ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-812/2021 от 17.11.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сат А.Е. Дело № 2-812/2021

№ 33-1230/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 17 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Дулуша В.В.,

судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,

при секретаре Доржан Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу о взыскании среднего заработка за работу в выходные и праздничные дни, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО2 на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 июня 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу о взыскании среднего заработка в двойном размере за работу в выходные и праздничные дни, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что занимала должность государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, что подтверждается приказом № 6 от 14.02.2011 г. В период с 01.01.2018 г. по 30.06.2019 г. работала в выходные и нерабочие праздничные дни во время нахождения в служебных командировках, за которые ответчик в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации не выплатил средний заработок в двойном размере, в связи с чем считает, что с ответчика кроме указанной суммы также подлежат взысканию проценты и денежная компенсация морального вреда. Просит взыскать с ответчика средний заработок в двойном размере за отработанные выходные и нерабочие праздничные дни во время нахождения в служебных командировках: 20, 21 января 2018 г., 17, 18 марта 2018 г., 9, 12, 13 мая 2018 г., 25, 26 августа 2018 г., 1, 2 сентября 2018 г., 13, 14 октября 2018 г., 3, 4, 5 ноября 2018 г., 29, 30 декабря 2018 г., 23, 24 марта 2019 г., 13, 14 апреля 2019 г., 1, 2, 4, 5, 25, 26 мая 2019 г., 15, 16, 29, 30 июня 2019 г.; проценты за задержку выплаты среднего заработка, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 июня 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Постановлено взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу в пользу ФИО1 средний заработок за работу в выходные дни в размере 104 139,96 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 37 844,17 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. Взыскана с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» государственная пошлина в размере 4 039,68 руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО2 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение согласно представленным расчётам, в выплате компенсации морального вреда отказать, от уплаты государственной пошлины освободить. В обоснование указывает на то, что порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе на период нахождения в служебной командировке, регламентирован специальным нормативным актом, а именно Правилами исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, поэтому нормы ст. 139 ТК РФ о правилах исчисления средней заработной платы к отношениям, связанным с государственной гражданской службой применению не подлежат. Согласно пункта 5 названных Правил весь период нахождения в служебной командировке гражданскому служащему сохраняется содержание как за фактически отработанное время исходя из оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат. В соответствии с п. 33 Указа Президента РФ от 18.07.2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», 13 дней, когда истец находилась в командировке, выпали на воскресенья, в связи с чем, истец имела возможность использовать по своему усмотрению дни отдыха, установленные в пунктах пропуска на государственной границе «Хандагайты», «Шара-Сур», «Цаган-Логой». ФИО1 специально для работы в выходные или праздничные дни не привлекалась, поскольку пункты пропуска в воскресенье закрыты. Полагает, что размер компенсации за командировки в 2018 г. составляет 26 328,36 руб., за 2019 г. – 26 380,36 руб., размер компенсации за задержку выплаты заработной платы в 2018, 2019 гг. – 18 391,25 руб. Считает, что в решении суда не приведены доказательства причинения морального вреда. Взыскание государственной пошлины произведено незаконно.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда изменить.

Истец ФИО1, её представитель с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из исследованных материалов гражданского дела усматривается, что трудовые отношения истца ФИО1 с ответчиком имелись с 1 ноября 2008 г. до 6 мая 2020 г. До увольнения она работала государственным инспектором Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте, то есть замещала должность федеральной гражданской службы.

Приказом № 52-к от 06.05.2020 г. ФИО1 уволена, принято решение о компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска в количестве 20 календарных дней с 10.07.2019 г. по 06.05.2020 г.

Из содержания иска следует, что истец просила взыскать с ответчика средний заработок в двойном размере за отработанные в выходные и нерабочие праздничные дни во время нахождения в служебных командировках: 20, 21 января 2018 г., 17, 18 марта 2018 г., 9, 12, 13 мая 2018 г., 25, 26 августа 2018 г., 1, 2 сентября 2018 г., 13, 14 октября 2018 г., 3, 4, 5 ноября 2018 г., 29, 30 декабря 2018 г., 23, 24 марта 2019 г., 13, 14 апреля 2019 г., 1, 2, 4, 5, 25, 26 мая 2019 г., 15, 16, 29, 30 июня 2019 г.; проценты за задержку выплаты среднего заработка, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Из представленных в дело приказов и табелей учёта рабочего времени за 2018, 2019 гг. следует, что ФИО1 находилась в служебных командировках в Эрзинском районе Республики Тыва на ПКВП «Цаган-Толгой», в Тес-Хемском районе Республики Тыва на ПКВП «Шара-Сур», в Овюрском районе Республики Тыва на ПКВП «Хандагайты» в периоды времени:

- с 15.01.2018 г. по 22.01.2018 г. согласно приказу № 8-п от 10.01.2018 г. (л.д. 86, 113, т. 1), в этом периоде в субботу 20.01.2018 г. истец работала, подчиняясь режиму служебного времени пункта пропуска, в табеле учёта рабочего времени за январь 2018 г. имеются отметки о нахождении истца в указанные дни в командировке (л.д. 112-113, т.1);

- с 12.03.2018 г. по 17.03.2018 г. согласно приказу № 94-п от 06.03.2018 г. (л.д. 85, 109 т. 1), в субботу 17 марта 2018 г. истец работала, подчиняясь режиму служебного времени пункта пропуска, в табеле учёта рабочего времени за март 2018 г. имеются отметки о нахождении истца в указанные дни в командировке (л.д. 108-109, т.1);

- с 07.05.2018 г. по 14.05.2018 г. согласно приказу № 189-п от 03.05.2018 г. (л.д. 84, 105, т. 1), из которых 9 мая 2018 года нерабочий праздничный день, в субботу 12 мая 2018 г. истец работала, в табеле учёта рабочего времени за май 2018 г. имеются отметки о нахождении истца в указанные дни в командировке (л.д. 104-105, т.1);

- с 13.08.2018 г. по 20.08.2018 г. согласно приказу № 407-п от 07.08.2018 г. (л.д. 83, 98, т. 1), с 27.08.2018 г. по 03.09.2018 г. согласно приказу № 441-п от 22.08.2018 г. (л.д. 82, т. 1), по субботам 18.08.2018 г. и 01.09.2018 г. истец работала, в табелях учёта рабочего времени за август, сентябрь 2018 г. имеются отметки о нахождении истца в указанные дни в командировках (л.д. 97-98, 95-96, т.1);

- с 08.10.2018 г. по 15.10.2018 г. согласно приказу № 533-п от 04.10.2018 г. (л.д. 81, л.д. 92 т. 1), в субботу 13.10.2018 г. истец работала, в табеле учёта рабочего времени за октябрь 2018 г. имеются отметки о нахождении истца в указанные дни в командировке (л.д. 92,93-94, т.1);

- с 29.10.2018 г. по 05.11.2018 г. согласно приказу № 578-п от 26.10.2018 г. (л.д. 80, т. 1), из которых 04.11.2018 г. нерабочий праздничный день, пришедшийся на выходной день (воскресенье - санитарный день пункта пропуска), истец работала в субботу 03.11.2018 г. и в выходной день 05.11.2018 г. (понедельник), в табелях учёта рабочего времени за октябрь и за ноябрь 2018 г. имеются отметки о нахождении истца в указанные дни в командировке (л.д. 92,90-91, т.1);

- с 10.12.2018 г. по 17.12.2018 г. согласно приказу № 646-п от 03.12.2018 г., а также с 24.12.2018 г. по 31.12.2018 г. согласно приказу № 658-п от 10.12.2018 г. (л.д. 79, т. 1), истец работала в субботу 15.12.2018 г. и в выходной 31.12.2018 г., а также работала 29.12.2018 г. (суббота) в связи с переносом выходного дня с 29 декабря на 31 декабря (для истца 29.12.2018 г. является рабочим днем как на постоянном месте работы в г. Кызыле, так и в месте командирования, в связи с чем двойной оплате не подлежит). В табеле учёта рабочего времени за декабрь 2018 г. имеются отметки о нахождении истца в указанные дни в командировках (л.д. 88-89, т.1).

Периоды нахождения истца в командировках в 2019 г.:

- с 18.03.2019 г. по 25.03.2019 г. согласно приказу № 143-п от 12.03.2019 г. (л.д. 78, 123, т. 1), в субботу 23.03.2019 г. истец работала. В табеле учёта рабочего времени за март 2019 г. имеются отметки о нахождении истца в указанные дни в командировке (л.д. 122-123, т.1),

- с 08.04.2019 г. по 15.04.2019 г. согласно приказу № 180-п от 03.04.2019 г. (л.д. 77, т. 1), в субботу 13.04.2019 г. истец работала. В табеле учёта рабочего времени за апрель 2019 г. стоят отметки о нахождении истца в командировке (л.д. 120-121, т.1),

- с 29.04.2019 г. по 06.05.2019 г. согласно приказу № 226-п от 24.04.2019 г. (л.д. 76, т. 1), из которых истец работала в нерабочий праздничный день - 1 мая, выходные дни - 2 и 3 мая 2019 г. (перенесли с субботы 05.01.2019 г., с воскресенья 06.01.2019 г. соответственно), в субботу 04.05.2019 г. В табелях учёта рабочего времени за апрель и май 2019 г. стоят отметки о нахождении истца в командировке (л.д. 120-121, 118-119, т.1).

- с 20.05.2019 г. по 27.05.2019 г. согласно приказу № 256-п от 13.05.2019 г. (л.д. 75, т. 1), в субботу 25.05.2019 г. истец работала. В табеле учёта рабочего времени за май 2019 г. стоят отметки о нахождении истца в командировке (л.д. 118-119, т.1).

- с 10.06.2019 г. по 17.06.2019 г. согласно приказу № 316-п от 05.06.2019 г. (л.д. 74, т. 1), истец работала 12.06.2019 г. в нерабочий праздничный день и в субботу 15.06.2019 г. В табеле учёта рабочего времени за май 2019 г. стоят отметки о нахождении истца в командировке (л.д. 137-138, т.1).

- с 24.06.2019 г. по 01.07.2019 г. (л.д. 73, 117, 138, т. 1), истец работала в субботу 29.06.2019 г. В табелях учёта рабочего времени за июнь и июль 2019 г. стоят отметки о нахождении истца в командировке (л.д. 137-138, 116-117, т.1).

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со статьёй 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Следовательно, данной статьёй предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на: отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 52 Федерального закона N 79-ФЗ для обеспечения правовой и социальной защищённости гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных Федеральным законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ государственным гражданским служащим гарантируется возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно Указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение закона указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 утверждён порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих (далее – Порядок).

В соответствии с п. 6 Порядка днём выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от постоянного места прохождения гражданским служащим федеральной государственной гражданской службы, а днём приезда из служебной командировки - день прибытия указанного транспортного средства в постоянное место прохождения гражданским служащим федеральной государственной гражданской службы.

При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днём выезда в служебную командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее - последующие сутки.

Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населённого пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда гражданского служащего в постоянное место прохождения федеральной государственной гражданской службы.

Вопрос о явке гражданского служащего на службу в день выезда в служебную командировку и в день приезда из служебной командировки решается в порядке, установленном представителем нанимателя или уполномоченным им лицом.

Согласно п. 9 Порядка срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке (дата приезда в место командирования и дата выезда из него) определяется по проездным документам (билетам), представляемым им в государственный орган по возвращении из служебной командировки. При отсутствии проездных документов (билетов) фактический срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке определяется по иным подтверждающим период его нахождения в служебной командировке документам, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Денежное содержание за период нахождения гражданского служащего в служебной командировке сохраняется за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения гражданским служащим федеральной государственной гражданской службы (п. 12 Порядка).

Согласно пункту 33 Порядка, на гражданских служащих, находящихся в служебной командировке, распространяется режим служебного времени тех государственных органов (организаций), в которые они командированы. В случае если режим служебного времени в указанных государственных органах (организациях) отличается от режима служебного времени в государственном органе, в котором гражданский служащий постоянно проходит федеральную государственную гражданскую службу, в сторону уменьшения дней отдыха, взамен дней отдыха, не использованных в период нахождения в служебной командировке, гражданскому служащему предоставляются другие дни отдыха по возвращении из служебной командировки.

Если гражданский служащий специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица гражданский служащий выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.

Согласно ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что после работы в выходные и праздничные дни по желанию федерального гражданского служащего дни отдыха предоставляются в удобное для него время посредством издания федеральным государственным органом соответствующего приказа. При отсутствии волеизъявления федерального гражданского служащего о предоставлении дней отдыха ему предоставляется компенсация в виде повышенного размера оплаты труда в порядке ст. 153 ТК РФ.

Согласно ч. 2, 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К указанным выплатам относятся: ежемесячные надбавки за выслугу лет; ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" (далее – Правила исчисления денежного содержания).

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 166, ст. 167, 153, 236 Трудового кодекса РФ, Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утверждённым постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, исходил из того, что истец ФИО1 33 дня по распоряжению работодателя находилась в служебной командировке в нерабочие праздничные дни, за которые оплата не была произведена, как не были предоставлены и дни отдыха. В связи с этим пришёл к выводу о том, что истцу за эти дни нахождения в командировке подлежит начислению и выплате средний заработок в двойном размере.

Судом первой инстанции доводы ответчика о том, что в период командировки в выходные дни работник не работал, подчиняясь режиму работы государственного органа, признаны несостоятельными, поскольку истец не имела возможности распорядиться выходным днём по своему усмотрению, провести время с семьёй. Кроме того исходил из того, что выходные дни выпадали, в том числе на начало и конец командировки, когда истец была в пути к месту командировки или обратно.

Данные выводы судебная коллегия считает частично ошибочными на основании следующего.

Из паспортов автомобильных грузо-пассажирских постоянных двусторонних пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации Шара-сур, Цаган-Толгой, Хандагайты (Боршо), утверждённых 02.092017 г., установлены режимы их работы. Так, пункты пропуска Цаган-Логой и Шару-Сур работают с 08.00 ч. до 17.00 ч., санитарный день – воскресенье, технологический перерыв с 12.00 ч. до 14.00 ч. Пункт пропуска Хандагайты (Боршо) работает с 08.00ч. до 18.00 ч., санитарный день – воскресенье, технологический перерыв с 12.00 ч. до 14.00 ч.

Сторонами данный режим работы под сомнение не ставился.

Из табелей учёта рабочего времени видно, что истцу за каждый день командирования ставилось по 8 часов работы, что сторонами не оспаривалось.

Поскольку судом первой инстанции не выяснялся вопрос о режиме работы пунктов пропуска в выходные праздничные дни, а также вопрос о фактически произведённой в воскресные дни истцом работы, то данные обстоятельства были поставлены на обсуждение сторон, в связи с чем приняты новые доказательства.

Согласно сведениям, истребованных ответчиком из Управления ФСБ России по Республике Тыва и в последующем представленных в судебную коллегию, в праздничные дни 9 мая 2018 г. пункт пропуска «Хандагайты», 4 и 5 ноября 2018 г. пункт пропуска «Шара-Сур», с 1 по 4 мая 2019 г. и 12 июня 2019 г. пункт пропуска «Цаган-Толгой» функционировали в соответствии с установленным режимом работы, решений о внеплановых санитарных днях в связи с государственным праздниками Российской Федерации, координационными советами данных пунктов пропуска не принималось. Указанные дни являлись рабочими днями, кроме 4 ноября 2018 г. - на пункте пропуска «Шара-Сур» был санитарный день (воскресенье).

Таким образом, указанные пункты пропуска в 2018, 2019 гг. функционировали согласно установленному режиму работы, в том числе в названные праздничные дни, внеплановые санитарные дни не устанавливались.

Истцом ФИО1 в 2018, 2019 гг. составлялись и подавались работодателю отчёты о проделанной в командировках работе. В отчётах отражалось количество досмотренных автотранспортных единиц, ручной клади и багажа граждан, пересекающих государственную границу РФ, в некоторых указано также в какие дни и какие именно документы ею оформлялись. Между тем эти дни не выпадали на выводные (воскресные) или нерабочие праздничные дни.

В 2018 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.2017 N 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году" перенесён выходной день c субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря, то есть 29 декабря 2018 г. (суббота) по основному месту работы был рабочим днём для истца, в связи с чем нельзя признать, что истец работала в выходной день.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что отчёт о командировке на пункте пропуска «Цаган-Толгой» от 28.12.2018 г. (период командировки с 24 по 31.12.2018 г.) составлен ФИО1 28.12.2018 г. Из содержания отчёта следует, что он сдан в финансово-экономический отдел 29.12.2018 г., утверждён заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области Ж. 28.12.2018 г. Поскольку доводы истца о работе в выходной день 31.12.2018 г. ответчиком опровергнуты не были, составление данного отчёта на будущее время, по мнению судебной коллегии, не может влиять установленность факта работы истца в этот день.

Из отчёта о командировке от 17.06.2019 г. (с 10 по 17 июня 2019 г.) следует, что истцом ФИО1 оформлен транзитный груз свежемороженой баранины из ** в **, но дата оформления транзитного груза в отчёте не указана. Сам отчёт о командировке составлен в понедельник 17.06.2019 г., исходя из содержания отчёта, он сдан во вторник 18.06.2019 г., утверждён руководством 18.06.2019 г.

В отчёте о командировке на пункт пропуска «Хандагайты» от 14.05.2018 г. (с 7 по 14 мая 2018 г.) указаны выполненные истцом ФИО1 работы, в том числе о том, что в субботу 12.05.2018 г. оформлено 2 ветеринарных сертификата.

Из вышеуказанных отчётов не представилось возможным установить, какие именно работы в период командирования выполнялись ею по воскресеньям, поскольку не имеется конкретизации выполненной работы по дням. С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалами дела не было доказано, что истец работала по воскресеньям.

Следовательно, судом первой инстанции при вынесении решения необоснованно не было учтено, что в соответствии с Порядком и условиями командирования федеральных государственных гражданских служащих ФИО1 в период служебных командировок подчинялась режиму служебного времени пунктов пропуска Шара-сур, Цаган-Толгой, Хандагайты (Боршо), которые не работали в санитарные дни (по воскресеньям), в связи с чем указанные дни оплате не подлежали.

Выводы суда о том, что выходные дни выпадали, в том числе на начало командировки, когда истец находилась в пути к месту прибытия или наоборот, материалами подтверждения не нашли. Конечные даты командировок приходились на понедельник. Факт того, что истец в эти дни работала ответчик не оспаривает. Доказательств того, что истец выезжал к месту прибытия в выходной день не представлено, напротив, опровергается отчётами о командировках, составленными истцом.

Доводы стороны истца о том, что воскресенья входили в период командировки, что нашло подтверждение в отчётах о проделанной работе, в табелях учёта рабочего времени, в которых эти дни помечены как пребывание в командировке, а значит в эти дни истец работала и они подлежат оплате в двойном размере, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку согласно режиму работы, установленному на каждом из пунктов пропуска, куда была истец командирована, воскресные дни являлись не рабочими (санитарными) днями. Как отмечено ранее, доказательств выполнения истцом какой-либо работы в эти дни суду предоставлено не было.

Доводы суда первой инстанции о том, что истец была лишена возможности общения с семьёй, а также отсутствие у истца возможности находиться дома, по мнению судебной коллегии, не могут влиять на недоказанность выполнения истцом работы в эти дни, а лишь свидетельствует об ограниченности условий досуга в выходные дни в конкретной местности. Доказательств того, что она была лишена возможности отдыхать в эти дни и распоряжаться предоставленным ей днём отдыха по своему усмотрению, судом установлены не были.

Поскольку сторонами вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств осуществления истца работы в воскресные дни в период командировки, в связи с этим не имелось правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации в двойном размере за эти дни и нерабочий праздничный день 4 ноября 2018 г. (воскресенье, санитарный день в пункте пропуска).

Судебная коллегия отмечает, что сторонами не оспаривается, что режим служебного времени на пунктах пропусках отличается от режима служебного времени в государственном органе, в котором ФИО1 постоянно проходила федеральную государственную гражданскую службу, в сторону уменьшения дней отдыха.

В дни командирования ФИО1 непосредственно служебные обязанности (работу) выполняла в соответствии с режимом работы пунктов пропуска в рабочие дни, в том числе и по субботам, всего 15 дней: 9 дней в 2018 г. - 20 января, 17 марта, 12 мая, 18 августа, 1 сентября, 13 октября, 3 ноября, 15 декабря и 31 декабря 2018 г. (выходной с субботы 29 декабря перенесен на 31 декабря); 6 дней в 2019 г. - 23 марта, 13 апреля, 4 мая 2019 г., 25 мая, 15 июня, 29 июня 2019 г.).

Также выполняла работу в выходные дни, всего 3 дня - 5 ноября 2018 г. (в силу ст. 112 ТК РФ нерабочий праздничный день 04.11.2018 г. (выходной) перенесён на следующий после праздничного рабочий день 05.11.2018 г., то есть 05.11.2018 г. являлся выходным днём), 2 и 3 мая 2019 г. (выходной с субботы 5 января перенесён на четверг 2 мая, с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая).

Выполняла работу в нерабочие праздничные дни, всего 3 дня – 9 мая 2018 г., 1 мая 2019 г., 12 июня 2019 г.

Ответчиком в апелляционной жалобе не учтено 2 дня работы истца в период командирования - в субботу 15 декабря 2018 г., в нерабочий праздничный день 12 июня 2019 г., в связи с чем они не были включены в расчёт.

В силу п. 33 Порядка, утверждённого указом Президента N 813 от 18.07.2005 г., за работу по субботам, то есть за дни отдыха, не использованных в период нахождения в служебной командировке, предусмотрено предоставление работнику другого дня отдыха.

Сведений о том, что взамен дней работы в субботние дни, в течение которых истец не отдыхала а работала, ФИО1 предоставлялись другие дни отдыха по возвращении из служебной командировки, ответчиком не представлено.

Суд первой инстанции при вынесении решения также не дал надлежащей оценки тому, что ФИО1 по распоряжению работодателя была фактически специально командирована для работы в выходные дни 5 ноября 2018 г., 2, 3 мая 2019 г., нерабочие праздничные дни – 9 мая 2018 г., 1 мая 2019 г., 12 июня 2019 г. в связи с чем, компенсация за работу в эти дни должна производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 33 Порядка), а именно согласно ст. 153 ТК РФ. Сведений о том, что взамен указанных дней ФИО1 предоставлялись другие дни отдыха по возвращении из служебной командировки ответчиком также не представлено.

Помимо этого ответчиком не опровергнуты утверждения истца ФИО1, что её заявления о предоставлении дней отдыха за отработанные выходные и нерабочие праздничные дни работодателем удовлетворены не были, в связи с чем указанные дни (всего 21) подлежат оплате не менее чем в двойном размере.

При проверке расчётов оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни судебная коллегия исходит из сведений, представленных ответчиком, то есть приказов и табелей учёта рабочего времени за 2018, 2019 гг., расчётных листков истца, расчётов месячного денежного содержания для расчёта командировочных за 2018, 2019 гг.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" (далее – Правила исчисления денежного содержания) гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь период нахождения в служебной командировке как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил исчисления денежного содержания: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение.

При этом оклад денежного содержания, согласно закону №79-ФЗ, состоит из месячного оклада и оклада за классный чин.

Для определения суммы денежного содержания за время работы в выходные и нерабочие праздничные дни в период командировки необходимо: 1) исчислить ежемесячные выплаты, учитываемые при расчете денежного содержания, включая должностной оклад, оклад за классный чин, надбавку за выслугу лет, надбавку за особые условия гражданской службы, надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение; 2) определить сумму денежного содержания за время работы в выходные и нерабочие праздничные дни в период служебной командировки (денежное содержание / кол-во рабочих дня в месяце x количество отработанных выходных, нерабочих праздничных дней x 2).

На исчисленную в рассмотренном порядке сумму денежного содержания работы в выходные и нерабочие праздничные дни в период служебной командировки начисляются коэффициенты и процентная надбавка за стаж работы в отдаленных местностях.

Согласно расчёту месячного денежного содержания, применяемого для расчета командировочных за 2018 г., представленного ответчиком, ежемесячное денежное содержание государственной гражданской служащей ФИО1 с января по октябрь 2018 г. состоит из должностного оклада в сумме 4198 руб., оклада за классный чин - 1314 руб., надбавки за выслугу лет – 629,70 руб. (15%), надбавки за особые условия гражданской службы – 3358,40 руб. (80 %), ежемесячного денежного поощрения - 4198 руб., то есть составляет 13 698,10 руб. (4198+1314+629,70+3358,40+4198).

С 15.01.2018 г. по 22.01.2018 г. ФИО1 находилась в служебной командировке, на которую приходится 6 рабочих дней, один выходной день суббота 20.01.2018 г., за который ответчиком оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. Согласно производственному календарю за 2018 г. для пятидневной рабочей недели в январе 17 рабочих дней. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 9 185,78 руб. (13 698,10 руб. / 17 раб. дн. = 805,77 руб. (дневная ставка) x 6 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходной 3061,93 руб. (13 698,10 руб. / 17 раб. дн. (дневная ставка)*1 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 12 247,71 руб. (9185,78 + 3061,93). Из расчётного листка за январь 2018 г. следует, что истцу оплатили 9 186,72 руб., с ответчика следует взыскать 3 060,99 руб. (12 247,71-9186,72).

В следующем периоде с 12.03.2018 г. по 17.03.2018 г. всего 5 рабочих дней, выходной день суббота 17.03.2018 г., за который оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В марте 2018 г. 20 рабочих дней. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 6 506,6 руб. (13 698,1 руб. / 20 раб. дн. x 5 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходной, нерабочий праздничный день 2602,64 руб. (13 698,1 руб. / 20 раб. дн. (дневная ставка)*1 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 9 109,24 руб. (6506,60 + 2602,64). Из расчётного листка за март 2018 г. следует, что истцу оплатили 6 507,25 руб., с ответчика следует взыскать 2601,99 руб. (9109,24-6507,25).

В периоде с 07.05.2018 г. по 14.05.2018 г. всего 5 рабочих дней, дни работы истца в нерабочий праздничный день 09.05.2018 г., в выходной субботу 12.05.2018 г., за которые оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В мае 2018 г. 20 рабочих дней. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 6 506,6 руб. (13 698,10 руб. / 20 раб. дн. x 5 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходной 5205,28 руб. (13 698,10 руб. / 20 раб. дн. (дневная ставка)*2 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 11 711,88 руб. (6506,60 + 5205,28). Из расчетного листка за май 2018 г. следует, что истцу оплатили 6 507,25 руб., с ответчика следует взыскать 5 204,63 руб. (11 711,88-6507,25).

В периодах с 13.08.2018 г. по 20.08.2018 г., с 27.08.2018 по 31.08.2018 г. рабочих дней 11, день работы в выходной субботу 18.08.2018 г., за который оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В августе 2018 г. 23 рабочих дня. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 12 447,4 руб. (13 698,10 руб. / 23 раб. дн. x 11 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходной 2 263,16 руб. (13 698,1 руб. / 23 раб. дн. (дневная ставка) *1 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 14 710,57 руб. (12 447,4 + 2263,16). Из расчетного листка за август 2018 г. следует, что истцу оплатили 12 448,7 руб., с ответчика следует взыскать 2 261,87 руб. (14 710,57 - 12 448,7).

В периоде с 01.09.2018 г. по 03.09.2018 г. рабочий день 1, день работы в выходной субботу 01.09.2018 г., за который оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В сентябре 2018 г. 20 рабочих дней. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 1 301,32 руб. (13 698,10 руб. / 20 раб. дн. x 1 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходной 2602,64 руб. (13 698,10 руб. / 20 раб. дн. (дневная ставка) *1 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 3903,96 руб. (1301,32+2602,64). Из расчётного листка за сентябрь 2018 г. следует, что истцу оплатили 1301,45 руб., с ответчика следует взыскать 2 602,51 руб. (3903,96 - 1301,45).

В периодах с 08.10.2018 г. по 15.10.2018 г., с 29.10.2018 по 31.10.2018 г. рабочих дней 9, день работы в выходной субботу 13.10.2018 г., за который оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В октябре 2018 г. 23 рабочих дня. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 10 184,24 руб. (13 698,10 руб. / 23 раб. дн. x 9 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходной 2263,16 руб. (13 698,10 руб. / 23 раб. дн. (дневная ставка) *1 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 12 447,4 руб. (10184,24 +2263,16). Из расчётного листка за октябрь 2018 г. следует, что истцу оплатили 6 790,2 руб., с ответчика следует взыскать 5 657,2 руб. (12 447,40 - 6790,20).

С ноября 2018 г. у истца увеличился размер оклада за выслугу лет, который составил 839,60 руб., соответственно ежемесячное денежное содержание ФИО1 в ноябре, декабре 2018 г., с января по июнь 2019 г. составило 13 908 руб.

В периоде с 01.11.2018 г. по 05.11.2018 г. рабочих дней 2 и дни работы истца в выходные субботу 03.11.2018 г. и 05.11.2018 г. (с 04.11.2018 г. перенесли на 05.11.2018 г.), за которые оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В ноябре 2018 г. 21 рабочий день. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 2516,69 руб. (13908 руб. / 21 раб. дн. x 2 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходные 5033,37 руб. (13908 руб. / 21 раб. дн. (дневная ставка) *2 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 7550,06 руб. (2516,69 +5033,37). Из расчётного листка за ноябрь 2018 г. следует, что истцу оплатили 4331,18 руб., с ответчика следует взыскать 3 218,88 руб. (7550,06 - 4331,18).

В периодах с 10.12.2018 г. по 17.12.2018 г., с 24.12.2018 по 31.12.2018 г. рабочих дней 12 и дни работы истца в выходные 15.12.2018 г., 31.12.2018 г., за которые оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В декабре 2018 г. 21 рабочий день. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 15 100,11 руб. (13908 руб. / 21 раб. дн. x 12 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходные 5033,37 руб. (13908 руб. / 21 раб. дн. (дневная ставка) *2 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 20133,49 руб. (2516,69 +5033,37). Из расчётного листка за декабрь 2018 г. следует, что истцу оплатили 15 101,76 руб., с ответчика следует взыскать 5 031,73 руб. (20133,49 -15 101,76).

За 2018 г. с ответчика в пользу подлежит взысканию 29 639,79 руб. (3060,99 руб. + 2601,99 руб. + 5204,63 руб. + 2261,87 руб. + 2602,51 руб. + 5657,20 руб. + 3218,88 руб. + 5031,73 руб.).

В 2019 г. в периоде с 18.03.2019 г. по 25.03.2019 г. рабочих дней 6, день работы истца в выходной 23.03.2019 г., за который оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В марте 2019 г. 20 рабочих дней. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 7927,56 руб. (13908 руб. / 20 раб. дн. x 6 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходные 2642,52 руб. (13908 руб. / 20 раб. дн. (дневная ставка) *1 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 10 570,08 руб. (7927,56 +2642,52). Из расчётного листка за март 2019 г. следует, что истцу оплатили 7928,4 руб., с ответчика следует взыскать 2 641,68 руб. (10 570,08 -7928,4).

В периодах с 08.04.2019 г. по 15.04.2019 г., с 29.04.2019 по 30.04.2019 г. рабочих дней 8, день работы истца в выходной 13.04.2019 г., за который оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В апреле 2019 г. 22 рабочих дня. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 9609,16 руб. (13908 руб. / 22 раб. дн. x 8 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходные 2402,29 руб. (13908 руб. / 22 раб. дн. (дневная ставка) *1 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 12 011,45 руб. (9609,16 +2402,29). Из расчётного листка за апрель 2019 г. следует, что истцу оплатили 9610,18 руб., с ответчика следует взыскать 2401,27 руб. (12 011,45 -9610,18).

В следующем периодах с 01.05.2019 г. по 06.05.2019 г., с 20.05.2019 по 27.05.2019 г. рабочих дней 7, дни работы истца в нерабочие праздничные дни - 1 мая, выходные дни - 2 и 3 мая 2019 г., 04.05.2019 г., 25.05.2019 г., за которые оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В мае 2019 г. 18 рабочих дней. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 10 276,47 руб. (13908 руб. / 18 раб. дн. x 7 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходные, нерабочие праздничные дни 14680,67 руб. (13908 руб. / 18 раб. дн. (дневная ставка) *5 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 24 957,14 руб. (10 276,47 +14680,67). Из расчётного листка за май 2019 г. следует, что истцу оплатили 10 277,55 руб., с ответчика следует взыскать 14 679,59 руб. (24 957,13 - 10 277,55).

В периоде с 10.06.2019 г. по 17.06.2019 г., с 24.06.2019 до 01.07.2019 г. рабочих дней 10, дни работы истца в нерабочий праздничный день 12.06.2019 г., в выходные 15.06.2019 г., 29.06.2019 г., за которые оплата в двойном размере в порядке ст. 153 ТК РФ не произведена. В июне 2019 г. 19 рабочих дней. За период нахождения истца в командировке ей подлежало начислению денежное содержание в размере 13 908 руб. (13908 руб. / 19 раб. дн. x 10 раб. дн.*1,9) + оплата за работу в выходные, нерабочие праздничные дни 8 344,8 руб. (13 908 руб. / 19 раб. дн. (дневная ставка) *3 дн.*2*1,9), следовательно, оплата должна была составить 22 252,8 руб. (13 908 + 8 344,8). Из расчетного листка за июнь 2019 г. следует, что истцу оплатили 15 342,28 руб., с ответчика следует взыскать 6 910,52 руб. (22 252,8 - 15 342,28).

В июле 2019 г. истец находилась в командировке 1 день 1 июля 2019 г., в выходные и праздничные дни не работала, вследствие чего за этот месяц судебной коллегией расчёты не проверяются.

За 2019 г. с ответчика в пользу истца подлежит взыскание 26 633,06 руб. (2641,68 руб. + 2401,27 руб. + 14 679,59 руб. + 6 910,52 руб.).

За 2018, 2019 гг. с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 56 272,86 руб. (29 639,79 руб. + 26 633,06 руб.), то есть заработная плата, а не средний заработок, как постановлено судом первой инстанции.

Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, предусмотрена ст. 236 ТК РФ, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствующих месяцах 2018, 2019 г. должна была быть выплачена в конце соответствующего месяца 2018 г., 2019 г. Расчет компенсации за задержку зарплаты производится в порядке ст. 236 ТК РФ: компенсация = сумма задержанных средств * 1/150 ключевой ставки Банка России в период задержки * количество дней задержки выплаты.

В результате расчёта компенсации за задержку зарплаты за 2018 г. (за январь, март, май, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь), за 2019 г. (март, апрель, май, июнь) по день вынесения решения 22.06.2021 г. установлено, что за задержку 3 060,99 руб. минимальный размер компенсации составит 1 588,36 руб., за задержку 2 601,99 руб. составит 1274,45 руб., за задержку 5 204,63 руб. составит 2 393,26 руб., за задержку 2 261,87 руб. составит 939,52 руб., за задержку 2 602,51 руб. составит 1 045,27 руб., за задержку 5 657,20 руб. составит 2 178,77 руб., за задержку 3 218,88 руб. составит 1 191,42 руб., за задержку 5 031,73 руб. составит 1 788,36 руб., за задержку 2 641,68 руб. составит 816,07 руб., за задержку 2 401,27 руб. составит 702,1 руб., за задержку 14 679,58 руб. составит 4 056,95 руб., за задержку 6910,52 руб. составит 1811,25 руб.

Общая сумма компенсации за задержку зарплаты составляет 19 785,78 руб.

Так как в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлен факт нарушения трудовых прав истца, то в силу положений статьи 237 ТК РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", она имеет право на компенсацию морального вреда.

Статьёй 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Часть 2 статьи 237 ТК РФ направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Суд первой инстанции, с учётом приведённых положений закона, определяя размер компенсации морального вреда, с учётом объема и характера причинённых работнику в связи с длительной невыплатой работодателем причитающихся ему денежных средств нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, определил размер компенсации морального вреда в 10 000 руб., с чем также соглашается судебная коллегия. Само по себе снижение судебной коллегией размера взысканий, по мнению судебной коллегии, не влияет на степень нравственных страданий истца, вызванных несвоевременной и длительной невыплатой причитающихся ей денежных средств.

По смыслу ст. 237 Трудового кодекса РФ в случае нарушения трудовых прав работника, причинение ему морального вреда презюмируется, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Вследствие этого довод жалобы о недоказанности причинения морального вреда являются несостоятельными и судебной коллегией отклоняются.

По общему правилу, предусмотренному в пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Истец, обратившись в суд, государственную пошлину при подаче иска не платил. С учётом этого и принимая во внимание, что ответчик является государственным органом, взыскание с ответчика в доход соответствующего бюджета государственной пошлины не производится, что не учтено судом первой инстанции при принятии решения.

В силу пунктов 1-4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера взыскиваемых сумм, а в части взыскания судебных расходов решение подлежит отмене, апелляционная жалоба - частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 июня 2021 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:

«Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу в пользу ФИО1 заработную плату за работу в выходные дни и нерабочие праздничные дни в сумме 56 272 рубля 86 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 19 785 рублей 78 копеек, 10 000 рублей в счёт компенсации морального вреда.»

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 июня 2021 года отменить в части взыскания с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва государственной пошлины в размере 4039 рублей 68 копеек».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке через Кызылский городской суд Республики Тыва в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трёх месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи