оценка доказательству - протоколу № от 26.07.2018 года. В связи с чем, суд необоснованно обязал АО «Брянскнефтепродукт» привести в соответствие показатель по марганцу. С учетом лабораторного исследования фоновые показатели по железу и марганцу являются природными свойствами поверхностных вод и не являются следствием техногенного загрязнения.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы природоохранный прокурор Зубко М.В. просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области и Московско-Окского бассейнового водного управления - Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов) Отдел водных ресурсов по Брянской области, ходатайствовавшие о рассмотрении дела без их участия, не явились. Судебная коллегия в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Решением Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.07.2015 № АО «Брянскнефтепродукт» предоставлен водный объект в пользование для сброса сточных вод. В соответствии с условиями использования водного объекта или его части, использование водного объекта может производиться Водопользователем при выполнении условий…п.10) максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать по нефтепродуктам и нефти - 0,05 мг/куб.дм., взвешенных веществ-фоновая концентрация +0,75 мг/куб.дм., БГЖ5 - 2,0 мг/куб.дм, фосфаты по фосфору-0,2 мг/куб.дм, аммоний-ион- 0,5 мг/куб.дм., хлориды-300 мг/куб.дм., сульфаты-100 мг/куб.дм., сухой остаток-1000 мг/куб.дм, ХПК-15 мг/куб.дм.. Контроль качества сточных вод на выпуске в ручей Голубка осуществляет ФБУ «ЦЛАТИ по ФЦО».
В соответствии с Разрешением №3 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области от 15.07.2017 №, установлен перечень и количество загрязняющих веществ по выпуску сточных вод, указанные в приложении. Согласно приложению №1 к данному Разрешению, допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных вод в пределах НДС, мг/куб.дм. по железу - 0,1 мг/куб.дм., марганцу- 0,01 мг/куб.дм.Согласно протоколу химических исследований № от 30.11.2017 АО «Брянскнефтепродукт» в нарушение пункта 10 указанных Правил превышены ПДК по: ХПК в 1,8 раза, БПК5 в 1,15 раза; и железу в 5 раза и марганцу в 8,1 раз, аммоний - иону в 2,12 раз.
Ответчик приступил в 2017 году к водопользованию без каких-либо замечаний, нормативный акт им не оспорен и принят к исполнению.
Будучи водопользователем, АО «Брянскнефтепродукт» обязано соблюдать уровень концентрации по железу и марганцу в соответствии с выданным Разрешением № от 05.07.2017 года №.
В ходе рассмотрения дела данные обстоятельства установлены проверкой и стороной ответчика допущенные нарушения природоохранного законодательства не оспорены.
Исходя из положений пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Приведенными нормами законодательства запрещен сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Разрешением № на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект от 15.07.2017 № установлены максимальные пределы содержания загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, предельно допустимые концентрации загрязняющего вещества на выпуске из сточных вод.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что АО «Брянскнефтепродукт» нарушены правила водопользования при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект - ручей Голубка. Осуществление сброса сточных вод в водный объект с превышением предельно допустимых концентраций представляет потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья жителей Володарского района и других граждан, и, тем самым, нарушает их законные права и интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, суд удовлетворил уточненные исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области о приведении показателей качества сточных вод по марганцу и железу в соответствии с показателями, указанными в Разрешении № а именно, по марганцу - 0,01 мг/куб.дм, по железу - 0,1 мг/куб.дм.
Вместе с тем, судебная коллегия в полной мере не может согласиться с выводами суда.
Оценивая доводы жалобы об отсутствии превышения нормативов допустимых сбросов по «марганцу», судебная коллегия отмечает следующее.
Как следует из протокола судебного заседания от 29.08.2018 года, после предъявления ответчиком протокола ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» № 192-СВ/06-07.18 от 26.07.2018 г., в соответствии с которым превышений по марганцу не выявлено, прокурор отказался от части исковых требований, в частности, об обязании приведения показателей качества сточных вод по марганцу в соответствии с показателями, указанными в Разрешении № 3 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, по марганцу - 0,01 мг/куб.дм.(л.д. 172-176).
Окончательно заявлены исковые требования об обязании приведения показателя качества сточных вод по железу в соответствие с показателями, указанными в Разрешении № 3, по железу - 0,1 мг/куб.дм.
Имеющаяся в материалах дела доверенность, выданная старшему помощнику Брянского природоохранного прокурора Брянской области Лариной И.Г., давала ей право на полный или частичный отказ от исковых требований (л.д.41).
На основании абзаца 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
Согласно части 3 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявленный отказ от части исковых требований не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции в части требований об обязании приведения показателя качества сточных вод по марганцу подлежит отмене, а производство по делу в указанной части - прекращению на основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Володарского районного суда города Брянска от 29 августа 2018 года по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Володарского района города Брянска к АО «Брянскнефтепродукт» об обязании привести показатели качества сточных вод по марганцу и железу в соответствии с показателями, указанными в Разрешении №3 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, выданного Управлением Росприроднадзора по Брянской области 05.07.2017 года, отменить в части обязания АО «Брянскнефтепродукт» привести показатели качества сточных вод по марганцу в соответствии с показателями, указанными в Разрешении № 3, а именно, по марганцу - 0,01 мг/куб.дм., и производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий Судьи | В.В. Суяркова Е.В. Апокина Е.В. Кулешова |